Горные лыжи во Французских Альпах
(на автомобиле из Питера в Бург-Сен-Морис - Шамони 20 февраля - 8 марта 2004 года)

Часть 2.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

 [Часть 4]

  [Часть 5]

[Главная]

Окрестности Bourg Saint-Maurice

Бург Сент-Морис. Трасса N90, по которой мы сюда приехали, продолжается дальше в Италию в долину Aosta через перевал Col-du-Petit-Saint-Bernard (Малый Сен-Бернар). Зимой он закрыт, также как и перевалы на D902. Один - Col de l'Iseran (2764м) - в южном направлении за Валь д'Изером. Другой, Cormet de Roselend (1968 м) - на север мимо горного озера в сторону горнолыжного района Межев - Сен-Жерве.  Поэтому  в зимнее время на автомобиле в Бург можно попасть единственным путем через Альбервиль - Motiers.

Зато в непосредственной близости от Бурга находятся такие знаменитые горнолыжные центры, как Les Arc (точка 2 на карте), La Plagne (3), Tignes (4), Val-d'Isere (5), La Rosiere (6) в в районе перевала М.Сен-Бернар и имеющий объединенный регион катания с итальянским Thuile , За первую неделю мы намеревались, по возможности, объездить их все. Немного дальше находятся Три Долины. В Courchevel мы ездили кататься на один день из Шамони в 2002г, а в этом году наметили посетить Val Thorens (7).

Анализируя цены на скипасы, мы поняли, что при нашей цели обкатать весь этот регион, нам нет смысла покупать их на весь срок. Экономической выгоды не получалось, зато мы бы теряли в гибкости. Поэтому каждый день покупали билеты в той зоне, где надумали кататься.

 

Окрестности Bourg-St-Maurice
Горнолыжные курорты вокруг Bourg-St-Maurice. 

Les Arc

23.02.2004. пн. Погода - неважнецкая. С утра в Бурге +7, пасмурно. Забегая вперед, замечу, что почти все остальные дни стояла отличная ясная морозная погода, которая испортилась только в последний день перед возвращением домой.

В первый день поехали кататься на ближайшие же склоны в Лез Арк. После соединения этого этого региона катания маятником Vanoise Express с рядом расположенным Ла Планем образовалась объединенная зона катания Paradiski. Из Бурга до Арк-1600 можно подняться на фуникулере от вокзала. Стоимость его входит в цену скипаса, но мы решили поехать на своем автомобиле (16-17 км) - так нам удобнее и привычнее. Узкая дорожка D119 начинается от круга у супермаркетов и сразу же карабкается вверх по склону крутыми серпантинами. Постепенно снег появляется сначала на обочинах, а потом и на самой дороге. Метет, скользко, некоторые машины буксуют - впору цепи надевать. Сворачиваем к Arc-1800 и пытаемся пристроиться на парковку. Не тут-то было! Все площадки - и платные и бесплатные, забиты до отказа, в основном, машинами тех, кто живет в отелях. Большинство автомобилей представляют из себя снежные сугробы, видно что на них не ездят. Сделав пару кругов по серпантинам между террасами с отелями, я уже подумывал, не достать ли мне лопату и начать расчищать место в сугробе, но тут освободилось место на обочине узкого проезда прямо рядом с подъемником. Я рванул туда, не обратив внимание, на радостях, что проезд - односторонний, и я заехал под кирпич, припарковавшись носом в обратную сторону. Заметив это, дежурный на подъемнике не поленился, подошел ко мне и посоветовал развернуться, иначе мою машину могут эвакуировать. А надо сказать, звакуаторы трудились неустанно, рейс за рейсом увозя мимо нас проштрафившиеся машины в неизвестном направлении. 

Подъемник оказался коротким, подвозящим от отелей на нижней террасе к собственно зоне катания. Кассы около него не было, и я побежал искать, где купить скипасы. Задача оказалась непростой. Касса находилась где-то намного выше - в тусовочной зоне между корпусами отелей. Какая-то компания лыжников сначала посоветовала мне ехать туда на ски-басе, а потом завела в подземный гараж-паркинг с лифтом. Наверху они мне указали направление к кассе.  Еще немного поплутав, нашел, наконец, кассу. Тем временем уже близился момент начала катания "apres-midi " и по совету кассирши беру билеты на вторую половину дня, сэкономив на двух скипасах 21 евро (26 против 36-50). Попытки найти тот самый лифт не удались. Я заскочил в какой-то, но на всех этажах кроме верхнего попадал только в темные гаражи без видимого выхода на улицу. Поднимаюсь обратно наверх и спускаюсь чуть ли не кубарем прямо по целине крутого заснеженного склона между корпусами отелей . Рассматриваю план трасс, взятый в кассе. Мы находимся у кресел TS Jardin Alpin, поднимающих вдоль каскада отелей к TS Charmettoger, и оттуда уже доступ ко всем остальным трассам. Время apres-midi (12-30) еще не наступило, но скипасы никто не проверял. Наверху - туман, метет, ничего не видно. Трассы - изрыты, то ли их не готовили, то ли уже укатали с утра. Да и сами красные трассы не кажутся очень интересными - крутые места чередуются с проездами. В общем, не катание, а мучение и слезы. Короткие минуты прояснения сменяются снова полным отсутствием видимости. В некоторые моменты, останавливаясь, не понять, едешь ли ты или уже остановился, и падаешь на ровном месте. На верхних подъемниках тоже нигде не проверяют скипасы, кроме кабин Varet, откуда маятник Aiguille Rouge поднимает к самой верхней точке 3226 м.  Но Aiguille Rouge была закрыта - делать там в такую погоду нечего. Напрасно я бегал за скипасами - можно было бы и вовсе покататься на халяву.

Ставим Лез Арку незачот, хотя по справедливости, в такую погоду настоящего впечатления об этом регионе получить было трудно.

 

Разведка

Не знаю, что послужило тому причиной - акклиматизация или погода, но ночью меня знобило, бросало в жар, поднялась температура. Принял парацетамол, пришлось устроить день отдыха. Вот и еще один резон против долгоиграющего скипаса.

К полудню мне полегчало, и мы решили прокатиться на машине по окрестностям. Сначала решили разведать перевал Cormet de Roselend на дороге D902 с целью возможного проезда через него на вторую неделю отдыха в Шамони. Тем, кто окажется на автомобиле в этих местах, советую высматривать в информационных бюро отличную 2-километровую карту "Savoie - Haute Savoie", на которой отмечены все горнолыжные курорты от Женевского озера на севере до итальянской границы на юге. Судя по карте, дорога проходит мимо высокогорного водохранилища Barrage de Roselend и должна быть весьма живописной, а высота перевала в 1968 м оставляла надежду, что он чистится и зимой. Но тщетные надежды. В 19 км от Бурга дорога перекрыта снежным бруствером - перевал закрыт. Возвращаемся и сворачиваем по коричневому указателю "Fort2000", означающему достопримечательность. Поднимаемся по чрезвычайно узкой дорожке, на которой двум машинам не разъехаться,  для разъездов изредка сделаны малюсенькие площадки, нависающие над крутизной без всякого ограждения. Догнав трактор, тащившийся со скоростью пешехода, я с трудом улучил момент и обогнал его на первой передаче на крутом изгибе серпантина. Доехали до села на высоте 1380 м. Дальше дороги не видно. Зато отсюда открываются великолепные виды на долину и окружающие горы! 

Bourg-St-Maurice

Bourg-St-Maurice
Дорога к Fort2000

Bourg-St-Maurice

Спускаемся обратно в Бург и решаем разведать обстановку в Валь д'Изере и Тине - подъезды к подъемникам, а главное, возможность парковки около них. Эти два знаменитейших курорта имеют объединенную обширную зону катания Espace Killy. В те края ведет та же самая D902, но  в другую сторону. Довольно широкая дорога плавными поворотами поднимается вверх вдоль русла речки Isere, давшей название этой долине. Движение оживленное, но все едут быстро, да и есть возможность для обгонов. В 28 км от Бурга справа видна дамба, перегораживающая реку и образующая большое водохранилище. Дорога через дамбу ведет в Тинь. Едем сначала в Вал д'Изер. Площадка около нижней станции Funival забита машинами, поставленными на "вечную стоянку" - многие засыпаны снегом чуть ли не по крыши. Площадка очень большая, и, если повезет, то утром, может быть, место и найдется. Чуть дальше, в самом поселке, с парковками - совсем труба, мест нет ни на платных, открытых и закрытых, а бесплатных нет вообще. 

 

Возвращаемся к дамбе и едем в Тинь От дамбы до Tignes-2100 и Tignes-le-Lac, разделенных еще одним озером - около 6 км. С парковками здесь еще хуже, чем в Валь д'Изере. М-да. Что-то не так в их Датском королевстве. Во многих горнолыжных курортах (в частности, практически везде в долине Шамони) большие бесплатные площадки у нижних станций подъемников предназначены не для хранения машин в течение всего отдыха, а исключительно для тех, кто приезжает покататься. И соответствующие знаки запрещают на них круглосуточную парковку. Забегая вперед, замечу, что подобные проблемы мы испытывали только в Лез Арк и Валь д 'Изере - Тине. 

Val-d'Isere
Val-d'Isere

Val-d'Isere
Val-d'Isere

Tignes
Tignes-les-Lac

Снова возвращаемся к дамбе. В этом месте на высоте 1850 м находится симпатичная церковь и небольшой поселок Tignes les Boisses более традиционного вида, в отличие от урбанистичных новомодных курортов. Удивительно, но народу почти не видно, машин - тоже, а мест, куда пристроить авто - полно. Наверх поднимает один двухкресельный подъемник Boisses. Отлично! Завтра поедем сюда. На всякий случай по карте трасс высматриваем еще одно место ниже по течению реки - Tignes les Breviers на высоте 1550 м. Оттуда кресельная канатка Myrtillers поднимает к  Tignes les Boisses, а гондола Sache - туда же, куда и кресла Boisses. Наверняка, там тоже можно припарковаться.

Tignes

Tignes
По дороге в Tignes

Tignes
Tignes les Boisses

 

Tignes

 

Утром следующего дня целенаправленно едем прямо в облюбованный накануне Tignes les Boisses. При ближайшем рассмотрении обнаруживаем небольшую площадку прямо рядом с подъемником и заезжаем на нее. Завидя нас, из соседнего домика выходит молодой парень и говорит, что это место принадлежит французской армии, и стоять здесь нельзя. Ноу проблем! - отъезжаем на 30 метров на соседнюю площадку ближе к отелю. На ней стоят и какие-то легковые машинки, и военные грузовики, но нас оттуда никто не гонял. Более того, когда вечером, накатавшись, мы переодевались, подъехала военная машина, и один из офицеров направился к нам. Я внутренне насторожился, ожидая неприятностей - не дай Бог, еще заметут как русских шпионов.. Увидев иностранные номера, офицер поинтересовался, на каком языке я предпочитаю общаться - французский, немецкий, английский... Я ответил, что на плохом английском, и он с явным удовольствием использовал возможность попрактиковаться на этом языке, что весьма удивительно для француза. Поддерживая светскую беседу, он задавал вопросы: "Как погода?", "Как состояние снега наверху?", "Понравилось ли нам катание?", "Откуда мы приехали?". Узнав, что из Санкт-Петербурга и преодолели по дороге сюда почти 3000 км, пришел в необычайное воодушевление, потом пожелал нам удачного отдыха и откланялся. Похоже, что это была база подготовки французских альпийских стрелков.

Неожиданно обнаружилось еще одно затруднение. Также, как и в Лез Арк, кассы, продающей скипасы, здесь не оказалось, а ближайшая находится в 6 км в Tignes-le- Lac. Наученный горьким опытом, внимательно приглядываюсь к немногочисленным лыжникам. Многие из них почему-то спускаются куда-то вниз (наверное, к гондоле в Tignes les Breviers), но некоторые поднимаются и на наших креслах. Контроля на входе нет, поэтому говорим "Бонжур" месье, дежурящему на посадке и поднимаемся. В случае чего всегда можно будет спуститься в Тинь ле Лак и купить билеты там. На верхних подъемниках тоже везде доступ свободный, так и катаемся на халяву.

Tignes
Плотина в Tignes les Boisses

Tignes
Площадка у подъемника

Tignes
Tignes les Boisses

Tignes
Tignes

Погода окончательно налаживается. Яркое солнце, легкие облака временами окутывают склоны гор ниже нашего уровня. Чистейший белый снег. Разнообразные, прекрасно подготовленные склоны на любой вкус. Любители внетрассового катания всегда могут уйти в сторону от подготовленных трасс - после нескольких дней непогоды целину не успели еще раскатать до могульных бугров. Легкий морозец был с утра и внизу в Бурге, а здесь наверху довольно холодно, температура, наверное, не менее 15-20 градусов мороза. Зато подготовленные карвинговые трассы прекрасно сохраняются весь день без бугров и льда. На удивление мало народа, нет ни очередей на подъемниках, ни толкотни на трассах.

Tignes

Tignes
Tignes

Tignes

Еще в прошлые годы мы с женой, готовясь к поездкам в горы, были немало обеспокоены проблемой связи на склонах. На горных лыжах мы катаемся еще с молодости. Вера уверенно себя чувствует на лыжах, и может аккуратно спуститься практически с любого склона, кроме, разве что, глубокой целины и вертикальных обледенелых крутяков. Но быстро спускаться не любит. Я же не прочь и погонять, и иногда покопаться по целяку. Кататься все время вместе не очень интересно ни мне, ни ей, а надолго терять друг друга из виду тоже не хочется. Сначала подумывали было о портативных рациях или связи по мобильникам, но потом выработали тактику, которой и придерживаемся постоянно. Вместе поднимаемся в какую-нибудь зону региона катания, а потом обкатываем одну или несколько рядом расположенных красных или черных трасс, периодически встречаясь у какого-то подъемника. Обычно я успеваю спуститься два раза, а она - один и ждет меня внизу. Потом несколькими подъемниками или проездами вместе перебираемся в другое место. Таким образом мы катаемся каждый в своем темпе, но не теряя друг друга из виду.

Tignes

Tignes
Tignes

Tignes


Tignes
Вид на Tignes-le- Lac

Пожалуй, здесь было лучшее катание за первую неделю, и мы в предпоследний день вернулись сюда еще раз, пожертвовав Ла Планем, посчитав, что он мало отличается от так не понравившегося нам в первый день Лез Арка.

Tignes
Птичка на объедках чужого обеда

Ниже - еще несколько фотографий сделанных по дороге от Бург Сен-Морис до Тиня.

Ste-Foy-Tarentaise
Ste-Foy-Tarentaise

Ste-Foy-Tarentaise

Турку

 

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

 [Часть 4]

 [Часть 5]

[Главная]

Hosted by uCoz