Из Питера в Хорватию в мае 2001 года 
( Питер - Белоруссия - Зап. Украина - Словакия - Венгрия - Хорватия )

Часть3. Задар - Раб - Крк - Истрия - Хлебине. Заключение.

[Часть 1]

[Часть 2]

 [Часть 3]

    [Главная]
06.05.2001 13-30. Покидаем Дубровник и направляемся на север в сторону Истрии, большого равнинного полуострова, занимающего значительную часть северо-запада Хорватии. Нам предстоит проехать вдоль всего хорватского побережья Адриатического моря. Снова проезжаем мимо Сплита,Трогира, Примостена и Шибеника и, недоезжая Београда, сворачиваем к небольшому кемпингу Nordsee. Кемпинг почти пустой, администрации не видно, но на входе висит объявление, что хозяину можно позвонить по телефону. Звонить не стали, а просто обосновались на площадке. С наступлением темноты сам собой зажегся свет. Душ, туалет и кухня открыты и функционируют. А вот появился и хозяин. Запросил за ночевку 10 DM, но увидев на автомобиле наклейку RUS, воодушевился и сказал, что ничего с нас не возьмет.

07.05.2001 пн. Движемся дальше на север. С 9 до 12-30 гуляем по Задару, бывшей столице Долмации. Его история насчитывает 3000 лет и хранит следы греческой и римской культуры. Любопытно здание городской администрации с барельефами, изображающими основные культурные памятники.

Задар 
Задар

Задар 
Задар

Задар 
Задар

Задар 
Задар. Собор Св.Анастасии

В дальнейшем пути к Истрии нам хотелось посетить и живописнейшие хорватские острова. Наметили следующий маршрут с паромными скачками: от Задара заезжаем на  полуостров Паг, с него перепрыгиваем на Раб, затем на Крк и через Црез на Истрию. Но оказалось, что прямого парома с Пага на Раб нет, а с Раба на Крк (Lopar - Baska) паромы ходят только с июня по сентябрь.

По островам
По островам

Пришлось подкорректировать маршрут.С Пага переплыли на материк. Сплавали на Раб и обратно. Потом по мосту через пролив попали на Крк и оттуда - паромами через Црез в Истрию. Расписание любого маршрута паромов Jadrolinija можно узнать в любом порту Хорватии. Обычно паромы ходят через 1-3 часа (на некоторых линиях реже), стоимость переправы автомобиля и двух пассажиров колеблется от 60 до 100 кун (7-12 долларов), что значительно дешевле аналогичных скандинавских паромов.

Паром на Rab
Паром на Rab

Заночевали в кемпинге Сан-Марино в Лопаре на острове Раб. 

Rab
Rab

Rab
Rab

Rab
Rab. Lopar

Rab
Rab

08.05.2001 вт. Вернулись обратно на материк и по одному из крупнейших в мире мостов попадаем на остров Крк. Стоимость проезда по мосту - 10 кун (чуть более доллара).
.

Крк
Мост через пролив на Крк 

Крк
Крк 

Крк
Крк 

Крк
Крк 

С острова Крк  переплываем на Црез, заезжаем в одноименный городок с очень узкими улочками и по крайне узкой и извилистой дороге попадаем к последнему в этой поездке парому в Истрию.

17-30 Пула. Этот город знаменит хорошо сохранившимся римским амфитеатром - Колизеем. Долго здесь не задерживаемся и в 19-30 поселяемся в кемпинг Polari в Ровини за 78 кун. 

Пула
Пула

Пула
Пула

Rovinj
Rovinj

Rovinj
Rovinj

09.05.2001 ср Интересное наблюдение. Большое количество городов в Хорватии расположено на небольших полуостровах, фактически островках, отделенных от материка узким перешейком. Не составили исключения  Ровиня и Пореч в Истрии. В Порече находится еще одна хорватская жемчужина - Евфразиева базилика VI в с потрясающими по красоте мозаиками и  великолепными мраморными колоннами. Очень интересен и музей в базилике, в котором мы ходили в гордом одиночестве.

Porec
Porec

Porec
Porec

Porec
Porec

Porec
Porec

Однако, отпуск подходит к концу, пора возвращаться домой. В одном из книжных магазинов мы увидели в альбоме удивительные фрески и обнаружили, что они находятся в часовне небольшого села Берам неподалеку от города Пазин. Решили туда заехать. Подъехав к запертой церкви в Бераме некоторое время стояли в раздумьях, как бы туда попасть. Игравшая рядом девочка сразу поняла, что нас интересует, и позвала бабульку-служительницу. Оказалось, что надо куда-то ехать. Вера улеглась сзади на вещи, и мы поехали за несколько километров к стоящей на опушке леса маленькой часовне. В ней и оказались потрясающие по силе впечатления фрески.

Beram
Beram

Beram
Beram

Beram
Beram

И еще одно место в Хорватии нам очень хотелось посетить. Много лет назад на выставке в Эрмитаже, посвященной художникам-примитивистам, наше внимание привлекли совершенно необычные по манере исполнения картины югославских художников. Запомнилась и фамилия - Генералич. Поэтому, когда мы на карте-путеводителе увидели помеченное желтым цветом маленькое село Хлебине недалеко от Копривницы у самой границы с Венгрией и прочитали, что там находится галерея наивного искусства и музей Ивана Генералича, то не могли туда не заехать.

Завтрак на природе
Завтрак на природе

Не заезжая в Риеку и Загреб мы переночевали в машине около какого-то мотеля, т.к. цена за номер в 50 долларов в нем нас не вдохновила. Утром по пустым проселочным дорогам с любопытным знаком, предостерегающим нас от встречи с лягушками, приехали в Хлебине. 

По дороге к Hlebine
По дороге к Hlebine

Всемирную известность получил основатель целой династии художников-примитивистов Иван Генералич 1914-1978. Продолжатели его творчества - сын Иосиф и внук Горан, а также племянник Милан, сын скульптора Мато Генералича, брата Ивана. Милан также пишет картины, но более известен как иллюстратор книг (сказок), издаваемых в Хорватии, Германии и многих других странах. И целая школа сельских художников, творящих в похожей манере.  Интересна техника живописи. Картины пишутся на обратной стороне стекла (в зеркальном изображении), и особенно хорошо смотрятся при ярком освещении.

Галерея наивного искусства открыта с 10-16, в сб 10-14. Большое количество картин Генераличей и их учеников-последователей производят очень сильное впечатление. Девушка из галереи позвонила в дом-музей Ивана Генералича, и нас пустила туда его родственница, где также выставлено большое количество картин, роскошных альбомов, разной интересной деревенской утвари, а в дальней "секретной" комнате - отдельная "эротическая" экспозиция.

 Hlebine. Кафе
Hlebine. Кафе

Hlebine. Галерея
Hlebine. Галерея

Hlebine. Галерея
Hlebine.
Изгнание из рая

Дом Милана Генералича
Дом Милана Генералича

Потом мы напросились в гости к Милану Генераличу. На фото слева - любопытное дерево-навес у ворот его дома, а справа - хозяин дома с автопортретом на стене. Милан любезно показал свои картины, книги, которые иллюстрировал, и продемонстрировал технику живописи. Веру угостили вином, а меня - соком.

Милан Генералич
Милан Генералич

Напоследок мы зашли в церковь. Все иконы, фрески и деревянная резная дверь изготовлены местными художниками в той же характерной искренней наивной юмористической манере. Особенно понравились маленькие иконы вдоль боковых стен, традиционно для католических церквей посвященные восхождению на Голгофу. А если внимательно рассмотреть фотографию с иконой, то слева под занесенной для удара рукой изображена эта самая церковь. И вообще, весь сюжет перенесен в родной пейзаж. Надо сказать, что местная церковь - непременный атрибут почти всех картин местных художников, изображающих сельские пейзажи. Кафедра на правой фотографии расписана Миланом Генераличем.

  Hlebine. Церковь
Hlebine. Церковь.

Hlebine. Церковь
Hlebine. Церковь.

Hlebine. Церковь
Hlebine. Церковь.

Покидали эту маленькую деревушку в полном восторге от увиденного.

Обратный путь также проложили через Венгрию - Словакию - Львов. В Венгрии останавливались в Пече и Эгере, в Словакии - В Спишске Подградье и Спишске Нове-Вес, об этом я упомянул в первой части отчета. Заехали и в центр Львова по улицам Джохара Дудаева и Степана Бандеры. После ухоженных чистеньких венгерских и словацких городков, разбитые дороги и общий вид Львова удручает. Но в центре все равно красиво.

Сравнительные характеристики дорог и организация движения в разных странах.

1.        Россия. Хорошо знакомые всем нам дороги, часто неважного качества и без разметки. Больщое количество неоправданных ограничений скорости и засад алчных гаишников. Помогает радар-детектор (меньше), шоферская взаимовыручка (больше), сговорчивость гаев и сравнительно небольшие размеры штрафов. Изрядное количество безбашенных водителей особенно заметно по возвращению из других стран.

2.        Белоруссия. Качество дорог в целом лучше, чем в России. Движение на дорогах – небольшое. Приятно радуют меньшее количество неоправданных ограничений и грамотно расставленные знаки запрещения обгона. Трасса М1 приближается по качеству (собственно дорога и вся инфраструктура) к западному уровню. Правда, вызывает удивление ограничение скорости 100 км/час, это слишком мало для такой дороги. На М1 засады ДАИ встречаются, в основном, вблизи постов, а на других трассах – в селах около райцентров и местах установки знаков ограничения скорости и обгона. Особо привязчивые даишники – на подступах к Минску. Поражает дисциплинированность местных водителей, большинство едет, строго соблюдая скоростной режим – сказывается почти в 2 раза большая величина штрафов, особенно на фоне значительно меньшей средней зарплаты белорусов. Радар-детекторы – запрещены.

3.        Украина. Качество дорог – что-то среднее между РБ и РФ. В Львовской области и Закарпатье большинство дорог изрядно разбиты. Украинские села кишат пешеходами и велосипедистами, следует соблюдать особую осторожность в темное время – веселые кампании частенько прутся прямо по середине дороги. В описываемую поездку не встретил НИ ОДНОЙ засады даишников на Украине, только посты ОМОНа и паспортного контроля на границах областей и в приграничных районах.

4.        Словакия. Дороги – песня! Пожалуй, самые лучшие в Восточной Европе. Идеальное покрытие даже на мелких второстепенных дорогах, четкая разметка, оправданные ограничения, великолепные автобаны. Скоростной режим 60-90-130 позволяет без всякого риска встречи с полицией прохватить на скорости до 140 по автобану, пересекающему всю Словакию, заплатив за наклейку на 2 недели всего 60 крон (менее 1.5 долларов). Мелкие дороги – узкие и извилистые, совсем без обочин с большим количеством сел. Зато многие ж/д переезды без всяких шлагбаумов, огней и знаков "СТОП" – сам следи за поездами! Много знаков "поворот" или "извилистая дорога" с табличкой "рекомендуемая скорость". Обычно можно ехать со скоростью +20…30 к рекомендованной. На горных серпантинах стоят знаки "извилистая дорога" с "кратностью" (что бы это могло означать?). Полицию на дорогах увидеть можно крайне редко.

5.        Венгрия. Полагается езда со светом фар (вроде, только в нас. пунктах, но я включал всегда). Скоростной режим 50-80-100-120. Ограничение 50 в нас. пунктах  у меня лично вызывало внутреннее несогласие, хотя нарушителей среди местных – мало. Возможно потому, что полицейских засад довольно много. Также и знаки. Мелькала крамольная мысль, что их иногда устанавливают, как и у нас, для прокорма полиции. Разница между дорогами, где разрешено 80 и теми, где 100 – незначительная, я даже не всегда с уверенностью мог сказать, на какой я нахожусь. Своеобразны секторные запрещающие знаки -  в одном знаке в секторах изображены различные средства, которым запрещен проезд. Понравились светофоры – отдельные на каждую полосу, с прикрепленными снизу  каждого круглыми предписывающими знаками (например, прямо и налево, прямо, направо). Ночью ярко горят светоотражающие столбики, а перед переездами – поперечные светоотражающие полосы, нанесенные на асфальт, своеобразные "лежачие полицейские". Очень длинные географические названия крайне затрудняют ориентировку на местности. Так и не смог разобраться с системой оплаты автобанов. Ехали по ним вокруг Будапешта и немного в сторону Балатона (при первом удобном случае свалил от греха подальше на параллельную дорогу). Не встретил никаких пунктов оплаты дорог и щитов с тарифами.  

6.        Хорватия. До сих пор нахожусь под впечатлением от организации дорожного движения в этой стране. Эта организация у меня лично вызывала только чувство глубокого уважения и полное отсутствие желания чего-нибудь нарушать.  Скоростной режим – такой же, как и в Венгрии – 50-80-100-120, но на самом деле разница принципиальная! Ограничение 50 в селах – чисто номинальное, практически во всех нас. пунктах (кроме центров крупных городов) на трассах, расставлены знаки, повышающие скорость до 60, 70 или 80 км/час. Или понижающие до 40, но там где это действительно необходимо, как правило, около школ, и тогда дополнительно на асфальте написано "Skola". Не припомню ни одного знака или дорожной разметки, которая была бы не по делу. Большинство дорог Хорватии проложено в горной местности. Серпантинов на трассах практически нет, они попадаются только на спусках с трасс к паромам и на дорогах на островах. Трассы представляют собой череду затяжных не очень крутых закрытых поворотов и спусков-подъемов. Кажется, что все время едешь по кругу, то влево, то вправо.  Обочин нет вообще. С одной стороны асфальт уложен рядом со скалами, а с другой разметка нанесена прямо на край обрыва, и часто нет никакого ограждения! Прямых участков очень мало, и за каждый обгон фуры впору рисовать звездочку на корпусе, как за сбитый мессершмидт. В таких условиях желания гонять особенно не возникает, и ограничение 80-90 никак не напрягает. Те дороги, которые 100, уже приближены к магистралям: 2-3 полосы в каждом направлении с разделительной полосой. Они проложены чаще всего на окраинах крупных городов и четко помечены знаком "дорога для автомобилей".  Ну а автобаны – автобаны и есть! Большинство из них – платные.  Такого количества полицейских на дорогах я, пожалуй, не припомню ни в одной стране, но у меня они не вызывали никаких   неприятных эмоций, скорее наоборот. Похоже, что основное их предназначение, это не сидение в засадах, а реальная помощь на дорогах. И если и секут радарами, то в зоне, где честно стоят знаки "Radar control". Если дорожные службы ведут  какую-нибудь работу и проезд - затруднителен, то обязательно один из них занимается регулированием очередности проезда. На дорогах Хорватии кроме современных автомобилей наблюдается большое количество маленьких универсальчиков Рено-2, которые несмотря на свой дряхлый вид довольно шустро и уверенно передвигаются по горным дорогам.

 

     А напоследок, еще одно парадоксальное наблюдение. Въехав в М. Березном из Словакии на разбитые дороги Зап.Украины и давя на газ по извилинам Ужокского перевала, я испытал даже некоторое освобождение и прибавил скорость. Причина, с одной стороны, в том, что на западных трассах все время морально давит боязнь нарушить правила - штрафы у них немаленькие. С другой стороны, полное отсутствие обочин на местных европейских дорогах (особенно в горах) тоже не располагает к слишком резвой езде. Все-таки, широкие обочины, стандартные почти для всех дорог в СНГ - большое благо! Во-первых, значительно более уверенно себя чувствуешь на поворотах, при обгонах и встречных разъездах, а во-вторых, всегда есть возможность съехать на обочину и остановится для фотографирования или по каким-то другим неотложным делам. 

 

Заключение. Некоторые цифры и факты.

За 16 дней пройдено 7600 км. Сожжено 530 л бензина. Среднее потребление - около 7 л на 100 км. Штрафы = 0.

Потрачено на все про все с учетом виз, страховок и бронирования отеля в Трогире (113 долларов за три дня) = 650 долларов

Стоимость бензина (91, 92 или 95) на Украине 0.31-0.35 доллара за литр, в Словакии - 0.73,  в Венгрии и Хорватии - 0.85.

Стоимость проживания в кемпингах Хорватии = 8-10 долларов (автомобиль+палатка).

    Визы
Словацкие двухкратные транзитные визы стоили 37*2=74 доллара. В питерском консульстве они делались за сутки.
Основанием для транзита через Венгрию (весной 2001 года визы еще не требовались) и въезд в Хорватию были ваучеры о бронировании на 3 дня гостиницы в Трогире.

    Страховки (РЕСО ГАРАНТИЯ)
Болгарская гринкарта на Вост.Европу на 15 дней = 26DM=365руб.
Медицинские страховки на 16 дней на 30 000 долларов =  301*2=601 руб.
(Тонкость - до 15 дней тариф 0.79 доллара в день с человека, после 15 - 0.71) 

   

 

  Паромы, мосты, туннели, автобаны (1 доллар=8.2 куны):

Первый кусок автобана от Венгрии к Загребу 10 кун
Автобан Загреб - Карловец 15 кун
Паром Ploce - Trpanj (c материка на п-ов Peljesac) 88 кун
Паром Ziglieni - Prizna (Pag - материк)     68 кун 
Паром Jablonec - Rab  79 кун
Паром Rab - Jablonec         79 кун
Мост на Krk       10 кун
Паром Valbiska - Meran (Krk - Cres) 80 кун
Паром Porozina - Brestova (Cres - Истрия) 80 кун
Туннель перед Риекой 20 кун
Автобан  Карловец - Загреб  15 кун


Прохождение границ

Россия - Белоруссия . Долосцы

РФ 15мин 120 руб за экологию

РБ 5мин 124 руб=4 доллара страх.ГО

Белоруссия - Украина. Макраны

РБ 45мин 20долларов за транзит+5 за экологию

Украина 30мин 6 гривен экология+13 декларация

Украина - Словакия. 

Украина. М.Березный 60мин -

Словакия. Убля 35мин -

Словакия - Венгрия. Sahy

25мин -

Венгрия - Хорватия. Nagykanizsa

15мин -

Хорватия - Венгрия 

15мин -

Венгрия - Словакия. Banreve

20мин -

Словакия - Украина

Словакия Убля 5мин -

Украина. М.Березный 1ч25мин -

Украина - Белоруссия. Макраны

Украина 10мин 38 гривен за пригр. дороги

РБ 40мин 10 долларов за транзит

 Белоруссия - Россия. Долосцы

РБ 0мин не останавливались

РФ 5мин показал квиток об оплате экол. туда

 

Тихомиров Сергей. Питер - Хорватия, май 2001 г.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

    [Главная]
Hosted by uCoz