Поездка из Питера в Крым в августе 2001 года 

( Севастополь - Фиолент - Инкерман - Балаклава - Мангуп - Эски-Кермен - Ласпи - Симез - Роман-Кош - Коктебель - Демерджи)

Часть2. От Ласпи до Коктебеля

[Часть 1]

[Часть 2]

      [Главная]

25.08.2001 сб 10-00  Покидаем гостеприимный Фиолент и направляемся в сторону Южного Берега Крыма (ЮБК). Задача номер 1 - попытаться найти какой-нибудь кемпинг или дикую стоянку в Ласпи.

Мыс АяНа середине затяжного спуска после площадки с видом на Ласпинскую бухту сворачиваем направо к Ласпи. Указатель на кемпинг внушает оптимизм. Чуть ниже - еще развилка. Прямо - Ласпи, направо - Батилиман. Сначала заезжаем в Ласпи.  Дорожка заканчивается очень узкой тупиковой улочкой.  Небольшой тесный кемпинг, расположенный прямо у дороги - переполнен. База отдыха Дельфин и пансионат Изумруд показались нам дорогими, мест нет да и вообще вся обстановка жутко не понравилась. С большим трудом нахожу место для разворота, и едем в Батилиман. Спуск к поселку оказался перекрыт, похоже там случилась какая-то авария. Проезжаем вперед еще около километра и упираемся в ворота д.о. Ая.  Оставив автомобиль на  его территории за 5 гривен, идеи по тропе к мысу Ая. Вдоль берега видно много палаток Искупавшись в скалах, решаем двигаться к Симеизу и искать место для стоянки там.

Форосская церковь
  Форосская церковь

В прежние годы мы несколько раз останавливались в частном секторе в Алупке, откуда ходили купаться в скалы г. Кошки в Симеизе. Это одно из самых любимых наших мест в Крыму. Заезжаем в Симеиз, где на нас буквально набрасываются с предложениями жилья по 20-30 долларов за день. Но нам бы какой-нибудь кемпинг. По узкой извилистой дорожке по холке Кошки проезжаем в следующую долину между Симеизом и Понизовкой. На Кошке у самого перевальчика стоят автомобили с палатками, но свободное место найти довольно затруднительно. На спуске - база отдыха Автобусник. Устроиться там было бы неплохо, но мест нет. Сразу за ним видим ворота в частный дом с большой площадкой внутри. Договариваемся о ночлеге в машине за 6 долларов за два дня. При желании места достаточно, чтобы поставить и палатку. Место довольно уютное, площадка  террасой нависает над территорией Автобусника с видом на море. Во дворе - душ и ватерклозет, в нашем распоряжении газовая плита, холодильник и столики под навесом. Но мы предпочитаем свою плиту и свой столик с раскладными креслами. Купались в скалах Кошки, где я вдоволь наплавался  и нанырялся с маской, трубкой и ластами, чему способствовала и великолепная погода: температура воздуха 25-30 градусов и 25 градусов воды.

Симеиз
  Симеиз. Стоянка

Симеиз
Симеиз. Скала Дива

Кошка
  Симеиз. Скалы на Кошке

Ласточкино Гнездо27.08.2001. пн. 8-40 Задача на сегодняшний день - посещение Крымского заповедника, расположенного на отрогах самой высокой вершины Крыма г. Роман-Кош. Заповедник занимает большое  пространство между Массандрой и Алуштой. По нему проложена узкая извилистая дорога. От  Алушты до Массандры - около 70 км, из них 55 - по заповеднику. Пешие посещения запрещены, а для автомобильных можно купить пропуск, по которому можно находиться в заповеднике целый день без ночевки. Пропуска продаются только в Алуште, поэтому нам пришлось сделать петлю, проехав из Симеиза по шоссе вдоль моря через Ялту в Алушту, затем,  прокатившись по заповеднику обратно в Массандру, снова вдоль моря через Алушту ехать в Коктебель, где мы намеревались провести оставшуюся часть двухнедельного отдыха. 

Пропуска продаются в Алуште в управлении заповедника по адресу Партизанская, 42. Если ехать со стороны Ялты, то после круга, откуда идет дорога в центр Алушты надо ехать в сторону Симферополя и Феодосии и после речки сворачивать на первую улицу налево. Справа по ходу будет музей природы заповедника и управление. Секретарь Аня  работает с 8-17 без выходных и обеда. Пропуск стоил нам 50 гривен (по 15 с человека и 20 за автомобиль).  По широкой долине дорога ведет к Изобильному. Обогнув живописное  водохранилище дорога круто поднимается в гору и углубляется в лес. 

 Кордон Садовый. Проверка пропуска. Дорожка становится совсем узкой, на  ней еле умещается одна машина. Дорога петляет по лесистым склонам, многочисленные крутые закрытые повороты не дают разогнаться. Движение практически отсутствует. За всю поездку встретили не более 5 автомобилей, из них два - туристы, а остальные - обслуга заповедника. Все достопримечательности помечены табличками, так что ничего не упустишь. В паре километрах в стороне от основной дороге - форелевое хозяйство на реке Черной.. Большое количество прямоугольных бассейнов соединены в каскад узкими протоками. В каждом бассейне плавают стаи рыб строго одинакового размера - от мальков до здоровенных рыбин. Монастырь Косьмы и Дамиана расположен на месте целебного источника. В царское время здесь была знаменитая водолечебница. Сейчас восстановлена часовня. Приветливый настоятель монастыря встречает приезжающих (паломников и просто интересующихся) и совершенно бесплатно устраивает экскурсию по монастырю. Разительное отличие от Георгиевского монастыря в Фиоленте. Вершина Роман-Кош (1545м) не слишком впечатляет, мало возвышаясь над окружающим пейзажем.

Крымский заповедник
  Заповедник. Форелевое хозяйство


Крымский заповедник
Космодемьянсий монастырь

Роман-Кош
Заповедник. Вид на Роман-Кош

Выезжаем на открытое плато. На скале над крутым обрывом расположен большой крест и видовая площадка с Беседкой Ветров. Отсюда открывается широкая панорама всего ЮБК. По хорошему сюда надо попадать в холодное время, утром или вечером. Солнечным днем дымка не дает сделать качественных фотографий. 
Никитский перевал 1448 м  - высшая точка дороги. Через пару километров- Красный Камень, видовая площадка на Ялту. Рядом - заброшенная база отдыха. Дорога серпантинами спускается вдоль ущелья Уч-Кош к Грушевой Поляне - выезду из заповедника. 14-30. Сторож проверяет наш пропуск и отпирает массивные ворота.

Крымский заповедник
Заповедник. Беседка Ветров

Крымский заповедник
Заповедник. Ущелье Уч-Кош

Крымский заповедник
Грушевая Поляна. Выезд из заповедника

Второй раз за сегодняшний день преодолеваем участок шоссе между Ялтой и Алуштой и продолжаем наш путь в сторону Судака и дальше до Коктебеля. Эта дорога, пожалуй, одна из самых красивых и интересных в Крыму. На участке  от Алушты до Солнечногорского основная сложность состоит в том, что на всем протяжении нанесена сплошная осевая линия разметки , обгоны практически невозможны, и частенько накапливаются паровозики из нескольких машин. Дальше возможностей для обгонов становится больше, и каждый может ехать в том темпе, который позволяет ему его опыт, умение и автомобиль. Дорога то поднимается в горы, то спускается серпантинами к очередному поселку на побережье. С видовых площадок открываются великолепные панорамы ЮБК от Аю-Дага в Гурзуфе  до Меганома за Судаком.

ЮБК
ЮБК. На дальнем плане - Аю-Даг

ЮБК
ЮБК. На дальнем плане - Меганом

Новый Свет
Новый Свет

Новый Свет
Новый Свет

17-30 Поселяемся в хорошо знакомый нам кемпинг на окраине Коктебеля. Стоимость проживания для двух человек, автомобиля и палатки составила 10 гривен в сутки (менее 2 долларов).

КоктебельКоктебельКак видно на снимке, кемпинг в конце августа - начале сентября пустеет. Наша стоянка - зеленая палатка с белым тентом. Кемпинг довольно удобно расположен в конце живописной коктебельской набережной, по которой приятно прогуляться вечером. Внимание отдыхающих неизменно привлекал местный абориген, с огромной собакой и котом, собирающий подаяние на их и свое пропитание.
Как и обычно, на месте мы не сидели, а уходили или уезжали в ближайшие окрестности, где купались в скалах или диких пляжах.. Нашу нелюбовь к организованным пляжам поддерживают еще и дикие формы, которые принимают пляжные развлечения. Особенно доставали водные мотоциклисты, катающие пляжную публику чуть ли не по головам купающихся. Особенно страшно нырять с маской: всплывая на поверхность запросто можно угодить под водный мотоцикл, моторку или садящийся на воду дельтаплан. И никакие спасательные службы не волнует, что подобные развлечения должны происходить в особых зонах, запрещенных для купания. Особое впечатление произвел жуткий случай. На правом снимке я сфотографировал молоденькую девочку-школьницу, родители которой заплатили деньги за катание на парашюте, привязанному к катеру. Не успела она оторваться от земли, как веревка отвязалась, и ее с приличной высоты бросило на ступени каменной лестницы (их видно слева на заднем плане фотографии). Родители, на глазах, которых все это произошло, были просто в шоке.  

Коктебель
Коктебель. Закат

Коктебель
Коктебель. Мыс Хамелеон

Коктебель
Карадаг. Вид из Лисьей бухты

Коктебель
Коктебель. Катание на парашюте

30.08.2001 чт. 12-00 Вот и подходят к концу две недели нашего отдыха. Собираем палатку и устраиваем в машине спальное место - до Питера нам предстоит преодолеть 2300 км с двумя ночевками. Вообще-то, обычно обратную дорогу мы проходим с одной ночевкой, но для этого следовало бы выехать рано утром, а кроме того под занавес мы хотим посетить еще одно примечательное место - г. Демерджи около села Лучистого.
Каменные грибыИ вновь мы разматываем серпантины дороги Коктебель - Судак -Алушта, в последний в этом году раз любуясь панорамами Южного Берега Крыма. После Солнечногорского сворачиваем подивиться на так называемые Каменные Грибы, уникальные фигуры выветривания, высотой 7 м. Здесь можно посмотреть карту этого этого района и Демерджи. Сворачиваем с шоссе после столба 103 км на характерном изгибе дороги около моста через р. Сотера. На 1-2 передаче ползем по ухабистой грунтовушке 1.5 км до дач. Проехав дачи до дальнего конца, останавливаемся у пересекающей дорогу железной трубы. От этого места надо подняться вверх 30 м до небольшого круглого озера. В него течет вода из трубы, спускающейся от источника на горе (водопад Гейзер?). Эта труба через 500 м приводит к Грибам. Явление, конечно, уникальное, но не более того. Ставим "птицу" и возвращаемся к шоссе.
Демерджи, один из самых живописных горных массивов Крыма, находится около высокогорного села Лучистого на дороге, соединяющей шоссе Судак - Алушта и Алушта - Симферополь. Незабываемое впечатление оставляют причудливые каменные фигуры выветривания "Долины привидений" и грандиозного каменного хаоса на склонах горы Демерджи. Под горой ведутся раскопки древней крепости Фуна, на ее территории проводятся экскурсии и даже есть аттракцион - за умеренную плату можно пострелять из арбалета через бойницу по мишени. Приезжать сюда надо на целый день, имея спортивную обувь и теплую одежду, т.к. на высоте довольно холодно, да и погода здесь может испортиться в любой момент.

От магазина в Лучистом круто вверх ведет асфальтовая улица до охраняемой стоянки. Но машину здесь лучше не оставлять, нанять за небольшую плату мальчишку-экскурсовода, который покажет куда лучше подъехать и проводит по всем интересным местам. Впрочем, мы обошлись и самостоятельно, посетив крепость Фуну, Долину Привидений и до заката успели сбегать вверх по склонам Демерджи. До самой вершины добраться времени уже не было, но зато причудливые каменные изваяния в лучах заходящего солнца смотрелись особенно красиво.

Демерджи
Демерджи

Демерджи
Демерджи

Демерджи
Демерджи

Демерджи
Демерджи

С наступлением темноты покидаем Лучистое и теперь уже окончательно держим путь домой. Возвращаться решили по М2 через Москву. Ночевали в Ново-Алексеевке на площадке у поста ДАI  и на охраняемой стоянке около Тулы.

Украинскую и российскую таможню прошли на ура, затратив на обе 30 мин и ничего не платя. В одном из летних отчетов была приведена магическая фраза "Я участник международного автомобильного движения". Смеха ради, решил ее испробовать ее и я. При подходе моей очереди к будочке паспортного и таможенного контроля, к машине подошел человек и спросил про оплату дорог. Я сделал морду лопатой и произнес заветную фразу. Он несколько опешил, недоверчиво предложил ее повторить в будочке и отстал. На паспортном контроле у меня снова спросили квитанцию о оплате дорог. Я еще раз произнес это волшебное заклинание и приготовился к развернутому пояснению. Типа, если это платные дороги, то должны быть альтернативные. И почему меня никто не предупредил при въезде в область... И почему эта оплата действует только в одном направлении... Но таможенник только с неподдельным детским интересом поглядел на мой старенький Пассат и спросил: "Что, вот эта самая машина?". Что он имел в виду, я не знаю, но больше никаких вопросов об оплате не было!

Мне показалось, что фраза действительно какая-то волшебная, и обладает кодирующим эффектом на мозги украинских пограничников.

 

А вот и бесславное окончание нашего замечательного путешествия. Недаром я не люблю трассу Москва - Питер, славящуюся как одну из самых опасных. Вскоре после Твери я обогнал питерскую Фелицию, с молодой парой также возвращавшейся из отпуска. Фелиция пристроилась сзади. На трехполосной дороге периодически чередовались две полосы в одну сторону, потом две - в другую.  В конце участка, когда 2 полосы было с нашей стороны, поток  легковых автомобилей обгонял грузовики, движущиеся по правому ряду. Впереди меня шел Москвич, а сзади висела на хвосте Фелиция. Внезапно Москвич включил левый указатель и затормозил, намереваясь повернуть налево. Затормозил и я, а вот Фелиция - нет. Повреждения были не так уж и велики, оба автомобиля остались на ходу. Обидно, что заднее стекло пострадало не от удара, а выбилось углом походного складного столика, стоявшего внутри вертикально и сместившегося от удара. Разобрались мы на месте, деньги на ремонт мне отдали, чему способствовали появившиеся откуда-то гаишники. И мы поехали дальше, но уже не так быстро. Вернувшись в Питер, автомобиль я даже не ремонтировал, а так и продал, сменив его тоже на Пассат, но немного поновее.

 

Заключение. 

     Бюджет поездки
За две недели пройдено 5500 км, сожжено 410 л бензина, среднее потребление  - 7.46 л на 100 км.
На все про все потрачено 345 долларов, считая продукты, взятые из дома, все траты в путешествии и купленные по дороге обратно фрукты.
Курс обмена доллара 5.2 - 5.31, рубля - 0.16 -0.168

     Карты, путеводители
1. Атлас автодорог России и СНГ. 1:1100 000
2. Украина. Карта автодорог  1:1000 000
3. Крым. Общегеографическая карта  1:200 000
4. Крым. Южная часть. Топографическая карта   1:100 000
5. Пешеходными тропами по Горному Крыму. Топографическая карта   1:50 000
6. Севастополь. План города и окрестностей  1:20 000, центральная часть  1:12 000
7. Крым. Атлас туриста. Москва 1985 г.
8. Т.М. Фадеева. Тайны Горного Крыма. Симферополь. "Бизнес Информ" 2001г.

[Часть 1]

[Часть 2]

      [Главная]
Hosted by uCoz