Финляндия 17-18 декабря 2005 года
(Питер - Светогорск - Иматра - Пуумала - Сулкава - Светогорск - Питер)

[Главная]
Изначально цели поездки были весьма прозаические: желание получить еще пару финских штампиков на наших годовых многократных визах, посетить торговый центр Билтема в Хельсинки и просто развеяться на выходные. И еще одна задача - исследование недорогих ночевок для поездок на ближайшие к Питеру горнолыжные курорты. При нашем с женой бюджетном подходе к путешествиям, моя жаба очень сопротивляется отелям дороже 30-40 евро за номер. И если летом эта проблема решается ночлегами с палаткой в кемпингах за 10-20 евро, то зимой никуда от отелей не денешься. Или коттеджей в зимних кемпингах, которые для двух человек не будут бюджетными. К сожалению в Финляндии нет сети бюджетных отелей типа Формулы-1 или Этапа, а двушка в самых дешевых отелях-мотелях обычно стоит не менее 60 евро.  Выход для нас я нашел в недорогих хостелах, искать которые можно на http://www.hihostels.com. Есть небольшая тонкость. Искать их надо не в главном меню "Book now", где очень небольшой выбор только из тех, которые позволяют online booking, а в списке "View_all_ hostels_ worldwide" выбрать Финляндию, искать нужный по месторасположению и списываться с ними по e-mail. Таким образом мы уже опробовали Еврохостел в центре Хельсинки за 39 евро и уютный маленький хостел в Паппинен в 50 км от Химос за 28 евро. Естественно, за такую цену не следует рассчитывать на суперусловия. Душ, сауна и туалет обычно общий, постельное белье в стоимость не входит, его можно привезти свое или заказать за дополнительные 6 евро/чел. Но зато в них есть кухня с необходимым набором посуды. В этот раз я забронировал по e-mail номер за 35 евро в хостеле Koskenselka в Пууамале. Мы рассчитывали, выехав в субботу пораньше из Питера,  заехать в Хельсинки в Билтему, потом переночевать в Пууамале и в воскресенье прокатиться по живописным ее окрестностям.

Проснуться и рано выехать из дома не получилось. Выспались и стартовали только в 11 часов дня. Вопрос с Хельсинки и Билтемой отпал сам с собой, поэтому, вспоминая недавние обсуждения в конференции, я решил на собственном опыте еще раз проверить состояние дороги Выборг - Светогорск и хронометраж пути Питер - финская граница.

 

Время Км Путь  Примечание
11-00 0 Отъезжаем от дома  у м. Маяковская   
12-00 6 Отъезжаем от Лесного пр. Завезли кота к маме
13-20 - 13-30 124 АЗС ЮКОС  
13-40 139 Начало объездной Выборга  
13-45 149 Поворот направо по укзателю "Каменногорск 40" Справа перед развилкой строится заправка Лукойл
13-55 161 Поворот налево по указателю на Светогорск и Лесогорск  
14-15 187 Табличка "Лесогорск" Раньше ее не было, установлена на спуске к тому самому мосту со ступенькой. Ступеньки теперь нет.
  191 Фура с легковыми автомобилями завалилась в кювет. Разгружают автомобили.  
14-25 196 Светогорск Перед границей справа строится новая заправка ВТК
14-40 - 14-50 200 Российская таможня Заполняю 2 копии декларации на машину
14-55 - 15-05   Финская таможня  
15-15 208 Иматра, центр.  
Немного пояснений. Погода в городе и в начале "Скандинавии" слякотная, дорога полита солью. Небольшой минус. Чем дальше от Питера, тем соли меньше,  а дорога все суше.
Состояние дороги дороги в Светогорск можно оценить на снимках. Никаких особых колдобин там нет. Дорога довольно узкая с крутыми неожиданными поворотами и затяжными спусками. Большой поток фур и легковушек. После сильных снегопадов, бывает, что ее не сразу расчищают до асфальта. Один из главных ее недостатков - это то, что вблизи границы нет приличных заправок. Контейнерная заправка ВТК в Светогорске не внушает доверия. Я на этом пути обычно заправляюсь на Юкосе еще до поворота на объездную Выборга, т.е. на расстоянии 75 км от границы. Но теперь положение улучшается: строится заправка Лукойла на объездной у поворота к Светогорску  и еще одна - ВТК у самой границы в Светогорске.
Выборг - Светогорск
 Дорога на Каменногорск
Выборг - Светогорск
Поворот на Лесогорск-Светогорск
Выборг - Светогорск
Дорога на Светогорск
14-40.  Народу на границе никого нет. Без задержек прошли и российскую и финскую таможню. Смена на нашей стороне состояла из молодых симпатичных приветливых девушек. Как всегда умиляют как бы простые бесхитростные вопросы, которые задают на паспортном контроле:
- Сколько Вам лет?
- Где получали паспорт?
- На какой улице живете?
- Куда выезжали еще по этому паспорту (называйте страны, а я буду проверять штампы)?
- и т.д., и т.п.

Наверное, у них есть специальный вопросник (вроде экзаменационных билетов по ПДД), и инструкция, как психологически оценивать твои ответы и реакцию, чтобы по ним распознать иностранного шпиона, возвращающегося по фальшивому паспорту с самыми сокровенными российскими секретами. Или диссидента, пытающегося свалить на Запад. Светогорский переход особенно славится такими вопросами.

15-15. Перекусываем в центре Иматры. Чем хорош этот город, так тем, что в его центре бесплатные парковки разрешены в любое время и в любой день недели. В Финляндии - настоящая зимняя сказка. Прогуливаемся вокруг известной гостиницы Valtionhotelli, построенной в 1902 г в стиле Югенд и очень популярной у петербургской знати до революции. Спустились к руслу водопада, я сделал несколько снимков.
Иматра
Imatra. Valtionhotelli
Иматра
Мост над руслом водопада
Иматра
 Плотина в Иматре
Направляемся к нашему хостелу по 62 дороге, но в Руоколахти сворачиваем влево. В прошлой поездке нас поразил феерический вид ярко освещенного Иматранского ЦБК на берегу озера с дымами из его труб, наполняющими воздух на километры вокруг характерными запахами. На узкой дорожке вдоль берега озера найти место для остановки и фотографирования трудно, и в тот раз я так и не сделал снимка. В этот раз я просто приткнулся к отбойнику, включил "аварийку" и под прикрытием своей машины установил треногу  штатива. Постарался все проделать максимально быстро, но первый же встречный водитель остановился и поинтересовался, чем может помочь. Я благодарно махнул ему рукой и побыстрее отъехал.
Иматра
Иматра
ЦБК в Иматре
Иматра
Условия в хостеле Koskenselka в Puumala оказались довольно спартанские. Сам номер был сравнительно приличным, но общий душ, туалет  и умывальник - совмещены в одной комнате. На кухне нет ни плиты (только микроволновка), ни кипятильника, ни посуды ,кроме стаканов и бумажных тарелок. Даже раковины, только та что в туалете. Правда, есть еще отдельная сауна. Нет и гостиной-столовой. Все это не имело никакого значения, т.к. мы были единственными жильцами, но если бы остальные номера тоже были бы заняты, то возникли бы определенные неудобства. Впрочем, если требуется больший комфорт, то можно снять коттедж, но чуть подороже.
Коскенселька Коскенселька
Душ-туалет
Коскенселька Коскенселька 
18.12.2005. Эта часть Финляндии - озерный край, с тысячами озер, больших и малых островов, проток. Эти острова соединяются сетью местных узких и извилистых дорожек, пересекающих протоки по многочисленным мостам. В отличие от  монотонных и скучных главных финских трасс, катание по мелким финским дорожкам доставляет мне истинное наслаждение.

КартаКартаВ одну из прошлых поездок летом мы возвращались из Сулкавы в Иматру по 438 дороге, которая прерывается паромной переправой через протоку между озерами. Паром - бесплатный и ходит без расписания по мере прибытия машин к берегу. Мне было интересно, работает ли паром зимой. Тем более, что популярный маршрутизатор AutoRoute прокладывает  кратчайший путь на север Финляндии именно по этой дороге через Сулкаву. Изучая карту этого района между Миккели - Савнолинной и Иматрой я обнаружил несколько мелких дорожек с паромными переправами и  решил их исследовать. Слева - карта с нашим маршрутом, проложенная AutoRoute (красные крестики - паромы), а справа - фрагмент карты, посвященной т.н. Green Gold Culture Road, с описанием достопримечательностей на ней. Собственно, сама Зеленая Золотая Дорога обозначена оранжевым цветом, а желтым цветом помечены видовые дороги. 

 

Пуумала, мост Покидаем хостел, и в Пуумале я фотографирую большой высокий мост. Башенка слева - это лифт, поднимающий на мост и видовую площадку.
Возвращаемся через мост по 62 дороге назад в сторону Иматры и сразу после моста сворачиваем налево по указателю на Lintusalo. Дорогу перебегает черно-бурая лиса с пышным хвостом. А вот и паром № 1, ожидает на нашей стороне. Заезжаем, паромщик приветливо машет нам рукой из своей высоко расположенной будки и тут же отправляется. Вся переправа занимает не более 5 минут. Бесплатно. 

Белоснежная дорога причудливо петляет между озерами. Потом становится совсем узкой (ширина 4 м), о чем предупреждает надпись на щите и квадратные синие таблички с двумя стрелками, напоминающие знаки приоритета в узком месте, но обе стрелки - одинаковые. Временами дорожка напоминает "дорогу пьяного карела" из Приозерска в Сортавалу. Такие же крутые взлеты и резкие повороты после перегиба, но только без трясучки. Наконец, проехав 24 км от поворота с 62 дороги, утыкаемся в тупик.
Дорога к Repola
Паром №1
Дорога к Repola
Дорога к Repola
Табличка узкой дороги
Дорога к Repola
Тупик
На обратном пути пару раз останавливаемся для фотографирования и попадаем на 15-минутный перерыв парома. А весь список перерывов:  9 - 9:15, 12 - 12:15, 17 - 17:15, 20 - 20:15.
Дорога к Repola Дорога к Repola Дорога к Repola Дорога к Repola
Возвращаемся на 62 дорогу и поворачиваем в сторону Иматры. Через 5 км видим указатель влево на Lieviska. Сулкава на нем почему-то не обозначена. Рядом финн на снегоуборщике расчищает автобусную остановку. Он подтверждает, что на Сулкаву надо туда. Сворачиваем и через 16 км видим указатель (см. левый снимок ниже). Налево - "Sulkava 25" и "Kietavala". Прямо - та самая Lieviska. Уже дома, внимательно разглядывая карту, я обнаружил, что дорожка прямо дальше вырождается в тоненькую линию и через еще один паром выводит на 438 дорогу между Сулкавой и Руоколахти. Мы же сворачиваем налево и вскоре  попадаем на паром №2 Kietavalan Virta..
Дорога к Сулкаве
Развилка на Leiviska и Sulkava
Дорога к Сулкаве
Паром №2
Дорога к Сулкаве
Паром №2
От парома до Сулкавы - около 25 километров.
Дорога к Сулкаве Дорога к Сулкаве Дорога к Сулкаве
Сулкава В Sulkava делаем короткую остановку на перекус бутербродами с чаем из термоса.
Тем временем вечереет. 
14-50
(время московское) покидаем Сулкаву и выруливаем на 438 дорогу в сторону Иматры. Выезд из городка не совсем очевидный. Сразу за мостом указатели прямо посылают на Иматру, а налево - почему-то на Савонлинну, хотя по логике до 438 дороги они должны быть в одном направлении. Так и есть, вскоре упираемся в Т-образный перекресток, где налево - "Savonlinna 36", а направо - "Imatra 82, Ruokolahti 68, Lohilahti 28".

5 километров до парома дорога напоминает знаменитую косу Пункахарью. Такая же узкая извилистая дорожка по гребню косы, поросшей строевыми соснами между двумя озерами. Красотища!

от Сулкавы к Руоколахти от Сулкавы к Руоколахти от Сулкавы к Руоколахти
Вот и третий паром. На нем написано, что он работает с 6 -22. Наверное, и остальные паромы работают в таком же режиме.
от Сулкавы к Руоколахти от Сулкавы к Руоколахти
Сумерки сгущаются. Делаю последние снимки. Они уже получаются чуть "дернутыми", с шевеленкой.
от Сулкавы к Руоколахти от Сулкавы к Руоколахти
15-50. Выезжаем на 62 дорогу, замыкая круг, и, не тратя больше времени, направляемся к переходу в Светогорск.


16-15 - 16-20. Финская таможня. Народу - никого.
16-25 - 17-00. Российская таможня. На въезде стоит хвост финнов на правой полосе (и что их влечет в Россию вечером в воскресенье?). Для россиян - свободная левая полоса. Тем не менее пограничники сумели и на пустом месте устроить очереди. Сначала в паспортный контроль, потом в будочку с декларациями. А потом еще минут 20 пришлось на улице ожидать, пока придет таможенник и бросит беглый взгляд в багажник.

Дорога до Выборга - заснежена, а на "Скандинавии" - скользко, да еще навстречу идет сплошной поток фур.

20-00. Прибываем домой в Питер, преодолев за два дня 700 км, из них 300 по живописнейшим финским мелким дорожкам.
Затраты. 10 евро гринкарта на 15 дней (в течение следующих 3 месяцев ее можно продлить еще на 15 дней за 4 евро). 35 евро - хостел. Бензин по цене 17 руб. из расчета 7-8 л/100 км. 

Сергей Тихомиров. 17-18.12.2005

 

 

[Главная]
Hosted by uCoz