Финляндия. Котка - Руотсинпюхтяя -Хамина  (апрель 2009)

Часть 1. Котка

Часть1. Котка

[Часть 2. Лангинкоски. Руотсинпюхтяя]

[Часть 3. Хамина]

  [Главная]
Здесь описываются две однодневные поездки в Финляндию из серии так называемых "дежурных". Ни для кого не является секретом, что финны в Питере с легкостью дают многократные годовые визы. Так же не секрет, что эти визы используются не только для поездок в Финляндию. Чтобы финны не "обижались" при выдаче следующих виз, желательно совершить как можно больше поездок именно в Финляндию, и мы используем такие поездки для посещения интересных мест в ближайших к российской границе районах Финляндии. Эта часть Финляндии - так называемый Озерный  край, очень живописная, и здесь можно проложить много интересных маршрутов по природным достопримечательностям . Мне доставляет настоящее наслаждение вождение по мелким финским дорожкам с 3-4-значными номерами, причудливо извивающихся между многочисленными озерами. А история этих мест тесно связана с историей России. 
Короткие поездки в воскресные дни 19 и 26 апреля 2009 года были посвящены посещению Котки, Хамины, а также небольшой деревушки Руотсинпюхтяя с исторической металлургической фабрикой.
На пути к финской границе решаем проехать через Выборг. Останавливаемся на Рыночной площади, где я делаю пару снимков.

Выборг


Выборг


Выборгский замок - в лесах, выглядит нефотогенично. Но зато на выезде из города неизменно привлекает внимание пошарпанное здание советской постройки с большим панно со знаками Зодиака.

Выборг

Выборг

Приближаемся к погранпереходу  Торфяновка - Vaalimaa.

Каждый раз при пересечении росскийско-финской границы невольно сравниваешь порядок прохождения на нашей стороне и на финской.

На финской стороне подъезжаешь к одной из нескольких полос, регулируемых светофорами. Зеленый сигнал запускает 3-5 автомобилей на таможенную территорию. Все водители и пассажиры покидают машины и проходят в помещение паспортного контроля, где оборудовано около 6 окошек паспортного контроля. Минута - другая, несколько вопросов о цели поездки, штампы в паспорте. Выходишь на улицу, садишься в автомобиль и просто уезжаешь. На территории таможни не видно никого праздношатающегося. Нет никаких постовых ни на въезде, ни на выезде. Иногда таможенник может обойти вокруг машин, пока ты проходишь паспортный контроль. Состояние шин, несоответствие их сезону, а также тонировка почти наверняка их заинтересует. 
Это создает ложное впечатление, что финны ничего не контролируют. Но контролировать можно и через видеокамеры, а если что-то привлечет их внимание, то после паспортного контроля могут пригласить на пост углубленного контроля и провести тщательный досмотр. Вплоть до перетрясывания всех вещей, отвинчивания внутренней обшивки и простукивания скрытых полостей. Одно из серьезных "преступлений" - наличие в автомобиле даже выключенного радар-детектора.

На российской стороне -многоэшелонированная система обороны, как будто за границей находится враждебное государство в состоянии войны. При приближении к границе - несколько постов КПП, на которых проверяют наличие виз в паспортах. Перед самой таможней, как и у финнов, оборудованы светофоры, но независимо от их состояния, доступом автомобилей на контроль обязательно руководит специально выделенный человек, жестами запускающий очередную группу автомобилей. На фотографии виден такой светофор на Торфяновке. Но, наверное, кнопка его включения залипла на зеленом. Подъезжаю, стоит три машины, горит зеленый. Встал в очередь, подхожу к первой машине, показываю на светофор. Там ничему не удивляющийся финн отвечает, что постовой около шлагбаума не пускает. НО ЗАЧЕМ ТОГДА СВЕТОФОР???

Выборг

На таможенной территории - броуновское движение водителей, пассажиров и работников таможни, которые то появляются, то куда-то исчезают.
Для освоения алгоритма прохождения нашей таможни впору организовывать курсы повышения квалификации. Начать с того, что нужно неизвестно где найти бланки таможенных деклараций и и заполнить их в двух экземплярах. Опытные путешественники заполняют их еще дома, а неопытные задерживают очередь. Заполнение деклараций - особая песня. Как в известной юмореске - "здесь играем, здесь не играем". Обязательно следует заполнять сведения об автомобиле, не обязательно - деньги, если в пределах суммы, декларируемой устно. Для автомобиля нужно вписать 20-значный VIN в поле, где и 10 знаков не вместить, и на выезде в верхнем углу декларации вписать номер и дату гринкарты, а на въезде - номер и дату ОСАГО.  Специальной графы для этого нет, т.к. требования к заполнению меняются быстрее, чем форма бланка. Я удивляюсь, как умудряются существовать все европейские страны без учета перемещаемых автомобилей при помощи бумажных деклараций? Самое смешное, что в этих декларациях данные автомобиля и страховок можно заполнять от фонаря - никто их не проверяет. А также загадочный для многих вопрос, что указывать в таблице о временно вывозимых ценностях. Ошибка в заполнении этой графы может повлечь развод при возвращении домой. Алгоритм прохождения контроля на выезде и въезде в РФ - симметричен. На выезде начинаешь с оформления деклараций, заканчиваешь паспортным контролем (сначала водитель - потом пассажиры), а в промежутке ловишь с открытым багажником таможенника и пограничника. На въезде - в обратном порядке. И вот, наконец, все штампы получены, все вещи обсмотрены, и ты выезжаешь с перехода. На выезде - зачем-то еще один шлагбаум, на котором проверяют штампы в паспортах. Т.е. они страхуются от своего собственного бардака на случай, если тебе каким-то образом удастся проскочить без паспортного контроля..

Серьезной неприятностью бывает попасть на пересменку. Вся жизнь на таможне замирает на срок от получаса до полутора часов. А сзади накапливается неслабая очередь. Новая смена принимается за работу и начинает довольно шустро разгребать эту очередь. В таких случаях, бывает, что при возвращении в Россию декларации берут вообще не глядя. 

Ну почему же у финнов достаточно проштамповать паспорта только в одном окошечке? И при этом они все-таки умудряются отлавливать нарушителей шенгенских и таможенных правил. И почему у них нет пересменки?

В результате в обе эти поездки мы на границу из России в Финляндии потратили 30 минут и 45 минут, а на обратном пути попадали на пересменку и очереди.

От границы сначала первые 45 км трасса Е18 представляет собой однополосную дорогу с ограничением 80, а после Хамины начинается автобан. 
19 апреля электронные знаки ограничивали скорость на нем 80 км/час, а уже через неделю они показывали 100 и даже 120. Возможно, это объясняется тем, что за прошедшую неделю в Финляндии официально перешли на летние шины и запретили шипованную резину.

Котка



                                   Котка
Через 15 км от Хамины сворачиваем с трассы Е18 в сторону Котки. Небольшой по населению городок довольно живописно раскинулся вдоль изрезанной морской  береговой линии в устье реки Кюмийоки и на прибрежных островах. Город был основан в 1878 году по указу Александра II. В настоящее время это один из крупнейших морских портов Финляндии.
Въехав в город по большому виадуку через пролив и железную дорогу, сворачиваем налево к вокзалу и перекусываем на площадке около Макдональдса с его традиционным бесплатным туалетом.

Котка


Котка А это, наверное, младший братик того паровоза, на котором Ленин прибыл в Петроград из Финляндии в 17 году
Потом переезжаем в центр и оставляем машину около лютеранской церкви. Вокруг нее - много симпатичных деревянных особняков.
Котка

Также деревянное здание пожарки

Котка


Лютеранская церковь
, построенная в неоготическом стиле  в 1898 году.

Котка

 

 

Котка

 

 

Котка



В интерьерах привлекают внимание витражи, а также традиционный кораблик.

 

Котка

Котка

Котка


Картина Пекки Валтонена "Поклонение волхвов" и орган, построенный по образцу Фрайбергского собора в Германии.
Котка Котка
В парке вокруг собора установлены скульптуры, посвященные разным событиям и персонам. Некоторые выполнены в модернистском стиле, как вот эта, символизирующая неизвестно что. Другие - более традиционны.

Котка


Котка


Котка
 

 

Котка
Котка Котка


 

Улочка Ruotsisalmenkatu выводит к грузовому порту (satama). Справа - деревянные домики, слева - каменистый холм.

Котка

 

На вершине холма установлен памятник строителям порта. Так и хочется его назвать "Финские несуны тащат доски из порта на дачу.

 

Котка

 

Отсюда открывается вид на порт. Белый кораблик - круизное судно Kristina

Котка

Панорама грузового порта. В правом дальнем углу - модерновое здание морского музея


Котка


Котка





Самый старый в мире (сохранившийся) ледокол Тармо, построенный в 1907 году в Англии, стоит у причала Морского музея Vellamo

Ландшафтный парк Isopuisto, разбитый в английском стиле и самое старое здание города - православная церковь Св.Николая

Котка


Котка



В противоположном конце города на вершине высокого холма стоит Водонапорная башня Haukkavuori.  В настоящее время она превращена в смотровую, но открыта она с мая по август.
Котка

Котка










Памятник  олимпийскому чемпиону Олимпиады 1952 в Хельсинки по боксу Пентти Хамалайнену.



Отсюда начинается так называемая историческая тропа Екатерины - пешеходный маршрут к водному парку Сапокка.
Название тропы связано с именем императрицы Екатерины II, которая во времена российско-шведских войн дала приказ генералу Суворову спроектировать и построить вдоль линии границы, которая проходила в середине 18 века по этим местам, сеть оборонительных укреплений. Остатки этих укреплений и фортов сохранились в Котке и на ближайших островах. Прославленный полководец приложил руку к постройке нескольких крепостей в Финляндии. В частности, кроме Котки - в Хамине и Савонлинне.

Собственно никакой размеченной тропы мы не обнаружили (ожидая найти что-то вроде Солнечной тропы под Ялтой в Крыму). Да и водный парк в апреле еще не радовал глаз обещанным буйством цветов. И самая главная достопримечательность парка Сапокка - водопад, низвергающися с гранитной скалы, тоже не работал. Хотя на исторических фотографиях на щитах в парке можно было видеть, что водопад действовал даже зимой. На следующей фотографии видно ложе этого водопада.

Котка



На вершине скалы, откуда должен низвергаться водопад, установлено множество монументов, символизирующих что-то. Оказалось, что это образцы пород, добываемых в Финляндии, с указанием местности, где эти породы добывают.
Котка

Котка



Котка

Котка

 

 

 

Часть1. Котка

[Часть 2. Лангинкоски. Руотсинпюхтяя]

[Часть 3. Хамина]

  [Главная]
Hosted by uCoz