Поездка в Ивангород. 30 апреля 2006.

  [Главная]
Появившаяся в конце прошлого года информация о том, что погранпост на въезде в Иваногород наконец-то сняли, заставила подумать о посещении знаменитой крепости.

 

ПрибалтикаВ далекие молодые советские годы это направление для меня было одним из самых любимых. В те годы я объездил вдоль и поперек всю Прибалтику автостопом, на велосипеде и автомобиле. Большинство этих маршрутов начиналось из Питера по Таллинскому шоссе через Кингисепп - Ивангород - Нарву - Раквере и т.д. Я помню времена, когда Таллинское шоссе, еще до спрямления, было почти в полтора раза длиннее теперешнего - оно удивительным образом причудливо извивалось по почти  ровной местности. Вот так, как на старой фотографии из нашей автостопной поездки 60-х годов. С Прибалтикой с ее визовыми заморочками я пока повременю, а в Ивангород мы решили съездить в один из праздничных дней 30.04.2006.

Выехали из дома не слишком рано в 12-30. В качестве путеводителя я по обыкновению распечатал соответствующие главы из Рейтингов Василия Шелемина (Eeyore) с сайта В.Лукьянова (Luca) http://www.luca.ru/eeyore.html , а также небольшой отчет  Т.Хмелик и П.Мирошниченко "От Ямбурга до Ивангорода" http://regionavt.spb.ru/vx/jamburg1.shtml. Для навигации использовалась иллюстрированная карта Ленобласти издательства ДИСКУС МЕДИА 1:490 000 с отмеченными достопримечательностями и автодорожный Атлас Ленобласти 1:160 000 этого же издательства. Таким образом, этот отчет можно считать своего рода фотоиллюстрацией к Рейтингам Василия.


Туда поехали из Питера через Красное Село по Таллинскому шоссе, а обратно возвращались по Гостилицкому шоссе через Котлы - Копорье - Гостилицы - Петродворец - Стрельну. Дороги в целом оказались не такими уж и плохими, на крепкую троечку. Куски колдобин были не слишком длинными, да и те без откровенных глубоких ям, в которых можно оставить подвеску. На большинстве участков удавалось держать скорость 120-140 км/час.

Красное Село (30 км)
Сразу за его концом от корпусов АВТО-ВАЗ пошли жуткие колдобины и колеи. Через 2-3 км колдобины кончились, пошла довольно приличная дорога с легкой колейностью, которая особо ощутима на моих мягких зимних нешипованных колесах Dunlop DS-2. 


Черемыкино (58 км)
Черемыкино Усадьба находится чуть в стороне слева по ходу. После поста ГАИ на перекрестке с А120 (бывшая военная окружная бетонка) следует сворачивать налево на первую же грунтовку. Приветливый охранник вышел к запертым воротам при виде нашей машины, даже предложил пройти внутрь. Отказались, ограничившись фоткой из-за забора.

Сельцо (65 км)
Каменные склады 1808 года года большого впечатления не произвели, больше привлек внимание сгоревший ствол дерева на берегу озерца. 
Сельцо Сельцо Сельцо

Чирковицы (90 км)

Чирковицы

Запомнившиеся еще с молодых лет примечательные типовые почтовые станции в селах на этом пути, сейчас находятся в разной степени сохранности. Почтовая станция в Чирковицах - в идеальном состоянии. На дверях укреплены две таблички. Одна о том, что это архитектурный памятник 19 века, а вторая о том, что здание принадлежит какому-то акционерному обществу. Честь и хвала этому обществу!

Сельцо

Останки расположенной напротив церкви без куполов пребывают в намного более плачевном состоянии. Рядом - любопытная колонна, поставленная "признательными детьми" помещику Демидову, родившемуся в Чирковицах, а умершему в далекой Флоренции. Тяжела была, видно, жизнь помещиков в 19 веке, если они еле доживали до 55-летнего возраста.

Сельцо

Озертицы (103 км)
При подъезде к селу были предупреждены встречными машинами о гаишной засаде. Дорога в начале села делает крутой изгиб, так что сбросить скорость здесь совсем не лишнее. С концом села - колдобины, продолжающиеся около 3 км до начала Кингисеппского района.
Лялицы (114 км)  уже в Кингисеппском районе. Еще одна засада.
Ополье (116 км)
Ополье Крестовоздвиженская церковь и кладбище, выигрышно расположенные у развилки на Волосово, сверкают белизной побелки. 
Кингисепп (130 км)
Город поражает чистотой улиц и свежестью фасадов.
Останавливаемся у Екатерининского собора, построенного Антонио Ринальди. Внутрь не попали, т.к. там происходило венчание.
Сельцо Сельцо Сельцо
Ивангород (155 км)
Ивангород Примерно на полпути от Кингипеппа до Ивангорода, после виадука у "Фосфорита" и пары поворотов, шоссе выходит на прямой как стрела участок, направленный на высокую крепостную башню, хорошо видимую с расстояния почти 10 км. Это - башня крепости, но не Ивангородской, а в Нарве, на другой стороне реки Наровы.

Ивангород 

С интересом и волнением приближаюсь к Ивангороду и стенам крепости. Еще студентом в 60-е годы в одном из автостопных путешествий в Таллин мы с братом и друзьями лазали по полуразвалившимся крепостным стенам.

Ивангород
Чтобы подъехать к крепости нужно на последнем перекрестке перед самым спуском к пограничному мосту через Нарову свернуть налево на ул. Гагарина, а потом через 500 м. свернуть направо на Наровскую ул. по указателю на крепость. Спустившись, попадаешь к небольшой парковке у входа в крепость рядом с большой огороженной площадкой грузового таможенного терминала.

Крепость была основана в 1492 году. С 1692 года почти сто лет была занята шведами. Окончательный свой вид она приобрела в конце 18 века под руководством инженера-фортификатора Модеста Резвого. А наибольший ущерб   Ивангородской крепости был причинен во время Великой Отечественной войны артобстрелами и бомбежками. В довершение фашисты, при отступлении в 1944 году, взорвали 6 башен крепости. В то давнее посещение мы застали крепость в самом разрушенном состоянии.

К 1994 году в результате масштабных работ по реставрации крепость была восстановлена на 60%, в дальнейшем работы замедлились. 

Касса открыта с 10 до 18, выходные - понедельник, вторник.
Стоимость билетов: взрослый - 20 руб., студенты - 16 руб., детский - 12 руб, 
иностранцам: соответственно 30 руб. - 24 руб. - 18 руб.

Ивангород
Вход в крепость
Ивангород
Никольская церковь 1498 и Успенский собор
Ивангород
Успенский собор 1507-1509
Почти по всем стенам открыты оборудованные проходы, можно подняться на некоторые башни, с видовых площадок в углах крепости открываются впечатляющие виды на р. Нарову, расположенную на противоположном берегу Нарвскую крепость с высокой башней и город Нарву.
Ивангород
Мост Дружбы
Ивангород
Ивангород
Ивангород
Ивангород
Вид на эстонскую сторону
Ивангород
Ивангород Ивангород
Ивангород Ивангород Ивангород
Ивангород Ивангород Ивангород
Ивангород
Нарвская ГЭС
Ивангород
Ивангород

Парусинка
Это - один из старых и интереснейших районов Ивангорода. Здесь выдающийся российский финансист, промышленник и меценат барон Александр Штиглиц построил льняную и суконную фабрики, жилой квартал для работников. Условия для работников фабрики были по тем временам образцовые. В Питере он пожертвовал 1млн.руб. на учреждение училища Технического рисования (в советское время - Мухинское) и продолжал субсидировать его до самой смерти. 
 А еще А. Штиглиц известен как первый управляющий госбанка Российской империи.

На мануфактурах Штиглица выпускали парусину, позже уже в советское время - холщовые мешки. В последнее время производство захирело.

Выезжаем от крепости обратно на ул. Гагарина и продолжаем движение по ней до упора, сворачиваем направо, по узкому мосту попадаем на левый берег старого русла Наровы и оказываемся в Парусинке.

Ивангород
Бывшая столовая работников фабрики
Ивангород
Жилой дом с высокой аркой
Ивангород
Арка напоминает питерские арки, например, на Кирочной ул.
Корпуса фабрики находятся в пограничной зоне, но издали из-за заборов и колючей проволоки силуэты зданий с причудливыми башенками и шпилями производят большое впечатление.
Ивангород Ивангород Ивангород
Троицкая церковь в Парусинке.

Церковь Святой Троицы (1873, архитектор Кракау), построенная Шиглицем на берегу Нарвского водохранилища, была фамильной усыпальницей его семьи. В настоящее время активно восстанавливается. На фотографии хорошо видна технология строительства куполов - деревянные "ячейки" покрываются металлом, потом - позолотой.

Ивангород Ивангород Ивангород Ивангород

18-10. (170 км)
Покидаем Ивангород и направляемся в обратную дорогу. По Таллинскому шоссе возвращаемся почти до Ополья и сворачиваем налево по указателю "Котлы 21". Вначале - кусок просто великолепнейшего шоссе, потом - то лучше, то хуже. Дорога подвергается масштабной реконструкции - расширяется, спрямляются крутые изгибы, строятся мосты, укладываются новые трубы. Дорога ведет в  Усть-Лугу, и эта ее реконструкция связана со строительством  порта.  От Коммунара на протяжении примерно 5 км - трясучка .

Керстово (208)
Справа на краю деревни виднеется кладбище и церковь без креста.
Керстово Керстово
Недоезжая 4 км до Котлов, сворачиваем направо по указателям "Копорье, Петродворец" (220 км)
ПожарВ целом вся эта трасса Котлы - Копорье - Гостилицы - Петродворец представляется даже лучше, чем Таллинское шоссе. Пустынная дорога, взбирающаяся с пригорка на пригорок, неплохое покрытие, живописные места. Временами попадаются горки с уклоном, как обозначено на знаках, до 12%. Не знаю, чем они там меряли уклон, но в настоящих горах при спусках на таком уклоне приходится переходить на вторую передачу и притормаживать, чтобы не разнесло. Здесь все эти "крутые" спуски-подъемы проходятся на пятой передаче. Повсеместно в полях горит прошлогодняя трава. Руки бы поотрывал этим поджигателям! На снимке видно, что языки пламени доходят до асфальта. Не дай бог, у автомобиля где-то подтекает топливо!
Копорье (244 км)
Время уже клонится к вечеру, поэтому к крепости не заезжаем, как и к другим достопримечательностям по дороге, оставив только "на закуску" Низино.
На перекрестке у въезда в Копорье поворачиваем направо на 90 градусов по направлению на Гостилицы - Петродворец.

Лопухинка (269 км)
Большой поселок с каменными 5-этажками. В поселке и дальше - разбитая дорога с колдобинами.

Гостилицы (284 км)
За километр до села пересекаем окружную  военную бетонку (налево - Б.Ижора, направо - Чремемыкино).

20-05. Петродворец. (304 км)
Сразу за табличкой города начинается широкая улица по две полосы в каждом направлении с разделительной полосой и великолепным покрытием. Улица проходит самым краем Петродворца, на ней есть два перекрестка с главной дорогой налево в сторону Петергофского шоссе. Но мы едем прямо, потом чуть правее в сторону Низино.

Бабигонские высоты (310 км)
Деревни в этих местах имеют тематические названия по именам: Сашино, Санино, ждем дальше Шурино, но нет - Ольгино, Костино, Марьино, Минино, Владимирово. Особняком выглядит название Низино. Оказывается этимология названий деревень неслучайна. Издавна финские крестьяне называли холм в этих краях "Папигонту", что означает "Пастырская гора". В дальнейшем название превратилось в Бабигон. В середине 19 века Николай I решает облагородить окраины Петергофа, где часто совершала прогулки императорская семья. Деревни вокруг должны были превратиться в образцово-показательные пейзанские селенья. С этой целью их прежде всего переименовали в честь членов императорской фамилии. Так и появились Санино, Костино и др.  И лишь несколько деревушек около Бибигонских высот объединили в одну с названием Низино. Застройка территории велась под руководством придворного архитектора Штакеншнейдера.
В 1851 году был заложена церковь" в русском византийском стиле о пяти главах" на месте, лично указанном императором. К 1854 году церковь святой мученицы царицы Александры была построена.
Низино Низино
В те же годы на Бабигонских высотах появляются живописные павильоны в духе античной архитектуры. В частности, на соседнем с церковью холме на фоне окружающих унылых  пустырей и покосившихся домишек сверкает роскошью отделки Бельведер. Окруженный забором с табличками типа "Стой! Стреляют!" он напоминает дворец "нового русского".
Низино Низино
Из Низино выезжаем в Марьино на шоссе Ропша - Петродворец, где сворачиваем налево к Петродворцу. Проезжая его краем, последовательно видим следующие таблички с названиями населенных пунктов. Сначала "Санкт-Петербург", буквально сразу же - "Петергоф". Выезжаем с правым поворотом на Петергофское шоссе и видим табличку с концом населенного пункта "Петродворец". Вот такая "история с географией"!

"Путинская" трасса Петродворец - Стрельна - Петербург находится просто в идеальном состоянии. Двухполосная в каждом направлении и с разметкой, что само по себе огромная редкость в Питере, где разметки полос вообще нет как класса, даже на Невском проспекте. 

21-00. Прибываем домой, преодолев за день 350 км.
Сергей Тихомиров. 30 апреля 2006 г.
  [Главная]
Hosted by uCoz