Карелия Новый Год 2002
30 декабря 2001 -  02 января 2002 г.
[Главная]
Карта маршрутаВспоминая о поездке в Великий Устюг на прошлый Новый Год, захотелось чего-нибудь подобного и в этом. На данный маршрут подтолкнул чей-то совет из конференции Отдых и Путешествия на авто.ру о новогодней поездке вокруг Ладоги. Идея понравилась, т.к. к своему стыду, прожив всю жизнь в Ленинграде-Петербурге, до последнего времени не выбирался в Карелию дальше Приозерска. К тому же у нас оставались незакрытыми двухкратные краткосрочные финские визы, которые следовало погасить перед предстоящей поездкой во Францию. Поэтому решили немного расширить кольцо с частичным захватом Финляндии. Маршрут сложился следующий: Питер - Олонец - Петрозаводск - Кондопога - Марциальные Воды - Костомукша - Финляндия - Вяртсиля - Сортавала - Приозерск - Питер. В процессе подготовки неоценимую помощь оказали материалы с сайта Виктора Лукьянова http://www.luca.ru, в частности, его полузаконченный "Карельский блицкриг" и рейтинги от Eeyore. И конечно, раздел "Карелия" в FAQ конференции ОиП http://www.travel.auto.ru.
Еще одной целью поездки была дальнейшая обкатка купленного в сентябре 2001 года автомобиля Пассат 1.8 ААМ 92 года в сравнительно дальнем пробеге, чтобы перед серьезными маршрутами по Западной Европе знать, каких неприятностей  от него можно ожидать.
Экипаж - Ваш покорный слуга, Сергей Тихомиров и жена Вера.

 

Граница Ленинградской области и КарелииЦерковь Фрола и Лавра в МегрегеВыезжаем из Питера 30.12.2001 в 11-00. Мороз -7 градусов, метет снежок. Дорога  местами очищена до асфальта, местами полностью заснежена или обледеневшая. Скользко. Периодически "пробую" дорогу резким торможением. Самый скользкий - это чистый асфальт, хотя на вид он выглядит практически сухим. За все 2000км дороги почти не встречали соли и песка. Адекватнее всего на мой взгляд, машина ведет себя на укатанном или чуть рыхлом снегу, хотя чисто субъективно, нешипованная всесезонка M+S GoodYear впереди и Pirelli сзади, доставшиеся в наследство от прежнего владельца, уступают на зимней дороге Каме-503, которая была у меня в прошлом году на старом Пассате. В Ленобласти почти в каждом селе дежурят милицейские засады, гаишники спешат использовать последние дни уходящего года, чтобы заработать на новогодние подарки детишкам.
В 14-30 я не упускаю возможность сделать "дежурный" снимок на границе с Карелией, и еще через 9 км у поста ДПС сворачиваем на Олонец. На кладбище на окраине старинного села Мегрега ищем деревянную церковь Фрола и Лавра XVII века. Довольно долго бродим по колено в снегу по кладбищу, и совершенно неожиданно среди заснеженных елок открывается укрытая снежным одеялом церковь.

Олонец
Олонец. Лютеранская церковь

Сам Олонец живописно расположился  на слиянии рек Олонки и Мегреги. Въезжаем по улице, идущей вдоль Мегреги, а выезжаем - вдоль Олонки. Остановившись на перекус в заснеженном переулочке около острова с остатками собора  у слияния рек, я, выезжая задним ходом, умудрился заехать в большой сугроб на краю дороги. Пришлось достать любимую лопату и откапываться, а потом включил первую передачу и сам вытолкал машину на твердое место. 
Выезжаем на трассу и продолжаем путь к Петрозаводску. Прямые участки на трассе М18 чередуются сериями крутых поворотов и спусков. Один из таких участков около Торосозера, где мы снова пересекаем р. Олонку, другой - перед Пряжей около р. Свят.
ПертрозаводскВ 18-00 прибываем в Петрозаводск. Цена в 600 руб за номер в гостинице Карелия нас не вдохновила, поселяемся на два дня в гост. Витражи за 270 руб плюс 20 руб. за стоянку и едем прогуляться по городу. Вечерний  Петрозаводск выглядит очень уютно, поражает спокойное добродушие его жителей, неторопливый ритм автомобильного движения на улицах. Интересна манера разговора горожан. Это не какой-то особый выговор, как, например, в Вологде или на Урале, а именно спокойная доброжелательная манера. Улицы города сохранили имена революционных деятелей.

31.12.2001 Утром гуляли по городу. Собор Ал.Невского на ул. Толстого, построенный в 1823 г. на средства Петрозаводска и Александровского (тракторного завода), бывший до 1993 г. краеведческим музеем, внутри - голые зеленые стены и ничего особо интересного за исключением икон Николы Чудотворца и Богоматери. Крестовоздвиженский собор на кладбище на ул. Правды, внутри он более интересен. Онежская набережная с парком. Памятник Петру I в традиционном стиле и некоторое количество любопытных символико-конструктивистских памятников. Особенно понравился один, где два угловатых человека держат в руках какую-то пространственную конструкцию. Из пояснений проходившей рядом экскурсии выяснили, что это - рыбаки, забрасывающие сеть. 

Петрозаводск
Собор Александра Невского

Петрозаводск. Пристань

Пристань

Петрозаводск

Памятник Петру I
Парк на набережной Петрозаводска
В парке на набережной Онежского озера

Петрозаводск
Деревянные дома

Затем через квартал исторической застройки около речки Неглинки с деревянными домами постройки прошлого века проехали к деревянной Екатерининской церкви на кладбище.

Екатерининская церковь
Екатерининская церковь

КондопогаВ 13-00 выезжаем с сторону Кондопоги к знаменитой Успенской церкви. Объехав Кодопогу - большой современный город слева по объездной мимо вокзала через канал и ж/д переезд поворачиваем направо на дорогу к одноименной деревне на берегу Онежского озера. Успенская церковь по удивительному соединению стройного силуэта с окружающим пейзажем может сравниться разве что со знаменитым Покровом на Нерли. В последних лучах рано заходящего солнца любуемся видом церкви, а подошедшая из соседнего дома бабулька отпирает церковь и пускает нас внутрь. В интерьере привлекают внимание ярко раскрашенные столбы-опоры с полукруглыми кронштейнами, поддерживающие матицы потолка, и подвесной потолок из круглого медальона и 16 треугольных икон - "небо".


Успенская церковь


Так называемое "небо"


Интерьер Успенской церкви

Возвращаемся в Петрозаводск. Уже в темноте решили съездить в село Соломенное, находящееся на противоположном берегу Петрозаводской бухты. Здесь через протоку, соединяющую Онежское озеро с Логмозером перекинут узкий понтонный мост в Петрушин Наволок с очень крутыми съездами на него. Знаки "скорость 5 км" стоят не зря - даже на такой скорости невозможно не шкрябнуть днищем или свесами. За мостом на скалистом утесе восстанавливается Сретенская церковь. Отсюда открывается панорама Петрозаводска, но в темноте виды только огоньки. Тут вспоминаем, что у нас нет праздничной елки, и я в свете фар лезу в лес на обочине за еловой лапой.
В Петрозаводске гуляем по празднично украшенному городу и идем в гостиницу встречать Новый Год за бутылкой шампанского и закусками, чем Бог послал.

01.01.2002. Покидаем гостеприимный Петрозаводск и держим путь в сторону Марциальных Вод и Кивача. Мороз крепчает (- 19 градусов), светит яркое солнце. В ст. Шуйской сворачиваем с М18 на Гирвас. Заснеженная извилистая обледеневшая дорога, проезжаем живописный поселок Косалма, расположенный между двумя озерами.

Марциальные Воды
Сосна.

 В Марциальных Водах сам санаторий никакого интереса не представляет, от петровских времен сохранилась деревянная Петропавловская церковь. Знаменитая сосна тоже на месте, но если бы ее не показали, то вряд ли бы обратили на нее внимание. На другой стороне дороги внизу 4 павильона над целебными источниками и красивый деревянный дом с резными украшениями - краеведческий музей.


Музей в Марц. водах.

Кончозеро
Кончозеро

Возвращаемся по шоссе на несколько км назад и сворачиваем на Кончозеро. Село красиво расположено на перешейке между одноименным озером и Пертозером. На выезде из села -  указатель налево на Кивач, но мы на провокацию не поддаемся - нам нужен водопад, а не санаторий! По очень красивой извилистой дороге ( запорошенные снегом деревья, солнце) в Березовке снова выезжаем на М18 и еще через 15 км сворачиваем налево по указателю "Кивач - 8 км". В заповеднике затейники поджидают автобусы с экскурсантами и водят с ними хороводы. Мы попали сюда в самой удачное время - солнце светит как раз вдоль реки Суны. Красота!

Дорога на Кивач
Дорога на Кивач

Кивач
Хороводы у Кивача


Водопад Кивач


Водопад Кивач

Полюбовавшись на красоты заповедника, продолжаем свой путь на север. Наш маршрут лежит по М18 до Кочкомы, а там сворачивать на Костомукшу. Дорога прямая и широкая, села встречаются очень редко, машины тоже. Немного не по себе ехать по таким местам в одиночку в такую погоду - случись что, помощи можно ждать долго. За Сегежей дорога стала похуже - потряхивает.

В 16-30 на развилке у Кочкомы заправляюсь бензином, и мы поворачиваем на Костомукшу, до нее чуть более 200 км. Дорога узкая и извилистая с многочисленными ухабами, помеченными знаками "неровная дорога" и "ограничение скорости". Но установлены они непосредственно перед ухабами, и стоит чуть замешкаться с торможением, то можно "отправиться в полет".

КостомукшаЛедяные кони в Костомукше  В 19-00 прибываем в Костомукшу и поселяемся в гостиницу "Руда" в 3-местном номере за 320 руб. Номер очень хороший - с ванной, туалетом и отдельной кухней с плитой, холодильником и посудой. Вообще-то он стоил 480 руб, но тетя-администратор, заметив отсутствие энтузиазма на моем лице, сжалилась и взяла с нас только за два места. В центре города на площади были построены многочисленные ледяные скульптуры - кони, крепость, дед Мороз и даже огромный ледяной Белаз.
Тем временем мороз все крепчал. Температура опустилась уже до минус 25. Кстати, в Костомукше все автомобили, эксплуатирующиеся зимой, оборудованы электрическими подогревателями в рубашке двигателя, а на всех стоянках подведены розетки к каждому месту. Как в Финляндии! Я же, опасаясь за продолжение поездки, встал и ночью сбегал прогреть двигатель.

02.01.2002. Уезжаем из Костомукши в сторону финской границы. Несмотря на почти 30-градусный мороз машина завелась без проблем, но не проехали мы и 20 км, как закипела охлаждающая жидкость. Что-то подобное случилось у меня и в Питере, тоже в сильный мороз. Но тогда не работала и печка.  Тогда я заглушил мотор, открыл капот, потрогал шланг, попинал колеса и снова завел - все заработало. Я решил, что глюкнул термостат, и не придал этому большого значения. Теперь - печка работала, но жидкость в радиатор не поступала и циркулировала по малому кругу. Подождав, пока она немного остыла, я завел двигатель и кое-как доехал до финской границы. 

Ближайший автосервис в Финляндии - в Кухмо, до которого оставалось еще 80 км. Решил тянуть туда, следя за температурой. Включил печку на полную мощность (пришлось даже приоткрыть окна, хотя на улице был 30-градусный мороз) и на небольшой скорости потошнил в Кухмо. Слава Богу, температурный режим пришел в зыбкое равновесие в районе 100 градусов, изредка поднимаясь чуть выше на подъемах.

Приехав в Кухмо, столкнулись с неожиданной проблемой. Оказалось, что во всем городе нет ни одного человека, говорящего по-английски! Обращаясь к нескольким человекам, даже автомобилистам, с простым интернациональным вопросом "Автосервис. Фольксваген" я видел в глазах только полное непонимание. Впрочем, одного человека, все-таки нашли! Это оказалась женщина в информационном бюро, она и объяснила, как найти автосервис. С мастером пришлось объясняться исключительно жестами, тыкая пальцем то в радиатор, то в прибор температуры. И еще, слово, "термостат" оказалось понятным нам обоим.
Как я понял для себя впоследствии, причиной проблемы, вероятно, было то, что при смене жидкости незадолго до поездки, мне слишком разбавили концентрат, а скорее всего, его сначала разбавили, а потом влили в рубашку, в которой оставалась вода после промывки. И при сильном морозе ОЖ замерзала и препятствовала нормальной циркуляции. Финский мастер загнал автомобиль в гараж и, доливая концентрат, жомкал шланги, выгоняя пробки. В какой-то момент все нормально заработало, наверное, просто отогрелось в помещении. Однажды, когда мы с финном никак не могли понять друг друга, он вспомнил о своем знакомом, говорящем по-русски. Позвонил ему, объяснил суть проблемы, а потом тот пересказал это мне по-русски! 
Решив проблему с автомбилем, мы оставили его около автосервиса и прогулялись по городу. В нем установлены два любопытных памятника "Коробейник" и "Рыбак". Уже возвратясь к машине увидели русский автомобиль. Они обратились к нам с вопросом, не понимаем ли мы по-фински. Похоже, они тоже не могли найти понимания.

"Коробейник" в Кухмо
"Коробейник"

"Рыбак" в Кухмо
Kuhmo. Деревянная церковь.

"Рыбак" в Кухмо
"Рыбак"

В 14-00 выезжаем из Кухмо в направлении к погранпереходу Вяртсиля. Я старался избегать крупных трасс, свернув у Eno на 514 дорогу. т.к. за короткую декабрьскую поездку в Турку, финские трассы успели навести на меня тоску. На трехзначных местных более извилистых и заснеженных трассах при той же скорости езда значительно веселее, да и движение поменьше.  А главное, не накапливаются пресловутые паровозики. На 512 дороге наблюдал идеально ровную белую поверхность дороги.
В 18-00 пересекаем границу в Вяртсиля и после короткого перекуса стартуем по дороге "пьяного карела". Увлекшись сравнением своего декабрьского графика по этой дороге с теперешним, я в какой-то момент потерял бдительность, и меня развернуло на одном из крутых поворотв. Тормозить в повороте не следовало, а если и следовало, то с распрямлением траектории. Скорость была маленькая, но все произошло так быстро, что остановился я уже развернувшись на 180 градусов, не заехав даже на обочину. Это было тем более обидно, что случилось впервые за много лет вождения разных автомобилей. Что ж, опыта набираться никогда не поздно.

22-00. Приозерск. На Приозерском шоссе деревья после недавних снегопадов сгибаются под тяжестью снега. Сильные порывы ветра сбивают с них массы снега, и бывает, что несколько секунд едешь практически ничего не видя. И в таких условиях на протяжении всего-то сотни километров наблюдал брошенные на обочинах вне населенных пунктов несколько грузовиков. Я бы за такое дело сажал.

0-40. Мы - дома.

 

[Главная]


Hosted by uCoz