Новый Год 2003 по Русскому Северу в 40-градусные морозы
(Питер-Подпорожье-Вытегра-Белозерск-Ферапонтово-Кириллов-Череповец-Углич-Мышкин-Питер )

Часть1.  Подпорожье - Вытегра - Белозерск - Ферапонтово

[Часть 1]

[Часть 2]

    [Главная]

Bот уже третий год подряд мы с женой встречаем Новый Год в путешествиях на машине по Русскому Северу. Отгулы тратить на короткую поездку неохота, а выходных дней (спасибо Касьянову!) всего три. Особенно не разбежишься. В качестве основной цели наметили Ферапонтово - Кирилов - Белозерск и Мышкин. Отпросились с работы с полдня 31 декабря с тем чтобы  выехать во второй половине и добраться куда-нибудь до новогодней ночи. Но куда? Запросив совета в конфе, получил от Виктора Лукьянова (Luca) неожиданную идею заезда по Мурманской трассе М18 через Лодейное Поле - Подпорожье - Вытегру. Идея понравилась, за это ему - особая благодарность!

В подготовке к поездке использовались следующие отчеты и материалы:
1.FAQ конференции ОиП http://travel.auto.ru
2.Сайт www.luca.ru, в частности Маршрут Р37. Лодейное Поле - Подпорожье -Вытегра из серии "Сел и поехал"
3. Прекрасный отчет В.Карсакова Мы все спешим за чудесами 
4. Отчет Mr.Globus Вологда-Кириллов-Белозерск 
5. Давний отчет  Kirill'а Кириллов, Селигер, Мышкин, Галич и др.
6. Сайт MouseMaster Мышкин - город классической провинции. К сожалению, почему-то этот сайт по большей части бывает недоступен, и ответы на вопросы, заданные на его форуме сумел прочесть уже только после поездки.
7. Материалы с сайта Малые Города России http://www.towns.ru/
8. Путеводители знаменитой "белой" серии далеких советских времен "Вологда. Кириллов. Белозерск. Ферапонтово" и "Ростов. Углич".

Карты и атласы:
1."Атлас автодорог России" 1:1 100 000  в мягкой обложке издательства "Аверс". На мой взгляд, это один из самых удачных современных атласов по России и СНГ.
2. Двухкилометровые атласы Ленинградской, Вологодской, Тверской и Ярославской областей.
3. Карты серии "Регионы России" 1:750 000.
4. Перед самым отъездом купили очень хорошие дешевые (20-25 руб) карты-двухкилометровки 1992-93г., выпущенные по заказу рыбохозяйственной фирмы АКВА-ТОРГ: "Вологда и окрестности", "Кириллов-Белозерск и окрестности", "Череповец и окрестности". С одной стороны листа - топографическая карта, с другой - подробные планы городов с краткой исторической справкой и списком достопримечательностей.

Программа на 3 дня получилась довольно обширная, поэтому по музеям не ходили, за исключением только Ферапонтово и краткого посещения музея Мыши в Мышкине. Большинство церквей зимой закрыто, а по улице в такие морозы долго не погуляешь. Поэтому надолго из автомобиля не вылезали, но то что удалось увидеть произвело неизгладимое впечатление. Зимой городки и села Русского Севера имеют особое очарование! Еще одна особенность зимних поездок в тех краях - это очень короткий световой день и, за редким исключением, почти полное отсутствие подсветки в городах в вечернее время.

Автомобиль. Погода. Дороги.

В последние дни уходящего года ударили небывалые морозы,  поставившие под сомнение целесообразность такой экстремальной поездки. Автомобиль Пассат B3 ААМ 1992 г.  Утром 31-го после 28-градусной ночи машина бодро завелась, поэтому решили ехать, предприняв кое-какие профилактические меры:

1. После проблем в прошлую зиму с замерзанием ОЖ (и перегревом двигателя) и замков дверей еще тогда была заменена жижа и термостат, замки очищены от старой смазки и смазаны моторной синтетикой.
2.Непосредственно перед поездкой я для профилактики долил пол-литра неразбавленного концентрата ОЖ и спрыснул все замки со всех сторон смазкой ABRO-80 из баллончика. 
3. На случай непредвиденных ситуаций у меня в багажнике были  припасены зарядное устройство для аккумулятора и 45-метровый удлинитель, канистра с бензином, цепи, полноразмерная лопата, топор, пила-ножовка и спички, чтобы в случае чего можно было бы развести костер.
4. Масло в двигателе - полусинтетика Esso Ultra 10W40  и хороший аккумулятор позволяют уверенно пускать двигатель (до минус 28, ниже не пробовал). А в 35-40 градусные морозы, ударившие   в Подпорожье и Белозерске, днем машину старался не глушить, а ночью выходил прогревать через каждые 3-4 часа.
5. На случай холодов в гостиницах взяли спальник и теплый плед.
6. Общепитом не пользовались. В номере готовили при помощи электроплитки и чайника-автомата, днем перекусывали бутербродами и кофе из термоса. 

Машина показала себя весьма надежно. Замки всех дверей (а это - больное место VW), включая заднюю - дверь багажника работали безотказно, как с брелка, так и ключом.  Все передачи нормально включались сразу после пуска двигателя. В такие морозы, включенный на полную мощность терморегулятор печки и вторую скорость вентилятор, нормально прогревали салон, но стекла обмерзали. При движении даже ветровое стекло начинало обмерзать по углам и сверху. Оставалось чистым заднее стекло (оно с обогревом) и боковое правое передней двери. Боковое левое переднее тоже довольно сильно обмерзало, но оставляя все-таки чистый кусок внизу. Но все это - только при температуре ниже минус 30. После холодной ночи в Подпорожье вырубилась штатная магнитола Гамма. Уже в Питере ее вылечило отключение от питания и обратное подключение.

  Колеса - зимние нешипованные Good Year UG6. Ехать старался очень аккуратно, понимая, что любая неприятность в такой мороз выльется в серьезную проблему, и опасаясь за работу подвески. На прямых участках держал скорость 100-120, снижая скорость перед перегибами, поворотами и редкими встречными, т.к. тормозной путь на обледенелой заснеженной дороге очень велик. Обгоны зимой на заснеженных дорогах - крайне затруднительны из-за распыляемой машинами снежной пыли, но, по счастью, кроме последнего дня обгонять практически никого не пришлось.

Дороги чистят практически везде. Трассы М18 и А114 расчищены до асфальта, дороги от Подпорожья до Вытегры и в Вологодской области совершенно белые, без следов песка. В Ярославской и Тверской - многие посыпают песком, очень редко - солью. Покрытие под снегом разобрать трудно. Куски грунта, упоминаемые в отчетах о  трассе Подпорожье - Вытегра и вокруг Кириллова - Белозерска ничем не выделяются и угадываются как более узкие и извилистые. Хуже всего - состояние трассы А114 Новая Ладога - Вологда на участке от Устюжны до границы Ленобласти. Стыки бетонных плит образуют многочисленные "лежачие полицейские". На одном из них на обратной дороге на скорости около 100 я и пробил себе заднее колесо. Шина - на выброс, а диск удалось впоследствии отремонтировать (я было и с ним уже мысленно расстался). Хорошо, что осенью с покупкой зимнего комплекта шин, я заменил хилую докатку на полноразмерную запаску. Хорош бы я был в 400 км от дома на зимней обледеневшей колдобистой дороге на докатке!

   
План маршрута можно посмотреть Myshmap1.gif , но следует учесть, что прекрасный планировщик маршрутов MS AutoRoute Express очень плохо знает мелкие дороги русской глубинки и проложил маршрут Мышкин - Сонково - Красный Холм через  Калязин и Бежецк, а Сандово - Устюжна через Красный Холм - Весьегонск.

 

 

Питер - Подпорожье - Вытегра

 

Питер30-го вечером забросили кота к родственникам. Возвращаясь, полюбовались красиво подсвеченными телебашней и Кантемировским мостом.

Выезжаем 31 декабря в 15-00 по Мурманской трассе М18 на Лодейное Поле - Подпорожье. В Питере - минус 25. Дорога местами заснежена, но по большей части - расчищена до асфальта с широкими заснеженными обочинами. После  моста через Неву у Кировска на протяжении почти 60 км установлены знаки ограничения скорости - 60 после каждого перекрестка. Ну что за идиотизм! Напоминает способ борьбы с колдобинами путем установки знаков "бюстгалтер на дороге" вместо ремонта их. Посмешила и порадовала встречная гаишная машина, помигавшая фарами, предупреждая о гаишной же засаде!
На выезде из Сясьтроя у дороги что-то горело, образовав нехилую дымовую завесу. Не оценив степень густоты этого смога, я изрядно испугался, влетев туда на скорости и внезапно полностью "ослепнув". Тормозил вслепую, как мог на скользкой дороге, а потом на самой маленькой скорости преодолел этот участок. Температура явно понижалась, т.к. окна все сильнее обмерзали и стали немного подмерзать ноги.

При подъезде к Лодейному Полю сворачиваем на 23-километровую объездную (кстати сказать, не обозначенную в двухкилометровых атласе Ленобласти и автодорожном атласе Северо-западного региона, но зато указанную 11-километровом атласе "Аверса". А вот объездная Олонца не указана нигде!). В конце объездной сворачиваем по указателю "Подпорожье 45, Вытегра  202". 

В 19-00 прибываем в Подпорожье и поселяемся в гостиницу в номер без удобств, но с телевизором за 340 руб. В номере тепло, в коридоре есть ванная с электрическим титаном. Прокатились по городу, съездили на другую сторону Свири по плотине Верхнесвирской ГЭС. На той стороне широкая дорога ведет в сторону Посвирья, так завлекательно описанного в отчете В.Карсакова. Возвращаемся в гостиницу, устраиваем походно-праздничный стол и встречаем Новый Год, глядя по телевизору концерт М.Галкина. МТС не ловится, также, как и почти по всей Вологодской обл., поэтому не удается поздравить  родственников и друзей.

 

01.01.2003. Термометр в автомобиле показывает -30. Пока я рано утром прогревал автомобиль, ко мне в машину влез веселенький Дед Мороз из компании, веселившейся всю ночь в кафе на 1 этаже. Предложил покататься, и, не обидевшись на отказ, потащил в свою компанию отметить праздник если не водкой, то хотя бы чаем. С трудом отбившись от гостеприимного Деда, пошел в свой номер собираться в дорогу.

Гоморовичи
Гоморовичи. Никольская часовня

 Встает солнце. Дорога на Вытегру совершенно белая, очень красиво. Потряхивает, скорость 70-80.  Через 35 км сворачиваем налево в село Гоморовичи посмотреть на изящную деревянную Никольскую часовню 18 в. и церковь Троицы 19 в., построенную в стиле каменных церквей. Долго не задерживаемся. 

Гоморовичи
Гоморовичи. Церковь Троицы

После Гоморовичей дорога пошла поровнее. Машин совсем нет, только навстречу попадается один рейсовый автобус. На подъезде к Юксозеру пошла очень извилистая узкая дорога (кончился асфальт?). Указателя деревни Конец, от которой должен открываться красивый вид на озеро, не заметили, а в Юксовичах сворачиваем налево к Родионово к деревянной Георгиевской церкви 1496г. Дороги здесь образуют треугольник, от Родионова выезжаем на трассу по другой, асфальтированной (как нам сказали) дороге.

Через 20 км от Родионово видим указатель влево на Вознесенье - мы было подумали, что это уже Р19 и  граница областей. Дорога сразу стала очень извилистой и узкой. Но нет - это была просто соединительная, но зимой она выглядела весьма наезженной. К границе областей и повороту на Р19 на Вознесенье и Петрозаводск подъехали еще только через 16 км. Сразу за развилкой - с. Ошта (Оштинский погост) и одноименная река. Дорога стала заметно прямее и шире. Деревни встречаются чаще, на улицах появился народ в валенках. Редко, но стали появляться и машины. В 50 км от границы областей - село Палтога, работает магазин. Справа прямо у дороги на возвышении стоят деревянная Богоявленская церковь (1733) с красивыми луковками и каменная Знаменская.

Родионово
Родионово

Родионово
Родионово

Палтога
Палтога

Вытегра
Вытегра. Собор.

Вытегра
Вытегра. Часовня  .

13-00 Вытегра. На въезде - АЗС Лукойл. Мобильной связи нету никакой. В соборе - краеведческий музей (10-17, вых пн), за ним - часовня Исаакия Далматского в псевдорусском стиле.

Перекусываем в машине около собора и, не теряя времени, двигаем дальше. Дорога идет вдоль Вытегрского водохранилища. В буклете "Архитектурные памятники Вологодской области" 1969 года мы вычитали про величественную деревянную церковь Успения в с. Девятины. Само село нам  понравилось - добротные дома, но церкви не обнаружили. Остановившись на выезде из села у кладбища, узнали у молодого парня, что церковь сгорела еще 12 лет тому назад, а на кладбище строят и никак не могут достроить новую.

Дорога
Девятины

Девятины
Девятины. Новодел на кладбище.

После Девятин было немного извилистой дороги, а потом пошла широкая, прямая как стрела новая дорога в обход всех сел. Сначала мы подумали, что это продолжение какой-то дороги-загогулины, обозначенной в атласе и оканчивающейся прямо в лесах, но потом поняли, что дорога проложена чуть южнее обозначенной старой дороги, проходящей через села, указатели на которые периодически попадаются на новой дороге. Скользко, расчищена середина дороги. Скорость держу 100-110, снижая перед перегибами, опасаясь редких встречных машин.

15-00. Указатель на Липин Бор, до которого 6 км. Оттуда выезжаем в сторону Белозерска. На выезде - указатель: "Ухтома 9, Белозерск 40, Череповец  160". Дорожка узкая, извилистая и заснеженная, красиво петляет в лесу. В Ухтоме слева на кдадбище - любопытная запущенная деревянная церковь со шпилем.
15-30. Еще светло, но начинает темнеть. Подъезжаем к ледовой переправе на месте парома через Шексну (летом паром работает 8-20). На въезде и выезде - снежные заносы, которые лениво ковыряет лопатой человек при переправе. На той стороне въезжаем в с. Каргулино, за ним  - понтонный мост через узкий Белозерский канал.

Ухтома
Ухтома

Шексна
Переправа через Шексну 

Шексна
Понтонный мост через канал 

За 10 км до Белозерска подъезжаем к развилке. Направо главная уходит на Белозерск. Налево - указатель "Переправа  9, Кириллов 29, Вологда 135 ". Туда мы и поедем завтра.


15-50. Белозерск. На въезде справа чуть в стороне - АЗС Лукойл со старыми стрелочными колонками. Заливаю 40л 92-го по 10-50. Недоливают 1 л да еще и пытаются при помощи нехитрой психологической уловки недодать сдачи 50 руб. Деньги свои требую, а за недолив лень базарить. Тем временем темнеет. Город погружается в темноту. Пытаемся что-то сфотографировать в сумерках, и даже подсвечивая фарами автомобиля, но ничего путного из этого, конечно же, не получилось. Подъезжаем к Успенской церкви. Рядом -зимняя церковь Богоявления. В ней идет служба. Красиво поют певчие. Но что это? И сюда добралось тлетворное влияние попсы! Служба идет под фонограмму минус один! На мой атеистический взгляд, выглядит это довольно цинично и безнравственно.
Поселяемся в гостиницу "Русь" в номер с санузлом и цветным телевизором за 525 руб. Но очень холодный. За ужином снимать куртки что-то не хотелось. А вот ночью очень пригодились спальник и плед. 

За день пройдено 370 км, а всего от Питера - 670.

Белозерск
Белозерск

Белозерск
Белозерск. Старинный мост через ров.

Белозерск
Белозерск. Ворота в валу и Преобр. собор

По утро термометр в машине показывал минус 35, а т.к. машина между прогревами не успевала до конца вымерзнуть, то на улице реально были все 40.

Белозерск
Белозерск. 
Церковь Всемилостивого Спаса

02.01.2003. Городок, несмотря ни на что, понравился. И хотя программа на этот день предстояла большая (мы предполагали осмотреть Белозерск вечером и с утра пораньше рвануть в Кириллов), но приходится дождаться рассвета и объехать основные достопримечательности для фотографирования. 

Белозерск
Церковь Ильи

10-00. Покидая Белозерск, выезжаем обратно в сторону Липина Бора, а через 10 км сворачиваем к переправе на Кириллов. И тут нас ждал облом! Переправа не работает! Что мешает ее проложить по льду? И почему бы на перекрестке с дороги Белозерск - Липин Бор не установить указатель, что переправа закрыта? Почему-то во Франции на дальних подступах ко всем перевалам стоят таблички, что перевал "ferme" или "ouverte", оперативно указывающие актуальное состояние перевалов. 
Делать нечего, возвращаемся через Липин Бор  на дорогу Вытегра -Вологда, что означает лишний крюк в 100 км и потерю драгоценного светлого времени

Шексна

 

Уже ближе к Ферапонтово впервые за последние два дня догоняю попутный грузовик. Он распыляет облако снежной пыли - страшно даже приблизиться. Останавливаемся свериться с картой и отпускаем его вперед. А тут уже и указатель на Ферапонтово. Время - 11-30. Мороз, солнце, белый снег - все очень красиво. Но холодно! В деревне с некоторого расстояния сфотографировали деревянную шатровую церковушку (ближе к ней не подобраться) и пошли в монастырь.

Ферапонтово

Ферапонтово

Фрески Дионисия зимой закрыты, да там еще и идет ремонт полов. Посмотреть можно только фрески у ворот в собор. Открыта надвратная церковь и музей (10-17, билет=20руб).
Довольно удачно присоединились к экскурсии с подъехавшего автобуса. Все ценные древние иконы из монастыря давно были вывезены в Москву и Ленинград на реставрацию, да так там и остались. На фотографии видны иконы возвращенные сюда по случаю юбилея. 

В Ферапонтово нам очень понравилось. Может еще и потому, что не очень торопились.

В книжном киоске при кассе купили 4 довольно большие фотопанорамы Кирилло-Белозерского монастыря по смешной цене 10 руб. за каждую, путеводитель "Кириллов - Ферапонтово - Горицы"  и факсимильную книжку  местного историка Бриллиантова "Ферапонтовъ, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона к 500-летию со дня основания 1398-1898". Говорят, что это - настольная книга всех местных экскурсоводов.

Ферапонтово
Ферапонтово

Ферапонтово
Ферапонтово

Ферапонтово
Ферапонтово

13-20. Садимся в изрядно промерзший за 2 часа автомобиль и направляемся в Кириллов.

[Часть 1]

[Часть 2]

    [Главная]



Hosted by uCoz