Норвегия - 2007 (23 июня - 8 июля 2007 )

Часть 7. Flam

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

Часть 7

[Часть 8]

[9.Итоги]

[Главная]

 

  06.07.2007. пт 
Сегодня мы весь день отвели на уникальную железную дорогу Flamsbana длиной 20 км, которая поднимается от станции Flam на побережье Naerofjorden, рукава Согне-фьорда, до Myrdal на высоте 866 м.
С одной стороны, это один их знаменитейших норвежских туристских объектов, непременный атрибут большинства организованных турфирмами маршрутов, а с другой стороны, это самая настоящая железная дорога, соединяющая Flam с ж/д трассой Осло - Берген
Карта

Обычно туристы покупают билеты Флом - Мюрдал - Флом и за пару часов проезжают по этой живописнейшей трассе туда-обратно. Еще дома, готовясь к путешествию, я для себя решил, что просто прокатиться по этой дороге будет не очень интересно, а к тому же и дорого. Рассматривая карту долины Flamsdalen в атласе и AutoRoute, можно разглядеть узкую дорожку вдоль всей железной дороги. Не очень понятно было, можно ли проехать по ней на автомобиле. При обсуждении этого вопроса в конференции http://wwwboards.auto.ru/travel/638395.html  мне подсказали плодотворную идею проехать до Myrdal на поезде, а обратно спуститься пешком.

На ресепшен нашего кемпинга было вывешено расписание движения поездов.  Зимой с начала  января до конца апреля поезда делают 4 рейса в день, а  летом в пик сезона - 10 рейсов с 8 утра до 8 вечера, т.е. с периодичностью чуть более часа. Рейс в одну сторону занимает менее одного часа. Ночью поезда не ходят.

Стоимость билета в одну сторону = NOK 190, туда-обратно = NOK 290.

Подробности о самой дороге, истории ее строительства, технические характеристики, расписание и цены можно посмотреть http://www.flaamsbana.no/eng/Index.html. Здесь есть и русская страничка.

Забегая вперед, хочу сказать, что решение пройти пешком вдоль всей дороги было самым правильным. Впечатления от езды на поезде даже в малой степени не могут сравниться с тем, что ты видишь во время прогулки, когда ты можешь, не торопясь, наслаждаться видами, а не фотографировать их из окна вагона, где они мелькают как в калейдоскопе. Наверное, впечатления от этой прогулки - также одни из сильнейших в этой поездке. Бесчисленное множество тоннелей (почти все они были выкопаны вручную) вызывает потрясение перед мужеством строителей, но не представляет большого интереса, когда едешь в поезде. Единственное, чего не увидеть в пешей прогулке, это грандиозный водопад Kjosfossen, около которого поезд делает довольно продолжительную остановку. Кстати, в 1944 году дорога была электрифицирована и питается энергией водопада. Но это только один из многих водопадов, низвергающихся с горных склонов в долину.

Пешеходный маршрут от верхней станции Myrdal до Flam составляет более 20 км. У нас он занял 5 часов вместе с короткими остановками на передых-перекус и посещением древней церкви. Идти не очень тяжело, т.к. всю дорогу спускаешься вниз. Наибольшую сложность представляет собой только первый очень крутой спуск около 1 км по извилистым каменистым серпантинам. Дорога проходит мимо всех железнодорожных станций (кроме водопада), поэтому всегда можно прервать пеший поход и продолжить путь на поезде.

В принципе, почти вдоль всего маршрута от Флома можно проехать и на автомобиле. Сначала по асфальтовой дороге, потом по грунтовой. Закрыт для автомобильного движения только самый крутой участок с серпатинами. Но думаю, даже на своем автомобиле было бы не получить такого впечатления, как от длинной пешей прогулки. 

Еще один способ - арендовать на станции Flam велосипеды, взять их в поезд до Myrdal и проехать на них обратно. Немало таких велосипедистов проносилось мимо нас.


5632 км. 11-30. Покидаем кемпинг, чтобы не платить еще за один день проживания (ночевать мы здесь больше не собираемся) и переезжаем на парковку около вокзала с расчетом отправиться на рейсе 12-20.  Лучше было бы выбрать какой-нибудь более ранний рейс, но мы на такие подвиги раннего вставания не способны.

 

 

 

 

Flam

.

Flam



Железнодорожная станция примыкает к пристани, куда прибывают круизные суда. 
Вопреки ожиданиям, очень большого ажиотажа и очередей за билетами не наблюдается. Места на парковке тоже есть, но мне хочется поставить машину в тень, чтобы за целый день в перегревшемся на солнце автомобиле не испортились продукты. Замечаю еще одну площадку с другой стороны железной дороги, куда и перегоняю машину, объехав вокруг села. Находится как раз одно место под деревом. Я прикидываю, куда будет двигаться тень от него в ближайшие часы.



К перрону прибывает электричка, потом убирают заграждения и пускают народ на посадку. У поезда - два мощных локомотива впереди и сзади состава.

Мы пытаемся выбрать вагон, где народу поменьше.

12-20. Отправляемся.

 

 

 

 

Flam


Внизу на берегу реки видна  Flam Gamle kyrkje. К ней мы заглянем на обратном пути пешком. 

Flam


Большого желания фотографировать из окна поезда нет - все эти красоты, я потом сумею запечатлеть на обратном пути.

 

 

 

 

 

Flam
Flam



На этой фотографии виден последний крутой подъем к Мюрдалу. Старая дорога серпантинами взбирается вверх вдоль каскада водопадов.

А это - тот самый водопад  Kjosfossen прямо у станции железной дороги. С платформы снимать его затруднительно, т.к. водяная пыль заливает объектив, да и народ толпится в кадре. Ухитряюсь сделать снимок из вагона через окно. Мы удачно сели в вагон в середине состава. В нем было немного народа, а на этой станции наш вагон оказался на середине короткой платформы, и из окон открывался прекрасный вид на водопад. 
Во всех проспектах рекламируется танцующая девушка в брызгах водопада. Действительно, она появилась где-то справа вверху на скале, но ее фигурка теряется на фоне скал и ничего особо не добавляет к общему впечатлению.

Поезд в этом месте, взбираясь вверх вдоль отвесной кручи, совершает в тоннелях почти три полных оборота по 180 градусов. Это можно увидеть и на карте, приведенной в начале странички.

Flam


Flam  



13-20. Mуrdal.
Станция расположена на открытом  плоскогорье. Здесь эта ветка стыкуется с железной дорогой из Осло в Берген. В наш поезд пересаживаются местные пассажиры с той дороги.

Мы же покидаем поезд.


Ясное солнце при безоблачном небе изрядно припекает, но на такой высоте все равно прохладно. Спускаемся с платформы к желтому домику, откуда начинается  пеший путь вниз.

Flam

Flam





Начало каскада водопадов.

Дорога отсюда начинает спускаться крутыми серпантинами


Flam

Flam







Со смотровых площадок  каждого изгиба серпантина  открываются виды на водопад. 

Flam Flam

13-40.
За 20 минут преодолеваем самое крутое место спуска. Знак показывает, что вверх движение автомототранспорта запрещено. Не скажу про мотоциклы, но я сомневаюсь, что по этой дорожке вверх можно забраться даже на джипе.
Flam
Дальше дорога уже более спокойная. Она проложена вдоль берега реки Flamselva.
Flam

Ее бурный течение набирает силу от многочисленных потоков, низвергающихся водопадами с противоположного склона.
 
Flam

Народу на дороге совсем немного. За все время нам встретились всего две или три группы. Да еще время от времени нас обгоняли велосипедисты.

Flam


Практически ничего не мешало единению с природой.
Flam
Flam

Водопад Kardalafoss. Flam

Flam

Flam
По всему противоположному склону текут потоки воды

 

 

 

 

 

Flam
Flam




Вера идет впереди размеренным туристским шагом без остановок, а я постоянно останавливаюсь для фотографирования.
Казалось бы, камера наготове, сделать снимок занимает всего несколько секунд, но потом, ускоряя шаг, я с трудом ее догоняю.

15-00. Bromheller. Прошли 7.5 км, осталось 13.5.

 

 

 

 

 

Flam
Flam
Flam

Железная дорога все время где-то рядом. 
Она оказывается то над нами, то под нами.

 

 

 

 

 

Flam


Flam

15-25. Приближаемся к станции Berekvam.

Flam

Flam 






15-30. Berekvam.
Перекусываем за столиком под навесом железнодорожной станции, отмечая середину пути.

Дальше пошла уже асфальтовая дорога, по ней редко, но иногда проезжают машины.
Вдоль обочин дороги - заросли земляники.

 

 

 

 

Flam


16-20. Hoga. В этом месте реку теснит узкое ущелье. Место это названо по имени высокого (hog) моста, возведенного в 1898 году во время реконструкции старой дороги.

 

 

 

 

Flam

Flam

Flam


Вся полноводная река каким-то образом устремляется в узкую дырку в скале и вырывается на свободу перед мостом.
Flam Flam

Flam


16-30. Dalsbotn. Две трети пути позади. Пройдено 14 км, остается - 7.

Крыша старого сарайчика изготовлена, похоже, из какого-то слоистого природного материала.

Flam

Flam


         16-50. Водопад Rjoandefossen.


Flam

Flam


Flam

Приближаемся к деревне, где находится древняя церковь 17 века. 








Flam
Flam

17-15. Flam kyrkje 1670 г.

Внутри - бесхитростные росписи по дереву.

 

 

 

 

Flam

Flam


Flam Flam

Flam



 

Церковный сарай. На земляной крыше выросли целые деревья.


Мостки над рекой. Где-то уже мы видели похожие? 
Здесь на мостках укреплены щиты с надписью, что это частная собственность.

 

 




Flam

Отсюда уже рукой подать до станции Flam, где мы оставили свою машину.
18-20. Возвращаемся к своей машине. Перекусываем. Я пытаюсь окончательно определиться с маршрутом домой.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

Часть 7

[Часть 8]

[9.Итоги]

[Главная]

Hosted by uCoz