|
[Часть 1] |
[Часть 2] |
[Часть 3] |
[Главная] |
Подготовка. Маршрут. Августовский отпуск в
этом году обломился, поэтому пришлось
отказаться от традиционной поездки в
Крым - ну не верю я, что в сентябре там с
большой долей вероятности будет вода
теплее 20 градусов. Проведя ревизию
кошелька, изрядно похудевшего после
поездок в марте в Альпы и в мае в
Бенилюкс, поняли, что при известной
экономии осилим еще одну поездку в
Европу. Давнишняя мечта - Норвегия,
в сентябре казалась не самым удачным
вариантом. Из других "мечт"
оставались: Италия, Австрия-Германия и
Франция - Испания. Остановились на
последнем варианте. Эти страны не были
для нас терра-инкогнита. В свое время мы
ездили в хорошие автобусные туры Париж -
замки Луары и "Классическая Испания".
Воспоминания манили нас, многое
осталось за кадром тех поездок. Уже в самой начальной стадии путешествия стало ясно, что при том маршруте, на который мы замахнулись, придется чем-то жертвовать. Было принято единственно правильное решение - кроме Парижа исключили все места, где уже побывали в прежние поездки. Именно поэтому наша поездка обошла стороной замки Луары, Барселону, Сарагосу, Мадрид, Эль-Эскориал, Толедо, Гранаду, а Париж ограничили Эйфелевой башней, просто прогулкой по городу и посещением Сен-Дени. Отдыхом на море в результате также пришлось пожертвовать. |
Питер -
|
Стратегия и тактика
передвижения, кемпинги
Экипаж - водитель, Ваш покорный слуга -
Тихомиров Сергей, штурман - жена Вера и
автомобиль Пассат-универсал 1992 года
рождения, в котором было постоянно
оборудовано удобное место для ночлега. В
путешествии мы не рассчитывали на
ночевки в гостиницах, предполагалось
что останавливаться будет только в
кемпингах. |
Во всех странах, через которые мы проезжали, существует большое количество кемпингов, и указатели на них постоянно попадаются на глаза. Больше - в Швеции, Дании, Германии, Бельгии, Люксембурге, меньше в центральной части Испании и Португалии. Но рассчитывать на то, что в конце дня Вам тут же подвернется подходящий кемпинг не следует. Мы придерживались следующей тактики, которая нас почти не подводила. В нашем замечательном атласе Европы GeoClub обозначены и кемпинги. Естественно, далеко не все, но обозначенные - обязательно существуют. Каждый день, прикинув предстоящее место ночлега, мы искали в атласе подходящий кемпинг и старались оказаться около него не позже 8-9 часов вечера. Если двигаешься по автобанам, то на них указателей на кемпинги практически не бывает. Вблизи намеченного места следует съезжать на местные дороги и внимательно глядеть по сторонам. В большинстве случаев Вы увидите табличку с указателем на кемпинг, обычно находящийся в 3-5 км в стороне от шоссе. Если все же указателя не видно, то можно спросить дорогу в ближайшей бензоколонке или кафе. Вопреки опасениям, за редким исключением, поиски кемпингов не занимали много времени. Но следует учитывать, что въезд в большинство кемпингов закрывается шлагбаумом после 22-00, и, припозднившись, Вы рискуете остаться за оградой. Стоимость ночевки рассчитывается от количества людей, автомобиля, палатки, электричества и составляет 10-15 евро. Максимальная, 24 евро - в Париже в кемпинге в Булонском лесу, минимальная , 4.50 - была в живописном кемпинге в национальном парке Montezino около города Браганца в Португалии. |
В пути придерживались следующего режима. В начале и в конце путешествия совершали броски по 1000 км в день, в остальные дни проезжали ежедневно по 200 - 400 км с осмотрами одного - двух городов. Несколько слов о платных дорогах.
|
Питер - Франция |
29.08.2002. Прособиравшись допоздна, уже в час ночи выезжаем из Питера на дачу в Лемболово, откуда завтра утром и стартуем. Начало нашего далекого путешествия выглядит не очень веселым. Моросит дождь, в воздухе чувствуется запах дыма от подступающих к городу пожаров. На улице Грибалевой чуть в глубине у жилого дома ярким факелом горит легковой автомобиль. Рядом никого не видно - то-то завтра будет радости хозяину! Звоним по мобильнику "01" и, не останавливаясь, двигаем дальше. На выезде из города сразу за Буграми попадаем в сильнейший смог из смеси тумана и дыма от пожаров, не видно даже края обочины! А уже перед самой дачей в Куйвози видим жуткую аварию - лобовое столкновение двух иномарок. 30.08.2002. 9-30 С дачи по окружной бетонке
выбираемся на трассу "Скандинавия". У светофора перед российской таможней - 8 автомобилей и еще 35 - в зоне таможенного контроля в 3 очереди. Прошли за час и еще ровно 5 минут потратили на финскую таможню. Вопросов никаких не задавали и ничего не смотрели. Едем по Е18 в сторону Турку. Проезжая мимо табло самоконтроля скорости, увидели цифры "86", примерно столько же показывает и спидометр. |
|
17-30. Турку. У нас есть 3 часа до начала регистрации на Sea Wind. Неподалеку от собора на улочке у музея Сибелиуса оставляем автомобиль и гуляем по городу. Подходим к примеченному еще в прошлые поездки кафе на набережной, где постоянно играет живой джаз, и обнаруживаем там наш знаменитый Ленинградский Диксиленд, на концерты которого мы ходили еще много лет тому назад. Знакомые все лица и играют так же хорошо, только Ершов спокойно играл в ансамбле и не выдавал своих виртуозных соло на банджо. В порту на регистрации обнаруживается, что с нашим заказом есть какие-то проблемы, и после долгих поисков в компьютере и звонков в контору нам, наконец, выписывают посадочные билеты, а обратные дают на Силью (за ту же цену). Sea Wind нам понравился - небольшой уютный пароход, хорошие каюты с окошками, душем и туалетом, в цену билета входит и завтрак шведский стол. Sea Wind и Силья приходят на промышленные задворки Стокгольма, и здесь у Викинга есть несомненное преимущество - он прибывает в самый центр города, а с палубы корабля открываются прекрасные виды на окружающие красоты. |
31.08.2003. 7-40. Стокгольм. Задача на сегодняшний день - пересечь всю Швецию, Данию и большую часть Германии. |
Из Швеции в Германию можно проложить несколько
маршрутов через различные мосты и
паромы.На мой взгляд, наиболее быстрый
и экономичный вариант для нас это:
мост Мальмо - Копенгаген или паром
Хельсинборг - Хельсингор в Данию и паром Радбю -
Путтгарден в Германию. |
|
.Пересекая Данию,
несколько раз попадаем в сильнейший
ливень, а порывы бокового ветра ощутимо
сотрясают машину. 16-00. Rodbyhavn. Огромная площадка в порту забита машинами в 7 рядов. Даже на первый взгляд явно видно, что все не влезут не только на первый паром, но, может, и на следующий, а ходят они - раз в час. С регистрации нас направляют в 6-й ряд. На корабль сначала запускают первый ряд, а потом - сразу наш шестой! Или нам просто повезло, а может быть, сыграло свою роль то обстоятельство, что у нас был своего рода абонемент - билет на два парома. Но множество машин, приехавших значительно раньше нас, осталось на берегу ждать следующего рейса. |
17-00. Puttgarden. Дорога А1 на протяжении 40 км представляет узкую двухполоску, забитую медленно ползущим потоком машин с парома. И только постепенно скорость возрастает, и появляется возможность для обгонов. Выезжаем на автобан, набираем крейсерскую скорость и, оставив в стороне Гамбург и Бремен в 20-00 сворачиваем в сторону озера Dummer Zee, где мы по атласу присмотрели себе кемпинг. По дороге ради интереса завернули в городок Diepholz и заплутали в нем. Молодая парочка, у которой мы спросили дорогу, оказалась русскими немцами, переселившимися на историческую родину. Надо сказать, что в этом путешествии нам везло на встречи с бывшими соотечественниками в самых неожиданных закоулках Европы. Кемпинг (первый в этой поездке) оказался одним из самых дешевых (8 евро) и одним из самых симпатичных. Сравнивая различные кемпинги в разных странах, мы пришли к выводу, что звездность и цена совершенно не определяют его привлекательность для нас. Скорее наоборот, наиболее дешевые, расположенные в удаленных от крупных городов живописных местах, оказывались и самыми лучшими. |
01.09.2002. 9-30. Выбираемся на автобан и продолжаем путь в сторону Бельгии и Франции. Как можно видеть на фото, не так страшен черт... Даже с моим 75-сильным двигателем левый ряд для меня был вовсе не заказан. |
Въехав в Бельгию, делаем небольшую передышку от гонки по банам и сворачиваем в сторону Льежа. В наши планы не входит его осмотр, поэтому проезжаем через центр города, раскинувшегося по сторонам реки Маас (Meus), и просто глазеем по сторонам. Двигаясь дальше вдоль реки, останавливаемся в живописном маленьком городке Юи (Huy), совместив перекус с краткой прогулкой по городу. |
Снова выезжаем на автобан и
направляемся в сторону Франции. На
подъезде к Парижу - приличная пробка.
Кемпинг в Булонском лесу - единственный
в этой поездке, который мы наметили еще
при подготовке по отчетам в конференции
Отдых и Путешествия на www.auto.ru. Нам нужно было свернуть на
Периферик на запад, но мы по ошибке
свернули не туда и въехали в город с
противоположной стороны с востока на Ru la
Fayette. Что ни делается - все к лучшему! Не
спеша по прямой пересекли по диаметру
весь Париж до площади Согласия, с удовольствием
обозревая
знакомые места,
потом по Champs Elysees - до Port Maillot. Свернули к Булонскому лесу
на Allee de Longchamp и по
указателям без труда нашли кемпинг.
Поселяемся на 2 дня. Цена проживания - 24
евро в сутки. Это был самый дорогой
кемпинг, но, на мой взгляд, в Париже оно
того стоит.
Париж - Сен-Дени 02.09.2002. Париж. Из кемпинга до Port Maillot с 8-24 ходит автобус за 1-60 евро. Расстояние - 6 км. Не желая связываться с автобусом, едем туда на автомобиле и бесплатно пристраиваем его рядом с площадью у таблички "Paris". Рядом - станция метро, но отсюда уже и пешком недалеко до Триумфальной арки. |
Во второй объект, намеченный к посещению - музей Родена, расположенный недалеко от Дома Инвалидов, не попали. В понедельник там выходной. |
Оставшуюся часть дня просто гуляли по городу. Люксембрургский сад - Латинский квартал - Сен-Жермен - Лувр - Конкордия. От площади Согласия пешком до Триумфальной арки - 40 мин. и еще 20 мин. до Port Maillot к нашей машине. |
03.09.2002. 11-20. Покидаем кемпинг. Наш путь лежит на север в Нормандию и Бретань, но сначала заезжаем в St-Denis, пригород в 14 км к северу от Парижа. Собор Сен-Дени - один из первых французских готических храмов. Монастырский храм с 7 века служил усыпальницей франкских, а позже французских королей. Машину паркуем бесплатно у церкви St-Denis de l'Estrel. Напротив - платная парковка за 1-20 евро/час. На улицах полно негров, их здесь даже значительно больше, чем в Париже. (Усыпальница открыта с 01.04 по 30.09 с 10 до18-30 (вс с 12 до 18-30), с 01.10 по 31.05 с 10 до 16-30. Закрыта 01.10, 01.05, 12.11, 25.12. Билет = 5-50евро). Особенное впечатление производят анатомически точные старческие фигуры усопших на гробницах. У каждого в ногах - маленькая собачка. Подобное потом мы замечали на гробницах и в других храмах. Привлекают внимание захватанные отполированные груди скульптуры Марии Антуанетты. |
|
Нормандия -
Бетань
Не имея большого опыта езды по французским дорогам, мы стояли перед выбором способа передвижения. С одной стороны, по автострадам можно передвигаться быстрее, а с другой стороны, страну с них не увидишь. Во Франции все автострады с номерами Аnn - платные (в среднем 100 км = 10 евро), но параллельно им везде проложены национальные бесплатные дороги, обозначенные N с тем же номером. Решили попробовать передвигаться по ним, а если будем выбиваться из графика, то уходить на автобаны. Оказалось, что по национальным дорогам вполне можно передвигаться на большие расстояния, и платный участок в 130 км на пути к Парижу остался у нас единственным на всех дорогах Франции. Временами дороги проходят через большое количество сел и городков, и тогда скорость снижается, временами села встречаются реже. То же касается и грузовиков - их может быть больше или меньше, но полностью забитых транспортом дорог нам не попадалось. Обычно это - двухполосные дороги с чередующимися участками из двух полос в одну сторону и одной - в другую. Участки для обгона - довольно короткие, на них с трудом успеваешь обогнать одну-две машины. Вероятность полицейских засад - довольно велика, поэтому не следует разгоняться более 100 км/час (ограничение - 90). Больше всего достают бесчисленные круги на развилках всех дорог. Но несмотря ни на что, средняя скорость по таким дорогам (без учета остановок на осмотры городов) у нас получалась около 70, т.е. примерно такая же, как и при передвижении по дорогам России и СНГ. 14-30. Уезжаем из Сен-Дени по А15, затем по N14 к Руану. На дороге иногда попадаются любопытные знаки ограничения скорости - 45. с 17-00 до 19-40 Руан. Оставив автомобиль на обочине дороги перед въездом в центр, гуляем по городу. Башни собора Нотр-Дам 12 в., запечатленные на множестве картин К.Моне. Впечатляющие грандиозные шедевры в стиле "пламенеющей готики" - собор Сен-Маклу и дворец юстиции. Часовня Жанны д'Арк с памятником ей и более современная церковь Ж д'Арк с оригинальными часами. Именно здесь Жанну д'Арк объявили еретичкой и сожгли на костре в 1431 г. В соборе Нотр-Дам привлекают внимание великолепные сюжетные витражи, которые можно долго рассматривать как комиксы. Например, с житем св. Юлиана, который, покинул дом, т.к. ему было предсказано, что он убьет своих родителей. Вернувшись и думая, что жена ему изменяет, он и исполнил роковое предсказание. Особое впечатление в соборе Нотр-Дам на нас произвели выразительные лица многочисленных изъеденных временем скульптур святых, расставленных вдоль стен. Эти скульптуры на фасаде здания были заменены копиями, а сами перенесены внутрь. |
04.09.2002. Переночевали в кемпинге St-Nikolas на полпути между Rouen и Caen. Живописные места, вокруг много интересных замков, но мы движемся дальше к Атлантике. |
Миновав Кан (Caen) сворачиваем на
N13, а в Байе (Bayeux) - на D572. Далее
пробираемся местными дорожками. |
Огибая залив в устье р. Селюн, направляемся к монастырю Мон Сен-Мишель, построенному на огромной гранитной скале, возвышающейся в низменной прибрежной местности. При приближении его фантастические очертания видны уже за многие километры. По сути, это - остров, окруженный водой во время прилива, и отступающей при отливе. Прилив в бухте, окружающей остров - один из мощнейших в мире. Разница в уровне прилива и отлива может достигать свыше 11 метров, при этом море во время прилива наступает с невероятной скоростью. В прежние времена паломники, бывало, добирались до острова по колено в воде, сейчас туда ведет дамба. В нижней части за крепостными стенами узкие кривые улочки, напоминающие Сан-Марино в миниатюре, поднимаются к аббатству, возведенному на вершине скалы. Аббатство открыто для посещения до 19-00 (с 01.09 до 18-00, впуск - до 17-00). К сожалению, мы прибыли слишком поздно и в аббатство не попали. Но зато наблюдали прилив. Буквально на глазах море подступило к самым стенам, на поверхности осталась только дамба и площадка для парковки.Во время отлива множество людей гуляет вокруг монастыря, и стремительно прибывающая вода отрезает пути к отступлению беспечным туристам. Специальная спасательная служба помогает им перебраться с исчезающих островков суши через потоки наступающей воды, наводя переправы при помощи особых тросов-рулеток и, похоже, выписывает штрафы в качестве платы за спасение. |
19-00. До захода солнца успеваем заехать в уникальный город-крепость Сен-Мало, который стоит на скале, соединенной с материком только узкой песчаной полоской. Подъезжая к крепости, мы промахнулись и чуть было не укатили в Англию, заскочив в порт к парому. Возвращаясь, увидели характерные приграничные щиты типа "Франция приветствует Вас и напоминает о скоростных ограничениях на дорогах". |
Машину пристраиваем на одной из
многочисленных парковок под крепостной
стеной, после 19-00 - бесплатно.
По крепостным стенам можно обойти вокруг всего Старого города или "закрытого города" (Ville Close). На самом деле он был почти полностью разрушен в результате бомбардировки 1944 г. и заново отстроен "под старину" бетонными зданиями, облицованными натуральным камнем в едином стиле. |
Уже в наступающих сумерках направляемся
к мысу Фрехель. Дорога живописно петляет
мимо многочисленных бухточек и
курортных городишек. Много указателей
на кемпинги, но мы их пока игнорируем,
желая подобраться поближе. И уже
практически на самом мысу в последнем
городке Plevenon видим указатель влево на
кемпинг D'Armor. 05.09.2002. Cap Frehel. Подъезжаем к маяку на краю мыса. Проезд к площадке у самого маяка стоит 2 евро, но можно свернуть на боковую дорогу и оставить машину там. Отсюда до маяка примерно 0.5 км. По полю, заросшему цветущими фиолетовыми и желтыми низкими колючими кустарниками, проложены огороженные тропинки с табличками, призывающими не вытаптывать растения. Красота неописуемая! И потрясающие виды обрывистых диких берегов! Резкий холодный ветер отбивает всякие мысли о купании. |
В нескольких километрах к северу на берегу стоит небольшая крепость-замок Le Fort la Latte. Перед
длинным перегоном на юг Франции к границе
с Андоррой и Испанией, посещаем
последний в этих краях город - Динан. |
Хотя в нем и нет таких колоссальных соборов, но Динан нас совершенно очаровал. Он расположен на высоком холме на берегу реки Rance и окружен крепостными стенами. В соборе St-Malo 1490г.- очень красивые витражи на различные сюжеты, даже на темы I мировой войны. Вокруг собора St-Sauveur расположен квартал очень старинных фархверковых домов. Покосившиеся здания опираются на потрескавшиеся от времени деревянные столбы-подпорки. С так называемого Promenadе на крепостной стене открывается прекрасный вид на долину реки и высокий мост через нее. |
15-00. Покинув Динан, совершаем почти 1000-километровый бросок мимо Бордо на юг Франции к Пиренеям с ночевкой в кемпинге посередине пути. 06.09.2002. 17-30. Прибываем в Каркассон. Город четко разделен на две части: современную и La-Cite - крепость, выглядящую в лучах заходящего солнца как игрушечная, построенная для съемок средневекового фильма. Первое впечатление не очень и обманывает - старый город, расположенный внутри кольца двойных стен, был отреставрирован и даже частично отстроен заново. Прогуливаясь по городу, случайно зашли на выставку-продажу авторских фотографий Gerard Sioen. Потрясающие фотографии замков катаров, расположенных на неприступных горных вершинах, вызвали острое желание их посетить. Особенное впечатление произвели снимки замка Peyrepertuse на 800-метровой вершине. Если еще когда-нибудь нас занесет сюда судьба, то надо будет учесть при составлении маршрута. |
На окраине Каркассона есть кемпинг, но ни он сам, ни его цена в 20 евро нам не приглянулись. Уезжаем в сторону Андорры-Испании по D118 и через 20 км сворачиваем вправо по указателю на кемпинг, расположенный в живописном месте на склоне горы и всего за 11 евро. |
[Часть 1] |
[Главная] |