Питер - Оре. 7-16 марта 2003 года. |
[Главная] |
Готовясь к поездке вдвоем с
женой на шведский горнолыжный курорт
Оре, мы поставили перед собой три задачи: Сравнительно дешевые апартаменты на двоих Forsa Fjalby в Duved за 2910 SEK я подобрал на сайте www.skistar.com еще в начале декабря и оплатил через фирму ГР-Трэвел, специализирующуюся на заказе билетов на паромы. Эта фирма не накручивает ничего к цене, а имеет свой доход на скидке от Are Resor. У них же купил и скипасы на неделю с 5-процентной скидкой. Гр-Трэвел организовал оплату карточкой по инвойсу и выписал ваучер на жилье. Эта фирма обеспечивает пересылку необходимых факсов в шведское консульство, а при заказе билетов на Викинг или Силью сможет оформить и шведские визы за дополнительные 10 долларов с человека. На мой взгляд, самый правильный паром на трассе Турку - Стокгольм - это SeaWind. В пакет билетов на ночные рейсы туда-обратно за 141 евро входила стоимость автомобиля, уютная каюта от 1 до 4 пассажиров с окнами и душем и завтрак шведский стол. Сложность состоит только в заказе билетов. Спасибо Ирине scandcom из финской фирмы Нордлайн, оперативно забронировавшей нам билеты. Дорога Питер - Оре = 1200 км (Питер - Турку = 550км и Стокгольм - Оре = 650), а всего с учетом поездки в Норвегию и разъездов там получилось ровно 3000 км. Бензина сожгли 217 литров при среднем расходе 7.2 л. Из этого количества половина - российский, половина - шведский, т.о. средняя цена топлива = 0.756 доллара/л или 0.69 евро/л. Дорога 07.03.2003. 11-00 Укладываем в Пассат-универсал вещи и продукты, а на разложенную треть
заднего сиденья - две пары лыж Blizzard и трогаемся в путь.Переход границы в Торфяновке
оказался рекордным: 15 мин на российской
таможне и 20 мин на финской! Стоимость 95-го
бензина на Е18 в Финляндии = 1.125 евро,
только около Salo видели на
автоматической колонке цену в 1.06. Но что
они там принимают в оплату -
неизвестно.
|
Дальнейший путь: В Luisdal сворачиваем налево на 84 дорогу, затем после Karbole - направо на 296. В селе важно не свернуть налево на 296 дорогу а выезжать по указателю "прямо 84 и 296", а еще через 5 км сворачивать направо. Через 25 км по довольно узкой дороге с кусками льда выезжаем на 45 дорогу (направо). На обратном пути никаких следов льда уже замечено не было. Через 85 км сворачиваем с 45 дороги налево на 321 по указателю "Are 125". Очень живописная дорога на всем протяжении проложена вдоль большого озера. Все эти дороги - довольно извилистые, красивые и в хорошем состоянии. Села попадаются нечасто, а знаки ограничения расставлены очень грамотно, не заставляя попусту снижать скорость. Легенду маршрута Питер - Оре и поездки в Тронхейм в формате MS AutoRoute 2002 можно посмотреть здесь |
Оре
В 16-00 прибываем в Оре. В Linbana -
ресепшене, расположенном в здании
подъемника в Дюведе, получаем ключи и
конверт со скипасами. В придачу нам
вручили некую бумагу (на русском языке!),
которая поначалу привела нас в
некоторое недоумение. Это была
инструкция по окончательной уборке,
выполненная в виде бланка сдачи-приемки
помещения. Список аж из 15 пунктов
перечислял все, что надо сделать,
включая такие как: "очистить камин",
"выстирать фильтр воздухоочистителя
в посудомоечной машине", а потом "вычистить
фильтр посудомоечной машины". В
каждом пункте справа - колонка отметки о
выполнении, а внизу - все данные о
сдающем с адресом и телефоном, его
подпись и подпись принимающего. И
шокирующая фраза, выделенная жирным
шрифтом: "Внимание! Если уборка
признана недостаточной, Вам будет
выставлен счет в сумме 1500 шв. крон!"
Т.е. 180 долларов за плохо проветренную
подушку (пункт 5)? К тому же, в нашем
апартаменте не было ни камина, ни
посудомоечной машины. |
Продуктами отоваривались в
супермаркетах ICA. Один супермаркет есть в Дюведе у
бензоколонки, а второй - в самом центре
Оре около подъемника. За все
расплачивались карточкой ЕС/МС. Сам
проводишь карточкой по устройству и
вводишь пин-код. Любопытно, что сумма
к оплате в супермаркете округляется до
полкроны. Наличными потратили
всего 36 крон (за парковку на водопаде и в
Упсале). |
Что касается оценки катания, то она, по большому счету, разочаровала.. Дювед показался не слишком интересным (одна некрутая красная трасса), катались только один первый день. В Оре Бьорнен вообще делать нечего - там только чайниковские и детские трассы. Все интересные трассы - на центральной горе (см. схему трасc 188кб ). Особенно мне понравились черно-красные крутяки Слаломбакен вдоль подъемника Уорлдкаплифтен (номер 30 на схеме) и красные трассы вдоль Олимпиалифтен (22). И еще - черные трассы вдоль поперечных кресел Хуммельлифтен (32). Там даже можно было найти некое подобие оффписта на черном крутяке Хуммельбрантен в редком березовом лесочке справа по ходу от кресел. Широкий крутяк слева от кресел немного напоминает верхнюю часть "Букашки" в Кировске, но заканчивается узким кулуаром в густом лесу, ведущим к подъемнику Тоттлифтен (37) Бьорнена. На узкой, изрытой буграми трассе между деревьев в кулуаре здорово разносит. Тормозить совершенно невозможно, а ехать на скорости - просто опасно. Одного раза мне вполне хватило.
На самом верху горы от подъемников
Кабинбанан (29), поднимающего снизу до
самой вершины горы и Олимпиагондолен
(23) красные
трассы не так интересны - местами узкие и
сравнительно пологие. Их единственное
преимущество - качество снега. Но в нашу
неделю там или дул ветер, и подъемники на
самый верх не поднимали, или вся вершина
была в облаке. Лишь пару дней наверху
было ясно. За всю неделю пару дней было ночью минус, а в остальные дни - плюс круглые сутки. Поэтому все самые интересные трассы в нижней части горы - снежная каша. Самый главный вопиющий недостаток - трассы готовят только один раз в неделю! У нас они были отратрачены только с утра в четверг. В результате, к примеру, в среду, когда была самая лучшая морозная погода, на обледеневших буграх Слаломбакена можно было удержаться с большим трудом, и отпустило только после обеда. При этом наверху дуло, и туда не поднимали. А если бы они подготовили трассы, то был бы самый рулез! А уже в пятницу резко потеплело, и в каше нарыли таких бугров, что на узком спуске по мосту через шоссе к Олимпиалифтену (22) было просто страшно спускаться. И вообще во всем чувствовалось какое-то совковое разгильдяйство: - трассы не готовят, а вместо
этого самые интересные куски часто
перекрывают загородками.
- в самый разгар очередей на подъемник
через служебный вход проводят группы
обучающихся с инструктором (совсем как в
Кировске в прошлые годы!).
|
Любопытно, что большое количество лыжников на склонах катается способом "telemark", изобретенным норвежцем Сондре Норхеймом еще в 19 веке - наблюдается настоящее возрождение этого допотопного способа поворотов. У большинства приверженцев этого стиля катания - современные карвинговые лыжи, но кожаные ботинки и крепления со свободной пяткой, похожие на старые "универсальные" с пружиной. Спускаются с горы довольно лихо! |
Из плюсов можно отметить наличие на подъемниках т.н. Single Queue - отдельного входа для одиночных лыжников, позволяющего вне очереди попасть прямо на посадку и занять место на не полностью укомплектованных креслах или гондолах. Особенно удобно пользоваться таким входом при посадке на Олимпиагондолен. На левом снимке справа виден такой вход. А в самом центре фотографии можно разглядеть воротца в виде карикатурной лосиной морды в красном шлеме. Это - бесплатный вход для маленьких детей. Для тех, кто сможет пролезть в эти воротца. |
Парковки
у подъемников - бесплатные, с утра найти
свободное место труда не представляет.
Мы оставляли машину у Кабинабан (29), где есть две
большие площадки и откуда можно легко
попасть на любую трассу горы или в
кабине - на самый верх.
В один из вечеров съездили к водопаду Tannforsen. От нашего апартамента в Дюведе до него всего 13 км. Приехали на закате и дождались, пока включат освещение. Для прогулок по обледенелым дорожкам надо кроме лыжных палок у входа еще взять и шипы на обувь. Мы сначала не поняли, что есть такие, и удивлялись, как это народ не убивается на крутых скользких тропах. У площадки рядом с домиком администрации стоит автомат, похожий на парковочный и плакат с не очень понятными тарифами. "Dagstyd 20 bil, Ligsted 20/p, Iglu 50/p". Понятно, что Iglu - это снежный дом, "/p" - за персону, а первые два пункта похоже на парковку и билеты за вход. Пошел в домик и спросил у девушки, как и что мне заплатить за парковку. Говорит, что 20 крон. Можно в автомат, можно ей. Дал ей монетку, не получив никакого билетика, что очень по-нашему. Вдоль пешеходных дорожек установлены таблички с информацией об истории этих мест, природе, растительном и животном мире. Читать их довольно интересно. |
Тронхейм 11 марта посвятили полностью поездке в Норвегию в Тронхейм. Выехали рано утром по Е14. Небольшой морозец, на дороге - наледи. Сразу после границы с Норвегией шоссе - совершенно чистое, резко потеплело, пошел моросящий дождик, который преследовал нас весь этот день в Норвегии. В Meraker информационное бюро несмотря на ранний час (не было еще и восьми часов), оказалось открытым. В нем мы взяли очень хорошую брошюру под названием "StOlavsleden" с планом Тронхейма, подробной картой всего района от шведского Эстерсунда до норвежского побережья и описаниями достопримечательностей в этих районах Швеции и Норвегии. Жалко, что на норвежском языке. Повернув на Е6 к Тронхейму, мы задались целью миновать платные туннели по дорожке вдоль фьорда. В первый тоннель, стоимостью 10 крон мы все-таки попали. Надо было прямо из Стьордена сворачивать НАЛЕВО на 715 дорогу, а с нее - направо, пересекая Е6 над туннелем. Свернув с трассы к берегу фьорда, по местным дорожкам, пытавшимся нам все время обратно вывести на платную Е6, мы выбрались на окраину Тронхейма в Рингве к музею истории музыки. Но и тут при въезде в Тронхейм попали на пункт оплаты с двумя проездами. Слева - для местных по абонементам, справа - с оплатой в автомате с надписью "videokontrol". Пока я размышлял, оказался в левом ряду и проскочил на халяву вместе с местными.На подъезде к городу около шоссе попадаются площадки с табличкой "I Piggdekkgebyz" и автоматом по оплате чего-то. Остановившись на такой площадке, я с недоумением пытался разобрать поясняющие надписи на устройстве. На продажу сигарет или презервативов что-то непохоже. А вдруг и мне надо что-то оплатить? Но тут подъехала норвежская дама на авто с шипованными колесами, кинула в автомат монетки и объяснила, что здесь можно произвести оплату использования шипов. Стоимость за один день = 25 крон. |
Все парковки в Тронхейме - платные. Поначалу мы оставили автомобиль на площадке на набережной реки в стороне от центра со щитом "P 8-20 (8-15) maks 5 timer mot avgift". Решив, что можно бесплатно стоять не более 5 часов, мы положили на торпеду финские парковочные часики и пошли к красивейшему готическому собору. Внутри серые каменные интерьеры без естественного освещения с маленькими витражами выглядят мрачновато. Глядя на машины, припаркованные по всему городу у знаков с такими же надписями и с квитанциями оплаты, я понял, что ключевое слово "avgift" означает "оплата". Через час вернулись к автомобилю и переставили ближе к центру, оплатив в паркомате 20 крон (около 3 долларов) за 1 час 10 мин. |
Понравилась городские скульптуры Тронхейма, хотя мы и не увидели главную статую Leiv Eriksson в порту на монументе эмиграции, посвященному викингам - покорителям и первым эмигрантам Америки. Буклетик, посвященный этому монументу и культу легендарного викинга в Скандинавии и Америке мы обнаружили позже (фотка не моя, а найдена в интернете). |
Забрав машину с платной стоянки, переехали по Старому мосту (Gamla Rybrua) реку Нидельву cо своеобразными домами-складами на деревянных столбах и, поднявшись на холм к крепости Кристиансен, обнаружили рядом с ней большую бесплатную стоянку. |
Пересекаем трассу Е6 и по 72 дороге постепенно поднимаемся вверх к границе со Швецией. Снова постепенно снега становится все больше. На норвежской стороне дорога - серпантины с ледяными колеями, ехать более 50 км/час невозможно. Сразу за границей пейзаж резко меняется - совершенно белая заснеженная ровная дорога с плавными поворотами проложена по плато-тундре. Меняется и номер дороги - 336, она идет вдоль берега большого озера. Множество указателей на достопримечательности. Спускаемся и мимо водопада Tannforsen выезжаем на E14 уже у самого Дюведа. |
|
Домой |
15.03.2003. Выезжаем в обратный
путь с утра пораньше с расчетом заехать по
дороге в Упсалу. Прибираем апартамент, в
7-00 забрасываем ключ в ящик на двери
регистрации и покидаем Оре. За всю
неделю проживания мы имели дело с
обслугой апартаментов только один раз,
получая ключ на ресепшене. В Myrviken сворачиваем с 321 дороги налево, чтобы подъехать к стройной церквушке в Oviken на полуострове большого озера Storsjon и запримеченной еще по дороге туда. Разворачиваясь около нее на узкой дорожке, съезжаю передними колесами с асфальта на заснеженную обочину буквально на пару десятков сантиметров и сажусь в раскисший снег по оси! Выручает проезжавшая шведская девушка на Volvo - выдергивает меня обратно на асфальт. |
Упсала - древняя столица Швеции. На окраине города сворачиваем на местную дорожку в сторону Гамла Упсалы (Старой Упсалы). Это - святое для шведов место, религиозный и политический центр древней Швеции. После пожара 1245 г. он был перенесен на несколько километров южнее, туда, где теперь современная Новая Упсала с огромным готическим собором. Гамла Упсала - душевное место. Цепь курганов-могильников с захоронениями древних викингов 5-6 веков. Между ними приютился собор 12 в - первая в Швеции христианская церковь. Окружающие сельские пейзажи придают этому месту особое очарование. Здесь был обезглавлен коварными датчанами шведский король св. Эрик. В его честь между старой и новой Упсалой проложена пешеходная тропа "Путь Эрика" с табличками, поясняющими исторические события тех лет. Мощи св. Эрика сейчас находятся в кафедральном соборе Нов.Упсалы. |
В Новой Упсале - узкие тесные
улочки, парковки везде только платные
6-8 SEK/час. Упсальский кафедральный собор
- крупнейший в Скандинавии, его высота
118,7 м в точности равна длине. В нем
похоронены многие известные личности
Швеции, такие как естествоиспытатель
Карл Линней, короли и члены их семей,
ученые и политики. Строили его почти
200 лет. Этот собор является центром эйкуменистического движения, цель которого - сближение всех христианских церквей и сообществ. Здесь похоронен его основатель, нобелевский лауреат архиепископ Седерблум. Мне, как убежденному атеисту, эта идея более импонирует, нежели грызня конфессий за степень приближенности к Всевышнему. Внутри храма установлены различные скульптуры, символизирующие эти идеи, а снаружи на стене выбита надпись в том смысле, что здесь приветствуются приверженцы любой конфессии. При входе в ящиках лежат листочки с интересной информацией о соборе на различных языках. в том числе и на русском. За листочек следует опустить 10 крон в церковную кружку. |
Зарегистрировав билеты и ожидая посадки, я с восхищением следил за работой специальной бригады шоферов, загружавших на паром с площадки большое количество перегоняемых с завода легковушек. Микроавтобус подвозил шоферов к площадке, где отстаивались машины. Они резво рассаживались по автомобилям и на бешенной скорости почти вплотную друг за другом летели на паром и исчезали в его недрах. Следом мчался микроавтобус, забирал их там и возвращался за следующей порцией машин. Не иначе как для такой работы подбирают специальных гонщиков-водителей. |
16.03.2003. Турку. 7-30 (шведское время)=8-30(финское)=9-30(российское). На съезде с парома полиция проверила паспорта, трубку не давали. Выезжаем в сторону Хельсинки по указателям "1", "E18" и "Петербург 555 км". Первые 35 км - автобан, в конце его установлен плакат, предупреждающий, что на протяжении следующих 35 км будут фотокамеры. И сразу за ним - спрятавшаяся за поворотом в зоне знака "70" полицейская засада аж из 4 человек. Тормозят. Испугался, уж не превысил ли ненароком скорость, но нет - тормозят всех подряд и дают дунуть в трубку. Фотокамер в этом направлении действительно много, установлены они в зонах самых разных скоростных режимов от 50 до 100 км/час. Я насчитал 8 штук (5 до Сало и 3 после него) и одно табло самоконтроля скорости, которое показало мне 68 км/час (на спидометре было около 70). Заезжаем в Хельсинки, у ж/д вокзала встречаемся с Ириной scandcom и выкупаем билеты на паром для майской поездки в Италию. Погранпереход в Торфяновке занял не более получаса (17 мин на финской таможне и 5 минут на российской). Но на выезде от финской таможни со мной приключился курьезный случай. Не разобравшись со знаками (да еще и выезд почти полностью был перегорожен стоящим грузовиком) я выскочил на полосу одностороннего движения к таможне со стороны России, т.е. навстречу их потоку. Когда я понял, что попал не туда, то справа уже был разделительный поребрик, ну и решил ехать дальше до соединения. Не тут-то было! От таможни ко мне уже направился полицейский микроавтобус с мигалками. Я развел руками, повинился, и меня проводили "с почетом" назад к правильному выезду. |
|
Бюджет поездки (в долларах)
|
Апартамент на неделю стоил 2910 крон,
скипасы на двоих на 7 дней - 3060. С учетом 5%
скидки на скипасы и курса доллара при
оплате в декабре это и составило 646
долларов.
Стоимость многократных виз и страховки условно разделил на 4, т.к. они использовались в нескольких поездках. Если кому интересно, то курсы пересчета списаний с долларовой карточки Мастеркард и обсуждение этой проблемы в конференции можно посмотреть здесь |
Приложение. Инструкция
по способам заправки на
автоматических шведских
бензоколонках с помощью пластиковой
карточки.
Приведенные ниже инструкции не претендуют на полноту описания всех вариантов различных автоматов, но показывают общие принципы их работы, и, надеюсь, будут полезны тем, кто ни разу не пользовался такими устройствами. Вариант 1. Автомат у каждой колонки 1. Вставляем карточку указанным на
рисунке способом. Вариант 2. Один автомат на несколько колонок 1. Вставляем карточку, вводим PIN-код,
забираем карточку. |
Сергей Тихомиров. март 2003 года. |
[Главная] |