Питер - Оре. 7-16 марта 2003 года.

    [Главная]

 Готовясь к поездке вдвоем с женой на шведский горнолыжный курорт Оре, мы поставили перед собой три задачи:
1. Потратить на поездку не более одной рабочей недели.
2. Уложиться в бюджет 1000 долларов на двоих.
3. Сравнить катание на этом довольно популярном курорте с прошлогодней поездкой во Французские Альпы.

Сравнительно дешевые апартаменты на двоих Forsa Fjalby в Duved за 2910 SEK я подобрал на сайте www.skistar.com еще в начале декабря и оплатил через фирму ГР-Трэвел, специализирующуюся на заказе билетов на паромы. Эта фирма не накручивает ничего к цене, а имеет свой доход на скидке от Are Resor. У них же купил и скипасы на неделю с 5-процентной скидкой. Гр-Трэвел организовал оплату карточкой по инвойсу и выписал ваучер на жилье. Эта фирма обеспечивает пересылку необходимых факсов в шведское консульство, а при заказе билетов на Викинг или Силью сможет оформить и шведские визы за дополнительные 10 долларов с человека.

На мой взгляд, самый правильный паром на трассе Турку - Стокгольм - это SeaWind. В пакет билетов на ночные рейсы туда-обратно за 141 евро входила стоимость автомобиля, уютная каюта от 1 до 4 пассажиров с окнами и душем и завтрак шведский стол. Сложность состоит только в заказе билетов. Спасибо Ирине scandcom  из финской фирмы Нордлайн, оперативно забронировавшей нам билеты. 

Дорога Питер - Оре = 1200 км (Питер - Турку = 550км и Стокгольм - Оре = 650), а всего с учетом поездки в Норвегию и разъездов там получилось ровно 3000 км. Бензина сожгли 217 литров при среднем расходе 7.2 л. Из этого количества половина - российский, половина - шведский, т.о. средняя цена топлива = 0.756 доллара/л или 0.69 евро/л. 

Дорога

07.03.2003. 11-00 Укладываем в Пассат-универсал вещи и продукты, а на разложенную треть заднего сиденья - две пары лыж Blizzard и трогаемся в путь.Переход границы в Торфяновке оказался рекордным: 15 мин на российской таможне и 20 мин на финской! Стоимость 95-го бензина на Е18 в Финляндии = 1.125 евро, только около Salo видели на автоматической колонке цену в 1.06. Но что они там принимают  в оплату - неизвестно.
 

SeaWindПомня о вопросах в конференции о способе погрузки/выгрузки на пароме SeaWind, в Турку я специально рассмотрел внимательнее. На корабль есть два въезда - один с кормы, а второй сбоку, поэтому проблема разворота для грузовиков не стоит. Интересно устроена аппарель для въезда с нижней грузовой палубы на верхнюю (см. рисунок).   При погрузке она была поднята одним концом вверх, при этом мы въехали первыми, и на верхней палубе, описав круг, уткнулись носом в загородку над опущенным концом аппарели (самая левая верхняя машинка на рис.1). Загрузка была полная, пару машин не влезли и остались на аппарели, которую подняли в верхнее положение вместе с ними, подложив под колеса башмаки (рис.2). По прибытии в порт назначения ее опустили вместе с этими машинами уже другим концом вниз, и т.о. я оказался вслед за ними первым в очереди на выезд (рис.3).

Суровая нынешняя зима сковала крепким льдом Ботнический залив. Паром идет, расталкивая льдины корпусом, что задерживает движение. В Стокгольм прибываем с опозданием на час.

08.03.2003. Выезжаем с парома в Стокгольме в 8-10 и без труда по указателям выбираемся на автобан Е4. Между Uppsala и Gavle автобана нет, дальше идет довольно узкая дорога с попеременными 2+1 полосами и натянутым тросом посередине. Но скорость тем не менее ограничена 110, как на автобане. В 230 км от Стокгольма у очень большой симпатичной площадки для отдыха на берегу озера с кафе и бензоколонкой сворачиваем налево на 83 дорогу, срезая угол трасс Е4 - Е14.
В районе городка Bolnas отмечаем самый дешевый на всем пути бензин. Стоимость 95-го = 9-61 SEK = 1.045 евро. Везде в других  местах цена = 9.85-10.00 SEK, поэтому на обратном пути рассчитываем так, чтобы заправиться именно здесь.

Hallem
Hallem

Дальнейший путь
В Luisdal сворачиваем налево на  84 дорогу, затем после Karbole - направо на 296. В селе важно не свернуть налево на 296 дорогу а выезжать по указателю "прямо 84 и 296", а еще через 5 км сворачивать направо. Через 25 км по довольно узкой дороге с кусками льда выезжаем на 45 дорогу (направо). На обратном пути никаких следов льда уже замечено не было. Через 85 км сворачиваем с 45 дороги налево на 321 по указателю "Are 125". Очень живописная дорога на всем протяжении проложена вдоль большого озера. Все эти дороги - довольно извилистые, красивые и в хорошем состоянии. Села попадаются нечасто, а знаки ограничения расставлены очень грамотно, не заставляя попусту снижать скорость. 
Легенду маршрута Питер - Оре и поездки в Тронхейм в формате MS AutoRoute 2002 можно посмотреть здесь

Оре

В 16-00 прибываем в Оре. В Linbana - ресепшене, расположенном в здании подъемника в Дюведе, получаем ключи и конверт со скипасами. В придачу нам вручили некую бумагу (на русском языке!), которая поначалу привела нас в некоторое недоумение. Это была инструкция по окончательной уборке, выполненная в виде бланка сдачи-приемки помещения. Список аж из 15 пунктов перечислял все, что надо сделать, включая такие как: "очистить камин", "выстирать фильтр воздухоочистителя в посудомоечной машине", а потом "вычистить фильтр посудомоечной машины". В каждом пункте справа - колонка отметки о выполнении, а внизу - все данные о сдающем с адресом и телефоном, его подпись и подпись принимающего. И шокирующая фраза, выделенная жирным шрифтом: "Внимание! Если уборка признана недостаточной, Вам будет выставлен счет в сумме 1500 шв. крон!"  Т.е. 180 долларов за плохо проветренную подушку (пункт 5)? К тому же, в нашем апартаменте не было ни камина, ни посудомоечной машины.
На самом деле бумага эта - была своего рода психологическим приемом, сумма в 1500 крон, наверное, означала максимальную стоимость уборки очень больших апартаментов. Никто и не собирался принимать у нас апартамент, и уезжая домой рано утром, мы выколотили коврики, протерли плиту, подмели пол и, заперев дверь, бросили ключи в специально оборудованный для этого ящик на двери ресепшена. Прояснился и интересовавший меня вопрос - что делать, если ты приезжаешь поздно вечером, когда регистрация не работает (она открыта 9-18, в выходные 9-20)? - Просто надо предупредить о позднем прибытии, и тебе оставят ключи в этом же ящике!

Апартамент Forsa Fjallby на окраине Дюведа и место нам понравились. От домика до подъемника в Дюведе = 1 км, до  Кабинабанан в Оре = 10 км. При наличии машины потребности в жилье рядом с горой мы не ощущали.

Forsa Fjalby

Forsa Fjalby

Forsa Fjalby

Продуктами отоваривались в супермаркетах ICA. Один супермаркет есть в Дюведе у бензоколонки, а второй - в самом центре Оре около подъемника. За все расплачивались карточкой ЕС/МС. Сам проводишь карточкой по устройству и вводишь пин-код. Любопытно, что  сумма к оплате в супермаркете округляется до полкроны.  Наличными потратили всего 36 крон (за парковку на водопаде и в Упсале).
Продукты в супермаркете весьма дороги - в среднем все в 4 раза дороже, чем у нас. Покупали только мясо-свинину (50-80 крон/кг), хлеб и помидоры. Остальное было с собой. Несколько раз пытались найти алкогольный магазин (в супермаркете продают только сидр и слабое дорогое пиво), но безуспешно. Нас куда-то посылали, но найти не смогли. Впрочем, у нас с собой было, просто интересно было узнать цены на сухое вино. Как потом мне объяснили, это магазин находится чуть в стороне от центра на первом этаже одного из отелей.

Из достопримечательностей можно отметить деревянную церковь в Дюведе и особо - каменную Gamla Kirke  (Старая церковь) 12 века в Are c характерной для сельских церквей в Швеции деревянной колокольней. Внутри - красивые интерьеры с картинками в примитивистской манере и знаменитая деревянная скульптура St.Olav 14 в. Хороший орган, в церкви постоянно проводят музыкальные концерты.

Forsa Fjalby
Деревянная церковь в Duved

Gamla Kirke
Are. Gamla Kirke

Gamla Kirke
Are. Gamla Kirke


Что касается оценки катания, то она, по большому счету, разочаровала..

Дювед показался не слишком интересным (одна некрутая красная трасса), катались только один первый день.

В Оре Бьорнен вообще делать нечего - там только чайниковские и детские трассы.

Все интересные трассы - на центральной горе (см. схему трасc 188кб ). Особенно мне понравились черно-красные крутяки Слаломбакен  вдоль подъемника Уорлдкаплифтен (номер 30 на схеме) и красные трассы вдоль Олимпиалифтен (22). И еще - черные трассы вдоль поперечных кресел Хуммельлифтен (32). Там даже можно было найти некое подобие оффписта на черном крутяке Хуммельбрантен в редком березовом лесочке справа по ходу от кресел. Широкий крутяк слева от кресел немного напоминает верхнюю часть "Букашки" в Кировске, но заканчивается узким кулуаром в густом лесу, ведущим к подъемнику Тоттлифтен (37) Бьорнена. На узкой, изрытой буграми трассе между деревьев в кулуаре здорово разносит. Тормозить совершенно невозможно, а ехать на скорости - просто опасно. Одного раза мне вполне хватило.

На самом верху горы от подъемников Кабинбанан (29), поднимающего снизу до самой вершины горы  и Олимпиагондолен (23) красные трассы не так интересны - местами узкие и сравнительно пологие. Их единственное преимущество - качество снега. Но в нашу неделю там или дул ветер, и подъемники на самый верх не поднимали, или вся вершина была в облаке. Лишь пару дней наверху было ясно.
Еще есть неплохая широкая красная трасса вверху на северном склоне горы вдоль спаренных швабр 25, 26, 27. Там можно покататься и вне трасс, но тоже довольно полого.

За всю неделю пару дней было ночью минус, а в остальные дни - плюс круглые сутки. Поэтому все самые интересные трассы в нижней части горы - снежная каша.

Самый главный вопиющий недостаток - трассы готовят только один раз в неделю! У нас они были отратрачены только с утра в четверг. В результате, к примеру, в среду, когда была самая лучшая морозная погода, на обледеневших буграх Слаломбакена можно было удержаться с большим трудом, и отпустило только после обеда. При этом наверху дуло, и туда не поднимали. А если бы они подготовили трассы, то был бы самый рулез! А уже в пятницу резко потеплело, и в каше нарыли таких бугров, что на узком спуске по мосту через шоссе к Олимпиалифтену (22) было просто страшно спускаться.

И вообще во всем чувствовалось какое-то совковое разгильдяйство:

   - трассы не готовят, а вместо этого самые интересные куски часто перекрывают загородками.

   - На швабрах никто не подает тебе бугель (во Франции это было обязательно!).Более того, ни во Франции, ни в Словакии почти нигде нет таких бугелей в виде здоровой балды, куда убирается трос (привет Кировску!),  которые подъезжают к тебе с разворотом внизу и норовят ударить по голове. Там везде установлены более современные одноместные бугели, которые приезжают вниз и паркуются пачками на старте. Ты подъезжаешь, по зеленой команде светофора, задающего минимальное расстояние между поднимающимися, берешь бугель. И в тот момент, когда ты его наклоняешь, засовывая под попу, он цепляется за трос и тянет тебя вверх. А на тех редких, таких, как в Швеции, бугелях, ОБЯЗАТЕЛЬНО стоял подающий их человек.

   - у кресел Worldcapliften, бьющих по попе, только один раз кратковременно появился человек и придерживал их.

- в самый разгар очередей на подъемник через служебный вход проводят группы обучающихся с инструктором (совсем как в Кировске в прошлые годы!).

   - в один из самых хороших для катания наверху дней, кресельный подъемник Тюсенметерслифтен (28), вдоль которого было отличнейшее катание неожиданно выключили в 14-00. А с этого места наверх можно было подняться, только спустившись в самый низ.

   - вечернего катания на освещенных трассах с 11 недели (нашей!) нет - ну что за облом! А мы хотели покататься в день заезда (в 16-00 мы уже приехали в Дювед) и/или вечером после поездки в Тронхейм. Индейская национальная изба! До 10 недели включительно было хоть что-то. Но даже тогда именно в выходные, в дни заезда - освещенные трассы не работали. А с нашей 11 недели - вообще ничего. Причем для спортсменов, тренировавшихся в Дюведе, в один из вечеров, они включили полную иллюминацию.

Duved
 Вид с верхней станции подъемника Duved

Are
Центр Are. Вид на трассу Slalombacken

Are
Are. Верхняя станция Olimpiagondolen

Любопытно, что большое количество лыжников на склонах катается способом "telemark", изобретенным норвежцем Сондре Норхеймом еще в 19 веке - наблюдается настоящее возрождение этого допотопного способа поворотов. У большинства приверженцев этого стиля катания - современные карвинговые лыжи, но кожаные ботинки и крепления со свободной пяткой, похожие на старые "универсальные" с пружиной. Спускаются с горы довольно лихо!

Олимпиалифтен
Олимпиалифтен

Из плюсов можно отметить наличие на подъемниках т.н. Single Queue - отдельного входа для одиночных лыжников, позволяющего вне очереди попасть прямо на посадку и занять место на не полностью укомплектованных креслах или гондолах. Особенно удобно пользоваться таким входом при посадке на Олимпиагондолен. На левом снимке справа виден такой вход. А в самом центре фотографии можно разглядеть воротца в виде карикатурной лосиной морды в красном шлеме. Это - бесплатный вход для маленьких детей. Для тех, кто сможет пролезть в эти воротца.

Олимпиалифтен
Выкат к Олимпиалифтен

Парковки у подъемников - бесплатные, с утра найти свободное место труда не представляет. Мы оставляли машину у Кабинабан (29), где есть две большие площадки и откуда можно легко попасть на любую трассу горы или в кабине - на самый верх. 

В один из вечеров съездили к водопаду Tannforsen. От нашего апартамента в Дюведе до него  всего 13 км. Приехали на закате и дождались, пока включат освещение. Для прогулок по обледенелым дорожкам надо кроме лыжных палок у входа еще взять и шипы на обувь. Мы сначала не поняли, что есть такие, и удивлялись, как это народ не убивается на крутых скользких тропах.

У площадки рядом с домиком администрации стоит автомат, похожий на парковочный и плакат с не очень понятными тарифами. "Dagstyd 20 bil, Ligsted 20/p, Iglu 50/p". Понятно, что Iglu - это снежный дом, "/p" - за персону, а первые два пункта похоже на парковку и билеты за вход. Пошел в домик и спросил у девушки, как и что мне заплатить за парковку. Говорит, что 20 крон. Можно в автомат, можно ей. Дал ей монетку, не получив никакого билетика, что очень по-нашему. Вдоль пешеходных дорожек установлены таблички с информацией об истории этих мест, природе,  растительном и животном мире. Читать их довольно интересно. 

Duved
Вид из аппартаментов на трассу Дюведа

Duved
Вид из аппартаментов на главную гору Оре

Водопад
Водопад Tannforsen

 

Тронхейм 

11 марта посвятили полностью поездке в Норвегию в Тронхейм. Выехали рано утром по Е14. Небольшой морозец, на дороге - наледи. Сразу после границы с Норвегией шоссе - совершенно чистое,  резко потеплело, пошел моросящий дождик, который преследовал нас весь этот день в Норвегии.

В Meraker информационное бюро несмотря на ранний час (не было еще и восьми часов), оказалось открытым. В нем мы взяли очень хорошую брошюру под названием "StOlavsleden" с планом Тронхейма, подробной картой всего района от шведского Эстерсунда до норвежского побережья и описаниями достопримечательностей в этих районах Швеции и Норвегии. Жалко, что на норвежском языке.

Повернув на Е6  к Тронхейму, мы задались целью миновать платные туннели по дорожке вдоль фьорда. В первый тоннель, стоимостью 10 крон мы все-таки попали. Надо было прямо из Стьордена сворачивать НАЛЕВО на 715 дорогу, а с нее - направо, пересекая Е6 над туннелем. Свернув с трассы к берегу фьорда, по местным дорожкам, пытавшимся нам все время обратно вывести на платную Е6, мы выбрались на окраину Тронхейма в Рингве к музею истории музыки. Но и тут при въезде в Тронхейм попали на пункт оплаты с двумя проездами. Слева - для местных по абонементам, справа - с оплатой в автомате с надписью "videokontrol". Пока я размышлял, оказался в левом ряду и проскочил на халяву вместе с местными.

На подъезде к городу около шоссе попадаются площадки с табличкой "I Piggdekkgebyz" и автоматом по оплате чего-то.  Остановившись на такой площадке, я с недоумением пытался разобрать поясняющие надписи на устройстве. На продажу сигарет или презервативов что-то непохоже. А  вдруг и мне надо что-то оплатить? Но тут подъехала норвежская дама на авто с шипованными колесами, кинула в автомат монетки и объяснила, что здесь можно произвести оплату использования шипов. Стоимость за один день = 25 крон.

По дороге в Тронхейм
Норвегия. Дорожники сбивают ледяные водопады с обрывов.

Рингве
Ringve. Дворик музея истории музыки

Тронхейм
Тронхейм. Собор Nidarosdome

Все парковки в Тронхейме - платные. Поначалу мы оставили автомобиль на площадке на набережной реки в стороне от центра со щитом "P 8-20 (8-15) maks 5 timer mot avgift". Решив, что можно бесплатно стоять не более 5 часов, мы положили на торпеду финские парковочные часики и пошли к красивейшему готическому собору. Внутри серые каменные интерьеры без естественного освещения с маленькими витражами выглядят мрачновато.  Глядя на машины, припаркованные по всему городу у знаков с такими же надписями и с квитанциями оплаты, я понял, что ключевое слово "avgift" означает "оплата". Через час вернулись к автомобилю и переставили ближе к центру, оплатив в паркомате 20 крон (около 3 долларов)  за 1 час 10 мин. 

Тронхейм
Тронхейм. Река Nidelva

Тронхейм
Тронхейм. Река Nidelva

Тронхейм
Тронхейм. Мост Gamla Rybrua

Понравилась городские скульптуры Тронхейма, хотя мы и не увидели главную статую Leiv Eriksson в порту на монументе эмиграции, посвященному викингам - покорителям и первым эмигрантам Америки. Буклетик, посвященный этому монументу и культу легендарного викинга в Скандинавии и Америке мы обнаружили позже (фотка не моя, а найдена в интернете).

Тронхейм

Тронхейм

Тронхейм

Тронхейм

Тронхейм

Тронхейм

Тронхейм

 Забрав машину с платной стоянки, переехали по Старому мосту (Gamla Rybrua) реку Нидельву cо своеобразными домами-складами на деревянных столбах и, поднявшись на холм к крепости Кристиансен, обнаружили рядом с ней большую бесплатную стоянку. 

Тронхейм
Trondheim. Kristianste festing

Тронхейм
Trondheim. Kristianste festing

Тронхейм
Trondheim. Ilen Kirke

Перед возвращением в Швецию решили прокатиться вокруг полуострова к западу от Тронхейма. по 715 и 707 дорогам, заодно и объехать платные тоннели на Е6. Узкая извилистая дорожка, петляющая вдоль отвесных скал, нависающих над водой, привела нас во Flakk прямо к парому, отправляющемуся в Rorvik на той стороне фьорда. Стоимость парома =87 крон (12 долларов), что показалось не так уж и дорого, по сравнению с паромами и мостами Швеция - Дания и Дания - Германия. Решаем переправиться и, обогнув фьорд, возвратиться обратно по 72 и 336 дорогам  через Сандвику.
 В Лексвике дорога поднимается от берега вверх вглубь полуострова. Дождь сменяется снегом, вокруг - все бело, дорога - ледяные колеи, на которых машину бросает из стороны в сторону.  Поднявшись на перевальчик, спускаемся из зимы снова в  весну с дождем и свободными от снега полями. Около Мосвика пересекаем протоку по высокому платному мосту за 64 кроны. С той и другой стороны моста происходят какие-то военные игрища - множество солдат заняли все господствующие высотки. Но нас не трогают.

Норвегия
Норвегия. Leksvik

Пересекаем трассу Е6 и по 72 дороге постепенно поднимаемся вверх к границе со Швецией.  Снова постепенно снега становится все больше. На норвежской стороне дорога - серпантины с ледяными колеями, ехать более 50 км/час невозможно. Сразу за границей пейзаж резко  меняется - совершенно белая заснеженная ровная дорога с плавными поворотами проложена по плато-тундре. Меняется и номер дороги - 336, она идет вдоль берега большого озера. Множество указателей на достопримечательности. Спускаемся и мимо водопада Tannforsen выезжаем на E14 уже у самого Дюведа.


Заметки о о движении по дорогам 

Поездив по разнообразным дорогам Швеции (до этого только ездил по Е4 Стокгольм-Дания), Финляндии и Норвегии, позволю себе некоторые объективно-субъективные заметки об особенностях дорожного движения этих трех стран.

1. Скоростной режим. Наиболее логичным он мне кажется в Швеции (50-90-110) против 50-80-100 в Норвегии и Финляндии. И если на более извилистых и узких норвежских дорогах это не напрягает, то главные номерные финские дороги вводят меня в тоску и сон. Я привык к правильной посадке и всегда стараюсь, чтобы обе руки были на руле. Но в Финляндии постоянно за собой замечаю, что одна рука двумя пальцами держит руль, а другая ковыряет в носу. И глядя в зеркало, вижу в задней машине точно такую же картину - одна рука на руле, вторая - подпирает склоняющуюся во сне голову. И даже жена, часто сдерживающая мои некоторые резкие порывы, признается, что в Финляндии ее постоянно клонит ко сну. Скорее всего, такие ограничения по большому счету оправданы и уменьшают аварийность, но почему-то почти каждый раз я вижу в Финляндии аварии на пустом месте - на прямых несложных участках. А проезжая по веселым мелким дорожкам, где такое же ограничение в 80 не так-то просто достигнуть, я неоднократно еле-еле уворачивался от летящих в повороте в лоб по моей стороне финнов.

В Швеции сами дороги более извилистые и вместе с более скоростным режимом - не такие монотонные.

2. В Финляндии редко кто едет с превышением более +10 км/час, а догнав кого-то, едущего чуть медленнее, неохотно идет на обгон. Это приводит к появлению "паровозиков" из десятка и более машин, едущих друг за другом.

В Швеции, мне показалось, что намного больше машин едет с превышением +20 и даже +30, хотя штрафы, по слухам, немеряные, и полиция активно дежурит на дорогах (а встречные машины также как и у нас предупреждают миганием фар о засаде). И не стесняются обгонять. На двухполосных (1+1) с широкой асфальтированной обочиной дорогах тихоходы с готовностью смещаются на обочину, позволяя их обогнать.

3. В Финляндии на многих дорогах установлено множество автоматических фотокамер, меряющих скорость. В Швеции, говорят, они тоже есть (но мне не попадались). Но там вдоль главных дорог устроено множество маленьких площадок "полисконтролплац", на которых и устраивает засады полиция.

4. В Швеции совершенно не принято ставить знаки "извилистая дорога" или "поворот", что в темное время несколько напрягает. В Финляндии их тоже нет, но они и не требуются - главные дороги каким-то образом проложены так, что рулить почти не приходится.

5. Знаки ограничения скорости. В Финляндии и Швеции практически не надо знать скоростной режим "по умолчанию" и гадать какой скоростной режим должен быть на данном участке дороги - во всех случаях стоят соответствующие знаки, дублирующиеся после каждого после каждого перекрестка (в отличие от Норвегии, где стоит знак 60, потом "конец 60").

В Финляндии в населенных пунктах часто ставят таблички начала и конца -стилизованное изображение городского пейзажа, вводящее скорость 50. В Швеции практически все таблички с наименованием нас.пунктов - синие (не вводящие никакого ограничения), а скорость регулируется знаками. При этом даже в пределах населенного пункта скорость может быть довольно большая - 60, 70, даже 90 (в Финляндии в подобных местах было бы, безусловно, не более 50). Или наоборот - маленькая, до 30 с "лежачими полицейскими", если это необходимо. Поэтому никакого внутреннего сопротивления неоправданным ограничениям не возникает.

6. Разметка. В Финляндии и Норвегии разметка, разделяющая встречные потоки - желтая, а в Швеции - белая и "звучащая", т.е. с нанесенным рельефным покрытием, издающим поющий звук при наезде на разделительную полосу.

7. В Швеции (как и в Дании) запрещающие и предупреждающие знаки часто стоят с табличками с двумя числами, задающими зону действия. Например, "300-2000" означает: начало - через 300 м, конец - через 2 км. Или "0-700", означающее, что зона действия начинается сразу от знака.
В Швеции часто встречаются одновременно две квадратные таблички с номерами дорог. Одна обозначает дорогу по которой едешь, а другая, с номером в пунктирной рамке, - дорогу, на которую выедешь. 

8. В Швеции на многих дорогах асфальт окрашен в красноватый цвет, а в Норвегии - в зеленоватый.

 

     Домой

 Oviken
Oviken

15.03.2003. Выезжаем в обратный путь с утра пораньше с расчетом заехать по дороге в Упсалу. Прибираем апартамент, в 7-00 забрасываем ключ в ящик на двери регистрации и покидаем Оре. За всю неделю проживания мы имели дело с обслугой апартаментов только один раз, получая ключ на ресепшене.

В Myrviken сворачиваем с 321 дороги налево, чтобы подъехать к стройной церквушке в Oviken на полуострове большого озера Storsjon и запримеченной еще по дороге туда. Разворачиваясь около нее на узкой дорожке, съезжаю передними колесами с асфальта на заснеженную обочину буквально на пару десятков сантиметров и сажусь в раскисший снег по оси! Выручает проезжавшая шведская девушка на Volvo - выдергивает меня обратно на асфальт. 

  Упсала - древняя столица Швеции. На окраине города сворачиваем на местную дорожку в сторону Гамла Упсалы (Старой Упсалы). Это - святое для шведов место, религиозный и политический центр древней Швеции. После пожара 1245 г. он был перенесен на несколько километров южнее, туда, где теперь современная Новая Упсала с огромным готическим собором. Гамла Упсала - душевное место. Цепь курганов-могильников с захоронениями древних викингов 5-6 веков. Между ними приютился собор 12 в - первая в Швеции христианская церковь. Окружающие сельские пейзажи придают этому месту особое очарование. Здесь был обезглавлен коварными датчанами шведский король св. Эрик. В его честь между старой и новой Упсалой проложена пешеходная тропа "Путь Эрика" с табличками, поясняющими исторические события тех лет. Мощи св. Эрика сейчас находятся в кафедральном соборе Нов.Упсалы. 

Старая Уппсала
Gamla Uppsala. Курганы

Старая Уппсала
Gamla Uppsala. Старая кирка

Старая Уппсала
Gamla Uppsala

В Новой Упсале  - узкие тесные улочки, парковки везде только платные 6-8 SEK/час. Упсальский кафедральный собор - крупнейший в Скандинавии, его высота 118,7 м в точности равна длине. В нем похоронены многие известные личности Швеции, такие как естествоиспытатель Карл Линней, короли и члены их семей, ученые и политики. Строили его почти 200 лет.
Этот собор является центром эйкуменистического движения, цель которого - сближение всех христианских церквей и сообществ. Здесь похоронен его основатель, нобелевский лауреат архиепископ Седерблум. Мне, как убежденному атеисту, эта идея более импонирует, нежели грызня конфессий за степень приближенности к Всевышнему. Внутри храма установлены различные скульптуры, символизирующие эти идеи, а снаружи на стене выбита надпись в том смысле, что здесь приветствуются приверженцы любой конфессии. При входе в ящиках лежат листочки с интересной информацией о соборе на различных языках. в том числе и на русском. За листочек следует опустить 10 крон в церковную кружку. 

Старая Уппсала
Uppsala. Собор

Путь к пирсу SeaWind в СтокгольмеВремени на Новую Упсалу у нас было всего один час, поэтому, заглянув еще в расположенную рядом церковь Святой Троицы, рвем когти в Стокгольм к парому SeaWind. Поиск пути к парому затруднений не вызвал. Сначала при подъезде следует держаться указателей на E20 (ни в коем случае не E18, по которой поедем из Турку по Финляндии, здесь она ведет в Капельшер!), на которую надо свернуть НАЛЕВО, по указателю E20 NORD с корабликом. При приближении к Е20 главная уходит в туннель, а мы из правого ряда съезжаем и над туннелем уходим налево. Далее едем по широкому бульвару Valhellvagen, и в районе 90-х номеров домов надо перестроиться в самый левый ряд, дополнительно образующийся в разделительной зеленой полосе, и свернуть налево. Ориентир - на повороте слева остается стадион. Дальше уже совсем просто - следя за указателями  с корабликами, попадаем в порт, а там смотрим на указатель к SeaWind.
(Примечание. На дальних подступах к этому порту указатели с корабликами представляют собой парные таблички. На них написаны загадочные наименования:  на одной -  "Varthammen", на другой - "Frihammen".Уже перед самым причалом они разделяются на "E20 Frihammen, Таллин" и "277 Varthammen, Turku, Finland".)

Зарегистрировав билеты и ожидая посадки,  я с восхищением следил за работой специальной бригады шоферов, загружавших на паром с площадки большое количество перегоняемых с завода легковушек. Микроавтобус подвозил шоферов к площадке, где отстаивались машины. Они резво рассаживались по автомобилям и на бешенной скорости почти вплотную друг за другом летели на паром и исчезали в его недрах. Следом мчался микроавтобус, забирал их там и возвращался за следующей порцией машин. Не иначе как для такой работы подбирают специальных гонщиков-водителей. 

16.03.2003. Турку. 7-30 (шведское время)=8-30(финское)=9-30(российское). На съезде с парома полиция проверила паспорта, трубку не давали. Выезжаем в сторону Хельсинки по указателям "1", "E18"  и "Петербург 555 км".  Первые 35 км - автобан, в конце его установлен плакат, предупреждающий, что на протяжении следующих 35 км будут фотокамеры. И сразу за ним - спрятавшаяся за поворотом в зоне знака "70" полицейская засада аж из 4 человек. Тормозят.  Испугался, уж не превысил ли ненароком скорость, но нет - тормозят всех подряд и дают дунуть в трубку. Фотокамер в этом направлении действительно много, установлены они в зонах самых разных скоростных режимов от 50 до 100 км/час. Я насчитал 8 штук (5 до Сало и 3 после него) и одно табло самоконтроля скорости, которое показало мне 68 км/час (на спидометре было около 70).

Заезжаем в Хельсинки, у ж/д вокзала встречаемся с Ириной scandcom и выкупаем билеты на паром для майской поездки в Италию.

Погранпереход  в Торфяновке занял не более получаса (17 мин на финской таможне и 5 минут на российской). Но на выезде от финской таможни со мной приключился курьезный случай. Не разобравшись со знаками (да еще и выезд почти полностью был перегорожен стоящим грузовиком) я выскочил на полосу одностороннего движения к таможне со стороны России, т.е.  навстречу их потоку.  Когда я понял, что попал не туда, то справа уже был разделительный поребрик, ну и решил ехать дальше до соединения.  Не тут-то было! От таможни ко мне уже направился полицейский микроавтобус с мигалками. Я развел руками, повинился, и меня проводили "с почетом" назад к правильному выезду. 

 

Бюджет поездки (в долларах)
Курсы: 
1 EUR = 1.10 USD (при оплате парома)
1 SEK = 0.1167 - 0.1190 USD 
1 NOK = 0.1386 USD 

Жилье + скипасы 646
Мед.страховки (1/4 годовой) 10
Визы (1/4 стоимости многократных) 45
паром SeaWind 154
бензин 164
траты в SEK (карточка и наличные) 35
траты в NOK(карточка и наличные) 44
продукты из дома 30

Всего         

1150

 

Апартамент на неделю стоил 2910 крон, скипасы на двоих на 7 дней - 3060. С учетом 5% скидки на скипасы и курса доллара при оплате в декабре это и составило 646 долларов.

Стоимость многократных виз и страховки условно разделил на 4, т.к. они использовались в нескольких поездках.

Если кому интересно, то курсы пересчета списаний с долларовой карточки Мастеркард и обсуждение этой проблемы в конференции можно посмотреть здесь

Приложение.  Инструкция по способам заправки на автоматических шведских бензоколонках с помощью пластиковой карточки.

Приведенные ниже инструкции не претендуют на полноту описания всех вариантов различных автоматов, но показывают общие принципы их работы, и, надеюсь, будут полезны тем, кто ни разу не пользовался такими устройствами. 

Вариант 1. Автомат у каждой колонки

1. Вставляем карточку указанным на рисунке способом.
2. Ждем надписи "введи код"
3. Вводим PIN-код и жмем зеленую кнопку (иногда на ней написано "klure" =типа "enter").
4. Карточка возвращается, забираем.
5. Нажимаем кнопку на колонке с нужным типом бензина.
6. Берем пистолет и заправляемся. По окончании возвращаем пистолет на место.
7. Вставляем карточку еще раз и жмем белую кнопку "билет"
8. Забираем карточку и квитанцию.

Вариант 2. Один автомат на несколько колонок

1. Вставляем карточку, вводим PIN-код,  забираем карточку.
2. На предложение ввести номер колонки, нажимаем "1",  "2" или "3".
3. Берем пистолет, вставляем в бак
4. Нажимаем на колонке кнопку с нужным бензином.
5. Заправляемся.
6. Вставляем карточку еще раз и жмем белую кнопку "билет" (или просто вставляем).
7. Забираем карточку и квитанцию.

Сергей Тихомиров. март 2003 года.

    [Главная]
Hosted by uCoz