3 дня по Финскому Озерному краю (13-15 июня 2003 года)
(Питер - Светогорск - Иматра - Роуколахти - Пуумала - Ристина - Анттола - Сулкава - Питер)

      [Главная]
 
Грех было не использовать "подаренные" правительством 4 июньских праздничных дня!  До самого последнего дня мы с женой не могли определилиться с выбором направления. Из вариантов поездки на 3-4 дня рассматривали Псков - Новгород или Карелию (Подпорожское кольцо). Замотанность делами не позволила подготовиться к поездке, а дождливая погода не вызывала большого желания месить грязь на карельских грунтовках.  Решили использовать оставшиеся 3 дня полугодовых многократных финских виз и прокатиться по ближайшим живописным окрестностям Финляндии. 
Заранее детально маршрут не прорабатывали, собираясь для начала полюбоваться на вечерний пуск воды на водопаде в Иматре, а дальше действовать по обстановке и погоде. О ночлегах не беспокоились - как и во многих наших дальних поездках устроили постель в разложенном салоне нашего Пассата-сарая, рассчитывая на ночлеги в кемпингах. На случай дождя мы натягиваем легкий тент над машиной и поднятой задней пятой дверью. 

Границу решили пересекать в Светогорске.

В дороге пользовались неплохим путеводителем СИТЕС "Финляндия" серии "Мир в рюкзаке", многочисленными буклетами, картами и схемами, набранными в информационных бюро в прежних поездках и в этой. 

Гринкарта, дорожная легенда Питер - Светогорск.

 

0 км - 13.06.2003 в 12-00 стартуем от дома в самом центре города 
64 км - Огоньки. Заправка, мотель-кемпинг, пересечение трассы "Скандинавия" со старым Выборгским шоссе, развилки на Зеленогорск, Рощино, Первомайское, Приозерское шоссе. Специально отметил километраж, т.к. этот вопрос периодически возникает в конференции
98 км  - заправка Балтрейд. Заливаю полный бак и 15 л в 20-литровую канистру. Здесь же покупаю польскую зеленую карту HESTIA от страховой компании "Русь" на 2 недели за 494 руб = 13 евро по странному курсу 38 руб/евро (фактически 14 евро).

  Важно! При покупке здесь же  в течение 3-х месяцев после окончания срока действия, гринкарта на тот же срок, как они сказали, будет стоить менее 200 рублей! 
Любопытный момент, о котором забыл уточнить. В гринкарте почему-то вычеркнут только один квадратик Ирака, хотя судя по тарифу, она действует только на Скандинавию. А что будет, если на дурака поехать с такой картой в Европу? Ведь на ней  ясным польским языком написано, что она не действует в тех странах, чей квадратик вычеркнут.

138 км  - Выборг, далее едем по главной, придерживаясь правой руки.
143 км  - у церкви справа на пригорке сворачиваем направо по указателю на Светогорск на мост через разлив Сайменского канала. Налево по главной трасса уходит мимо центра города на Торфяновку и Брусничное.
148 км - строительство развязки на объездной вокруг Выборга. Главная дорога уходит налево по указателю на Лаппеенранту, мы едем прямо по указателю на Каменногорск.
150 км  -  КПП, проверка паспортов. Въезд только по пропускам или визам.
159 км - указатель налево на Светогорск, главная уходит прямо в Каменногорск. Покрытие со свежими заплатками, потряхивает, но не критично. Живописная дорога с неожиданными крутыми поворотами и затяжными спусками-подъемами доставляет истинное удовольствие любителям порулить. Скорость можно держать 100-120 км/час.
183 км - осторожно!  После длинного спуска - мост через речку Сторожевая с  высокой ступенькой. Знаку 30 следует доверять! Перед мостом отчетливо видны следы торможения юзом недоверчивых.
186 км - мост через Вуоксу, после которого начинается Лесогорск. Таблички начала населенного пункта нет. Справа - база отдыха "Лесогорская".
194 км - синяя табличка "Светогорск". Сам поселок остается в стороне справа. Слева напоминает о себе характерным запахом бумажный комбинат. Хороший, недавно положенный новый асфальт. Справа - заправка ВТК (мне что-то не приглянулась). Других приличных заправок от Выборга нет.
199 км - таможня, к ней надо свернуть направо. Прямо - тупик к месту старой таможни. Переход открыт с 8-00 до 24-00 (7-23 по финскому времени). Оформление дьюти фри на финской стороне работает с вс по чт 12-18, а в пт и сб 12-19 (время финское).

15-00. При подъезде к таможне видим идущую навстречу сменившуюся смену.  На самой таможне нет никакой очереди. Проходим за 15 мин и столько же времени заняла финская таможня. 

 

Иматра

Иматра
Иматра. Отель

Первая остановка - в Иматре.  Главная достопримечательность - самый высокий в Финляндии водопад.

Чем хороша Иматра, так это обилием мест для бесплатной парковки. Наиболее удобное - большая площадка около моста и знаменитого живописного отеля в виде замка.

Иматра
 Иматра. Музей ветерана

Ожидая пуска водопада, гуляем по парку. Привлекают внимание многочисленные надписи на камнях. Неужели и здесь так неистребима страсть к оставлению автографов? Приглядевшись внимательно, видим, что все надписи выдолблены и аккуратно подкрашены, а даты - сплошь из 19 века. Вот так акты вандализма превращаются с веками в факты истории. 
А вот и современная надпись! Наверное, наши люди отметились?  А вот и нет! - "Вандалом" в 1983 году выступил шведский король Карл Густав XVI.
Иматра Иматра

Иматра
Водопад между пусками.

Водопад в Иматре образовался около 500 лет назад, когда вода из оз. Саймаа прорвала каменную перемычку и образовала реку Вуоксу. Именно здесь эта живописная река Карельского перешейка (скорее даже - система озер, перетекающих друг в друга) и начинается. В 19 - начале 20 века водопад в Иматре был излюбленным местом посещения русской знати. В 1929 году русло водосброса перегородили, водопад пересох, и теперь пуски воды по старому руслу осуществляют по расписанию, сопровождая феерическое шоу музыкой Сибелиуса.  

Расписание пусков можно посмотреть http://travel.imatra.fi/index.php?option=com_content&task=view&id=89&Itemid=106

Иматра
Нижнее озеро водопада

 Есть несколько мест, откуда можно наблюдать пуск водопада:

1. Наиболее популярное - с моста через русло чуть ниже плотины. Отсюда хорошо видна и сама плотина, и русло водосброса.
2. Пару смотровых площадок по правому берегу на уровне гостиницы. Здесь находишься ближе к потоку, но площадки не слишком большие, народу на них набивается прилично, и, возможно, придется фотографировать поверх голов.
3. На берегу между плотиной и мостом. Здесь хорошо виден мощный поток воды, низвергающийся с плотины, но хуже - нижнюю часть русла. А также здесь больше всего брызг.
4. Не поддавайтесь искушению наблюдать с левого берега. Здесь поставлено двойное ограждение, не позволяющее подойти к самому краю обрыва. Попытки пролезть за ограждения для целей фотографирования пресекаются охраной. А из-за ограждения мало что видно.

Когда поток набирает силу, то брызги образуют в воздухе водяную взвесь. Приходится оберегать объектив фотоаппарата.

Иматра
Начало пуска воды

Иматра
Поток достигает нижнего озера

Иматра
Поток набрал полную силу

Иматра
Вот во что превратилось спокойное озеро ниже водопада

 

Руоколахти
Ruokolahti

Полюбовавшись на разгул водной стихии направляемся в найденный по карте кемпинг Korosniemi, расположенный на полуострове на берегу озера Саймаа в 22 км к западу от Руоколахти, где и ночуем в машине под натянутым тентом за 12 евро.

Кемпинг
Кемпинг


The Green Gold Culture Road
КартаКарта Cледующие два дня мы посвятили исследованию мелких финских дорожек в пространстве, между Иматрой, Миккели и Савонлинной, ограниченном трассами 13, 5, 14 и 6. На левой картинке я попытался изобразить план-схему наших передвижений по Финляндии. Выбирать старались 3-значные и 4-значные дороги. Езда по этим живописным узким и извилистым дорожкам представляет несравнимо больший интерес по сравнению с главными тоскливыми трассами с ограничением скорости, камерами слежения и полицейскими засадами. Здесь же то же самое ограничение в 80 км/час достичь зачастую сумеет разве только гонщик-раллист. Полиции на них не бывает (да и делать ей там, собственно, нечего), трафика нет вообще. Многие из них - грунтовые, но настолько ровные, что их трудно отличить от асфальта.

Маршрут передвижения намечаем по туристской карте, посвященной так называемой Green Gold Culture Road - 400 километровый маршрут, пролегающий от 5 дороги через Manyharju - Riistina - Anttola - Puumala - Sulkava - Rantasalmi - Savonlinna к музею Lusto в Punkaharju. С одной стороны листа - подробная карта этого района, а с другой - описания всех достопримечательностей. 
 
Немного информации об этом маршруте можно найти, например, http://www.kulttuuritie.net/metsajaluonto_en.html

Puumala

Из кемпинга выбираемся на живописнейшую 62 дорогу. Это одна из самых моих любимых 2-значных трасс, петляющая по пригоркам между озерами. Перед Пуумалой справа от дороги останавливаемся на берегу озера на площадке для отдыха. С нее открывается красивый вид на скалистый берег и высокий мост через протоку. В самой Пуумале привлекает внимание деревянная церковь. В нескольких километрах от Пуумалы есть кемпинг и хостел.

Пуумала
Puumala

Пуумала
Puumala

Дорога 62
Дорога 62 между Puumala и Anttola

Дорога 62
Дорога 62 между Puumala и Anttola

Едем по 62 дороге в сторону Anttola и в 25 км от Пуумалы сворачиваем на 4323 дорожку на Ристийну.

Дорога 4323
Дорожка узкая и извилистая, в середине ее около 15 км грунта, очень ровного, присыпанного щебнем.

 Пересекаем Varkaantaipaleen kanava - узкий канал-протоку между двумя озерами. Здесь проходит водный туристский маршрут - один за одним снуют катера.


 Ristiina 

Этот небольшой поселок-городок с населением 5300 человек имеет многовековую историю. В Средние века эти земли принадлежали Петеру Браге, основателю многих финских городов, а Ристийна получила название в честь его жены Кристины. В центре Ристийны начинается обозначенная пешеходная тропа длиной 2 км вдоль основных достопримечательностей. Главные - церковь 1775 года с богатыми росписями, развалины замка Brahelina с памятником герою войны с Россией 1808 года, деревянная ветряная мельница, старые дома. 

Ристина
Ristiina

Ристина
Ristiina

Ристина
Ristiina

Ристина
Risttina

Дорога 4323
Финские проселки (дорога 4323)

По 4323 дороге возвращаемся обратно 

Дорога 4323

Наша цель - находящаяся в 20 км от Ристийны скала, возвышающаяся над озером Йовеси с наскальными рисунками Astuvansalmen Kalliomaalaukset. Около 60 рисунков, выполненных 5-6 тысяч лет назад. Длина росписи - 15 метров. Путеводитель называет их "самыми большими и сохранившимися в Скандинавии", что само по себе вызывает улыбку после того, что мы видели в Норвегии в Альте.

Оставляем машину на небольшой площадке у дороги и идем к скале 3 км по обозначенной тропе. У скалы с рисунками есть небольшая деревянная пристань для лодок, туалет - и никакой охраны. Судя по путеводителю отсюда тропа продолжается к источнику Elamanlahde  с будто бы целебными свойствами. Но время уже клонилось к вечеру, поэтому источник искать мы не стали. Может, в другой раз?

Наскальные рисунки

Наскальные рисунки
Древние наскальные рисунки
Наскальные рисунки
Наскальные рисунки

Неподалеку от скалы находится усадьба Pientoijilan Talomuseo, построенная в 1672 году. Сейчас здесь музей-деревня старых сельских домов. Летом он открыт со с 11-17, выходной - понедельник.
Возвращаемся на 62 дорогу и по ней едем в Anttola, где и ночуем еще в кемпинге на окраине села. Стоимость ночевки с палаткой (в нашем случае просто в машине) = 13 евро.

Neitvuori

Следующая наша цель - гора Neitvuori, возвышающаяся на 185 м на уровнем моря, откуда открывается красивая панорама на озеро Luonteri с многочисленными островами. К ней ведут совсем уже мелкие безномерные проселки. 

Опять выезжаем из Антолы на 62 дорогу, поворачиваем направо в сторону Миккели и буквально сразу же сворачиваем с нее по указателям на Kokkosenlahti и Neitvuori. Здесь следует быть очень внимательным. На Neitvuori направляет вправо незаметный указатель на черном фоне на совсем узкую и извилистую грунтовку. Мы проскочили до развилки с указателем на Maivala - пришлось возвращаться назад 9 км. От 62 дороги до поворота  17-18 км и потом еще 8 км до начала тропы. Тропа длиной 1 км ведет к вершине горы.

Neitvuori
Проселки по дороге к Neitvuori

Neitvuori

Neitvuori
Neitvuori

Neitvuori
Neitvuori


На этой карте из AutoRoute 2002 я отметил местоположение скалы с наскальными рисунками (1) и горы Neitvuori (2).
Карта

Выставка-музей дорожных знаков

Оставляем слева Maivala и через Kolkaranta выезжаем на 5 дорогу и почти сразу сворачиваем на  Juva, потом по 14 движемся дальше по направлению на Савонлинну. Вскоре, следуя поставленной задаче, по возможности, избегать главных трасс, сворачиваем направо на грунтовую дорожку по указателю на Leipamaki. Неожиданно перед очередным перекрестом нашему взору предстает целая серия различных знаков, противоречащих друг другу. Останавливаемся, не вполне понимая, как на это реагировать. 
Оказалось, что это такая своеобразная выставка дорожных знаков и указателей разных времен.

Лейпямяки
Дорожных знаки

Лейпямяки
Различные километровые столбы

Лейпямяки
Указатели направлений и древний каток


Паром на 438 дороге

Поворачиваем на 4371 грунтовку и по ней попадаем в Sulkava. В городке есть кемпинг на берегу реки.

Vekara

Из Сулкавы выезжаем по 438 дороге. Очень красивая дорога по гребню между озерами. Похоже на косу в Пункахарью. Через 10 км попадаем к небольшой очереди к парому через протоку между озерами. Иду узнавать цену - оказалось, что бесплатно, работает 6-22 круглый год. Рейсы - каждые 15 минут.

Vekara

17-00 В который раз уже за эту поездку выезжаем на 62 дорогу и через Руоколахти и Иматру возвращаемся обратно к границе в Светогорске. Обе границы проходим за 15 мин.

20-30 Мы у себя дома в Питере, преодолев за 3 дня 935 км.

      [Главная]
Hosted by uCoz