Поездка в Ивангород. 30 апреля 2006. |
[Главная] |
Появившаяся
в конце прошлого года информация о том,
что погранпост на въезде в Иваногород
наконец-то сняли, заставила подумать о
посещении знаменитой крепости.
|
В
далекие молодые советские годы это
направление для меня было одним из
самых любимых. В те годы я объездил
вдоль и поперек всю Прибалтику
автостопом, на велосипеде и автомобиле.
Большинство этих маршрутов начиналось
из Питера по Таллинскому шоссе через
Кингисепп - Ивангород - Нарву - Раквере и
т.д. Я помню времена, когда Таллинское
шоссе, еще до спрямления, было почти в
полтора раза длиннее теперешнего - оно
удивительным образом причудливо
извивалось по почти ровной
местности. Вот так, как на старой
фотографии из нашей автостопной
поездки 60-х годов. С Прибалтикой с ее
визовыми заморочками я пока повременю,
а в Ивангород мы решили съездить в один
из праздничных дней 30.04.2006.
Выехали из дома не слишком рано в 12-30. В качестве путеводителя я по обыкновению распечатал соответствующие главы из Рейтингов Василия Шелемина (Eeyore) с сайта В.Лукьянова (Luca) http://www.luca.ru/eeyore.html , а также небольшой отчет Т.Хмелик и П.Мирошниченко "От Ямбурга до Ивангорода" http://regionavt.spb.ru/vx/jamburg1.shtml. Для навигации использовалась иллюстрированная карта Ленобласти издательства ДИСКУС МЕДИА 1:490 000 с отмеченными достопримечательностями и автодорожный Атлас Ленобласти 1:160 000 этого же издательства. Таким образом, этот отчет можно считать своего рода фотоиллюстрацией к Рейтингам Василия. |
Туда поехали из Питера через Красное Село по Таллинскому шоссе, а обратно возвращались по Гостилицкому шоссе через Котлы - Копорье - Гостилицы - Петродворец - Стрельну. Дороги в целом оказались не такими уж и плохими, на крепкую троечку. Куски колдобин были не слишком длинными, да и те без откровенных глубоких ям, в которых можно оставить подвеску. На большинстве участков удавалось держать скорость 120-140 км/час. Красное Село (30 км) |
Черемыкино (58 км) |
Сельцо (65 км) Каменные склады 1808 года года большого впечатления не произвели, больше привлек внимание сгоревший ствол дерева на берегу озерца. |
Чирковицы (90 км) |
Озертицы (103 км) При подъезде к селу были предупреждены встречными машинами о гаишной засаде. Дорога в начале села делает крутой изгиб, так что сбросить скорость здесь совсем не лишнее. С концом села - колдобины, продолжающиеся около 3 км до начала Кингисеппского района. Лялицы (114 км) уже в Кингисеппском районе. Еще одна засада. |
Ополье (116 км) |
Крестовоздвиженская церковь и кладбище, выигрышно расположенные у развилки на Волосово, сверкают белизной побелки. |
Кингисепп (130 км) |
Город
поражает чистотой улиц и свежестью
фасадов. Останавливаемся у Екатерининского собора, построенного Антонио Ринальди. Внутрь не попали, т.к. там происходило венчание. |
Ивангород (155 км) |
Чтобы подъехать к крепости нужно на последнем перекрестке перед самым спуском к пограничному мосту через Нарову свернуть налево на ул. Гагарина, а потом через 500 м. свернуть направо на Наровскую ул. по указателю на крепость. Спустившись, попадаешь к небольшой парковке у входа в крепость рядом с большой огороженной площадкой грузового таможенного терминала. |
Крепость была основана в 1492 году. С 1692 года почти сто лет была занята шведами. Окончательный свой вид она приобрела в конце 18 века под руководством инженера-фортификатора Модеста Резвого. А наибольший ущерб Ивангородской крепости был причинен во время Великой Отечественной войны артобстрелами и бомбежками. В довершение фашисты, при отступлении в 1944 году, взорвали 6 башен крепости. В то давнее посещение мы застали крепость в самом разрушенном состоянии. К 1994 году в результате масштабных
работ по реставрации крепость была
восстановлена на 60%, в дальнейшем работы
замедлились. |
Вход в крепость | Никольская церковь 1498 и Успенский собор | Успенский собор 1507-1509 |
Почти по всем стенам открыты оборудованные проходы, можно подняться на некоторые башни, с видовых площадок в углах крепости открываются впечатляющие виды на р. Нарову, расположенную на противоположном берегу Нарвскую крепость с высокой башней и город Нарву. |
Мост Дружбы |
Вид на эстонскую сторону |
Нарвская ГЭС |
Парусинка Это - один из старых и интереснейших районов Ивангорода. Здесь выдающийся российский финансист, промышленник и меценат барон Александр Штиглиц построил льняную и суконную фабрики, жилой квартал для работников. Условия для работников фабрики были по тем временам образцовые. В Питере он пожертвовал 1млн.руб. на учреждение училища Технического рисования (в советское время - Мухинское) и продолжал субсидировать его до самой смерти. А еще А. Штиглиц известен как первый управляющий госбанка Российской империи. На мануфактурах Штиглица выпускали парусину, позже уже в советское время - холщовые мешки. В последнее время производство захирело. Выезжаем от крепости обратно на ул. Гагарина и продолжаем движение по ней до упора, сворачиваем направо, по узкому мосту попадаем на левый берег старого русла Наровы и оказываемся в Парусинке. |
Бывшая столовая работников фабрики | Жилой дом с высокой аркой | Арка напоминает питерские арки, например, на Кирочной ул. |
Корпуса фабрики находятся в пограничной зоне, но издали из-за заборов и колючей проволоки силуэты зданий с причудливыми башенками и шпилями производят большое впечатление. |
Троицкая
церковь в Парусинке.
Церковь Святой Троицы (1873, архитектор Кракау), построенная Шиглицем на берегу Нарвского водохранилища, была фамильной усыпальницей его семьи. В настоящее время активно восстанавливается. На фотографии хорошо видна технология строительства куполов - деревянные "ячейки" покрываются металлом, потом - позолотой. |
18-10. (170 км) Покидаем Ивангород и направляемся в обратную дорогу. По Таллинскому шоссе возвращаемся почти до Ополья и сворачиваем налево по указателю "Котлы 21". Вначале - кусок просто великолепнейшего шоссе, потом - то лучше, то хуже. Дорога подвергается масштабной реконструкции - расширяется, спрямляются крутые изгибы, строятся мосты, укладываются новые трубы. Дорога ведет в Усть-Лугу, и эта ее реконструкция связана со строительством порта. От Коммунара на протяжении примерно 5 км - трясучка . |
Керстово (208) |
Справа на краю деревни виднеется кладбище и церковь без креста. |
Недоезжая 4 км до Котлов, сворачиваем направо по указателям "Копорье, Петродворец" (220 км) |
Копорье (244
км) Время уже клонится к вечеру, поэтому к крепости не заезжаем, как и к другим достопримечательностям по дороге, оставив только "на закуску" Низино. На перекрестке у въезда в Копорье поворачиваем направо на 90 градусов по направлению на Гостилицы - Петродворец. Лопухинка (269 км) Большой поселок с каменными 5-этажками. В поселке и дальше - разбитая дорога с колдобинами. Гостилицы (284 км) За километр до села пересекаем окружную военную бетонку (налево - Б.Ижора, направо - Чремемыкино). 20-05. Петродворец. (304 км) Сразу за табличкой города начинается широкая улица по две полосы в каждом направлении с разделительной полосой и великолепным покрытием. Улица проходит самым краем Петродворца, на ней есть два перекрестка с главной дорогой налево в сторону Петергофского шоссе. Но мы едем прямо, потом чуть правее в сторону Низино. |
Бабигонские высоты (310 км) |
Деревни в этих местах имеют тематические названия по именам: Сашино, Санино, ждем дальше Шурино, но нет - Ольгино, Костино, Марьино, Минино, Владимирово. Особняком выглядит название Низино. Оказывается этимология названий деревень неслучайна. Издавна финские крестьяне называли холм в этих краях "Папигонту", что означает "Пастырская гора". В дальнейшем название превратилось в Бабигон. В середине 19 века Николай I решает облагородить окраины Петергофа, где часто совершала прогулки императорская семья. Деревни вокруг должны были превратиться в образцово-показательные пейзанские селенья. С этой целью их прежде всего переименовали в честь членов императорской фамилии. Так и появились Санино, Костино и др. И лишь несколько деревушек около Бибигонских высот объединили в одну с названием Низино. Застройка территории велась под руководством придворного архитектора Штакеншнейдера. |
В 1851 году был заложена церковь" в русском византийском стиле о пяти главах" на месте, лично указанном императором. К 1854 году церковь святой мученицы царицы Александры была построена. |
В те же годы на Бабигонских высотах появляются живописные павильоны в духе античной архитектуры. В частности, на соседнем с церковью холме на фоне окружающих унылых пустырей и покосившихся домишек сверкает роскошью отделки Бельведер. Окруженный забором с табличками типа "Стой! Стреляют!" он напоминает дворец "нового русского". |
Из Низино выезжаем в Марьино на шоссе Ропша - Петродворец, где сворачиваем налево к Петродворцу. Проезжая его краем, последовательно видим следующие таблички с названиями населенных пунктов. Сначала "Санкт-Петербург", буквально сразу же - "Петергоф". Выезжаем с правым поворотом на Петергофское шоссе и видим табличку с концом населенного пункта "Петродворец". Вот такая "история с географией"! |
"Путинская" трасса Петродворец - Стрельна - Петербург находится просто в идеальном состоянии. Двухполосная в каждом направлении и с разметкой, что само по себе огромная редкость в Питере, где разметки полос вообще нет как класса, даже на Невском проспекте. |
21-00. Прибываем домой, преодолев за день 350 км. |
Сергей Тихомиров. 30 апреля 2006 г. |
[Главная] |