Новый Год 2004.Подпорожье - Каргополь
31.12.2003 - 04.01.2004
(Питер - Подпорожское кольцо - Вознесенье - Щелейки  - Гимрека - Петрозаводск - Медвежьегорск - Пудож - Каргополь - Ошевенск - Вытегра - Питер)

[Часть 1]

[Часть 2]

Часть 3

    [Главная]

Новогодние короткие путешествия на машине по Русскому Северу превращаются  в нашей семье в традицию. Начиная со встречи НГ-2001 в Вел.Устюге, это была уже четвертая подряд подобная поездка. Основная особенность этих поездок - продолжительность в 3-4 дня и очень короткий световой день, заставляющий тщательно планировать маршрут и места ночевок. Автомобиль - Пассат-универсал 1992г, экипаж - я с женой. Шины - зимние нешипованные GoodYear UG-6.Вся подготовка машины к поездке свелась к проверке давления в шинах (впервые после замены летних на зимние) и подкачке. В дорожном комплекте - запасная канистра, продукты, электроплитка, электрочайник, термосы, легкие и теплые куртки, спальник и теплый плед на случай холода в гостинице, полноразмерная лопата, топор, ножовка, цепи на колеса, зарядное устройство. Как и во всех наших поездках, ни столовыми, ни кафе не пользовались. Готовили еду на плитке в гостиницах, днем перекусывали бутербродами и кофе из термоса.

В этом году наметили 3 главные цели:
1. Так называемое Подпорожское кольцо с замечательными памятниками деревянного зодчества  в деревнях на другой стороне Свири к северу от Подпорожья.
2. Две деревни Щелейки и Гимрека на дороге Р19 от Вытегры в Петрозаводск по западному берегу Онежского озера с комплексами деревянных церквей.
3. Каргополь и его окрестности.

И еще одно. В последнее время присматриваюсь к цифровому фотику, но жаба душит, да и замучился с проблемой выбора. В одной из питерских контор дают напрокат аппараты на 5 дней условно-бесплатно, но залогом полной стоимости и обязательством напечатать фотографий на 600 руб. Взял в поездку Olimpus C740UZ с 10-кратным оптическим зумом и попытался сравнить со своим заслуженным пленочным Самсунгом.Карта
Разрабатывая маршрут поездки, я задавал в конференциях вопросы о состоянии дорог, но никаких конкретных ответов не получил. 
Трасса М18 и дорога Лодейное Поле - Водпорожье - Вытегра - Вологда хорошо мне знакомы по прежним зимним поездкам. Самый большой вопрос был по состоянию паромной переправы в Вознесенье на  Р19 Вытегра - Петрозаводск. По опыту прошлых поездок, на местах паромов зимой часто устраивают ледовые переправы, но нынешняя очень теплая зима и ударившие в самый канун Нового Года морозы вызывали опасение, что и паром не будет работать, и по льду дорогу не проложат. Полазав по инету, нашел телефоны нескольких предприятий в Вознесенье и, дозвонившись в местную больницу, узнал, что паром работает. Позже выяснилось, что Свирь в этом месте не замерзает всю зиму, и паром плавает круглый год.
Второй проблемой был выбор маршрута проезда в Каргополь. Собственно, вариантов здесь три: 
- из Пудожа, 
- с трассы Вытегра - Вологда (из Прокшино),
- через Вологду - Няндому. 
Крюк через Вологду, я конечно, даже не рассматривал, а из первых двух вариантов, по некоторым слухам, более оживленным должен  был быть архангельский тракт Прокшино - Каргополь. На самом деле эту дорогу можно назвать "условно проходимой" для обычного легкового автомобиля, да и то только зимой, а вот дорожка Пудож - Каргополь оказалась очень даже приличной на всем протяжении. 

Дороги. Погода.

Погода перед поездкой почти повсеместно стояла очень теплой, сильных снегопадов не было ни до, ни во время путешествия, поэтому никаких проблем со снежными заносами не было, но на мелких дорожках больше всего неприятностей доставляли валы между колеями из замерзших ледяных глыб. Постоянно боялся оторвать так называемую "губу" (низко висящий и торчащий вперед спойлер-козырек, служащий для направления потока воздуха на радиатор), так доставшую меня за два года эксплуатации автомобиля.

1. Трасса М18 на всем протяжении от Питера вплоть до Кондопоги была просто в отличном состоянии - расчищена до обочин, так что видна вся разметка. Самые лучшие куски - от района Кисельни до Сясьстроя и от Паши до Лодейного Поля. За Кондопогой на шоссе появляются наледи, а после Сопохи (поворот на Кивач) - сплошной лед до самого Медвежьегорска, где мы сворачивали на Пудож..

2.  Участок дороги Р-37 от Лодейного Поля до Подпорожья на всем протяжении посыпается песком и также очень приличный. Все остальные дороги нашего маршрута - белые, покрытые весьма скользким льдом или снегом, соли нигде нет, песок - лишь эпизодически.

3. Дороги Лодейное Поле - Подпорожье - Вытегра - Вологда, Вытегра - Вознесенье - Петрозаводск, Вытегра - Пудож - Медвежьегорск, Пудож - Каргополь и Каргополь - Ошевенск представляют собой реконструируемые в последнее время трассы, на которых участки прямых и широких дорог, на протяжении десятков километров проходящих в стороне от всех сел, перемежаются узкими и извилистыми участками. Зимой они полностью заснежены или обледенелы, поэтому грунтовые участки никак не отличаются от асфальта и бетона. Чистятся везде регулярно, никаких проблем для проезда на легковом автомобиле в любое время года я не вижу. Наиболее неприятный участок - это около 200  км  между Вытегрой и Подпорожьем, включая довольно разбитую объездную Подпорожья, где очень скользкая обледенелая дорога сочетается с выбоинами и неровными наледями. Разгоняться на этом участке более 60-70 км/час страшно и из-за тряски и боязни улететь с чрезвычайно скользкой трассы. На всех остальных трассах на прямых участках скорость ограничивает только здравый смысл для такой скользкой дороги. Я старался не лихачить и держал скорость в пределах 70-110 в зависимости от дорожных условий.

4. Дороги Подпорожского кольца более узкие, извилистые и разбитые, но чистятся и проходимы на любом транспорте в любую погоду.

5. Трасса Р1 Каргополь - Прокшино. От Каргополя до Кречетова такая же широкая, прямая и расчищенная дорога, проложенная в обход всех сел. Первые 16 км - асфальт, остальное - очень ровный грейдер. Это - по словам местных жителей, я же зимой перехода от асфальта на грейдер совершенно не заметил.  За 18 км до границы Архангельской области новая дорога кончается, дальше идет узкая и извилистая, а сразу же на выезде из последнего села Солза - граница областей, и дорога  становится совсем узкой. Видно, что ее пробивали трактором, но насколько это делают регулярно, и что там будет после сильного снегопада - вопрос. Траншея, пробитая в снегу - очень узкая, двум легковым машинам не поместиться, а места, где можно разъехаться, встречаются довольно редко. Что делать, если попадется встречная машина, не очень понятно. И так - почти все 35 километров до Прокшино. Дорога то взлетает на небольшие пригорки, то спускается в низинки. Временами приходится снижать скорость почти до нуля, чтобы не зацепить свесом за неровности дороги. По снегом видны остатки каких-то мостков, положенных летом в самых топких местах. В теплое время, похоже, эта дорога на обычной легковой машине непроходима. Зимой все подмерзло, и у нас проблем с проходимостью не было. Только валы из ледяных комьев между колеями, да неровности дороги не позволяли разогнаться более 20-30 км/час.

Погода. Выезжали из Питера в легкий морозец, в дальнейшем морозы крепчали, доходя до -25 и ниже.

В подготовке к поездке использовались следующие отчеты и материалы:

1. Как обычно при разработке маршрутов по Карелии я начал с сайта Виктора Лукянова www.luca.ru, распечатав краткие и емкие путеводители из серии "Сел и поехал".
2. Там же - известные рейтинги от Василия Шелемина. http://www.luca.ru/eeyore.html
3. Замечательный отчет В.Карсакова Мы все спешим за чудесами , чья глава о Подпорожском кольце запомнилась мне с прошлого года.
4. Материалы с сайта Малые Города России http://www.towns.ru/
5. Гостиницы, базы отдыха Карелии http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/Sport/hotels.html
6. Альбом "Каргополь" издательства "Искусство" 1971 г., приобретенный нами еще в далекие советские годы.
7. Официальный сайт Каргополя http://www.kargopol.ru/Russian.htm
8. Каргополье http://argonavt.narod.ru/Kargopol.html
9. Там же карта "Архитектурные памятники Каргополья" http://argonavt.narod.ru/Kargokruga.html
10. "Каргополь-Тур" http://kargopol-tour.narod.ru/pages/kar_today.htm

Карты и атласы:
1. "Ленинградская область".  Атлас для водителей. 1:120 000. Отличный подробный атлас, выпущенный в 2003 году со многими последними изменениями и отмеченными церквями..
2. "Автодорожный атлас Северо-Западного региона" 1:250 000. Состояние на июнь 2001 г.
3. Двухкилометровый атлас Вологодской области.
4."Атлас автодорог России" 1:1 100 000  в мягкой обложке издательства "Аверс", отпечатано в Италии. 2001 г.
К великому сожалению никаких подробных карт и атласов Архангельской области в продаже нет и в ближайшее время не предвидится.

 

 

Питер - Подпорожье - Подпорожское кольцо.

 

Первая ночевка и встреча Нового Года была намечена в Подпорожье, в гостинице, знакомой нам по прошлогодней такой же поездке.
Выезжаем 31 декабря в 18-00 по Мурманской трассе М18. Дорога чистая, машин мало. Небольшой туман, поэтому сильно не гоню, скорость - около сотни. После конца автобана в очередной раз с недоумением отмечаю знаки "60", на протяжении несколько десятков километров ограничивающие скорость после всех перекрестков. В этом году под ними укреплены еще какие-то таблички, то ли задающие этот режим в выходные дни, то ли в снегопад - знаки очень тусклые, в свете фар почти не различимые. Впрочем, на них никто внимания не обращает. А вообще-то, в этом месте надежнее ехать за спонсором. Засад почти нет, кроме обязательных в Разметелево и у поворота на ст. Назию. Ближе к Лодейному Полю туман проясняется, дорога - прекрасная, на объездной местами разгоняюсь до 140. В Подпорожье прибываем к 21-15, преодолев 283 км. Неплохо, с учетом захода в Питере в магазин, заезда на заправку и ночной зимней дороги. 

Киска в гостинице
Киска в гостинице

В гостинице мы - единственные посетители. Цена двухместного номера = 600 руб. или 700 руб. с TV, место в 3-хместном номере = 230, в 4-хместном = 210.  Одна-ако... За год цены выросли ровно в два раза! Выбираем самый дешевый вариант = 420 руб. Зато по сравнению с прошлым годом появилась сеть МТС, и даже в первые же минуты НГ удается с легкостью дозвониться до родственников. Встречаем Новый Год за бутылочкой шампанского и укладываемся спать.
 

01.01.2004. Задача на сегодняшний день - так называемое "Подпорожское кольцо". Очень короткий зимний северный день диктует тактику путешествия. Утром намечаем ближайший объект интереса и выезжаем с таким расчетом, чтобы оказаться у него с первыми лучами солнца, т.е. к 10-00. В 15-00 уже снова начинает темнеть. Вечерами практически во всех городках и поселках, кроме, разве что, Петрозаводска делать абсолютно нечего - они погружаются во тьму. Поэтому после 16-00 делаем марш-бросок к следующему месту ночевки. Таким образом, значительная часть пути проходила в темное или сумеречное время.

Карта Подпорожского кольца
Подпорожcкое кольцо  

Конфигурация улиц Подпорожья весьма хитрая,  выехать из города к плотине не удается с первой попытки, даже глядя в план города  в атласе Ленобласти и несмотря на то, что мы здесь уже не в первый раз. Да и объездная города выписывает довольно дурацкий зигзаг и покрыта ледяными надолбами.

Нижнесвирская ГЭС
Подпорожье. Плотина Нижнесвирской ГЭС 

На той стороне широкая, посыпанная песком дорога приводит в Важины, где на другой стороне р.Важинки виднеется кладбище с Воскресенской церковью. 

Важины
Важины
Воскресенская церковь 1630 г.

Важины

Перестроенная в 19 в под тип каменных церквей, издали она выглядит симпатично, а вблизи - странновато. От дороги к ней спускается узкая деревенская улочка, покрытая льдом. Хорошо, что я не поддался первому побуждению подъехать на машине - обратно я вряд ли бы выбрался. Местный тракторист сказал, что он на своем "Беларусе"  с полным приводом с трудом здесь выезжает.

Держим путь к д. Согиницы с ансамблем деревянного зодчества. Дорога - очень  скользкая и неровная. Почти в самом центре "кольца" находится д.Ефремовская с какой-то церковью и расположенным рядом монастырем. В некоторых отчетах упоминалось, что добраться туда можно с юга от Хевроньино мимо ж/д станции Челма, а в атласе видна дорожка, начинающаяся с полпути между Важинами и Согиницами. Поиски Ефремовской А вот и она! И довольно накатана. Делаем довольно безрассудную попытку попасть к монастырю. Дорожка узкая, но вполне расчищена, отдельные ледяные глыбы, мешающие проезду, я отбрасываю ногами вбок. Через пару километров догнали какого-то мужичка. Уж не монах ли? Я даже подумал, не освободить ли место в машине и подвезти. На вопрос, куда ведет дорога, он ответил, что - никуда, т.е. просто в лес к речке Кузьма. Глазки при этом у него как-то странно бегали. Желание подвозить у меня пропало, да и он не просил. Через 7 км, и по расчетам уже недалеко от цели, дорога кончается на лесной делянке. Ясно, что дорога предназначена для лесовозов, но как они на ней разъезжаются? Наверное, по расписанию, как на одноколейной железной дороге, сначала заезжают в одну сторону, грузятся, а потом выезжают.  Хорошо что 1 января работ никаких не было, но с другой стороны, застрять в одиночку на заброшенной дорожке в глубине леса - радости мало.

Согиницы
Согиницы
.

Согиницы
.

13-00 Согиницы. Ансамбль из Никольской церкви 1696 г, колокольни, соединенной с церковью крытым переходом и приземистой зимней церкови. Сама деревня очень живописно расположена между пригорками при впадении Каскесручья в Важинку на фоне высоких елей и речки.

Согиницы

Согиницы
Согиницы.

Согиницы


14-10
. Заозерье - маленькая деревушка в 10 км от Согиниц справа в стороне от дороги на северном берегу Вачозера. Чудесная бесхитростная часовенка Петра и Павла 17 в., построенная на высоком берегу озера. Поразительное единение с природой!

Заозерье
Заозерье
Часовня Петра и Павла 17 в.

Пос ад
Посад 

Посад
Посад 

Продолжаем путь на восток, пересекаем железную дорогу в Токарях и в Посаде на выезде из деревни останавливаемся у кладбища с деревянной часовней. Высокие деревья почти скрывают ее из виду.

В Посаде дорога круто  поворачивает к югу и через пару километров приводит нас в Волнаволок, деревню, расположенную в низинке между Пидьмозером и Мудозером. Волнаволокский погост очень выигрышно смотрится с соседних пригорков, но впечатление портит состояние Покровской и Власьевской церквей. Утратившие главки, они похожи на большие избы.

Волнаволок
Волнаволок

Волнаволок
Волнаволок

Подпорожье
Сомнения развеяны, Подпорожье - город!

Культурная программа на сегодняшний день выполнена. Продолжаем путь вдоль западного берега Пидьмозера и после села Пелдожи  на развилке сворачиваем направо к Подпорожью, замыкая круг. Налево дорога ведет  Пидьму. Широкая прямая и чрезвычайно скользкая дорога вдоль высокого правого берега Свири, приводит нас обратно к плотине Нижнесвирской ГЭС.  Длина всего кольца от Подпорожья до Подпорожья = 110 км.

15-30.  Темнеет. Перекусываем в автомобиле и решаем, что делать дальше. В первоначальных планах у меня была вторая ночевка в Подпорожье, а на следующий день - в зависимости от работы переправы в Вознесенье, двигаться в сторону  Пудожа либо вокруг Онежского озера через Вознесенье - Петрозаводск - Медвежьегорск, либо через Вытегру вдоль восточного берега Онеги. Вчера вечером любезная администраторша в подпорожской гостинице дозвонилась до дежурного милиции в Вознесенье и выяснила, что там есть общежитие Рыбфлота. 
Делать вечером в Подпорожье абсолютно нечего. Дальше по дороге есть две деревни - Гоморовичи и Родионово с интересными памятниками, но мы их посещали в прошлогодней поездке и в нынешние планы они не входили. Решаем ехать в Вознесенье.

Гоморовичи
Гоморовичи.
Никольская часовня

16-00. Все-таки не упускаю возможности, останавливаюсь прямо на шоссе около Гоморовичей и в сгустившихся сумерках со штатива на приличном зуме фотографирую Никольскую часовню. 
16-30. То же и в Родионово. В почти полной темноте фотографирую одну из самых знаменитых деревянных церквей - Георгиевкую церковь 1496 г. Улочка на спуске к Юксовскому озеру около церкви - совершенно обледеневшая. Остановиться на ней даже на самой малой скорости я так и не сумел. Пришлось спуститься и выехать обратно с разгону. 

Родионово
Родионово.
Георгиевская церковь 1496г

17-00. Вознесенье. Поселяемся в общежитие Рыбфлота на ул. Водников, 21 за 150 руб. Давненько я не видел таких гостиниц! Туалет - типа очко, водопровода нет, вода - привозная в больших оцинкованных чанах, о душе, конечно, никакого разговора быть не может. Правда, в мойке около рукомойников установлен титан, и умыться можно горячей водой. Впрочем, нас такие бытовые условия не пугают, один день можно обойтись и без душа, а вот постоянным обитателям общежития не позавидуешь. Зато мы находимся в непосредственной близости к объектам, намеченным на следующее утро - деревни Щелейки и Гимрека на той стороне Свири.  Устроившись в общежитии, едем к парому узнать расписание. Паром работает круглый год с 7 до 21, ходит раз в час, стоимость переправы для легкового автомобиля = 100 руб.
За день пройдено 203 км.

Расписание парома

Отправление с левого берега: 7-00, 8-10, 9-20, 10-20, 12-00, 13-00, 14-00, 15-00, 16-20, 17-20, 18-00, 19-00, 20-00, 21-00.

Отправление с правого берега - плюс 10 минут, т.е. паром стоит у левого берега, потом по расписанию делает ходку туда-обратно и снова ждет на левом берегу.

 

Вознесенье
Вознесенье. Паром через Свирь

 

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

    [Главная]
Hosted by uCoz