|
[Часть 1] |
[Часть 2] |
[Главная] |
Новогодние короткие
путешествия на машине по Русскому
Северу превращаются в нашей семье в традицию. Начиная со встречи
НГ-2001 в Вел.Устюге, это была уже
четвертая подряд подобная поездка.
Основная особенность этих поездок -
продолжительность в 3-4 дня и очень
короткий световой день, заставляющий
тщательно планировать маршрут и места
ночевок. Автомобиль - Пассат-универсал
1992г, экипаж - я с женой. Шины - зимние
нешипованные GoodYear UG-6.Вся подготовка
машины к поездке свелась к проверке
давления в шинах (впервые после замены
летних на зимние) и подкачке. В дорожном
комплекте - запасная канистра, продукты, электроплитка,
электрочайник, термосы, легкие и теплые
куртки, спальник и теплый плед на случай
холода в гостинице, полноразмерная
лопата, топор, ножовка, цепи на колеса,
зарядное устройство.
Как и во всех наших поездках, ни
столовыми, ни кафе не пользовались.
Готовили еду на плитке в гостиницах,
днем перекусывали бутербродами и кофе
из термоса. Дороги. Погода. Погода перед поездкой почти повсеместно стояла очень теплой, сильных снегопадов не было ни до, ни во время путешествия, поэтому никаких проблем со снежными заносами не было, но на мелких дорожках больше всего неприятностей доставляли валы между колеями из замерзших ледяных глыб. Постоянно боялся оторвать так называемую "губу" (низко висящий и торчащий вперед спойлер-козырек, служащий для направления потока воздуха на радиатор), так доставшую меня за два года эксплуатации автомобиля. 1. Трасса М18 на всем протяжении от Питера вплоть до Кондопоги была просто в отличном состоянии - расчищена до обочин, так что видна вся разметка. Самые лучшие куски - от района Кисельни до Сясьстроя и от Паши до Лодейного Поля. За Кондопогой на шоссе появляются наледи, а после Сопохи (поворот на Кивач) - сплошной лед до самого Медвежьегорска, где мы сворачивали на Пудож.. 2. Участок дороги Р-37 от Лодейного Поля до Подпорожья на всем протяжении посыпается песком и также очень приличный. Все остальные дороги нашего маршрута - белые, покрытые весьма скользким льдом или снегом, соли нигде нет, песок - лишь эпизодически. 3. Дороги Лодейное Поле - Подпорожье - Вытегра - Вологда, Вытегра - Вознесенье - Петрозаводск, Вытегра - Пудож - Медвежьегорск, Пудож - Каргополь и Каргополь - Ошевенск представляют собой реконструируемые в последнее время трассы, на которых участки прямых и широких дорог, на протяжении десятков километров проходящих в стороне от всех сел, перемежаются узкими и извилистыми участками. Зимой они полностью заснежены или обледенелы, поэтому грунтовые участки никак не отличаются от асфальта и бетона. Чистятся везде регулярно, никаких проблем для проезда на легковом автомобиле в любое время года я не вижу. Наиболее неприятный участок - это около 200 км между Вытегрой и Подпорожьем, включая довольно разбитую объездную Подпорожья, где очень скользкая обледенелая дорога сочетается с выбоинами и неровными наледями. Разгоняться на этом участке более 60-70 км/час страшно и из-за тряски и боязни улететь с чрезвычайно скользкой трассы. На всех остальных трассах на прямых участках скорость ограничивает только здравый смысл для такой скользкой дороги. Я старался не лихачить и держал скорость в пределах 70-110 в зависимости от дорожных условий. 4. Дороги Подпорожского кольца более узкие, извилистые и разбитые, но чистятся и проходимы на любом транспорте в любую погоду. 5. Трасса Р1 Каргополь - Прокшино. От Каргополя до Кречетова такая же широкая, прямая и расчищенная дорога, проложенная в обход всех сел. Первые 16 км - асфальт, остальное - очень ровный грейдер. Это - по словам местных жителей, я же зимой перехода от асфальта на грейдер совершенно не заметил. За 18 км до границы Архангельской области новая дорога кончается, дальше идет узкая и извилистая, а сразу же на выезде из последнего села Солза - граница областей, и дорога становится совсем узкой. Видно, что ее пробивали трактором, но насколько это делают регулярно, и что там будет после сильного снегопада - вопрос. Траншея, пробитая в снегу - очень узкая, двум легковым машинам не поместиться, а места, где можно разъехаться, встречаются довольно редко. Что делать, если попадется встречная машина, не очень понятно. И так - почти все 35 километров до Прокшино. Дорога то взлетает на небольшие пригорки, то спускается в низинки. Временами приходится снижать скорость почти до нуля, чтобы не зацепить свесом за неровности дороги. По снегом видны остатки каких-то мостков, положенных летом в самых топких местах. В теплое время, похоже, эта дорога на обычной легковой машине непроходима. Зимой все подмерзло, и у нас проблем с проходимостью не было. Только валы из ледяных комьев между колеями, да неровности дороги не позволяли разогнаться более 20-30 км/час. Погода. Выезжали из Питера в легкий морозец, в дальнейшем морозы крепчали, доходя до -25 и ниже. В подготовке к поездке
использовались следующие отчеты и
материалы: Карты и атласы: |
|
Питер - Подпорожье - Подпорожское кольцо.
|
Первая ночевка и встреча
Нового Года была намечена в Подпорожье,
в гостинице, знакомой нам по
прошлогодней такой же поездке. |
В гостинице мы - единственные посетители. Цена двухместного номера = 600 руб. или 700 руб. с TV, место в 3-хместном номере = 230, в 4-хместном = 210. Одна-ако... За год цены выросли ровно в два раза! Выбираем самый дешевый вариант = 420 руб. Зато по сравнению с прошлым годом появилась сеть МТС, и даже в первые же минуты НГ удается с легкостью дозвониться до родственников. Встречаем Новый Год за бутылочкой шампанского и укладываемся спать. |
01.01.2004. Задача на сегодняшний день - так называемое "Подпорожское кольцо". Очень короткий зимний северный день диктует тактику путешествия. Утром намечаем ближайший объект интереса и выезжаем с таким расчетом, чтобы оказаться у него с первыми лучами солнца, т.е. к 10-00. В 15-00 уже снова начинает темнеть. Вечерами практически во всех городках и поселках, кроме, разве что, Петрозаводска делать абсолютно нечего - они погружаются во тьму. Поэтому после 16-00 делаем марш-бросок к следующему месту ночевки. Таким образом, значительная часть пути проходила в темное или сумеречное время. |
Конфигурация улиц Подпорожья весьма хитрая, выехать из города к плотине не удается с первой попытки, даже глядя в план города в атласе Ленобласти и несмотря на то, что мы здесь уже не в первый раз. Да и объездная города выписывает довольно дурацкий зигзаг и покрыта ледяными надолбами. |
На той стороне широкая, посыпанная песком дорога приводит в Важины, где на другой стороне р.Важинки виднеется кладбище с Воскресенской церковью. |
Перестроенная в 19 в под тип каменных церквей, издали она выглядит симпатично, а вблизи - странновато. От дороги к ней спускается узкая деревенская улочка, покрытая льдом. Хорошо, что я не поддался первому побуждению подъехать на машине - обратно я вряд ли бы выбрался. Местный тракторист сказал, что он на своем "Беларусе" с полным приводом с трудом здесь выезжает. |
14-10. Заозерье - маленькая деревушка в 10 км от Согиниц справа в стороне от дороги на северном берегу Вачозера. Чудесная бесхитростная часовенка Петра и Павла 17 в., построенная на высоком берегу озера. Поразительное единение с природой! |
Продолжаем путь на восток,
пересекаем железную дорогу в Токарях и в
Посаде на выезде из деревни
останавливаемся у кладбища с деревянной
часовней. Высокие деревья почти
скрывают ее из виду. |
Культурная программа на
сегодняшний день выполнена. Продолжаем
путь вдоль западного берега Пидьмозера
и после села Пелдожи на развилке сворачиваем направо к
Подпорожью, замыкая круг. Налево дорога
ведет Пидьму. Широкая прямая и
чрезвычайно скользкая дорога вдоль
высокого правого берега Свири, приводит
нас обратно к плотине Нижнесвирской ГЭС.
Длина всего кольца от Подпорожья до
Подпорожья = 110 км.
15-30. Темнеет. Перекусываем в
автомобиле и решаем, что делать дальше. В
первоначальных планах у меня была
вторая ночевка в Подпорожье, а на
следующий день - в зависимости от работы
переправы в Вознесенье, двигаться в
сторону Пудожа либо вокруг Онежского
озера через Вознесенье - Петрозаводск -
Медвежьегорск, либо через Вытегру вдоль
восточного берега Онеги. Вчера вечером
любезная администраторша в
подпорожской гостинице дозвонилась до дежурного милиции в
Вознесенье и выяснила, что там есть
общежитие Рыбфлота. |
16-00. Все-таки не упускаю возможности,
останавливаюсь прямо на шоссе около
Гоморовичей и в сгустившихся сумерках
со штатива на приличном зуме
фотографирую Никольскую часовню. |
17-00. Вознесенье. Поселяемся в
общежитие Рыбфлота на ул. Водников, 21 за
150 руб. Давненько я не видел таких
гостиниц! Туалет - типа очко, водопровода
нет, вода - привозная в больших
оцинкованных чанах, о душе, конечно,
никакого разговора быть не может. Правда,
в мойке около рукомойников установлен
титан, и умыться можно горячей водой.
Впрочем, нас такие бытовые условия не
пугают, один день можно обойтись и без
душа, а вот постоянным обитателям
общежития не позавидуешь. Зато мы
находимся в непосредственной близости к
объектам, намеченным на следующее утро -
деревни Щелейки и Гимрека на той стороне
Свири. Устроившись в общежитии, едем
к парому узнать расписание. Паром
работает круглый год с 7 до 21, ходит раз в
час, стоимость переправы для легкового
автомобиля = 100 руб. За день пройдено 203 км. |
Расписание парома Отправление с правого берега - плюс 10 минут, т.е. паром стоит у левого берега, потом по расписанию делает ходку туда-обратно и снова ждет на левом берегу.
|
|
[Часть 1] |
[Часть 2] |
[Часть 3] |
[Главная] |