Коневcкий
Рождество-Богородичный мужской монастырь |
[Главная] |
В Коневский
монастырь, расположенный на острове Коневец в западной части
Ладоги недалеко от Приозерска мы хотели попасть уже давно. На
остров, находящийся в 5 км от берега, добираются катерами от пристани во
Владимировской бухте около села Владимировка. Как-то несколько лет тому назад пытались добраться туда самостоятельно. Но на пристани Владимировской бухты кроме нескольких рыбаков мы тогда не обнаружили никаких следов какого-то расписания, а Владимировка с ее панельными 5-этажками производила гнетущее впечатление. Население было похоже на бомжей выселенных за 101-й километр. Оставлять машину на берегу было страшновато. |
Туда организуются паломнические поездки из Петербургского подворья на
Загородном, 7, а также экскурсии, которые можно купить в ларьках на
Невском у Гостиного двора или у Казанского собора. Стоят они недешево. |
Церковь была заложена в 1994 году как подворье Коневского монастыря и Реабилитационный центр наркоманов и алкоголиков. Постепенно она обрастала культовыми и хозяйственными постройками и обрела самостоятельность как приходская церковь. А настоятель церкви отец Сергий (Сергей Бельков) - бывший старший оперуполномоченный ленинградского угрозыска по особо важным делам, руководит реабилитационным центром при этом храме. |
|
11-15 Сворачиваем с Приозерского шоссе в Плодовом и по плохенькой дороге (на последнем участке - грейдер) через полчаса прибываем во Владимирскую бухту. |
Со времени нашего прошлого посещения этой бухты видны изменения. Похоже, пристань перенесли в другое место. Работает рыбный ларек, на стенке которого указаны контактные телефоны для доставки на остров частными катерами. Установлен щит с контактной информацией монастыря. |
|
И даже оборудовали гостиницу и кафе в кораблике, пришвартованном на вечную стоянку у пристани. |
Нас должен был доставить на остров сравнительно большой экскурсионный корабль, но вместо него выделили катер "Нево". И это оказалось даже к лучшему. Катер был предоставлен только нашему автобусу, и мы оперативно на него погрузились. А обратно он отправился на час раньше намеченного, что позволило вернуться домой не слишком поздно. |
"Нево" - брат-близнец катеров "Святитель Николай" и "Святитель Филипп", на которых мы попадали на Соловки из Рабочеостровска. На этих катерах есть закрытое помещение, еще одно в трюме и открытые места на палубе. Мы предпочли расположиться на палубе, а для защиты от пронизывающего ветра можно было взять байковые одеяла. |
Огибаем косу с маяком |
И держим путь на остров Коневец. Плыть до него около 5 км. |
|
Я навожу длиннофокусный объектив,
высматривая через него, как в бинокле, приближающиеся постройки монастыря.
|
|
А правее виден скит во имя Коневской иконы Божией Матери. |
Катер причаливает в монастырской бухте Владычная. |
Поклонный крест. Его резьба в точности повторяет резьбу старого креста, сломанного бурей в 19 веке. |
|
Всю нашу группу делят на две. Экскурсии проводят специально выделенные трудницы-искусствоведы. Трудники - это люди, добровольно приезжающие бесплатно поработать на благо монастыря. Обычно их обеспечивают проживанием и питанием. На Коневце трудники оплачивают проживание в гостинице сами (правда, сумма эта, можно сказать, символическая). Практика запрета проводить экскурсии в монастырях сторонним (немонастырским) экскурсоводам - обычное дело. Монастыри строго следят за идеологически правильным содержанием подаваемых фактов. |
Монастырь на острове Коневец был основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским. Уроженец Великого Новгорода, принимает монашество в 20-летнем возрасте, потом удаляется на Святую Гору Афон, где ему было явлено, что он должен основать монастырь имени Богородицы на Севере Руси. Каким-то образом он оказался на острове Коневец. В 14 веке на западном берегу озера обитали карелы. Они использовали безлюдный остров для летнего выпаса скота. А по осени, забрав скот, приносили в жертву духам коня на огромном камне в центре острова. По имени этого камня и был назван остров. Арсений начал свою деятельность с того, что освятил камень и изгнал (или переобратил) язычников. Арсений поселился на возвышенности, где ему будто бы явилась Богородица, и эту возвышенность назвали Святой Горой. Первая церковь была возведена на берегу озера на том месте, где сейчас находится Коневский скит, а в 1421 году после наводнения монастырь был перенесен на более возвышенное место. И в новый храм была помещена главная святыня монастыря - икона Богоматери, привезенная с Афона и названная Коневской или Акафистной, т.к. на ней младенец изображен держащим птенца голубя как символ очищения. Икона - двухсторонняя. На обратной стороне изображен Иисус. Один из древнейших монастырей на Руси, Коневский монастырь за свою историю переживал не самые лучшие дни. После смерти Арсения в 1444 (или 1447) монастырь оказался в зоне шведско-русской войны и неоднократно захватывался шведами и разорялся. Мощи Арсения были закопаны в основании церкви и оставались символом возрождения монастыря даже во время разрушений монастырских строений. После победы России в Северной войне монастырь возобновил свою деятельность. Все сохранившиеся сооружения в монастыре построены в 18-19 веках. В конце 19 века монастырь из Петербургской епархии был передан Финляндской епархии. После 1917 года Коневец отошел к Финляндии, и продолжал действовать. С 1930 его настоятелем был игумен Маврикий, который до принятия сана был связным у Маннергейма. На острове располагались батареи финской береговой артиллерии, а штаб размещался в монастыре. Связи монастыря с Россией были полностью разорваны, братия старела и умирала. К 1939 году в монастыре оставалось всего 10 послушников. Во время финской войны остров был захвачен советскими войсками, и иноки с частью монастырских ценностей уехали в Финляндию. С 1941 по 1944 монахи пытались возродить обитель, но уже к тому времени практически все храмы были разорены. С победой Советского Союза в остров окончательно отошел к России, а монахи навсегда его покинули, обосновавшись в Финляндии в усадьбе Хнекка, а с 1956 переехали в Ново-Валаамский монастырь в Паппиниеми. Там же сохраняется и главная святыня - Коневская икона. Советский период для Коневского монастыря был не менее разорительным, чем шведские набеги в 16 веке. На острове расположилась военно-морская часть. Храмы были разорены и обезображены внутри и снаружи. В разные годы на острове был испытательный полигон химического оружия, твердотопливных ракет, торпед и морских мин. Собор Рождества Богородицы был превращен в склад. Подлинное возрождение Коневского монастыря началось в 1991, когда военные были выселены с Коневца, а остров и монастырские постройки были переданы Петербургской епархии. Тогда же были "обретены" и мощи преподобного Арсения, которые теперь хранятся в раке в соборе. По одной версии они были найдены на полу собора среди строительного мусора и их подлинность была доказана экспертизой. По другой - один из старцев - беглецов приехал из Финляндии и указал на тайник в стене храма. И скончался сразу после этого, исполнив святой долг. |
Никольская часовня на берегу бухты |
Собор Рождества Богородицы (1809) и надвратная колокольня (1812) с главным входом со стороны бухты. |
В арке колокольни видны хорошо сохранившиеся фрески. В советское время они были покрыты толстым слоем известковой штукатурки. Это и спасло их. |
|
По традиции, характерной для многих северных церквей, храм состоит из нижней зимней (отапливаемой) части и верхней - летней. В
нижней части находится главная
реликвия монастыря - рака с мощами
преподобного Арсения и копия (список) с
чудотворной Коневской иконы,
находящейся в Финляндии в Ново-Валаамском
монастыре. |
|
Верхняя часть - светлая и объемная, в ней восстанавливаются фрески 19 в. Молодые монахи исполняют церковные песнопения. |
|
|
|
|
|
Вид на Рождество-Богородичный собор с другой стороны |
|
|
Северные ворота, ведущие в сторону Конь-камня и Святой Горы. |
|
Собор окружают одно-двухэтажные хозяйственные постройки, образующие замкнутый двор. |
|
В углах в кольцо построек встроены маленькие башни-церкви Преподобного Арсения и Святителя Николая Чудотворца. |
|
Монастырское кладбище |
|
|
Здание Работного дома 1874 |
|
|
|
Выходим из северных ворот и направляемся к Казанскому скиту на Святой горе и Конь-камню. |
|
|
Наклон сосен показывает направление господствующих ветров. |
|
Деревянная часовня Успения Божией Матери, построенная в псевдорусском стиле в 1899 на месте деревянного поклонного креста, сломанного бурей. |
|
Красиво, но, как мне кажется, немного вычурно. |
|
Далее дорожка ведет к Казанскому скиту, расположенному на вершине Святой горы. Именно здесь поселился Арсений и прожил около трех лет в уединении, а потом переселился на то место, где сейчас находится Коневский скит. |
|
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери 1796 и весь скит, на мой взгляд, одно из самых гармоничных сооружений на острове. |
|
|
Казанский скит утопает в буйных зарослях сныти. |
|
|
Деревянная часовенка явления Божей Матери (1740) поставлена на краю Святой Горы. Это самое старое сохранившееся сооружение на Коневце, сооруженное сразу после возобновления монастыря после шведского разорения. Она была поставлена на месте древнего поклонного креста, воздвигнутого еще при Арсении и пришедшего в ветхость к тому времени. Крест был перенесен внутрь часовни. За прошедшие годы она перестраивалась и переносилась на другое место. В частности, в советское время она была перенесена к причалу и использовалась как КПП, а на крыше вместо креста был устроен небольшой маяк. После возвращения острова монастырю часовню восстановили и вернули на прежнее место. Внутреннее убранство часовни не сохранилось и воссоздано. |
|
А это тот самый Конь-камень, который дал название острову. По преданию после того как преподобный Арсений провел крестный ход вокруг этого символа языческого поклонения и окропил его святой водой, духи вышли из камня и обернувшись черными воронами, улетели к противоположному берегу Ладоги, который стал именоваться Чертовой бухтой. Вместе с ними исчезли и змеи. Коневец - единственный остров на Ладоге (так гласит монастырское предание), где нет змей. На камне еще во время основания монастыря была установлена деревянная часовня. Она была разрушена шведами, потом восстановлена в 1815. Нынешняя часовня построена в 1895. |
|
Никаких украшений внутри нет, только крашеные белой краской стены и иконы современного письма Богоматери и Преподобного Арсения.. |
|
Выходим на западный берег острова. |
|
|
И по дорожке, проложенной через сосновый лес, возвращаемся к собору. |
|
|
|
Скотный двор, почти полностью разрушенный во время нахождения здесь военных, постепенно восстанавливается. |
|
Как написано в путеводителе, в настоящее время на скотном дворе есть несколько свиней, две коровы и две лошади. Свиньи и коровы меня не очень заинтересовали, а ухоженные лошадки, пасущиеся за загородкой, привлекли мое внимание. |
|
|
|
|
|
В 16-00 нас пригласили на обед в трапезную. Постный монастырский обед оказался на удивление вкусным. Щи, очень вкусная гречневая каша с тунцом, салат из квашеной капусты и компот из сухофруктов. |
|
До отправления катера оставалось еще более часа и мы прошли вдоль берега к Коневецкому скиту, который мы заприметили с борта катера, когда плыли к острову. До него - 1.5 - 2 км от пристани. |
Церковь построена в 1874 в русско-византийском стиле. |
|
Скит окружен кирпичной стенкой с изящными шатровыми башенками по углам. |
|
На этом месте был самый первый монастырь, который Арсений потом перенес туда, где он находится сейчас. |
|
|
Возвращаемся к пристани. Настало время отправляться домой. Тем временем к острову подошел большой круизный лайнер. От встал на рейде, а паломников катерами перевозили на берег. |
|
18-00. Тот же катер "Нево" доставляет нас во Владимирскую бухту, где нас ждет наш автобус. 22-30 Автобус привозит нас в Петербург на Владимирскую площадь, практически прямо к нашему дому. |
Ссылки |
http://www.konevets.spb.ru/ официальный сайт Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря http://www.spb-podvorie.ru/ Санкт-Петербургское подворье http://sapernoe.ru/obitel/sapernoe/foto_gall_history.html история создания храма Коневской иконы Божией Матери в Саперном. |
Сергей Тихомиров. 27 июня 2010 г. |
[Главная] |