Химос 29-30 января 2005 года

  [Главная]
Получив с женой 25 января годовые финские многократки решили открыть их, совместив это с дальнейшим исследованием ближайших к Питеру финских горнолыжных курортов. Если кто не знает, то шенгенские годовые визы имеют особенности, которые просто так с наскока не сразу поймешь. Если в визе написано, что срок ее действия с 25.01.2005 по 24.01.2006 на 45 дней, то на самом деле это означает, что общее количество дней на год дается 90, но по хитрому алгоритму. 45 дней выделяются на первые полгода, а эти 6 месяцев исчисляются  не с начала срока действия визы, а с даты первого въезда. А вторые 45 дней можно использовать только по прошествии 6 месяцев с даты первого въезда и до конца срока действия визы. И неиспользованные первые 45 дней не приплюсовываются ко второй половине срока. По сути, это две многократные визы по 45 дней за цену одной. Первая действует полгода от начала первого въезда, а вторая - в оставшийся срок до окончания визы 24.01.2006. Главный вывод из этих мутных объяснений - это то, что первый въезд в Финляндию лучше делать как можно раньше после получения визы.

Кататься на лыжах в Финляндию мы ездим исключительно на выходные, а более длинный отпуск на горных лыжах предпочитаем проводить в Альпах. Одно из самых популярных мест для катания в окрестностях Питера - Коробицино, где есть несколько склонов с перепадом чуть более 100 м и современными бугельными подъемниками. Поэтому ехать в Финляндию, мне представляется, имеет смысл только на не менее высокие склоны. В радиусе 450-500 км выбор не так и велик. В прошлом году мы побывали в Тахко (перепад 200м) и Коли (230 м). Есть еще Химос с перепадом 100-130 м. Я относился с недоверием к этому курорту, и вот представилась возможность опробовать и его.

При планировании такой поездки в первую очередь встает вопрос о ночлеге. Возможны следующие варианты:
1. Ночевка в России вблизи границы (например, около Выборга-Светогорска или в Сортавале-Вяртсиле), откуда утром можно добраться до  горы и покатавшись часа 3-4 вернуться домой. Это вариант для поездки в субботу или воскресенье.
2. Аналогично варианту 1, но ночлег в Финляндии поближе к горе. Это предпочтительней, т.к. нагрузка на второй день меньше, но может оказаться подороже.
3. Первый ночлег в России, на следующий день - катание и ночлег в Финляндии. Еще один день катания и возвращение домой. В таком варианте есть возможность покататься на двух разных горках. Выезд в пятницу, возвращение в воскресенье.
4. Аналогично варианту 3, но с двумя ночевками в Финляндии в одном или разных местах. Но здесь главная сложность в том, что, выезжая в пятницу после работы (не раньше 17-18 часов), в Финляндии оказываешься уже достаточно поздно и возможны проблемы на ресепшен. Далеко не все финские отели открыты круглосуточно.


И еще одно немаловажное обстоятельство. Я не готов тратить большие деньги на такую поездку, и бюджет а двоих более 70 евро в день для меня кажется нецелесообразным. Скипасы на подъемники для двоих стоят около 40 евро. Бака, заправленного на границе, хватает для разъездов по Финляндии. Питание мы привыкли готовить себе сами, а вот цена двушки в финских отелях начинается от 60 евро. Более бюджетные домики-коттеджи выгодны для больших компаний, и в них есть проблемы с заселением в позднее время. 
 

КартаРазмышляя на тему бюджетного проживания зимой в Финляндии, я наткнулся на интересный сайт http://www.hihostels.com - хостелы по всему миру, и неожиданно оказалось, что в Финляндии, кроме известных хостелов в Хельсинки и Турку, есть очень много и в других местах. Цена за двухместный номер без белья и с удобствами на этаже колеблется от 30 до 60 евро. Здесь я и подобрал хостел в маленькой деревне Pappinen в 60 км от Химоса. Забронировал по e-mail номер на двоих за 28 евро, предупредил хозяев, что мы придем к 22-00 по финскому времени. 

Поездку спланировали так, что выедем из дома в субботу не очень рано, а в воскресенье покатаемся  на лыжах и вернемся домой. Маршрут можно посмотреть, ткнув в картинку с картой справа.

 29.01.2005. Выспавшись после тяжелой недели, удалось выехать только  в 11-30. Заправляю полный бак на Юкосе перед Выборгом, сворачиваю на объездную, а потом к Светогорску.  КПП у съезда с объездной так окончательно и не убрали. Стоит знак "40", шлагбаум присутствует, но поднят. Рядом с лопатой копошится солдатик. Дорога до Светогорска хорошо расчищена до асфальта и вполне прилична - потряхивает, но больших колдобин нет. Скорость 80-100.

14-00. Российскую границу прошли за 3 минуты - это рекорд! Декларации (две туда и одну обратно) я заполнил еще дома - таможенник даже не попросил мои документы, просто проверил по своему компьютеру, а пограничник глянул на лыжи в багажнике и махнул рукой на выход. Помня недавнее обсуждение в конференции, я в декларации не записывал валюту, а на случай возможных вопросов все деньги отдал Вере.

А вот финны на пустом месте устроили небольшую очередь - со светофора запускали на таможню точно по две машины и включали зеленый только в тот момент, когда предыдущая пара уезжала. И это при том, что в домике работали оба окошка паспортного контроля. Итого - 20 минут на обе таможни.


 
На финской стороне за все два дня не встретили нигде признаков соли, хотя распространенное мнение, что финны вообще не используют соль - ошибочно. Иногда  главные трассы все же поливаются солевым раствором. А в эти дни - основные трассы были расчищены до асфальта, но обледенелые и чрезвычайно скользкие. Особенно следует быть аккуратным при торможении перед перекрестками, пешеходными переходами и при выезде с боковых дорожек на главную трассу. При попытке разогнаться я шлифовал лед своими нешипованными шинами на первой, второй и третьей передачах, пока постепенно не набирал скорость. А все более мелкие дорожки с трехзначными и четырехзначными номерами - абсолютно белые и ровные. 
Площадка для отдыхаПлощадка для отдыхаМы решили прокатиться через Пункахарью до Савонлинны, а оттуда уже мимо Миккели - к нашему ночлегу. От Иматры идем по 6 трассе, а потом сворачиваем на 14.

Заехали перекусить на площадку с кафе где-то за Иматрой, и я умилился специальной загородке собачьего туалета, обозначенной соответствующей табличкой
На выезде из села Пункахарью справа - площадка с Opastus Information и водокачка на горке, упоминавшаяся в недавних обсуждениях в конференции. На ней оборудована смотровая площадка с видом на удивительное явление природы - узкий и высокий песчаный хребет (эскер), разделяющий озера Пурувеси и Пихлаявесси.  Уже смеркалось, да и, на первый взгляд, подхода и подъезда к башне не наблюдалось. Сразу после водокачки и железнодорожного моста на первой же развилке влево через переезд уходит  узкая извилистая заснеженная дорожка 4792 длиной около 10 км с многочисленными площадками,  проходящая по самому хребту эскера параллельно основной трассе 14. В самой высокой точке ее установлен какой-то обелиск, чуть дальше направо - указатель на "Lusta". Наверное, это означает какой-то музей или зону отдыха.  Свернув туда, мы обнаружили домики и любопытный памятник типа "Откуда дровишки".  

Пункахарью
Punkaharju

Пункахарью
Памятник лесорубу

Уже в темноте приезжаем в Савонлинну. Перекусываем  в машине, в супермаркете покупаем колбасы на бутерброды и бутылку пива за 1-75 евро на вечер (в краткосрочные поездки в Финляндию спиртное ввозить нельзя вообще). Делаю несколько фотографий освещенной крепости и видов вечернего города.

Савонлинна

Савонлинна

Савонлинна

Савонлинна

Савонлинна

Савонлинна

Выезжаем по 5 дороге в сторону Миккели и Лахти и уже без остановок направляемся к месту ночлега. Проехав Миккели, сворачиваем с 5 трассы на 431, а потом на 616 к Joutsa. Движения на них практически нет, заснеженные дороги с плавными поворотами.  В Ютсе пересекаем трассу 4 и по 610 дорожке через 10 км в Pappinen видим указатель влево "VAIHELAN TILA". Через 2 км прямо в лесу на берегу озера - две избы, хозяйская и собственно хостел. В доме расположены: одиночный номер, две двушки и один на 4-х человек. Две кухни, большая гостиная, душ и сауна.  На весь дом - мы единственные посетители. 

Pappinen
Хостел VAIHELAN TILA

Pappinen
Двухместный номер

Pappinen
Гостинная-столовая-игровая

Pappinen
   

От Pappinen до Ямся, рядом с которым расположен горнолыжный курорт Химос - около 60 км.
Дорога 610Утром продолжаем путь по 610 до выезда на трассу 9.Белоснежная дорога 610 извивается по крутым горкам а потом пересекает протоку между озерами по вантовому мосту.
С 12-00 до 16-00 катаемся в Химосе. Здесь расположены две горки на расстоянии 2.5 км друг от друга - Pohjois Himos (Северный Химос) с перепадом 140 м и Lansi  Himos. (Западный Химос) 120 м. Между ними постоянно курсируют бесплатные ски-басы. Еще на двух горах между ними уже более двух лет готовят новые склоны.

Скипасы единые на обе горы. Любопытны разнообразные тарифы.
Можно купить билет, действующий:
 с 9-30 до 17-00, с 12-00 до 20-00, с 16-00 до 20-00, на 3 часа, на 6 часов, на 2-3-4 дня и неделю. 
При этом в таблице тарифов не видно одного дня с 9-30 до 20-00.

Мы собирались купить билеты на 3 часа по 23 евро, но кассирша сказала, что билет с 9-30 до 17-00 стоит дешевле - всего 20 евро, хотя в таблице он был обозначен по цене 28 евро. Естественно, взяли такие и покатались на обеих горках с промежуточным перекусом. 

Сначала отправились на более высокую гору в Pohjois Himos. Здесь есть кресельный подъемник и два бугельных. Кресла движутся почти вдвое медленней бугелей, да еще приходится садиться на покрытые снегом сиденья и болтаться в них на ветру. Смысл в них есть, наверное, только при очередях на бугелях. Сама горка показалась не слишком интересной - пологие куски в верхней и нижней частях склона и только треть - более или менее крутая.
 

Himos

Himos
Pohjois Himos

Himos
Работает снежная пушка

Намного интереснее оказалась более низкая 120 метровая горка  Lansi Himos.

Himos
Lansi
Himos

Три красно-черных склона равномерной крутизны по всей длине - очень даже ничего. Пожалуй, они похожи на крутяк в Коли. Во всяком случае, на наиболее сложные места чайники вылезать не решались.

Правее расположен более низкий и пологий склон для чайников со своими бугелями.

Himos

16-00. Собираемся в обратный путь.От Химоса сначала едем по 9, а в Ямся сворачиваем на 24 в сторону Лахти. Обе эти трассы - чрезвычайно скользкие. Выезжая на девятку от Химоса, с большим трудом набираю скорость. Тем не менее, весь поток уверенно едет с максимально разрешенной скоростью 80-90 км/час. Что легковые, что грузовики и автобусы. Практически невозможно встретить кого-то, неторопливо рассекающего на скоростях 60-70. И почему-то никого не видно, отдыхающего в кюветах! Зато при выезде из Питера на совершенно ровном прямом, широком, расчищенном и совсем нескользком участке видели жуткую аварию - из останков легковой машины вытаскивали покалеченного пассажира, рядом лежало бездыханное тело, а еще одна окровавленная женщина сидела в шоке на земле. Похоже, что водитель машины пошел на обгон, надеясь, что встречная посторонится, и не рассчитал, или там оказался "профессионал" "У меня хрен проскочишь!". Еще одну сбитую насмерть женщину-пешехода увидели на обратном пути в Ольгино уже перед самым Питером.

А в Финляндии на той же 9 трассе поток, ехавший со скоростью около 90 догнал машину-чистилку, которая шла 70-80. И не нашлось ни одного джигита, который бы пошел на обгон. Весь поток, накапливая паровозик, так и двигался на протяжении километров 10. 
HimosМожно было бы просто ехать по трассам 24 - 12 - 6 через Лахти - Коуволу до Лаппеенранты. Но мы "срезаем" путь по более мелким дорожкам. В Vaaksy сворачиваем на 313, которая после пересечения в Vierumaki 4 трассы превращается в 363, и попадаем в Коуволу по 46 дороге. Выигрыша ни по времени, ни по расстоянию эта срезка не давала, но я люблю финские мелкие дорожки и зимой и летом, и, если время не поджимает, всегда стараюсь проложить маршрут именно по ним. 
В Jaala останавливаемся сфотографировать красиво подсвеченную деревянную церковь 1878 г на кладбище. Метет, дует сильный порывистый ветер, сотрясая штатив.

От Коуволы уже без отклонений едем по 6 трассе до Лаппентранты и к переходу в Брусничное. Шестерка расчищена и, в отличие от других главных трасс, совсем нескользкая. На участках с ограничением 100 даже находились отдельные "горячие финские парни", которые довольно резко обгоняли "неторопливый" поток, двигавшийся 90.


20-20. Границу переходим в Брусничном. В эту сторону на финскую таможню потратили всего 3 мин - вот результат того, что светофор на въезде постоянно горел зеленый. Зато российская таможня заняла 20 мин - женщина в паспортном контроле умудрилась создать очередь из 3-х человек на 10 минут. К тому же, российские таможенники более всего были озабочены поиском попутки, которая бы довезла их до Выборга.

Многокилометровой очереди фур со стороны финнов, поразившей нас в декабрьской поездке, на этот раз не было, но зато на российской стороне эта очередь протянулась на 6 км. Это явление на финско-российской границе я наблюдаю уже много лет, и каждый раз у меня возникают недоуменные вопросы:

  • Кому выгодно это издевательство над водителями фур и экономические потери от простоя?

  • Какие объективные причины мешают устранить это недоразумение?

  • Если объективные причины действительно не могут быть устранены все эти годы, то, может, следует цивильно организовать это явление? Например, расширить подъезды к границе, обустроить туалетами и кафе, или организовать отстойник где-то в стороне. Ведь все это выглядит одинаково безобразно, как на российской, так и на финской стороне. 

Состояние трассы "Скандинавия" от Выборга до Петербурга было просто идеальное - совершенно чистая и не скользкая, она позволяла без напряжения ехать со скоростью около 110. И даже грязь почти не летела на стекло. Больше мне гнать не хотелось, т.к. в глазах еще стояли последствия вчерашней аварии, да и сильный порывистый ветер швырял машину из стороны в сторону.

В 23-30 приезжаем домой.

 

                         Бюджет поездки:
Хостел в Pappinen 28 евро
Продукты в супермаркете в Савонлинне 
(бутылка пива и колбаса)
5-43 евро
Скипасы на подъемники в Химосе 40 евро
Гринкарта на 15 дней 10 евро
Бензин 1100 км при расходе 7.3 л 970 руб = 26 евро

Итого               

110 евро


Ссылки
http://www.vaihela.com  - сайт хостела
http://www.himos.fi -сайт Химоса
http://www.hihostels.com - европейские хостелы


Сергей Тихомиров. 29-30 января 2005 года

  [Главная]
Hosted by uCoz