|
[Часть 3] |
[Главная] |
|
Каргополь и его окрестности.
|
03.01.2004. От Пудожа до Каргополя - 160 км. |
Готовясь к путешествию, нашел
на сайте http://argonavt.narod.ru
отличную карту Каргополья с описанием
окружающих интересных мест. Все их
посетить в такую короткую поездку
невозможно, выбрали наиболее интересные
и доступные. Опасения насчет качества дороги, к счастью, не оправдываются. Точно также, как и вчерашняя дорога Медгора - Пудож, эта трасса тоже поначалу извивается по селам, а после довольно большого села Кривцы, где она пересекает по большому мосту широкую реку Сомбу, дорога становится прямой и широкой. |
Похоже, что мороз крепчает. Боковые
стекла начинают немного подмерзать -
признак того, что мороз не менее -25
градусов. Все вокруг совершенно белое
- дорога, обочины, деревья. Красота! Сразу за границей Карелии и
Архангельской области въезжаем в
Кенозерский национальный парк. Дорога
снова резко меняется - она становится
узкой и извилистой, заснеженной, но не
такой скользкой. Повороты присыпаны
песком. Сильно не разогнаться, но после
прямых скользких дорог, где любое
неловкое движение рулем грозит улетом,
здесь возможность покрутить руль
доставляет только удовольствие. Хотя и расслабляться не следует - на одном из
крутых поворотов видим завалившуюся в
кювет машину. |
С концом национального парка дорога
опять становится прямой, широкой,
скользкой и совершенно белой. Скорость
возрастает до 100-110. |
Точно по графику в 9-55 въезжаем в Гавриловское, оно же Лядины. |
Из-за горизонта показывается
краешек солнца, первыми своими лучами
освещая ансамбль из трех замечательных
памятников деревянного зодчества: |
Не тратя много времени, отправляемся
дальше. 11-00. Каргополь. Этот город славен своими каменными храмами, а окрестности - деревянными архитектурными памятниками. Въезжаем в город по Ленинградской ул., упирающейся прямо в высокую соборную каменную колокольню, являющуюся одним из символов города. К сожалению, вся она покрыта лесами. |
Здесь же на Новой торговой площади (она же - Советская, она же Соборная) расположено самое древнее каменное здание города - Христорождественский собор, глубоко вросший в землю и укрепленный контрфорсами, и церковь Рождества Иоанна Предтечи. Рядом - невзрачная Введенская церковь с расположенным в ней краеведческим музеем. Это единственное место, где можно купить какую-то печатную продукцию о Каргополе. Нам приглянулась небольшая книжка "Небо в деревянных церквях". Плана города с расположением достопримечательностей не нашли нигде, кроме как на большом щите у музея. Сфотографировал, перерисовал в блокнотик, и ориентировались по нему. Все достопримечательности находятся вдоль двух параллельных набережной реки Онега улиц - Ленина и еще не помню какой. |
Чуть дальше в сторону Валушек находится Воскресенская церковь с пятью огромными куполами. |
Немного оглядевшись, решили
разведать вопрос с гостиницей. В "Каргополочке"
все места заняты экскурсиями. Подъезжаем
к частной гостинице "Чонлима", базе
отдыха от какого московского завода в
Люберцах. Устроиться можно только, если
нет никого от них. На наше счастье, группа
съезжает в 6 часов вечера. Стоимость = 200
руб/чел. Чуть далее ближе к краю города стоит более современная Троицкая церковь с большим куполом, почему-то особо отмеченным во многих путеводителях. На мой взгляд она почти не отличается от церкви Зосимы и Савватия на другом конце города. |
Однако к более длинным прогулкам не располагает ни сильный мороз, ни клонящийся к вечеру короткий зимний северный день. Надо было решать с планами на сегодняшний вечер и завтрашний последний день с перегоном в 700 км до Питера. Решили съездить в Ошевенск, а по дороге заглянуть в Саунино к деревянной церкви Иоанна Златоуста. И ближе к вечеру решить, где заночевать - в Каргополе или рвануть 230 км в Вытегру. Избалованные хорошим состоянием дорог на всем пройденном пути, мы думали, что и до Вытегры доскачем на раз. |
В Ошевенск ведет из Каргополя прямая и широкая дорога (летом - грунтовка) под углом к трассе на Плесецк - Архангельск. Саунино находится в том же направлении рядом с Каргополем, но ехать туда лучше по архангельской трассе и сворачивать налево по указателю "Саунино 1.5 км" 13-30. Саунино. |
13-45. Отъезжаем из Саунино в сторону
Ошевенска. До него около 50 км. или. чуть
более
получаса езды, т.е. на осмотр
достопримечательностей остается
до темноты почти час. По узкой, но вполне
приличной дорожке выезжаем на
ошевенскую дорогу. Навстречу попадается
"копейка", мы оба вежливо принимаем
вправо, пропуская друг друга, и
благополучно засаживаемся в сугробы на
обочине. Я оказался более "вежливым"
и засел более капитально. После
нескольких безуспешных попыток
водителя "копейки" выдернуть
тросом меня на дорогу, я его отпускаю, а
сам достаю лопату и начинаю
откапываться. Обиднее всего, что остатки
светлого времени тают прямо на глазах. К
счастью, я вовремя вспомнил о цепях,
надеваю только одну - на левое, буксующее на
обледенелой дороге колесо, и с легкостью,
с первой же попытки выбираюсь из сугроба.
Итого - почти полчаса потерянного драгоценного времени. Незадолго до Ошевенска в селе П.Наволочное (ума не приложу, что означает сокращение "П."?)пересекаем реку Чурьегу. Историческое название П.Наволочного ...Река! Мост через Чурьегу - старинный, на "быках" - больших бревенчатых опорах. На противоположном берегу стоит чудесная несмотря на запущенный вид Егорьевская церковь на Реке. 15-00. Ошевенск |
Зато деревянная Богоявленская церковь с колокольней отреставрирована, в ней находится нечто вроде музея. Официальных часов работы нет, но со смотрителем Третьяковой Антониной Николаевной можно созвониться (т. 35-2-90) и она придет и откроет. Нам повезло, и там оказались пара паломников, приехавших на автобусе и договорившихся о посещении. В зимней части сохранились несколько икон, а в летней поражает огромное "небо". По воскресеньям с 10 до 12 в церкви собираются бабульки - нечто вроде воскресной школы, службы же проводятся нерегулярно. |
В селе есть и гостевой дом, заведует им некая Татьяна. Если есть необходимость в ночлеге, то можно позвонить в сельсовет (т. 35-2-34) и попросить, чтобы приготовили место. |
Уже почти в темноте подъехали
к Георгиевской часовне у крутого
берега Чурьеги. |
16-50. Возвращаемся в Каргополь и решаем не испытывать судьбу и переночевать здесь. Оказалось, что это было очень правильное решение. За день пройдено 281 км, всего от Питера - 1291 |
Гостиница "Чонлима" представляет собой двухэтажные апартаменты на 8-10 человек. За 400 рублей на первом этаже в нашем распоряжении оказались две спальни, гостиная с диваном, телевизором и камином, большая кухня-столовая с газовой плитой и холодильником и ванная с горячей водой. Автомобиль загнали во двор.
|
04.01.2004. 8-10. Везжаем из Каргополя в сторону Вытегры |
Новая прямая дорога проложена в
стороне от всех деревень. Временами на
дороге - гребенка. На скорость не очень
влияет, но потряхивает.
10-00. Кречетово |
Расспрашиваю местного жителя о дальнейшей дороге. Тот отвечает, что летом она практически непроезжая, а зимой машины ходят. Во всяком случае, на днях в село приезжал кто-то из Вологды на "Волге", вчера уехал обратно и не вернулся. |
Сразу за Солзой - последним селом Архангельской области и так-то кривая и извилистая на последних 18 км дорога превращается в узкую траншею. Разъехаться на ней невозможно даже двум легковым автомобилям, к тому же у меня уже был подобный опыт на намного более укатанной дорожке у Саунино. К счастью, на протяжении всех 35 км до Прокшино нам не встретилось ни одной машины - ни встречной, ни попутной. Я убежденный противник групповых автопутешествий и никогда никуда не ездил несколькими машинами, но на таких участках в одиночку чувствуешь себя неуютно. И хорошо, что мы не вздумали ехать сюда вчера вечером. Хотя дорога и вполне проезжаема, но впервые штурмовать ее в темное время была бы не самая лучшая идея. |
12-00. Прокшино. Пересекаем
старую дорогу Вологда -Вытегра (все-таки
она существует!) и выезжаем на
новую прямую трассу около
моста через р.Кему. Мороз немного отпускает, дорогу присыпает снежком. Редкие попутные машины начинают распылять снежную пыль, что крайне усложняет обгоны. Это весьма распространенное явление на северных заснеженных трассах в этой поездке встречается впервые. К счастью, оно выражено не так сильно, а лесовозы, которые приходится обгонять, едут не слишком быстро. Недалеко от Прокшино замечаю знак, ограничивающий скорость 80 на протяжении 10 км! Установлен он неспроста. На всем этом участке дорога извивается плавными поворотами, на которые можно было бы не обращать внимания летом, но сейчас на скользком обледеневшем покрытии они представляют немалую опасность. В Вытегре не задерживаемся, только на минутку останавливаемся у моста над шлюзом. Возможно, летом здесь более живописно, но сейчас пейзаж меня не вдохновил. Дорога после Вытегры - очень скользкая, а главное - с колеями и ледяными колдобинами, особенно раздолбанная до Ошты. Не считая объективно сложного участка между Солзой и Прокшино, это самый худший кусок на всем маршруте. |
Следующая краткая остановка - в Палтоге около деревянной Богоявленской и каменной Знаменской церкви. За минувший год в их виде абсолютно ничего не изменилось. |
Дело клонится к вечеру, а у нас
осталось еще одно последнее место, куда
хотелось бы заехать - село Шустручей, оно
же Кипрушино на срезке дорог Р37
Подпорожье - Вытегра и Р19 Вытегра -
Вознесенье. В нем есть две церкви,
которые просил сфотографировать В.
Шелемин. По дороге туда мы уже проезжали
через это село, но поздно вечером.
После Ошты сворачиваем направо по указателю на "Вознесенье 18 км", а еще через 12 км - налево по указателю "Подпорожье 83 км". 15-00. Шустручей. Каменная церковь Казанской Божьей матери еще держится, а вот деревянная Ильинская уже совсем обвалилась. |
Возвращаемся на Р37 и уже
практически без остановок рвем когти
домой. Сразу за Подпорожьем дорога до
Лодейного Поля расчищена до асфальта
обильно посыпана песком, а трасса М18 -
абсолютно чистая и сухая. Ближе к Питеру
все более возрастает поток дачников,
возвращающихся в город.
20-00. Мы дома. За день пройден 671 км., всего за поездку - 1962 км. |
Итоги |
Бюджет (руб) |
||||
Гостиница в Подпорожье | 420 |
Маршрут |
км | |
Гостиница в Вознесенье | 150 | 31.12.2003. Питер - Подпорожье | 283 | |
Паром в Вознесенье | 100 | 01.01.2004. Подпорожское кольцо - Вознесенье | 203 | |
Гостиница в Пудоже | 270 | 02.01.2004. Вознесенье-Петрозаводск-Медгора-Пудож | 524 | |
Гостиница в Каргополе | 400 | 03.01.2004. Пудож-Каргополь-Ошевенск-Каргополь | 281 | |
Бензин | 1790 | 04.01.2004. Каргополь-Вытегра-Лодейное Поле-Питер | 671 | |
Остальное (продукты, книги, музеи) |
300 |
Всего |
1962 | |
Итого |
3430 руб | |||
Адреса и телефоны
1. Подпорожье. |
Сергей Тихомиров. 31.12.2003-04.01.2004 |
[Часть 3] |
[Главная] |