Соловецкие острова, 11-14 июня 2004 года
Часть 1.

[Часть 1]

[Часть 2]

  [Главная]
Стыдно признаться, но я, коренной ленинградец-питерец, только в последние годы начал осваивать Карелию и Русский Север, да и то только в зимние новогодние поездки. Давно хотели с женой побывать на Соловках, вот и решили сгонять туда на выходные, прихватив праздничный день в июне. По первоначальным прикидкам предполагалось по одному дню потратить на дорогу туда-обратно и один день провести там. Но уже после беглого изучения отчетов и посещения сайта СОЛОВКИ.РУ, стало понятно, что за один день там можно посмотреть только собственно кремль-монастырь, а по-хорошему туда надо ехать не менее, чем на 4-5 дней.

Соловецкие острова административно принадлежат Архангельской области, и из Архангельска туда можно добраться на самолете. Зимой - это единственный путь. Есть даже прямой рейс из Москвы транзитом через Архангельск. Но морем Соловки - намного ближе к Кеми, через которую проходят все поезда в Мурманск. Отсюда катер идет до Соловков 2.5-3 часа. Собственно порт находится не в самой Кеми, а в Рабочеостровске в 12 км от города. Рядом с причалом расположена гостиница "Причал" - удобный перевалочный пункт по пути на Соловки и обратно. Катера отправляются из Рабочеостровска в 8-00, а обратно  с Соловков - в 17-17.30. Обычно организованые группы туристов, приехавшие на поезде и самостоятельные автопутешественники прибывают в Кемь вечером и ночуют в "Причале". То же самое и на обратном пути. Поэтому номер в гостинице лучше заказать заранее. Стоянка машины на территории гостиницы за время пребывания на Соловках обойдется 50 руб/день. У "Причала" есть свой туркомплекс и на Соловках, кроме того они могут помочь забронировать другую гостиницу на острове и посодействовать с экскурсиями.

Еще один способ попасть на Соловки - на теплоходе "Комета" из Беломорска. 

Приняв во внимание все эти обстоятельства, мы решили отпроситься в пятницу с работы немного пораньше и попытаться доехать в этот день от Петербурга до Кеми. Гостиницу бронировать не стали - неизвестно сколько времени займет дорога. По обыкновению устроили в Пассате-универсале удобное спальное место для двоих, разложив заднее сиденье и постелив походный лист поролона 200х100х8.

 

Питер - Кемь

Дорога от Питера до Волхова в хорошем состоянии, местами даже в отличном. Только в который раз вызывают недоумение знаки ограничения 60 с табличками "пятница 15-24 и выходные" на протяжении нескольких десятков километров после конца "автобана", начиная с 55 км от Питера. Понятно, что практически никто это ограничение не соблюдает, но ехать там лучше за "спонсором".
Перед Сясьстроем клали новый асфальт, ограничение 40. То же самое на протяжении 20 км за Олонцом. Сейчас уже, возможно, закончили. Или продолжили дальше.

Дальше вполне приличная дорога до Гирваса. Потом участки сравнительно ровной трассы перемежаются кусками по 0.5 - 2 км разбитой дороги, обозначенной знаками
и ограничением скорости 40.Приходится снижать скорость, конечно, не до 40, но хотя бы до сотни и лавировать в малоуспешных попытках объехать наиболее глубокие колдобины. Почти 90-километровый участок от Сопохи до Медвежьегорска без единого населенного пункта летом не выглядит таким пустынным, поток машин не иссякает. А вот зимой на этом участке чувствуешь себя весьма неуютно. Куски разбитой трассы даром не проходят - постоянно на обочинах попадаются машины, меняющие колеса. В середине этого безлюдного участка привлекает внимание знакомая по прежним зимним поездкам приметная сосна, отдельно стоящая почти на самой обочине и покрытая ленточками. На плавных извилинах после Кондопоги финская фура помогла мне себя обогнать - сначала мигала левым, предупреждая об опасности, а потом - правым поворотником. На мою благодарность аварийкой в ответ коротко мигнула фарами. И кто говорит, что западные водители не понимают такого политеса?

После Кочкомы попадаются несколько весьма конкретных ухабов-ступенек, пробивающих подвеску до отбоя. Обидно. После Гирваса М18 - пустая и прямая трасса, с очень редкими селами, что позволяет ехать очень быстро, если бы не периодические колдобины.

Засады возможны от Питера до Волхова, на участках ремонта, почти обязательно на объездной Лодейного Поля, от Петрозаводска до Кондопоги и у Медвежьегорска.
Нам попадались:
Туда (км от Питера): 16, 30, 50, 90, 116(Кисельня), 158(Потанино), 216(Лодейное Поле), 288(ремонт после Олонца).
Обратно (общий км от Питера): 1142(Медгора - Гирвас), 1237(Шуя), 1469(ремонт у Олонца), 1534(Лодейное Поле), 1654, 1680.

Заправки. Цифры - км от Питера, в скобках цена 92-го в то время.
 25 Балтрейд (12-30)
110 Кисельня - Славнефть
125 поворот на Новую Ладогу, Старую Ладогу - Славнефть
137 Сясьстрой - Балтрейд, Славнефть,
180 Паша - Юкос (11-90 туда, 12-00 обратно),
187 Оять - Лукойл,
259 Инема - ПТК (12-40),
378 Пряжа - не помню что (13-69),
395 Матросы - ТНК (13-10),
420 Петрозаводск - в стороне
435 ст.Шуйская - Славнефть,
571 Медвежьегорск - ТНК (13-60),
667 Сегежа - ТНК,
705 Кочкома - ТНК (12-50). Советую, одна из немногих в тех краях заправок, где заливают полный бак, кафе, магазин
747 Пушное - ТНК (12-50),
В Кеми на заправках 95 отсутствует.

 

Граница Карелии
 Граница Карелии

Сосна с ленточками
Сосна с ленточками

Граница Карелии
Озерцо перед 
Медвежьегорском

Медвежьегорск
Гряда перед Медвежьегорском

Где-то в районе Сегежи примерно в 23 часа низкое заходящее солнце висит прямо на уровне горизонта. На многих прямых участках оно оказывается точно по оси дороги и слепит прямо в глаза. В такие моменты не видно абсолютно ничего! Хуже чем в тумане, т.к. не видно даже встречных машин и направления дороги! И все это усугубляется залепленным комарами лобовым стеклом. В такие моменты приходится резко снижать скорость. Так продолжалось более часа, пока в начале первого ночи солнце окончательно не скрылось за горизонтом.

Итого,
стартовав из центра Питера в 15-30, в мы прибыли в Кемь в 1 час ночи, преодолев 823 км за 9.5 часов с учетом пробок на выезде из Питера и остановок на перекус и заправки. Средняя скорость 86.6 км/час. Неизгладимое впечатление произвели пейзажи на окраинах Кеми - кучи строительного мусора, полуразвалившиеся бараки за покосившимися старыми заборами - то ли лагеря, то ли заброшенные военные объекты. Такое ощущение, что все это брошено и медленно разрушается многие десятилетия. Солнце зашло, но на улицах Кеми светло, как днем. Ходят люди. Около автосервиса кипит жизнь - на двух подъемниках ремонтируются машины, вокруг них копошатся мастера, еще несколько машин стоит у дверей в очереди. Последние 15 км - и мы в Рабочеостровске у "Причала". Прицениваемся к номерам в гостинице. Стоимость ночевки - от 250 руб/чел. Решаем, что нам и в машине переночевать неплохо, поэтому оплачиваем только стоянку 50руб/сутки. 

Кемь - Соловки

Утром 12 июня к 8 часам на причале собралась приличная толпа желающих попасть на Соловки. Здесь и организованные туристы, и паломники, и местные жители, просто "дикие" туристы и даже компания со своими велосипедами. Насколько я понял, в разгар сезона регулярные рейсы совершает катер "Печак". В июне он ходил нерегулярно, по мере прибытия крупных групп. А ежедневно по расписанию ходили два более мелких монастырских катера "Святитель Николай" и "Святитель Филипп". Рейсы - утром в 8 часов из Кеми, и в 17-30 из Соловков. В любом случае, лучше справиться о конкретном времени в конкретный день. Заранее билеты не продаются. Мне показалось, что в случае чего найти моторку, которая тебя отвезет - не проблема. Цена во всех вариантах одинаковая = 250 руб/чел, плюс в Кеми взяли еще какой-то портовый сбор по 20 руб.

Сначала на борт сажали организованные группы, потом и всех остальных. Несмотря на опасения, каким-то образом все влезли. Маленький с виду катер имеет довольно вместительные помещения на верхней палубе и в трюме.  

Кемь, "Причал"
Кемь, "Причал"
Кемь
Кемь
Островок с метеостанцией
Островок с метеостанцией
Погода - на удивление хорошая, солнечная и теплая. Все предыдущие недели были холодными и дождливыми, а тут нам подфартило. Располагаемся на палубе, глазеем на острова по сторонам, но вскоре холодный морской ветер пронизывает до костей, приходится искать место в теплом помещении. Имейте это в виду и при посадке старайтесь забить место внутри. 

Проходит два часа плавания, и на горизонте постепенно вырастают главки монастырских церквей. И вот уже "Святитель Николай" входит в бухту прямо под мощные стены монастыря. Первым делом пытаемся определиться с ночлегом. На острове есть две сравнительно бюджетные гостиницы "Музейная"(Петербургская) и "Соло" и два дорогих туркомплекса "Соловки-изба" и  "Причал". Дорогие нас не интересовали. В "Музейной" ночевка стоила от 200 руб/чел, но мест не было. В "Соло" - цены примерно такие же. Есть еще некая Света, которая поселяет за те же 200 руб/чел, но мы, не дожидаясь ее, пошли сами искать жилье у частников. Довольно быстро нашли две смежные комнаты в доме у очень приятной интеллигентной тети Нины  всего за 100 рублей и в двух шагах от пристани и монастыря. Процесс поиска жилья на одну ночь очень сильно облегчило то обстоятельство, что постельное белье мы предусмотрительно привезли свое. Душа с горячей водой у нее, естественно, не было, обходились тем, что окатывались из ведра во дворе. При желании душ за небольшую плату можно найти в соседней гостинице.

Кремль
 Гавань

Кремль


Кремль
  Монах-матрос

Кремль


Соловки

Что можно и нужно посмотреть на Соловецких островах:


Большой Соловецкий остров

  • Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

  • Док

  • Секирная гора и Вознесенская церковь-маяк

  • Савватиевский и Исаковские скиты

  • Ботанический  сад

  • Филипповские садки

  • Озера, каналы и дамбы

  • Мыс Белужий 

  • "Переговорный камень"

  • Лабиринт 

  • Иисусова пустынь

 Анзерский остров

  • г. Гоголфа

  • Голгофо-Распятский скит

  • Троицкий скит

Острова Большая и Малая  Муксалма

  • Дамбы, соединяющие Б.Соловецкий остров с Большой и Малой Муксалмой 

  • Сергиевский скит

  • Деревянная часовня на М. Муксалме

Большой и Малый Заяцкие острова

  • Лабиринты

  • Гавань

  • Деревянная церковь Андрея Первозванного

Чтобы составить полное впечатление о Большом Соловецком острове необходимо не менее 3-4 дней. Расстояния между объектами - значительные. Через весь остров проходит грунтовая дорога с полосатыми верстовыми столбами от дамбы на Муксалму через поселок с Секирной горе и скитам. К Муксалме она разбита и почти непроезжая, а в сторону Секирной по ней возят туристов на автобусах. Если позволяет время, то обязательно надо покататься на лодках по системе озер и соединяющих их каналов. Современная канальная система - выложенные валунами берега. Строили ее в начале ХХ в по местам старых, филипповских протоков. Общая протяженность соединенных озер - двенадцать километров, а собственно каналов между ними - 1600 м. А всего на архипелаге насчитывается более 500 озер, большинство из них - на главном острове. Лодку можно взять напрокат, а лучше присоединится к организованному лодочному походу по озерам и каналам с пикниками на оборудованных стоянках. Кстати, поражает чистота и порядок на всей территории острова. Нигде не увидишь валяющегося мусора. У берегов озер оборудованы многочисленные стоянки с бочками для мусора, скамейками, кострищами с заготовленными дровами. Для передвижения по острову можно договориться с местными шоферами или взять напрокат горные велосипеды (пункт - прямо у пристани). 
Для посещения Анзера, Муксалмы и Заяцких островов потребуется еще по одному дню.

В нашем распоряжении было всего два по полдня, поэтому пришлось ограничится программой-минимумом. Зашли в туристское бюро, расположенное с торца гостиницы "Петербургская", но там нам не смогли предложить ничего подходящего. Решили отправиться в пеший поход к Секирной горе, а монастырь оставить на завтра. В этом направлении по дороге находятся и другие интересные объекты. Почти сразу на выходе из поселка справа - лодочная станция, откуда начинается поход по озерам. Потом слева - т.н. филипповские садки. Отгороженные валунными дамбами живописные бухты еще во времена Федора Колычева (игумена Филиппа) служили запасниками живой рыбы. Мы свернули к ним, а потом решили срезать угол к основной дороге по тропинке и попали на дорогу ведущую к м. Белужьему. Спохватились только через пару километров, когда вышли к берегу моря. Еще раз срезать по болоту мы не решились, пришлось возвращаться обратно к развилке.


С погодой нам действительно повезло. Безоблачно - самое настоящее лето. Но следы поздней холодной весны чувствуются везде. Ветки многих деревьев и кустов еще голые, листва не успела распуститься. А главное - совсем нет комаров и мошки! А вот через неделю-другую будет совсем как в известной песне В. Вихорева "На Соловецких островах" про "чай с мошкою пополам".


Колычевские садки

Колычевские садки
Филипповские садки

Колычевские садки
Поклонный крест под Секирной горой

 Секирная гора возвышается над плоской местностью острова на 100 метров. На ее вершине в 1862 году была построена каменная Вознесенская церковь с маяком над колокольней. В 1904 году для увеличения света керосиновых ламп была установлена французская линза, которая служит и поныне, но уже с 1000-ваттной электрической лампой. С двух сторон у подножья горы расположены огромные поклонные кресты. 

 

Секирная гора, Вознесенская церковь

Секирная гора, Вознесенская церковь
Секирная гора, Вознесенская церковь

Секирная гора, Вознесенская церковь

Со смотровой площадки от церкви открываются замечательные виды на окружающие озера, лесные массивы и полоску моря на горизонте.

В мрачные времена ГУЛАГа и СЛОНа (Слововецкого Лагеря Особого Назначения) Секирка была ужасным местом. Здесь находился штрафной изолятор и расстрельное место. Мало кто отсюда выходил живым. Трупы людей сбрасывались с крутого обрыва, там где поднимается крутая лестница с 250 ступенями. Сейчас эта лестница отреставрирована шведами.

Спустившись по этой лестнице мы продолжили пеший путь вокруг озера к Савватьевскому и Исаковскому скитам. В Савватьево привлекает внимание баня, стены которой выложены огромными валунами. Именно Савватьево было избрано для жилья иноками Савватием и Германом. Отсюда началось освоение островов в 1429 году.

Секирная гора, Вознесенская церковь
Вид с Секирной горы

Секирная гора, Вознесенская церковь

Секирная гора, Вознесенская церковь

Секирная гора, Вознесенская церковь
Савватьево. Валунная баня.

Отмотав пешком, не менее 30 км, возвращаемся в поселок. Чуть передохнув, обходим вокруг монастыря, оставив более детальный его осмотр на завтрашнее утро.


Монастырь

13.06.2004. Вход в монастырь - свободный, плату берут только за посещение музея. Музей следует посетить обязательно. Одна его половина посвящена истории развития монастыря, другая - периоду СЛОН.

Монастырь был основан в 14 веке православными подвижниками  Зосимой, Савватием и Германом и долгие годы оставался в епархиальном управлении Новгородских архипастырей, что нашло свое отражение и в архитектуре построек. Наибольшее развитие монастырь получил в годы игуменства деятельного святителя Филиппа (1548-1566), в миру - Федора Колычева  . Началось массовое каменное строительство, прокладывались дороги, озера соединялись каналами. В 1566 году игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Страшные дела творились не только в советское время. Филипп заступался за невинных жертв опричнины, обличал царя. Неугодного святителя сослали, и в 1569 году он принял мученическую смерть от руки Малюты Скуратова. В конце 16 века были возведены мощные стены и башни из природных валунов. Величина валунов в стенах достигает несколько метров в поперечнике.

В многовековой истории обители выделяются события, связанные с "Соловецким сидением" (1668 - 1676г.г.), восстанием иноков против церковных реформ Никона. Вооруженное сопротивление царскому войску завершилось поражением мятежников. Благодаря предательству монаха Феоктиста стрельцы через подземный ход пробрались в нижние помещения и открыли ворота Белой башни. Спустя день началась редкая по своей жестокости расправа. Не принявших покаяние монахов обезглавливали, палили на огне, вешали на деревьях, топили в прорубях, заживо морозили на льду. Все это привело к разорению монастыря.

Посещение обители Петром I в 1694 и 1702 годах стало сигналом к прощению.

За всю многовековую историю монастырь лишь однажды участвовал в международном сражении. Во время Крымской войны 1854 году под его стены подошла англо-французская эскадра. Продолжительная двухдневная бомбардировка стен крепости двумя английскими фрегатами оказалась совершенно безрезультатной. Выпущенные ядра и бомбы, количества которых хватило бы для разрушения нескольких городов, лишь незначительно повредили несколько зданий и не вызвали ни одной жертвы. Могучие стены и башни с легкостью выдержали натиск. Героическая защита почти безоружной крепости и "чудеса", связанные с ней, резко повысили авторитет монастыря среди верующих.

Монастырь

Монастырь
Монастырь


Монастырь
 Гавань

Монастырь

Над мощными крепостными стенами возвышаются главы удивительного Свято-Преображенского собора, заложенного еще при Колычеве и законченного после его смерти. Особенностью этого уникального архитектурного памятника является наличие четырех верхних приделов, расположенных по углам на сводах собора.  В интерьере - только два опорных столба вместо четырех традиционных. Они поддерживают центральный барабан, который опирается также и на восточную стену собора. Прочные стены толщиной до 3.5 метров сохраняют зимний холод - в соборе пар идет изо рта. Подаренный спонсорами яркий иконостас не слишком гармонирует с суровой простотой внутреннего убранства.

Из остальных архитектурных памятников, на мой взгляд, диссонансом возвышается колокольня более поздней постройки да еще и в лесах. Во время фотографирования приходилось выбирать такие ракурсы, чтобы она не попадала в кадр, или убирать ее потом фотошопом.

Монастырь
Преображенский собор ХIVв

Монастырь
Преображенский собор 

Монастырь
Колокол "Благовестник" и Никольская церковь

Монастырь
Крепостные стены

Монастырь
Благовещенская надвратная церковь 

Монастырь
Иконостас Преображенского собора

Соловецкая тюрьма издавна была известна как место ссылки неугодных правительству лиц. С 18 века в монастыре томились множество титулованных особ, но общее количество узников было невелико и не превышало триста человек. В 1903 году соловецкая тюрьма было упразднена.

В 1923 на островах организуется новое карательное учреждение СЛОН, преобразованное в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). На протяжении более двух десятилетий сотни тысяч заключенных заполняли помещения кремля и отдаленных скитов. Большинство из них были определены сюда не по судебным решениям, а внесудебным порядком. В музее приведены биографии множества талантливых людей - интеллигентов, инженеров, религиозных и политических деятелей, загубленных здесь. Особым цинизмом смотрятся впечатления нашего великого пролетарского писателя Горького о посещении в 1929 году Соловков и Беломорканала. Он воспевал эти "лагеря по перевоспитанию", восхищаясь деятельностью ОГПУ. 

Еще одно уникальное сооружение под стенами монастыря -  док. Уровень Святого озера находится выше уровня моря и бухты Благополучия с монастырской гаванью. Перепад уровней довольно большой, что позволило построить на водосбросных каналах водяную мельницу (XVII век), гидроэлектростанцию (1910-1911 годы). А в том месте, где каналы имеют выход в бухту Благополучия, в 1801 году был сооружен сухой водоналивной док, один из первых не только на Севере, но и в России. В доке, облицованном со всех сторон шлифованными гранитными плитами, ремонтировались многочисленные монастырские суда. 

Монастырь

Монастырь

Монастырь
Док и бухта Благополучия

Монастырь
Вид на монастырь со стороны Святого озера

[Часть 1]

[Часть 2]

  [Главная]
Hosted by uCoz