|
[Часть 1] |
[Часть 2] |
[Часть 3] |
[Главная] |
06.05.2001 13-30. Покидаем
Дубровник и направляемся на север в
сторону Истрии, большого равнинного
полуострова, занимающего значительную
часть северо-запада Хорватии. Нам
предстоит проехать вдоль всего
хорватского побережья Адриатического
моря. Снова проезжаем мимо Сплита,Трогира,
Примостена и Шибеника и, недоезжая Београда, сворачиваем к небольшому
кемпингу Nordsee. Кемпинг почти пустой,
администрации не видно, но на входе
висит объявление, что хозяину можно
позвонить по телефону. Звонить не стали,
а просто обосновались на площадке. С
наступлением темноты сам собой зажегся
свет. Душ, туалет и кухня открыты и
функционируют. А вот появился и хозяин.
Запросил за ночевку 10 DM, но увидев на
автомобиле наклейку RUS, воодушевился и
сказал, что ничего с нас не возьмет.
07.05.2001 пн. Движемся дальше на север. С 9 до 12-30 гуляем по Задару, бывшей столице Долмации. Его история насчитывает 3000 лет и хранит следы греческой и римской культуры. Любопытно здание городской администрации с барельефами, изображающими основные культурные памятники. |
В дальнейшем пути к Истрии нам хотелось посетить и живописнейшие хорватские острова. Наметили следующий маршрут с паромными скачками: от Задара заезжаем на полуостров Паг, с него перепрыгиваем на Раб, затем на Крк и через Црез на Истрию. Но оказалось, что прямого парома с Пага на Раб нет, а с Раба на Крк (Lopar - Baska) паромы ходят только с июня по сентябрь. |
Пришлось подкорректировать маршрут.С Пага переплыли на материк. Сплавали на Раб и обратно. Потом по мосту через пролив попали на Крк и оттуда - паромами через Црез в Истрию. Расписание любого маршрута паромов Jadrolinija можно узнать в любом порту Хорватии. Обычно паромы ходят через 1-3 часа (на некоторых линиях реже), стоимость переправы автомобиля и двух пассажиров колеблется от 60 до 100 кун (7-12 долларов), что значительно дешевле аналогичных скандинавских паромов. |
Заночевали в кемпинге Сан-Марино в Лопаре на острове Раб. |
08.05.2001 вт. Вернулись обратно на материк и по одному из крупнейших в мире мостов попадаем на остров Крк. Стоимость проезда по мосту - 10 кун (чуть более доллара). |
. |
С острова Крк переплываем на
Црез, заезжаем в одноименный городок с
очень узкими улочками и по крайне узкой
и извилистой дороге попадаем к
последнему в этой поездке парому в
Истрию.
17-30 Пула. Этот город знаменит хорошо сохранившимся римским амфитеатром - Колизеем. Долго здесь не задерживаемся и в 19-30 поселяемся в кемпинг Polari в Ровини за 78 кун. |
09.05.2001 ср Интересное наблюдение. Большое количество городов в Хорватии расположено на небольших полуостровах, фактически островках, отделенных от материка узким перешейком. Не составили исключения Ровиня и Пореч в Истрии. В Порече находится еще одна хорватская жемчужина - Евфразиева базилика VI в с потрясающими по красоте мозаиками и великолепными мраморными колоннами. Очень интересен и музей в базилике, в котором мы ходили в гордом одиночестве. |
Однако, отпуск подходит к концу, пора возвращаться домой. В одном из книжных магазинов мы увидели в альбоме удивительные фрески и обнаружили, что они находятся в часовне небольшого села Берам неподалеку от города Пазин. Решили туда заехать. Подъехав к запертой церкви в Бераме некоторое время стояли в раздумьях, как бы туда попасть. Игравшая рядом девочка сразу поняла, что нас интересует, и позвала бабульку-служительницу. Оказалось, что надо куда-то ехать. Вера улеглась сзади на вещи, и мы поехали за несколько километров к стоящей на опушке леса маленькой часовне. В ней и оказались потрясающие по силе впечатления фрески. |
И еще одно место в Хорватии нам очень хотелось посетить. Много лет назад на выставке в Эрмитаже, посвященной художникам-примитивистам, наше внимание привлекли совершенно необычные по манере исполнения картины югославских художников. Запомнилась и фамилия - Генералич. Поэтому, когда мы на карте-путеводителе увидели помеченное желтым цветом маленькое село Хлебине недалеко от Копривницы у самой границы с Венгрией и прочитали, что там находится галерея наивного искусства и музей Ивана Генералича, то не могли туда не заехать. |
Не заезжая в Риеку и Загреб мы переночевали в машине около какого-то мотеля, т.к. цена за номер в 50 долларов в нем нас не вдохновила. Утром по пустым проселочным дорогам с любопытным знаком, предостерегающим нас от встречи с лягушками, приехали в Хлебине. |
Всемирную известность получил основатель целой династии художников-примитивистов Иван Генералич 1914-1978. Продолжатели его творчества - сын Иосиф и внук Горан, а также племянник Милан, сын скульптора Мато Генералича, брата Ивана. Милан также пишет картины, но более известен как иллюстратор книг (сказок), издаваемых в Хорватии, Германии и многих других странах. И целая школа сельских художников, творящих в похожей манере. Интересна техника живописи. Картины пишутся на обратной стороне стекла (в зеркальном изображении), и особенно хорошо смотрятся при ярком освещении. |
Галерея наивного искусства открыта с 10-16, в сб 10-14. Большое количество картин Генераличей и их учеников-последователей производят очень сильное впечатление. Девушка из галереи позвонила в дом-музей Ивана Генералича, и нас пустила туда его родственница, где также выставлено большое количество картин, роскошных альбомов, разной интересной деревенской утвари, а в дальней "секретной" комнате - отдельная "эротическая" экспозиция. |
Напоследок мы зашли в церковь. Все иконы, фрески и деревянная резная дверь изготовлены местными художниками в той же характерной искренней наивной юмористической манере. Особенно понравились маленькие иконы вдоль боковых стен, традиционно для католических церквей посвященные восхождению на Голгофу. А если внимательно рассмотреть фотографию с иконой, то слева под занесенной для удара рукой изображена эта самая церковь. И вообще, весь сюжет перенесен в родной пейзаж. Надо сказать, что местная церковь - непременный атрибут почти всех картин местных художников, изображающих сельские пейзажи. Кафедра на правой фотографии расписана Миланом Генераличем. |
Покидали эту маленькую деревушку в
полном восторге от увиденного.
Обратный путь также проложили через Венгрию - Словакию - Львов. В Венгрии останавливались в Пече и Эгере, в Словакии - В Спишске Подградье и Спишске Нове-Вес, об этом я упомянул в первой части отчета. Заехали и в центр Львова по улицам Джохара Дудаева и Степана Бандеры. После ухоженных чистеньких венгерских и словацких городков, разбитые дороги и общий вид Львова удручает. Но в центре все равно красиво. |
Сравнительные
характеристики дорог и организация
движения в разных странах. 1.
Россия. Хорошо знакомые всем нам
дороги, часто неважного качества и без
разметки. Больщое количество неоправданных
ограничений скорости и засад алчных
гаишников. Помогает радар-детектор (меньше),
шоферская взаимовыручка (больше),
сговорчивость гаев и сравнительно
небольшие размеры штрафов. Изрядное
количество безбашенных водителей особенно
заметно по возвращению из других стран. 2.
Белоруссия. Качество дорог в целом
лучше, чем в России. Движение на дорогах –
небольшое. Приятно радуют меньшее
количество неоправданных ограничений и
грамотно расставленные знаки запрещения
обгона. Трасса М1 приближается по качеству (собственно
дорога и вся инфраструктура) к западному
уровню. Правда, вызывает удивление
ограничение скорости 100 км/час, это слишком
мало для такой дороги. На М1 засады ДАИ
встречаются, в основном, вблизи постов, а на
других трассах – в селах около райцентров и
местах установки знаков ограничения
скорости и обгона. Особо привязчивые
даишники – на подступах к Минску. Поражает
дисциплинированность местных водителей,
большинство едет, строго соблюдая
скоростной режим – сказывается почти в 2
раза большая величина штрафов, особенно на
фоне значительно меньшей средней зарплаты
белорусов. Радар-детекторы – запрещены. 3.
Украина. Качество дорог – что-то
среднее между РБ и РФ. В Львовской области и
Закарпатье большинство дорог изрядно
разбиты. Украинские села кишат пешеходами и
велосипедистами, следует соблюдать особую
осторожность в темное время – веселые
кампании частенько прутся прямо по
середине дороги. В описываемую поездку не
встретил НИ ОДНОЙ засады даишников на
Украине, только посты ОМОНа и паспортного
контроля на границах областей и в
приграничных районах. 4.
Словакия. Дороги – песня! Пожалуй,
самые лучшие в Восточной Европе. Идеальное
покрытие даже на мелких второстепенных
дорогах, четкая разметка, оправданные
ограничения, великолепные автобаны.
Скоростной режим 60-90-130 позволяет без
всякого риска встречи с полицией
прохватить на скорости до 140 по автобану,
пересекающему всю Словакию, заплатив за
наклейку на 2 недели всего 60 крон (менее 1.5
долларов). Мелкие дороги – узкие и
извилистые, совсем без обочин с большим
количеством сел. Зато многие ж/д переезды
без всяких шлагбаумов, огней и знаков "СТОП"
– сам следи за поездами! Много знаков "поворот"
или "извилистая дорога" с табличкой
"рекомендуемая скорость". Обычно можно
ехать со скоростью +20…30 к рекомендованной.
На горных серпантинах стоят знаки "извилистая
дорога" с "кратностью" (что бы это
могло означать?). Полицию на дорогах увидеть
можно крайне редко. 5.
Венгрия. Полагается езда со светом
фар (вроде, только в нас. пунктах, но я
включал всегда). Скоростной режим 50-80-100-120.
Ограничение 50 в нас. пунктах
у меня лично вызывало внутреннее
несогласие, хотя нарушителей среди местных
– мало. Возможно потому, что полицейских
засад довольно много. Также и знаки.
Мелькала крамольная мысль, что их иногда
устанавливают, как и у нас, для прокорма
полиции. Разница между дорогами, где
разрешено 80 и теми, где 100 – незначительная,
я даже не всегда с уверенностью мог сказать,
на какой я нахожусь. Своеобразны секторные
запрещающие знаки - в
одном знаке в секторах изображены
различные средства, которым запрещен
проезд. Понравились светофоры – отдельные
на каждую полосу, с прикрепленными снизу
каждого круглыми предписывающими
знаками (например, прямо и налево, прямо,
направо). Ночью ярко горят светоотражающие
столбики, а перед переездами – поперечные
светоотражающие полосы, нанесенные на
асфальт, своеобразные "лежачие
полицейские". Очень длинные
географические названия крайне затрудняют
ориентировку на местности. Так и не смог
разобраться с системой оплаты автобанов.
Ехали по ним вокруг Будапешта и немного в
сторону Балатона (при первом удобном случае
свалил от греха подальше на параллельную
дорогу). Не встретил никаких пунктов оплаты
дорог и щитов с тарифами.
6. Хорватия. До сих пор нахожусь под впечатлением от организации дорожного движения в этой стране. Эта организация у меня лично вызывала только чувство глубокого уважения и полное отсутствие желания чего-нибудь нарушать. Скоростной режим – такой же, как и в Венгрии – 50-80-100-120, но на самом деле разница принципиальная! Ограничение 50 в селах – чисто номинальное, практически во всех нас. пунктах (кроме центров крупных городов) на трассах, расставлены знаки, повышающие скорость до 60, 70 или 80 км/час. Или понижающие до 40, но там где это действительно необходимо, как правило, около школ, и тогда дополнительно на асфальте написано "Skola". Не припомню ни одного знака или дорожной разметки, которая была бы не по делу. Большинство дорог Хорватии проложено в горной местности. Серпантинов на трассах практически нет, они попадаются только на спусках с трасс к паромам и на дорогах на островах. Трассы представляют собой череду затяжных не очень крутых закрытых поворотов и спусков-подъемов. Кажется, что все время едешь по кругу, то влево, то вправо. Обочин нет вообще. С одной стороны асфальт уложен рядом со скалами, а с другой разметка нанесена прямо на край обрыва, и часто нет никакого ограждения! Прямых участков очень мало, и за каждый обгон фуры впору рисовать звездочку на корпусе, как за сбитый мессершмидт. В таких условиях желания гонять особенно не возникает, и ограничение 80-90 никак не напрягает. Те дороги, которые 100, уже приближены к магистралям: 2-3 полосы в каждом направлении с разделительной полосой. Они проложены чаще всего на окраинах крупных городов и четко помечены знаком "дорога для автомобилей". Ну а автобаны – автобаны и есть! Большинство из них – платные. Такого количества полицейских на дорогах я, пожалуй, не припомню ни в одной стране, но у меня они не вызывали никаких неприятных эмоций, скорее наоборот. Похоже, что основное их предназначение, это не сидение в засадах, а реальная помощь на дорогах. И если и секут радарами, то в зоне, где честно стоят знаки "Radar control". Если дорожные службы ведут какую-нибудь работу и проезд - затруднителен, то обязательно один из них занимается регулированием очередности проезда. На дорогах Хорватии кроме современных автомобилей наблюдается большое количество маленьких универсальчиков Рено-2, которые несмотря на свой дряхлый вид довольно шустро и уверенно передвигаются по горным дорогам.
|
А
напоследок, еще одно парадоксальное
наблюдение. Въехав в М. Березном из
Словакии на разбитые дороги Зап.Украины
и давя на газ по извилинам Ужокского
перевала, я испытал даже некоторое
освобождение и прибавил скорость.
Причина, с одной стороны, в том, что на
западных трассах все время морально
давит боязнь нарушить правила - штрафы у
них немаленькие. С другой стороны, полное
отсутствие обочин на местных
европейских дорогах (особенно в горах)
тоже не располагает к слишком резвой
езде. Все-таки, широкие обочины,
стандартные почти для всех дорог в СНГ -
большое благо! Во-первых, значительно
более уверенно себя чувствуешь на
поворотах, при обгонах и встречных
разъездах, а во-вторых, всегда есть
возможность съехать на обочину и
остановится для фотографирования или по
каким-то другим неотложным делам.
Заключение. Некоторые цифры и факты. За 16 дней пройдено 7600 км. Сожжено 530 л бензина. Среднее потребление - около 7 л на 100 км. Штрафы = 0. Потрачено на все про все с учетом виз, страховок и бронирования отеля в Трогире (113 долларов за три дня) = 650 долларов Стоимость бензина (91, 92 или 95) на Украине 0.31-0.35 доллара за литр, в Словакии - 0.73, в Венгрии и Хорватии - 0.85. Стоимость проживания в кемпингах Хорватии = 8-10 долларов (автомобиль+палатка). Визы Страховки (РЕСО ГАРАНТИЯ)
|
Паромы, мосты, туннели, автобаны (1 доллар=8.2 куны):
|
|
Тихомиров Сергей. Питер - Хорватия, май 2001 г. |
[Часть 1] |
[Часть 2] |
[Часть 3] |
[Главная] |