Питер - Коктебель - Питер
22 августа - 06 сентября 2003 года

Часть1.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

 [Часть 4]

  [Главная]
 

Много лет мы с женой отдыхаем в Крыму. Ездили и автостопом, и поездом, и самолетом, и на автомобиле. Последний раз были там в августе 2001 года.  За последние два года немало поездили по Европе, поиздержались. Вот и захотелось после насыщенных познавательных маршрутов, просто бюджетно отдохнуть на море.

    Памятуя о многочисленных обсуждениях-сравнениях отдыха на Кавказе и Крыму с западными странами, я опасался, что после цивильных западных кемпингов жилье в палатке в крымском кемпинге и вся обстановка разочарует. Забегая вперед, сообщу, что отдых удался на славу. И покупались, и побродили по окрестностям, и поездили по достопримечательностям. Погода была великолепная, что удивительно для конца августа – начала сентября. Днем  30 –35 градусов, вода  23 –25, причем становилась теплее и теплее на протяжении всех дней отдыха. Очень теплые вечера позволяли допоздна сидеть почти без одежды. Но природа все-таки взяла свое. В последний день 4 сентября резко похолодало до 18 градусов, и целый день моросил дождь, вынудив нас выехать домой на день раньше.

 

1. Автомобиль 


Пассат-универсал 1992 года. В разложенном салоне с частично демонтированными задними сиденьями укладываем лист поролона 200х100х8 и устраиваем удобное спальное место. Поверх приготовленной постели укладываются все остальные вещи, которые в случае ночлега в пути переставляются на передние сиденья. В Крыму жили в кемпинге в Коктебеле в палатке.

2. Дорога. Легенда.

 По опыту наших прежних поездок и обсуждений в конференции был выбран один из кратчайших и, на мой взгляд, оптимальный путь из Питера в Крым:

СПб  – Луга – Лудони – Порхов – Великие Луки – Усвяты – Велиж – Смоленск – Брянск – Хомутовка – Рыльск – Теткино – Белополье – Сумы – Богодухов – Валки – Минковка – Николо-Камушевата – 35-й км новой бетонки – Перещепино – Новомосковск – Запорожье – Джанкой – Коктебель = 2145 км. по одометру

Этот путь позволяет, с одной стороны, избегнуть тяжелой и опасной трассы Питер – Москва и российской часть симферопольки М2 с курскими колдобинами и злыми гаями. С другой стороны, объезжает Белоруссию с ее оплатой транзита и дополнительной страховки.

На этом маршруте есть несколько неоднозначных мест проезда, поэтому привожу  подробную легенду.

а) М20 СПб – Гатчина – Луга - Лудони.

б) Лудони – Павы – Кокорево - Порхов. Здесь есть два пути с приличным асфальтом и  небольшими грейдерными участками.

По дороге туда мы ехали по указателям на Порхов через Павы –Боровичи. В Боровичах сворачиваем направо по указателю на Псков и сразу же налево на Порхов. В 4 километрах от Боровичей начинается грунтовый участок длиной 12 километров: Каменка – Дрязжина – Демянка. Грейдер - вначале с колдобинами (скорость – 50), потом - ровный (скорость 80-90).

Порхов
Порхов. Крепость и Никольская церковь

В Порхове останавливаемся на краткий осмотр крепости, основанной Ал. Невским.

Порхов
Порхов. Памятник Ал.Невскому

На обратном пути ехали Порхов - Кокорево – Дубровно – Павы. Этот путь на 4-5 км короче, чем через Боровичи, но грейдерный участок длиннее – 31 км (от Заклинья до Пав). Грейдер очень ровный, довольно широкий, позволяет ехать 90-100 км/час. После дождей – почти без пыли. Прямые участки чередуются с крутыми извилинами, особенно в селах. Скорость ограничивают только повороты, а не колдобины. Для любителей порулить дорожка весьма интересна. В Дубровно пересекается асфальтовая дорога Псков – Боровичи.

в) Порхов – Дедовичи – Локня - Великие Луки. Это, пожалуй, самый лучший участок между Лудонями и Усвятами. Широкий асфальт с размеченной осевой, плавные повороты по живописным пригоркам позволяют держать скорость до 110-130, снижая в селах до 80-90 или даже больше, смотря по обстановке, в зависимости от количества прохожих и крутизны извилин. Особенно я оценил эту дорогу в темное время на обратном пути. Встреча с ГАИ возможна только в райцентрах. В Великих Луках делаем краткую остановку для осмотра Свято-Вознесенского собора.

Интересное наблюдение: в городках Псковской области – у светофоров при переключении мигает не только зеленый, но и красный сигнал.  

Великие Луки
Вел.Луки. Свято-Вознесенский собор

г) Великие Луки – Плаксино - Усвяты. Дорожка узковатая, местами заплатанная, более извилистая. Нужно быть очень внимательным перед неожиданными крутыми поворотами.

В селах Церковище и Глазуново клали новый асфальт по интересной методе – две узкие полосы по бокам точно на ширину автомобиля с канавой-ступенькой посередине. На обратном пути уже все было заасфальтировано. Вдоль дороги продают отборные белые грибы ведрами.

Примечание.
Для тех, кого пугают местные дороги, есть вариант Питер – Псков – Невель – Усвяты. Некоторый проигрыш в расстоянии, возможно, будет компенсирован скоростью передвижения. Вопрос только – будет ли, тем более, что по последним отчетам, участок Невель –Усвяты - неважнецкий.

  д) Усвяты – Велиж – Смоленск. Сразу после таблички “Усвяты” выворачиваем  с левым поворотом на дорогу Невель – Велиж, сами Усвяты проезжаются краем, не заезжая в центр. После села Кивалы на том месте, где много лет был участок с ужасными каменюгами, начинается отличнейший новый асфальт с разметкой обочин и осевой. Велиж проходится по прямой (осторожно, возможны засады ГАИ!), в центре городка пересекаем Зап.Двину с красивыми берегами. Дорога Велиж – Смоленск проложена в обход почти всех сел. Похоже, что ее готовят к реконструкции – большинство мостов ремонтируется, оставлены узкие проезды с реверсивным движением и светофорами.  У поворота на Демидов возможна гаишная засада.

На всем участке от Лудоней до Смоленска машин на дорогах очень мало, поэтому, несмотря на извилистые дороги и обилие сел, ехать хорошо, редкие обгоны никаких затруднений не вызывают.

е) Проезд Смоленска. Если желания заезжать в город нет, то самый быстрый выезд на Брянскую трассу следующий. Дорога с Велижа упирается в трассу М1 около села Ольша. Прямо напротив перекрестка – фирменная заправка по цене 92=10-10руб. Сворачиваем на М1 налево и через 1.5 км в Ольше поворачиваем направо по указателю “Гнездово 7”.  Еще через 8 км дорожка выходит на край Смоленска и упирается в трассу Смоленск – Витебск (это место называется Новые Батеки). Поворачиваем направо, пересекаем мост через ж/д и  поворачиваем направо на развязку (до нее 2.5-3 км от выезда с Ольши) по указателю на Брянск (на самом деле – с разворотом налево!). Это – начало объездной Смоленска. Отсюда до трассы А141 Смоленск – Брянск 22 км. В прежние годы никакого указателя на съезде с объездной на А141 не было. Теперь – указатель на Починок, Рославль, Брянск. На всякий случай, даю  ориентир съезда. Вся объездная представляет собой обычную дорогу по одной полосе без разделительной, а непосредственно перед мостом над А141 она раздваивается на две полосы с разделительным газоном, и прямо здесь – съезд направо.

 (При движении в обратном направлении от Брянска, поворот на объездную Смоленска с А141 будет после села Нагать по указателю на Витебск. В конце объездной сворачиваем направо на Смоленск и после моста через ж/д и таблички “Смоленск” – налево по указателю “Ольша 8км”. А выехав на М1, следует проехать по ней налево 1.5 км и напротив АЗС свернуть направо на Велиж)

ж) А141 Смоленск – Рославль – Брянск. Первые 20 км – автобан, а потом довольно узкая дорога по одной полосе в каждом направлении и с узкими же, скользкими в мокрую погоду обочинами. Опасная трасса! Движение интенсивное, перегибы на спусках-подъемах затрудняют обгоны. Наибольшее количество аварий и милицейских засад мы встретили именно на этой трассе в Брянской области.  Из засад – наиболее коварная в Алешне, где мерили скорость радаром сначала на посту ДПС в начале села, и еще одна засада была на выезде. Вокруг Рославля и Брянска проложены объездные. Но у Рославля она делает большой крюк, и большого смысла не имеет. Брянск проезжали туда через город, а обратно по объездной. Разница получилась в 8 мин. в пользу объездной. Погода в Брянской области нас традиционно не балует. И туда и обратно ехали в дождь, временами очень сильный. Брянск был залит потоками воды.

 з) М3 Брянск – Хомутовка. Прямая бетонка позволяет ехать быстро, притормаживая только на постах ДПС у поворотов на Навлю, Локоть и Севск.

 и) Хомутовка – Рыльск – Глушково – Теткино – Белополье - Сумы. У перекрестка с М3 и А142 поворачиваем налево на А142 в сторону Орла,  через 3.5 км – направо на асфальтовую дорожку в Хомутовку, и еще через 3 км (в прежние годы этот участок славился знатными колдобинами, а теперь – новый асфальт) около автобусной остановки пересекаем асфальтовую дорогу, ведущую в центр Хомутовки. Нам прямо – на Рыльск. Дорога – отличная, ближе к Рыльску есть несколько крутых затяжных спусков-подъемов с поворотами. Уже в Рыльске выезжаем на дорогу, идущую из Рыльска в Крупец и далее на погранпереход в Глухов. Это – вариант объезда пользующейся дурной славой Глуховской таможни на М3. На перекрестке – современная заправка ТНК 92=9-80руб. По словам местного водителя, бензин – нормальный, в отличие от Теткино, где заправляться он не рекомендовал. Я заправлял здесь полный бак по пути туда и обратно.

В Рыльске, главное, это не уехать на Льгов – Курск. Наше направление – Глушково, где пересекаем р.Сейм, и двигаемся дальше на Теткино. Около Теткино еще в советские времена проложено множество местных дорог между Курской областью и Украиной. Но официальный переход только один. При подъезде к границе следуем указателям с надписью “Таможенный маршрут”. К переходу ведет узкая извилистая дорожка, но со вполне приличным асфальтом. 

 

Через 10 км после границы попадаем в Белополье. На самом деле - это два поселка, слившихся между собой: Белополье и Ворожба. В центре Белополья выезжаем на трассу Глухов – Сумы и поворачиваем налево на Сумы.

 (Внимание! На обратном пути указатель на Теткино стоит только со стороны Глухова - Ворожбы. Подъезжая со стороны Сум, следует сворачивать направо в самом центре Белополья, там, где главная дорога делает крутой изгиб. В этом месте мы традиционно проскакиваем до Ворожбы!)

 к) Сумы – Богодухов.  

Белополье
Белополье

Сумы
Сумы. Спасо-Преображенский собор

В Сумах делаем краткую остановку, прогулявшись по симпатичной пешеходной центральной части с отреставрированными домами старинной постройки вокруг Спасо-Преображенского собора. 

В Богодухов естественный путь лежит через Боромлю – Тростянец – Ахтырку по живописным местам. Но еще в прошлую поездку мне для разнообразия хотелось проехать через Краснополье – Вел.Писаревку, надеясь, что этот путь будет чуть короче и еще более живописным. В тот раз мы, сдуру поддавшись указателям при въезде в Сумы, уехали сначала куда-то на задворки, а потом - на объездную, которая вывела нас на трассу уже за поворотом на Краснополье. В этот раз мы уже четко при проезде всех крупных городов игнорировали все указатели, до тех пор, пока не попадали в центр.

Боромля
Церковь в Боромле


И вот сбылась мечта идиота! На выезде из Сум в Верхн.Сыроватке сворачиваем налево по указателю “Краснополье 25”. Дальнейшая дорога до Богодухова заслуживает только непечатных выражений. Узкая извилистая дорожка. Множество сел с непуганными курами, утками и гусями. Кусок разбитой в хлам дороги перед В.Писаревкой. Но апофеоз всего – дорога В.Писаревка – Богодухов. Узкая полевая дорожка с кучами песка  и огромными ямами, в которых можно оставить подвеску. Пару раз влетев в такие ямы, я уже дальше тащился с большой осторожностью.

 л) Богодухов – Валки – М2. Проехав, центр Богодухова в сторону Харькова, следует смотреть развилку направо на Валки. Она не совсем очевидна, указатель плохо заметен, на нем может быть “Валки” или “Краснокутск”. Сразу после поворота – еще один перекресток. Прямо – Краснокутск, налево (здесь указатель уже хорошо виден) – Валки.

В Валках пересекаем трассу Харьков – Киев. Прямо идет дорога в Нов.Водолагу. Но лучше свернуть направо в первую же улицу после пересечения трассы (200 м от перекрестка) и по ней, держась левее, спускаться из поселка вниз под горку в сторону Минковки (лучше спросить дорогу на Минковку). По Валкам дорога весьма разбита, но пугаться не следует – дальше идет хорошее пустынное шоссе. Проехав Минковку и Николу-Камушевату (перед этим селом есть связка из двух очень крутых на 90 градусов поворотов), выезжаем через замысловатую развязку на 35-й километр новой бетонки М2..

(На обратном пути съезд с М2 будет по указателю на Николу-Камушевату после столба 35 км. Вроде бы, это первый мост-развязка после Краснограда, на который есть съезд). 

м) М2 Новая бетонка. Мне она понравилась. Показалось, что ее подлатали - откровенных колдобин на стыках стало меньше, запомнилась только пара недалеко от нашего выезда. Знаки “неровная дорога”, на мой взгляд, никак не соответствуют каким-то конкретным особым колдобинам (та самая пара как раз обозначена не была), а знаки ограничения 70 протяженностью по 5-7 км выглядят откровенным издевательством. Для себя я решил, что если даишники поймают за скорость, то принципиально платить им за такое безобразие не буду. Впрочем, засад не наблюдалось ни по дороге туда, ни обратно.

Конец новой бетонки и выезд на старую трассу перед Перещепино вопросов не вызывает: прямо стоит “блин” и указатель направо на Симферополь. А вот на обратном пути указателя на нее (на Харьков) со старого шоссе нет. Сворачивать надо после Перещепино, проехав Пекельне, по указателю направо на Можарово. Пост ДАI в Перещепино выглядит закрытым, но традиционные засады в Пекельне и/или Перещепино остались. 

н) М2 Перещепино – Новомосковск - Запорожье – Мелитополь – Джанкой. Сразу после Перещепино есть два больших оптовых базара. Один в Голубовке, а другой просто в чистом поле еще через 10 км. В них можно перекусить в кафешках и круглосуточно поменять валюту. Мы поменяли доллары по 5.25. Это важно, т.к. я уже неоднократно убеждаюсь, что на описываемом мной маршруте после границы до этого места найти работающий в выходные дни обменник весьма проблематично. А есть ли на таможне в Теткино обменник и по какому курсу там меняют валюту, я как-то не удосужился узнать. Ни в Сумах, ни в Ахтырке, ни в Богодухове – нигде нам это не удавалось. Только напрасные потери времени на остановки!

Новомосковск проехали через город, поехав прямо, под “кирпич” для транзитного транспорта, на перекрестке, где указатели на Смиферополь, Днепропетровск посылали на объездную.

После Запорожья вдоль дороги тянутся непрерывные овощные базары – здесь лучше всего покупать дыни по цене 0.20-040 гр/кг и арбузы за 0.30 гр/кг.

 

Сиваш
Сиваш

Чонгар. Пост ДАI и попытка каких-то деятелей снять деньги. Деятели были посланы, а ДАИ на нас внимания не обратили. До и после поста есть участки на узком перешейке Сиваша с ограничением скорости – любимое место для засад.

.Мелитополь. Сколько я не проезжаю его, но так и не понял оптимальный путь проезда. Каждый раз если не туда, так обратно попадаешь на какие-то задворки. Похоже, что при въезде, надо просто с потоком местных жителей держать направление на центр, не обращая внимания на указатели. А выезд получается уже сам собой. При движении на юг так и получилось, а на обратном пути все равно занесло куда-то вправо.

о) Джанкой – Насыпное - Коктебель. Из Джанкоя веером расходятся пути в разные части Крыма. Здесь же заправки ТНК и Лукойла по цене 92=1-80 (на обратном пути уже почему-то 1-95).

Наша цель – Коктебель, поэтому сворачиваем налево на Феодосию на дорогу М25, идущую  вдоль Северо-Крымского канала. На придорожных базарчиках степной части Крыма лучше всего покупать персики - больше всего их выращивают именно здесь. По Джанкойскому району дорога узкая и извилистая, дальше – более прямая и широкая. Около Кировского сворачиваем на Первомайское к трассе М17 Симферополь – Феодосия – Керчь. На самом деле с М25 на М17 можно выбраться многими путями через степные села. Например, с Нижнегорского на Белогорск, или через Золотое Поле на Грушевку или Старый Крым. Практически все дороги в этих краях – асфальтированы и в хорошем состоянии. 

И, наконец, последний бросок от Насыпного к Коктебелю. Его можно рассматривать в качестве разминки перед горными дорогами ЮБК.

3. ГАИ, ДАИ, таможни, страховщики, экологи и прочие разводилы. 

Перед поездкой поставил себе задачу обойтись без штрафов и прочих таможенных и дорожных поборов. Задача эта была успешно выполнена. На всем пути туда и обратно кроме бензина, ночевок и фруктов больше ни за что не было заплачено ни копейки. По России старался не ехать не более 150 и не пересекать сплошную осевую (удавалось, за очень редким исключением) – нарушения, которые грозят потерей прав или больших бабок. В селах снижал скорость по обстановке.

 По Украине тоже не наглел, в местах ограничения скорости старался ехать не более +20. Из других особенностей украинских ПДД, на которые следует обратить внимание – фиксация остановки у знаков “стоп-контроль” на постах ДПС, разметка на перекрестках дорог, пропуск пешеходов на переходах и съезд на обочину с обязательной остановкой при приближении колонны, сопровождаемой машинами ДАИ с мигалками. И еще, где-то за Запорожьем -  памятный по прежним поездкам знак “обгон запрещен” с табличкой “ЧЕРЕЗ 300 м”. Т.е. зона его действия начинается только через 300 м  аккурат на самом перегибе горы, там,  где заканчивается сплошная осевая и открывается прекрасная видимость вперед более чем на километр! В разные годы дважды попадался я на этом знаке.

а) Российское ГАИ. На всем пути был остановлен только один раз для банальной проверки документов на засаде между Велижем и Усвятами.

 б) Таможня в Теткино была совершенно пустой и на пути туда, и обратно. Время на пересечение границы (40 и 30 мин) ушло в основном на заполнение украинских иммиграционных карточек и российской декларации. Украинские карточки пришлось заполнять дважды. т.к. по своему обыкновению перепутал "мета" = "цель поездки" с "местом назначения".   Вялая попытка украинского страховщика предложить страховку  отбивается стандартной отговоркой, что у меня есть гринкарта – вне зависимости от того, есть ли она на самом деле. При возвращении на такой же вопрос украинского таможенника (заданный без особой надежды на успех – а вдруг лох попадется), оплатил ли я сбор за дороги приграничной области, я просто сделал удивленно-простодушное лицо – так ведь этот сбор уже давно отменен?

На обратном пути (5 сентября) приготовился бодаться с нашими таможенниками, если будут заставлять купить ОСАГО, даже распечатал текст пресловутого Приказа ГТК N 690 от 24.06.2003.  Но никто не сказал даже слова.

 в) Экологи и помывщики на этом пути не наблюдались – и это тоже один из плюсов маршрута. Подъезжая к Запорожью, я рассказывал жене о наглых мальчишках-мойщиках стекол, но на светофоре у моста расслабился и пропустил тот момент, когда один из них на меня набросился. Тут же врубил передачу и резко дернул, отбросив его от машины. Еще один малолетний мафиозо вымыл мне машину, пока мы гуляли по Керчи. Денег за такой чересчур навязчивый сервис он не получил, тем более что утром я, хоть и сухой тряпкой, но довольно тщательно протер машинку от грязи. Кстати, у нас в Питере мальчишки тоже частенько моют автомобили на парковках у магазинов. Но – предварительно договорившись с владельцем о цене услуги.

 г) Сборщики курортного сбора в Чонгаре. Для них у меня было заготовлено много отговорок:
        -         я еду не в курортную зону (например, на паром в Керчь или в Севастополь),
        -         я еду по путевке в пансионат, и курортный сбор включен в стоимость,
        -         заплачу курортный  сбор там, где буду жить,
        -         у нас есть льготы,
        -         по закону Украины величина курортного сбора = 1-70 гривны и т.д.

Приблизившись к очереди на оплату “за провал”,  я просто объехал ее и выбрал самую банальную причину не платить – заявил сборщику, что на дороге останавливаюсь только по требованию ДАИ, и проехал мимо.

 д) ДАИ. Один раз я все-таки попался. На обратном пути у выезда с Новомосковска на пересечении с объездной (ограничение 70, потом 50) я снизил скорость, но примерно до 80. Раннее утро, засада, радар-детектор не пищит. Подбегает даишник и радостно демонстрирует мне радар с показаниями  112 км/час (скорость явно не моя!) и тут же сходу начинает плести известные байки, что сейчас еще рано, подождем часок, пока подъедет старший, потом он задержит у меня права и направит в суд. Обалдев от такой наглости, я потерял всякое желание ему хоть что-то платить. Ухожу в глухую несознанку. Говорю, что законы знаю, пусть составляет протокол, потом посылает хоть в местный суд, хоть ко мне в Питер, но права забрать у меня могут только за пьянку, ДТП и подобные серьезные нарушения. Одновременно демонстративно кричу жене через дорогу, чтобы включала мобильник. Поняв, что не на того напал, и что он тратит на меня свое время, в то время как мимо проезжают деньги, он возвращает мне документы и желает доброго пути. Обижаться, в принципе, особо не на что – формально скорость я все-таки нарушил.

 Наиболее неприятный осадок остался после посещения Керчи. В городе полным-полно милицейских патрулей (шел месячник “дети на дороге”?). По дороге в Аджимушкай меня остановили, но ограничились проверкой документов. А на выезде из города останавливает “Беркут”, работающий в связке с ДАИ. Проверил документы, посмотрел вещи, сверил VIN на кузове и стал смотреть номер двигателя. Я говорю, что пачкаться туда не полезу, если желаешь, то оттирай номер сам, вот тебе тряпка. “Беркут” долго трет номер, потом начинает вешать лапшу на уши. Дескать, почему в техпаспорте нет буквенного кода двигателя, а сам номер будто бы плохо читается. Чушь собачья! Номер прекрасно виден (позже в кемпинге специально внимательно еще раз посмотрел), тем более что дома после прохождения ТО и где никаких претензий не было, я специально смазал это место графитовой смазкой. На все остальное заявляю, что я - участник международного автомобильного движения, документы мои соответствуют Конвенции, и на этой машине я объехал всю Европу. Одновременно снова громко говорю Вере, чтобы включала мобильник и искала телефон службы доверия. Видя мое нежелание вестись, “Беркут” передает документы на усмотрение даишнику, а тот в свою очередь, возвращает их и желает доброго пути.

 Несмотря на описанные случаи, общее впечатление от ДАИ на Украине осталось вполне благоприятное. Больше нигде меня не останавливали, а сам я несколько раз обращался к ним за помощью, каждый раз находя доброжелательность и участие.

 Особенность дорожных и приграничных служб, а также различных околодорожных прихлебателей на Украине такова, что почти все они с готовностью могут совершать попытки развода от минимальной суммы в 10 гривен (60 наших рублей) до весьма значительных сумм вплоть до десятков долларов. Знание же законов и порядков этой страны позволяет практически никогда нигде ничего не платить. Все это может нравиться или нет, но к поездке следует готовиться, и просто философски к этому относиться, либо вообще туда не ездить. К слову сказать, поездки по России, например, на тот же Кавказ, представляются мне в смысле милицейских разводов значительно более опасными.

 

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

 [Часть 4]

  [Главная]
Hosted by uCoz