|
[Часть 1] |
[Часть 2] |
[Главная] |
|
Bот уже третий год подряд мы с женой встречаем Новый Год в путешествиях на машине по Русскому Северу. Отгулы тратить на короткую поездку неохота, а выходных дней (спасибо Касьянову!) всего три. Особенно не разбежишься. В качестве основной цели наметили Ферапонтово - Кирилов - Белозерск и Мышкин. Отпросились с работы с полдня 31 декабря с тем чтобы выехать во второй половине и добраться куда-нибудь до новогодней ночи. Но куда? Запросив совета в конфе, получил от Виктора Лукьянова (Luca) неожиданную идею заезда по Мурманской трассе М18 через Лодейное Поле - Подпорожье - Вытегру. Идея понравилась, за это ему - особая благодарность! В подготовке к поездке
использовались следующие отчеты и
материалы: Карты и атласы: Программа на 3 дня получилась довольно обширная, поэтому по музеям не ходили, за исключением только Ферапонтово и краткого посещения музея Мыши в Мышкине. Большинство церквей зимой закрыто, а по улице в такие морозы долго не погуляешь. Поэтому надолго из автомобиля не вылезали, но то что удалось увидеть произвело неизгладимое впечатление. Зимой городки и села Русского Севера имеют особое очарование! Еще одна особенность зимних поездок в тех краях - это очень короткий световой день и, за редким исключением, почти полное отсутствие подсветки в городах в вечернее время. Автомобиль. Погода. Дороги. В последние дни уходящего года ударили небывалые морозы, поставившие под сомнение целесообразность такой экстремальной поездки. Автомобиль Пассат B3 ААМ 1992 г. Утром 31-го после 28-градусной ночи машина бодро завелась, поэтому решили ехать, предприняв кое-какие профилактические меры:
Машина показала себя весьма надежно. Замки всех дверей (а это - больное место VW), включая заднюю - дверь багажника работали безотказно, как с брелка, так и ключом. Все передачи нормально включались сразу после пуска двигателя. В такие морозы, включенный на полную мощность терморегулятор печки и вторую скорость вентилятор, нормально прогревали салон, но стекла обмерзали. При движении даже ветровое стекло начинало обмерзать по углам и сверху. Оставалось чистым заднее стекло (оно с обогревом) и боковое правое передней двери. Боковое левое переднее тоже довольно сильно обмерзало, но оставляя все-таки чистый кусок внизу. Но все это - только при температуре ниже минус 30. После холодной ночи в Подпорожье вырубилась штатная магнитола Гамма. Уже в Питере ее вылечило отключение от питания и обратное подключение. Колеса - зимние нешипованные Good Year UG6. Ехать старался очень аккуратно, понимая, что любая неприятность в такой мороз выльется в серьезную проблему, и опасаясь за работу подвески. На прямых участках держал скорость 100-120, снижая скорость перед перегибами, поворотами и редкими встречными, т.к. тормозной путь на обледенелой заснеженной дороге очень велик. Обгоны зимой на заснеженных дорогах - крайне затруднительны из-за распыляемой машинами снежной пыли, но, по счастью, кроме последнего дня обгонять практически никого не пришлось. Дороги чистят практически везде. Трассы М18 и А114 расчищены до асфальта, дороги от Подпорожья до Вытегры и в Вологодской области совершенно белые, без следов песка. В Ярославской и Тверской - многие посыпают песком, очень редко - солью. Покрытие под снегом разобрать трудно. Куски грунта, упоминаемые в отчетах о трассе Подпорожье - Вытегра и вокруг Кириллова - Белозерска ничем не выделяются и угадываются как более узкие и извилистые. Хуже всего - состояние трассы А114 Новая Ладога - Вологда на участке от Устюжны до границы Ленобласти. Стыки бетонных плит образуют многочисленные "лежачие полицейские". На одном из них на обратной дороге на скорости около 100 я и пробил себе заднее колесо. Шина - на выброс, а диск удалось впоследствии отремонтировать (я было и с ним уже мысленно расстался). Хорошо, что осенью с покупкой зимнего комплекта шин, я заменил хилую докатку на полноразмерную запаску. Хорош бы я был в 400 км от дома на зимней обледеневшей колдобистой дороге на докатке! |
|
Питер - Подпорожье - Вытегра
|
01.01.2003. Термометр в автомобиле показывает -30. Пока я рано утром прогревал автомобиль, ко мне в машину влез веселенький Дед Мороз из компании, веселившейся всю ночь в кафе на 1 этаже. Предложил покататься, и, не обидевшись на отказ, потащил в свою компанию отметить праздник если не водкой, то хотя бы чаем. С трудом отбившись от гостеприимного Деда, пошел в свой номер собираться в дорогу.
|
Встает солнце. Дорога на Вытегру совершенно белая, очень красиво. Потряхивает, скорость 70-80. Через 35 км сворачиваем налево в село Гоморовичи посмотреть на изящную деревянную Никольскую часовню 18 в. и церковь Троицы 19 в., построенную в стиле каменных церквей. Долго не задерживаемся. |
После Гоморовичей дорога пошла поровнее. Машин совсем нет, только навстречу попадается один рейсовый автобус. На подъезде к Юксозеру пошла очень извилистая узкая дорога (кончился асфальт?). Указателя деревни Конец, от которой должен открываться красивый вид на озеро, не заметили, а в Юксовичах сворачиваем налево к Родионово к деревянной Георгиевской церкви 1496г. Дороги здесь образуют треугольник, от Родионова выезжаем на трассу по другой, асфальтированной (как нам сказали) дороге. Через 20 км от Родионово видим указатель влево на Вознесенье - мы было подумали, что это уже Р19 и граница областей. Дорога сразу стала очень извилистой и узкой. Но нет - это была просто соединительная, но зимой она выглядела весьма наезженной. К границе областей и повороту на Р19 на Вознесенье и Петрозаводск подъехали еще только через 16 км. Сразу за развилкой - с. Ошта (Оштинский погост) и одноименная река. Дорога стала заметно прямее и шире. Деревни встречаются чаще, на улицах появился народ в валенках. Редко, но стали появляться и машины. В 50 км от границы областей - село Палтога, работает магазин. Справа прямо у дороги на возвышении стоят деревянная Богоявленская церковь (1733) с красивыми луковками и каменная Знаменская. |
13-00
Вытегра. На въезде - АЗС Лукойл.
Мобильной связи нету никакой. В соборе -
краеведческий музей (10-17, вых пн), за ним -
часовня Исаакия Далматского в
псевдорусском стиле. |
Перекусываем в машине около собора и, не теряя времени, двигаем дальше. Дорога идет вдоль Вытегрского водохранилища. В буклете "Архитектурные памятники Вологодской области" 1969 года мы вычитали про величественную деревянную церковь Успения в с. Девятины. Само село нам понравилось - добротные дома, но церкви не обнаружили. Остановившись на выезде из села у кладбища, узнали у молодого парня, что церковь сгорела еще 12 лет тому назад, а на кладбище строят и никак не могут достроить новую. |
15-00. Указатель на Липин Бор,
до которого 6 км. Оттуда выезжаем в
сторону Белозерска. На выезде -
указатель: "Ухтома 9, Белозерск 40,
Череповец 160". Дорожка узкая,
извилистая и заснеженная, красиво
петляет в лесу. В Ухтоме слева на
кдадбище - любопытная запущенная
деревянная церковь со шпилем. 15-30. Еще светло, но начинает темнеть. Подъезжаем к ледовой переправе на месте парома через Шексну (летом паром работает 8-20). На въезде и выезде - снежные заносы, которые лениво ковыряет лопатой человек при переправе. На той стороне въезжаем в с. Каргулино, за ним - понтонный мост через узкий Белозерский канал. |
За 10 км до Белозерска подъезжаем
к развилке. Направо главная уходит на
Белозерск. Налево - указатель "Переправа
9, Кириллов 29, Вологда 135 ". Туда мы и
поедем завтра.
За день пройдено 370 км, а всего от Питера - 670. |
По утро термометр в машине показывал минус 35, а т.к. машина между прогревами не успевала до конца вымерзнуть, то на улице реально были все 40. |
10-00. Покидая Белозерск,
выезжаем обратно в сторону Липина Бора,
а через 10 км сворачиваем к переправе на
Кириллов. И тут нас ждал облом!
Переправа не работает! Что мешает ее
проложить по льду? И почему бы на
перекрестке с дороги Белозерск - Липин
Бор не установить указатель, что
переправа закрыта? Почему-то во Франции
на дальних подступах ко всем перевалам
стоят таблички, что перевал "ferme"
или "ouverte", оперативно указывающие
актуальное состояние перевалов. |
|
|
Уже ближе к Ферапонтово впервые за последние два дня догоняю попутный грузовик. Он распыляет облако снежной пыли - страшно даже приблизиться. Останавливаемся свериться с картой и отпускаем его вперед. А тут уже и указатель на Ферапонтово. Время - 11-30. Мороз, солнце, белый снег - все очень красиво. Но холодно! В деревне с некоторого расстояния сфотографировали деревянную шатровую церковушку (ближе к ней не подобраться) и пошли в монастырь. |
Фрески Дионисия зимой закрыты, да там еще
и идет ремонт полов. Посмотреть можно
только фрески у ворот в собор. Открыта
надвратная церковь и музей (10-17, билет=20руб). Довольно удачно присоединились к экскурсии с подъехавшего автобуса. Все ценные древние иконы из монастыря давно были вывезены в Москву и Ленинград на реставрацию, да так там и остались. На фотографии видны иконы возвращенные сюда по случаю юбилея. В Ферапонтово нам очень понравилось. Может еще и потому, что не очень торопились. В книжном киоске при кассе купили 4 довольно большие фотопанорамы Кирилло-Белозерского монастыря по смешной цене 10 руб. за каждую, путеводитель "Кириллов - Ферапонтово - Горицы" и факсимильную книжку местного историка Бриллиантова "Ферапонтовъ, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона к 500-летию со дня основания 1398-1898". Говорят, что это - настольная книга всех местных экскурсоводов. |
13-20. Садимся в изрядно промерзший за 2 часа автомобиль и направляемся в Кириллов. |
[Часть 1] |
[Часть 2] |
[Главная] |