|
[Часть 1] |
[Часть 2] |
[Главная] |
Стыдно признаться, но я, коренной
ленинградец-питерец, только в последние
годы начал осваивать Карелию и Русский
Север, да и то только в зимние новогодние
поездки. Давно хотели с женой побывать на
Соловках, вот и решили сгонять туда на
выходные, прихватив праздничный день в июне. По
первоначальным прикидкам предполагалось
по одному дню потратить на дорогу туда-обратно
и один день провести там. Но уже после
беглого изучения отчетов и посещения
сайта СОЛОВКИ.РУ,
стало понятно, что за один день там можно
посмотреть только собственно кремль-монастырь, а по-хорошему
туда надо ехать не менее, чем на 4-5 дней. Соловецкие острова административно принадлежат Архангельской области, и из Архангельска туда можно добраться на самолете. Зимой - это единственный путь. Есть даже прямой рейс из Москвы транзитом через Архангельск. Но морем Соловки - намного ближе к Кеми, через которую проходят все поезда в Мурманск. Отсюда катер идет до Соловков 2.5-3 часа. Собственно порт находится не в самой Кеми, а в Рабочеостровске в 12 км от города. Рядом с причалом расположена гостиница "Причал" - удобный перевалочный пункт по пути на Соловки и обратно. Катера отправляются из Рабочеостровска в 8-00, а обратно с Соловков - в 17-17.30. Обычно организованые группы туристов, приехавшие на поезде и самостоятельные автопутешественники прибывают в Кемь вечером и ночуют в "Причале". То же самое и на обратном пути. Поэтому номер в гостинице лучше заказать заранее. Стоянка машины на территории гостиницы за время пребывания на Соловках обойдется 50 руб/день. У "Причала" есть свой туркомплекс и на Соловках, кроме того они могут помочь забронировать другую гостиницу на острове и посодействовать с экскурсиями. Еще один способ попасть на Соловки - на теплоходе "Комета" из Беломорска. Приняв во внимание все эти обстоятельства, мы решили отпроситься в пятницу с работы немного пораньше и попытаться доехать в этот день от Петербурга до Кеми. Гостиницу бронировать не стали - неизвестно сколько времени займет дорога. По обыкновению устроили в Пассате-универсале удобное спальное место для двоих, разложив заднее сиденье и постелив походный лист поролона 200х100х8.
|
Питер - Кемь |
Дорога от Питера до Волхова в хорошем состоянии, местами даже в отличном.
Только в который раз вызывают
недоумение знаки ограничения 60 с
табличками "пятница 15-24 и выходные"
на протяжении нескольких десятков
километров после конца "автобана",
начиная с 55 км от Питера. Понятно, что
практически никто это ограничение не
соблюдает, но ехать там лучше за "спонсором".
Заправки. Цифры - км от Питера, в
скобках цена 92-го в то время.
|
Где-то
в районе Сегежи примерно в 23 часа низкое
заходящее солнце висит прямо на уровне
горизонта. На многих прямых участках оно
оказывается точно по оси дороги и слепит
прямо в глаза. В такие моменты не видно
абсолютно ничего! Хуже чем в тумане, т.к.
не видно даже встречных машин и
направления дороги! И все это
усугубляется залепленным комарами
лобовым стеклом. В такие моменты
приходится резко снижать скорость. Так
продолжалось более часа, пока в начале
первого ночи солнце окончательно не
скрылось за горизонтом. Итого, стартовав из центра Питера в 15-30, в мы прибыли в Кемь в 1 час ночи, преодолев 823 км за 9.5 часов с учетом пробок на выезде из Питера и остановок на перекус и заправки. Средняя скорость 86.6 км/час. Неизгладимое впечатление произвели пейзажи на окраинах Кеми - кучи строительного мусора, полуразвалившиеся бараки за покосившимися старыми заборами - то ли лагеря, то ли заброшенные военные объекты. Такое ощущение, что все это брошено и медленно разрушается многие десятилетия. Солнце зашло, но на улицах Кеми светло, как днем. Ходят люди. Около автосервиса кипит жизнь - на двух подъемниках ремонтируются машины, вокруг них копошатся мастера, еще несколько машин стоит у дверей в очереди. Последние 15 км - и мы в Рабочеостровске у "Причала". Прицениваемся к номерам в гостинице. Стоимость ночевки - от 250 руб/чел. Решаем, что нам и в машине переночевать неплохо, поэтому оплачиваем только стоянку 50руб/сутки. Кемь - Соловки Утром 12 июня к 8 часам на причале собралась
приличная толпа желающих попасть на
Соловки. Здесь и организованные туристы,
и паломники, и местные жители, просто
"дикие" туристы и даже компания со
своими велосипедами. Насколько я понял,
в разгар сезона регулярные рейсы
совершает катер "Печак". В июне он
ходил нерегулярно, по мере прибытия
крупных групп. А ежедневно по расписанию
ходили два более мелких монастырских
катера "Святитель Николай" и "Святитель
Филипп". Рейсы - утром в 8 часов из Кеми, и
в 17-30 из Соловков. В любом случае, лучше
справиться о конкретном времени в
конкретный день. Заранее билеты не
продаются. Мне показалось, что в случае
чего найти моторку, которая тебя отвезет
- не проблема. Цена во всех вариантах
одинаковая = 250 руб/чел, плюс в Кеми взяли
еще какой-то портовый сбор по 20 руб. |
Кемь, "Причал" |
Кемь |
Островок с метеостанцией |
Погода - на удивление хорошая, солнечная и теплая. Все предыдущие недели были холодными и дождливыми, а тут нам подфартило. Располагаемся на палубе, глазеем на острова по сторонам, но вскоре холодный морской ветер пронизывает до костей, приходится искать место в теплом помещении. Имейте это в виду и при посадке старайтесь забить место внутри. |
Проходит два часа плавания, и на горизонте постепенно вырастают главки монастырских церквей. И вот уже "Святитель Николай" входит в бухту прямо под мощные стены монастыря. Первым делом пытаемся определиться с ночлегом. На острове есть две сравнительно бюджетные гостиницы "Музейная"(Петербургская) и "Соло" и два дорогих туркомплекса "Соловки-изба" и "Причал". Дорогие нас не интересовали. В "Музейной" ночевка стоила от 200 руб/чел, но мест не было. В "Соло" - цены примерно такие же. Есть еще некая Света, которая поселяет за те же 200 руб/чел, но мы, не дожидаясь ее, пошли сами искать жилье у частников. Довольно быстро нашли две смежные комнаты в доме у очень приятной интеллигентной тети Нины всего за 100 рублей и в двух шагах от пристани и монастыря. Процесс поиска жилья на одну ночь очень сильно облегчило то обстоятельство, что постельное белье мы предусмотрительно привезли свое. Душа с горячей водой у нее, естественно, не было, обходились тем, что окатывались из ведра во дворе. При желании душ за небольшую плату можно найти в соседней гостинице. |
|
Что можно и нужно посмотреть на Соловецких островах:
Анзерский остров
Острова Большая и Малая Муксалма
Большой и Малый Заяцкие острова
Чтобы составить полное
впечатление о Большом Соловецком
острове необходимо не менее 3-4 дней.
Расстояния между объектами -
значительные. Через весь остров
проходит грунтовая дорога с полосатыми
верстовыми столбами от дамбы на
Муксалму через поселок с Секирной горе и
скитам. К Муксалме она разбита и почти
непроезжая, а в сторону Секирной по ней
возят туристов на автобусах. Если
позволяет время, то обязательно надо
покататься на лодках по системе озер и
соединяющих их каналов. Современная
канальная система - выложенные валунами
берега. Строили ее в начале ХХ в по
местам старых, филипповских протоков.
Общая протяженность соединенных озер -
двенадцать километров, а собственно
каналов между ними - 1600 м. А всего на
архипелаге насчитывается более 500 озер,
большинство из них - на главном острове.
Лодку можно взять напрокат, а лучше
присоединится к организованному
лодочному походу по озерам и каналам с
пикниками на оборудованных стоянках.
Кстати, поражает чистота и порядок на
всей территории острова. Нигде не
увидишь валяющегося мусора. У берегов
озер оборудованы многочисленные
стоянки с бочками для мусора, скамейками,
кострищами с заготовленными дровами.
Для передвижения по острову можно
договориться с местными шоферами или
взять напрокат горные велосипеды (пункт
- прямо у пристани). В нашем распоряжении было всего два по полдня, поэтому пришлось ограничится программой-минимумом. Зашли в туристское бюро, расположенное с торца гостиницы "Петербургская", но там нам не смогли предложить ничего подходящего. Решили отправиться в пеший поход к Секирной горе, а монастырь оставить на завтра. В этом направлении по дороге находятся и другие интересные объекты. Почти сразу на выходе из поселка справа - лодочная станция, откуда начинается поход по озерам. Потом слева - т.н. филипповские садки. Отгороженные валунными дамбами живописные бухты еще во времена Федора Колычева (игумена Филиппа) служили запасниками живой рыбы. Мы свернули к ним, а потом решили срезать угол к основной дороге по тропинке и попали на дорогу ведущую к м. Белужьему. Спохватились только через пару километров, когда вышли к берегу моря. Еще раз срезать по болоту мы не решились, пришлось возвращаться обратно к развилке. |
С погодой нам действительно повезло. Безоблачно - самое настоящее лето. Но следы поздней холодной весны чувствуются везде. Ветки многих деревьев и кустов еще голые, листва не успела распуститься. А главное - совсем нет комаров и мошки! А вот через неделю-другую будет совсем как в известной песне В. Вихорева "На Соловецких островах" про "чай с мошкою пополам". |
Секирная гора возвышается над плоской местностью острова на 100 метров. На ее вершине в 1862 году была построена каменная Вознесенская церковь с маяком над колокольней. В 1904 году для увеличения света керосиновых ламп была установлена французская линза, которая служит и поныне, но уже с 1000-ваттной электрической лампой. С двух сторон у подножья горы расположены огромные поклонные кресты. |
|
Со смотровой площадки от церкви открываются замечательные виды на окружающие озера, лесные массивы и полоску моря на горизонте. В мрачные времена ГУЛАГа и СЛОНа (Слововецкого Лагеря Особого Назначения) Секирка была ужасным местом. Здесь находился штрафной изолятор и расстрельное место. Мало кто отсюда выходил живым. Трупы людей сбрасывались с крутого обрыва, там где поднимается крутая лестница с 250 ступенями. Сейчас эта лестница отреставрирована шведами. Спустившись по этой лестнице мы продолжили пеший путь вокруг озера к Савватьевскому и Исаковскому скитам. В Савватьево привлекает внимание баня, стены которой выложены огромными валунами. Именно Савватьево было избрано для жилья иноками Савватием и Германом. Отсюда началось освоение островов в 1429 году. |
Отмотав пешком, не менее 30 км, возвращаемся в поселок. Чуть передохнув, обходим вокруг монастыря, оставив более детальный его осмотр на завтрашнее утро. |
|
13.06.2004. Вход в монастырь - свободный, плату берут только за посещение музея. Музей следует посетить обязательно. Одна его половина посвящена истории развития монастыря, другая - периоду СЛОН. Монастырь был основан в 14
веке православными подвижниками
Зосимой, Савватием и Германом и долгие
годы оставался в епархиальном
управлении Новгородских архипастырей,
что нашло свое отражение и в архитектуре
построек. Наибольшее развитие монастырь
получил в годы игуменства деятельного святителя Филиппа
(1548-1566), в миру - Федора Колычева . Началось массовое каменное
строительство, прокладывались дороги,
озера соединялись каналами. В 1566 году
игумен Филипп принял сан митрополита
Московского и всея России. Страшные дела
творились не только в советское время.
Филипп заступался за невинных жертв
опричнины, обличал царя. Неугодного
святителя сослали, и в 1569 году он принял
мученическую смерть от руки Малюты
Скуратова. В конце 16 века были возведены
мощные стены и башни из природных
валунов. Величина валунов в стенах
достигает несколько метров в
поперечнике. Посещение обители Петром I в 1694 и 1702 годах стало сигналом к прощению. За всю
многовековую историю монастырь лишь
однажды участвовал в международном
сражении. Во время Крымской войны 1854
году под его стены подошла англо-французская
эскадра. Продолжительная двухдневная бомбардировка
стен крепости двумя английскими
фрегатами оказалась совершенно
безрезультатной. Выпущенные ядра и
бомбы, количества которых хватило бы для
разрушения нескольких городов, лишь
незначительно повредили несколько
зданий и не вызвали ни одной жертвы.
Могучие стены и башни с легкостью
выдержали натиск. Героическая защита
почти безоружной крепости и "чудеса",
связанные с ней, резко повысили
авторитет монастыря среди верующих. |
Над мощными крепостными стенами возвышаются главы удивительного Свято-Преображенского собора, заложенного еще при Колычеве и законченного после его смерти. Особенностью этого уникального архитектурного памятника является наличие четырех верхних приделов, расположенных по углам на сводах собора. В интерьере - только два опорных столба вместо четырех традиционных. Они поддерживают центральный барабан, который опирается также и на восточную стену собора. Прочные стены толщиной до 3.5 метров сохраняют зимний холод - в соборе пар идет изо рта. Подаренный спонсорами яркий иконостас не слишком гармонирует с суровой простотой внутреннего убранства. Из остальных
архитектурных памятников, на мой взгляд,
диссонансом
возвышается колокольня более поздней
постройки да еще и в лесах. Во время
фотографирования приходилось выбирать
такие ракурсы, чтобы она не попадала в
кадр, или убирать ее потом фотошопом. |
Соловецкая тюрьма издавна была известна как место ссылки неугодных правительству лиц. С 18 века в монастыре томились множество титулованных особ, но общее количество узников было невелико и не превышало триста человек. В 1903 году соловецкая тюрьма было упразднена. В 1923 на островах
организуется новое карательное
учреждение СЛОН, преобразованное в 1937
году в Соловецкую тюрьму особого
назначения (СТОН). На протяжении более
двух десятилетий сотни тысяч
заключенных заполняли помещения кремля
и отдаленных скитов. Большинство из них
были определены сюда не по судебным
решениям, а внесудебным порядком. В
музее приведены биографии множества
талантливых людей - интеллигентов,
инженеров, религиозных и политических деятелей,
загубленных здесь. Особым цинизмом
смотрятся впечатления нашего великого
пролетарского писателя Горького о
посещении в 1929 году Соловков и
Беломорканала. Он воспевал эти "лагеря
по перевоспитанию", восхищаясь
деятельностью ОГПУ. |
|
[Часть 1] |
[Главная] |