|
[Часть 1] |
[Часть 2] |
|
[Главная] |
Переговорный камень. Лабиринт. |
В оставшееся время до отправления
катера на материк решаем прогуляться в
сторону Заяцких островов к
Переговорному камню. После той самой
бомбардировки крепости английскими
фрегатами, на следующий год англичане
снова подошли к Соловкам и предъявили
ряд требований монастырю. Переговоры
завершились безрезультатно, а в том
месте, где на берегу моря проходили
переговоры, лежит камень с надписью,
посвященной этим событиям. |
Я окунулся в обжигающую воду Белого моря, и мы отправились обратно в поселок собираться к отплытию на материк. |
. |
Что в Кеми, что в Соловках предварительно
билеты на катера не продают. Хорошо еще,
что ходят они каждый день по расписанию.
Интересно, что делать, если все желающие
не влезут на судно?
В 17-30 отплываем на материк на "Святителе
Филиппе", близнеце "Святителя
Николая", на котором прибыли сюда.
Постепенно монастырские стены и церкви
растворяются на горизонте. |
Обычно автомобилисты остаются
на ночевку в том же "Причале",
но мы решаем не тратить зря времени и
совершить марш-бросок в сторону дома.
Проехав значительную часть пути вечером,
мы могли завтрашний день посвятить не
просто перегону домой, но и осмотрам
некоторых достопримечательностей.
Предполагали доехать до Кивача,
переночевать там в машине, а утром
двигаться дальше. Но, остановившись на
перекус, обнаружили, что двухлитровый
китайский термос, залитый еще в Питере,
опрокинулся в коробке для продуктов и
залил водой постель. Пришлось
переиграть планы и, пролетев мимо
поворота на Кивач, искать ночлег в
мотеле под Кондопогой. В 0-30 поселяемся в мотель "Мираж" за 500+50(стоянка) руб. |
14.06.2004. На утро наметили краткое посещение по "местам былой славы" - нашей новогодней поездки 2002 года , когда мы зимой из Петрозаводска ездили в Кондопогу и Кивач. Сначала вернулись назад на 20 км до поворота + 8 км к водопаду. Быстренько пробежали к единственной точке, откуда можно сделать наиболее выигрышный снимок (можно сравнить с зимним видом) Потом опять возвращаемся к мотелю и теперь сворачиваем в Кондопогу к Успенской церкви.
|
Кондопога. Успенская церковь Здесь мы тоже бывали только зимой. На всякий случай, повторю легенду подъезда к церкви. Свернув с М18 к Кондопоге, следует ехать по широкой дороге прямо (направо будет поворот в центр города) мимо вокзала, а потом после моста через канал и ж/д переезда сворачивать направо. Далее извилистая главная дорога приводит к берегу Онежского озера в деревню Кондопога (одноименную с крупным современным городом) к Успенской церкви 1774 г - вершине шатрового деревянного зодчества. Расположенная на маленьком мыске на берегу Онежского озера, она поразительно гармонирует с окружающей местностью. |
Бабулька-смотрительница из соседнего дома пускает внутрь. Церковь открыта с 9-19, вход = 10 руб. Женщина жалуется, что службы проходят все реже и реже. Священник приезжает из города, прихожанам дорого добираться на автобусе. |
Много времени не тратим, и в 10-50 мы в третий раз за сегодняшний день выезжаем на М18 к мотелю "Мираж". Времени вполне хватает, чтобы и преодолеть последние 465 км до Петербурга, и посетить по дороге Александро-Свирский монастырь. |
Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь |
Каждый раз проезжая мимо этого монастыря, думал, что надо бы туда заглянуть. И вот, представился удобный случай. Почему-то мне казалось, что он должен находиться где-то к востоку от М18 - наверное, название монастыря вызывало ассоциации со Свирьстроем. Но внимательно поглядев в атлас Ленобласти 1:125000, я обнаружил. что находится он совсем с другой стороны. Итак, если едешь по М18 из Карелии в Питер, то проехав Инему с заправкой, кафе и мотелем, надо через 2 км сворачивать направо через ж/д переезд по указателю "Свирское 4 км". |
Монастырь открыт для посещения 8-20.
Основан он на берегу живописнейшего
Рощинского озера монахом Александром,
которому по преданию явилась здесь
Святая Троица. Первые постройки были
деревянными - шатровая Троицкая церковь и
Покровская с трапезной. До нашего времени
они не сохранились. В начале 16 века
начались масштабные работы по каменному
строительству Покровской и Троицкой
церквей и одновременно в 600 метрах
возводились постройки Преображенской
части. Любопытно, что иногда здесь
рассматривают два отдельных монастыря -
Троицкий и Преображенский, а чаще весь
комплекс называют Александро-Свирским
монастырем. В настоящее время обе эти
части находятся под одним управлением.
Как и в каждом таком месте, история жития Святого Александра Свирского обросла легендами. После смерти в 1533 году его тело было похоронено, затем через много лет в 1641 его мощи были "обретены" и, как гласит предание, "его тело как прежде было мягким и совсем целым". Мощи были размещены в Преображенском соборе, но в 1918 монастырь был разорен, а рака с мощами была вскрыта, к изумлению большевиков, назвавших тело "восковой куклой". Вторично мощи обнаружились в 1998 году в Военно-Медицинской академии, освидетельствованы и помещены снова в Преображенский собор. |
Преображенская часть представляет собой образцово-показательное зрелище, все сверкает чистотой и порядком, разве что трава не покрашена. Интерьеры Преображенского собора, кроме раки с мощами Александра Свирского, особого интереса не представляют, а вот в Захарьевском приделе - много старых икон 17-18 в., подаренных монастырю. Приятно поразительно доброжелательное отношение к посетителям и паломникам. На территории целый день дежурят так называемые "трудницы" - женщины (монастырь - мужской), добровольно и, похоже, бескорыстно работающие на благо монастыря. Они встречают посетителей при входе, организуют в группы и проводят экскурсии по территории, подробно обо всем рассказывают. Не возражают против фотографирования. Все совершенно бесплатно. Естественно, пожертвования, покупка свечек, церковной литературы и атрибутики приветствуется, но ни в коей мере не навязывается. |
В частности, в приделе Захария такая трудница с удовольствием рассказывает о всех иконах, сюжетах на них. Одна из главных их задач - способствовать трате денег группами иностранных туристов (по большей части, финнов) на пожертвования и покупку икон. Это им и сам Бог велел! Главное, что они с такой же готовностью занимаются и простыми посетителями и даже индивидуально водят по монастырю. Вторая цель - идеологически правильное освещение всего, что касается истории и жизни монастыря. Это право у них отнять нельзя, точно так же, как и мое право делать свои выводы из услышанного. При входе висит объявление, что посторонние экскурсоводы должны получать разрешение на организованное проведение посещений. |
Ансамбль Троицкой части тронул меня несравнимо больше. Большинство сооружений находятся в приличном состоянии, а обшарпанные кирпичные стены не портят впечатление, а даже наоборот придают особое очарование и дух старины. В который раз убеждаюсь, что слишком тщательно отреставрированные и густо замазанные яркой краской храмы что-то теряют. И расположенная в корпусе лечебница для душевнобольных особенно не мешает - они не буйные. А юродиевые во все времена были уместны у храмов. Нас вместе с еще одной парой сопровождала Ирина Борисовна, искусствовед из Петербурга. Сейчас она на пенсии и все лето проводит здесь в монастыре. Сначала она послала нас присоединиться к какой-то группе, но узнав, что мы уже не успеваем, взяла ключи от Троицкого собора и повела нас четверых из Преображенской в Троицкую часть и провела там подробнейшую экскурсию. Наибольший интерес представляют постройки 16-17 века: Троицкий собор, трехглавая шатровая колокольня и Покровская церковь с трапезной палатой. А также маленькая изящная церковь Иоанна Дамаскина 1716 г. Наиболее ранний каменный ансамбль - Покровская церковь с трапезной. Интересно, что на металлических флажках на башенках трапезной и часозвона закодирован год постройки старославянскими буквами. |
|
Троицкий собор в 1698 году расписан фресками тихвинскими мастерами. Первоначальные фрески сохранились в нижних рядах. Верхние ряды закрыты более поздней росписью. |
Трехглавая звонница неоднократно перестраивалась, реставрация в советское время вернула ее первоначальный вид. Очень интересны жилые корпуса, окружающие Троицкий монастырь с трех сторон. Сейчас там расположена психлечебница. В древние времена трапезная была соединена с корпусом галереями-переходами на втором этаже. Сейчас от этих переходов остались только открытые дверные проемы на втором этаже. |
Надо было бы еще прогуляться на другую
сторону Рошинского озера к источнику.
Оттуда должны открываться красивые виды
на монастырь. Но время уже поджимало, да и
дождик начал опять моросить.
Покидаем Свирское и держим путь домой.
По дороге останавливаемся только в
Сясьстрое, чтобы купить копченого
терпуга, и в 20-00 - мы дома в Питере. |
Ссылки. Адреса. Телефоны. |
Морское сообщение на острова: На Соловецкие острова из Кеми. Отправление катеров из Рабочеостровска 8-00, из Соловков 17-30. Стоим. билета 250 руб (20 руб за посадку в Кеми). тел.+7(814-5835) 3-60 (Кемь) Гостиница "Причал", номер на двоих от 500руб, стоянка автомобиля 50 руб/день. На Соловецкие острова из Беломорска http://travel.to/solovki Рейсы "Кометы" из Беломорска с 5 июня по 15 сентября по расписанию http://solovki.karelia.ru/ Стоимость билета туда-обратно = 650 руб. В порту имеется автостоянка. 186532, р.Карелия, г.Беломорск, ул.Водников, д.3, Беломорский морской порт. Телефоны: код +7 (81437), телефоны 2-12-25, 4-13-82. |
Гостиницы на Соловках: Ссылки: Мотели по дороге (в скобках - км
от Питера, минимальная стоимость 2-местного
номера на лето 2004):
|
Бюджет поездки (руб) |
|
1. Бензин | 1836 |
2. Кемь - Соловки - Кемь | 1040 |
3. Парковка в Кеми | 50 |
4. Проживание Соловки | 100 |
5. Питание Соловки | 150 |
6. Музеи, карты, книги | 200 |
7. Мотель "Мираж" | 550 |
Итого |
3296руб = USD135 |
|
[Главная] |