|
Часть 12 |
Высокогорное плато Ласифи (Lassithi) находится на высоте более 800 метров, и окружено вершинами массива Дикти, вдоль южных склонов которого мы катались маршрутами, описанными в части 9. Так же называется и вся восточная область Крита ( одна из четырех) с административным центром в Ag.Nikolaos. Возможно, что по названию плато назвали и область, а по другой версии это связано с городом Sitia, который венецианцы называли La Sitti. |
|
A,L - начало и конец маршрута B - Moni Panagia Gouverniotissas C - Moni Panagia Kordiotissas D - северный въезд на плато Lassithi E - Psichro (пещера Зевса) F - Avrakondes (Европарк) G - Messa Lassithi (восточный выезд с плато) H - Церковь Panagia Kera в Kritsa I - плато Katharu J - Ag.Nikolaos K - Malia
|
|
Выехав из
своего отеля, заезжаем в порт Ираклиона
узнать про билеты на Санторини.
Оказывается, что еще за 5 дней до нашего
отъезда, подходящих билетов уже нет. Продолжаем ехать в сторону Ag.Nikolaos по старой дороге ближе к морю, и примерно на полпути до него около села Gouves, сворачиваем направо на Kastelli, пересекая новую трассу Е75 тоннелем под ней. Вдоль ущелья постепенно поднимаемся к отрогам горного массива Дикти. |
|
|
Монастырь Panagia
Gouverniotissas прилепился к горному склону. |
|
|
|
Небольшая церковь в византийском стиле внутри расписана фресками. Посетителей почти нет - и в этом особое очарование таких маленьких тихих монастырей, в отличие от тех, куда привозят туристов автобусами. |
|
Вход - бесплатный. Служитель на входе предлагает купить свечки, но я, как человек неверующий, предпочитаю опустить 5 евро в церковную кружку. Служитель говорит, что деньги можно отдать и ему. Фотографировать можно, и это еще одно отличие от более известных и раскрученных монастырей. Там и деньги за вход берут, и фотографировать не разрешают. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Женский монастырьБогородицы Керы Кардиотиссы спрятался в низинке. Автобусы с туристами в отличие от Panagia Gouverniotissas, сюда прибывают один за другим. Мы с трудом находим место приткнуть свою машину так, чтобы ее не заперли. Вход платный = 4 евро. Внутри есть старинные иконы и фрески 14 века. Фотографировать нельзя. Монастырь был основан чуть ли не в 10 веке, но с тех пор неоднократно реконструировался. |
|
Главной святыней монастыря является чудотворная икона Богородицы Кардиотиссы (Сердечной). По легенде икона будто бы была написана Святым Лазарем, монахом и иконописцем, в 8 веке. С ней также связаны легенды о нескольких попытках похищения. Первый раз она была украдена в 1498 году торговцем вином с целью продажи и вывезена с Крита. На долгом пути в Рим торговец заболел и скончался, но завещал отдать икону в церковь. В конце концов она оказалась в Риме в храме Св.Альфонса. В монастыре хранится икона Panagia Kera, написанная на листе меди в 1795 году неизвестным художником по "мотивам" той древней иконы, но в другой иконографической манере. И эту икону трижды турки увозили в Константинополь, но она каждый раз чудодейственным способом возвращалась в свой дом. После третьего возвращения, турки приковали ее цепью к мраморной колонне. И она вместе с цепью и колонной вновь вернулась на Крит! Так гласит красивая легенда, но во дворе монастыря находится та самая колонна, а цепь висит на иконостасе рядом с чудодейственной иконой. |
|
|
|
|
Зал, в котором по легенде существовала Тайная Школа |
|
|
Плато представляет собой практически плоскую круглую долину на высоте 850 м, окруженную горами. С четырех сторон на него ведут четыре дороги, круто поднимающиеся серпантинами. Недалеко от северного въезда устроен какой-то кич-музей, посвященный истории человечества с рядом расположенными кафе и сувенирными лавками. Сам музей устроен внутри холма, а снаружи привлекают внимание вполне симпатичные ветряные мельницы, являющимися символом плато. |
|
|
|
Въезжаем на плато через пролом в гряде, окружающей долину. Сооружение слева на скале, похожее на дот или корабельную пушку, является остатками старинной мельницы. |
Впечатляющие виды на окружающие плато пейзажи. На горизонте в дымке - море. |
|
|
|
|
|
Благодаря геологической структуре, почва плато удерживает дождевую воду, которая накапливается в многочисленных колодцах. В прошлые века 10 000 ветряных мельниц, установленных по всему плато, качали воду для полива. Земли здесь плодородные и издревле использовались под сельское хозяйство. В настоящее время воду качают электрические насосы, и количество мельник значительно уменьшилось. Большинство оставшихся практического значения не имеют, и остаются исключительно в декоративных целях, как символ прежних дней. |
|
|
|
Долина имеет почти круглую форму и составляет в поперечнике около 5 км. По периметру проложена дорога мимо всех четырех въездов на плато. В одном из уголков плато около села Психро находится знаменитая Диктейская пещера, в которой по преданию родился отец богов и людей Зевс. |
В
противоположном конце организован Экопарк
- что-то вроде музея природы или
этнографического музея. Впрочем мы туда
не пошли, и ничего определенного я не
скажу. |
|
|
|
|
Покидаем плато Ласифи в районе села Messa Lassithi по дороге в сторону Ag.Nikolaos. Проезжаем села с любопытными названиями Messa Potami (созвучное с Месопотамией) и Exo Potami |
Немного не доехав до выезда на Е75, сворачиваем на мелкие дорожки в сторону села Kritsa. По поводу этой самой Крицы, мы целый день ломали голову. Во всех путеводителях упоминается церковь Пагании Керы в Крице с какими-то удивительными фресками. Но во-первых, в этом районе почти все монастыри и церкви посвящены Панагии (т.е. Богородице), а, во-вторых, мы уже сегодня побывали в монастыре Панагии Керы Кардиотиссы, в котором видели и древние иконы, и фрески. Я грешным делом начал думать, что путеводитель что-то перепутал. Но для очистки совести мы решили-таки добраться до Крицы. Итак мелкими полевыми дорожками пробираемся через Exo Lakonia в Kritsa. |
|
В Крицу прибываем в 16-30. Панагия Кера нам не попадается, да и поздно уже смотреть под вечер фрески. Но зато мы видим указатель на плато Кахаро 15 км. Решаем до захода солнца проскочить туда. Сразу же из села дорога поднимается почти вертикально вверх. Я не знаю, какой там был уклон, но мотор тянул только на первой передаче. |
Дорога очень узкая - две легковые с трудом разъедутся, покрытие - не просто асфальт, а какая-то бетонная смесь с нанесенными бороздками для повышения сцепления, иначе в мокрую погоду можно просто не удержаться на такой крутизне. |
|
|
К сожалению, фотографии совершенно не передают крутизну уклона, но мне трудно припомнить, где еще мне приходилось карабкаться в такую горку. |
Наверху дорога расширяется и превращается в очень приличную трассу. |
|
|
Останавливаемся на видовой площадке для отдыха, откуда открываются виды на побережье около Ag.Nikolaos. |
|
|
|
|
|
|
Спускаемся в село Avdeliakos на плато Кахаро.. Асфальт здесь кончается. Судя по карте какие-то дорожки отсюда ведут в сторону Messa Lassithi, откуда мы только что приехали. Но я сомневаюсь, что они проезжаемы на обычном легковом автомобиле. |
|
|
|
|
|
|
|
А оттуда через Ag.Nikolaos отправляемся домой. |
|
Через день
утром мы все-таки вернулись в Крицу и
нашли ту самую церковь. Если оценивать все увиденные на Крите художественные и исторические ценности, то наибольшее впечатление на нас оказал Кносский дворец и и фрески этой небольшой древней церкви. |
Архитектура
трехнефной Панагии Керы с мощными
контрфорсами не похожа на другие
византийские церкви. Кажется даже, что
это современная конструкция,
стилизованная под древние формы.
Возможно, такое впечатление создается
из-за свежей безликой побелки. Церковь строилась поэтапно в с конца 12 до середины 14 веков. Сначала был возведен средний неф, посвященный Успению Богородицы, а позже пристроены два боковых Святой Анны и Святого Антония. |
|
|
Главную художественную ценность составляют отлично сохранившиеся великолепные фрески, покрывающие всю внутренность - стены, арки, колонны и своды. Самые древние росписи в среднем нефе относятся к 13 веку, а остальные - к 14. Росписи посвящены библейским событиям и иллюстрируют почти все сюжеты Нового Завета. Церковь открыта для посещений 8-30 - 15, билет = 3 евро. Фотографирование запрещено. На удивление посетителей было очень мало, вместе с нами в церкви находилось не более 2-3 человек. Я даже не удержался и сделал одну фотографию, спрятавшись от девушки-билетера за колонну. |
Выйдя из церкви, мы в соседней книжно-сувенирной лавке купили отличную книжку-исследование на русском языке. В ней приведены буквально все фрески с описанием библейского сюжета каждого изображения. Мы вернулись и по книжке еще раз обошли все росписи. |
|
|
|
|
|