Новый год - 2005
(Питер - Устюжна - Череповец - Тутаев - Ярославль - Кострома - Солигалич - Галич - Судиславль - Макарьев - Кичменгский Городок - В.Устюг - Сольвычегодск - Архангельск - Каргополь - Вытегра - Питер)

Часть1. Подготовка. Дорога туда.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

[Главная]

В нашей семье сложилась традиция - начиная с 2001 года, мы с женой все новогодние праздники проводим в поездках по Русскому Северу. Прерывать эту традицию мы не собирались и в этом году, тем более, что в последний момент был принят Указ о 10-дневных новогодних праздниках. Первоначально в планах было проехаться по нашему Северу с заездом в Архангельск, потом заскочить в Финскую Лапландию в районе Саллы, покататься 1-2 дня на горных лыжах и вернуться домой по Финляндии. Но прикидывая маршрут в AutoRoute, получалось, что напрямую дорог от Архангельска до Кандалакши нет, пришлось бы спускаться на юг к Каргополю, а потом опять пилить на север почти до Хибин. Да и перспектива таскать всю дорогу в машине лыжи, ботинки и прочую горнолыжную амуницию с неясными перспективами покататься... Короче, в последний день решили лыжи с собой не брать, а в результате, и вообще в Финляндию не заехали. Как и всегда в своих путешествиях, мы не разрабатываем точный маршрут с раскладкой по дням, а намечаем основные точки, а дальше уже едем по обстановке и настроению.

Автомобиль - VW Passat 1992 года, шины - зимние нешипованные GoodYear UG6 плюс цепи Билтема.

Итак, наметили основные вехи:

  • новогодняя ночь в Устюжне. Расстояние  в 465 км с учетом выезда вечером в последний рабочий день уходящего года позволяло добраться до гостиницы до 24-00 и устроить подобие  праздничного стола,Карта
  • северная окраина Золотого Кольца - Тутаев, Ярославль, Кострома,
  • старинные городки Костромской области - Солигалич, Чухлома, Галич, Судиславль, Макарьев,
  • заезд через Никольск в Великий Устюг с главной целью - добраться-таки до Сольвычегодска, куда мы не смогли попасть в 2001 году.
  • Марш-бросок до Архангельска вдоль Северной Двины (навеяно отчетом о ноябрьской поездке Марианны)
  • Каргополь и его окрестности (то, что осталось непосещенным в прошлогоднюю зимнюю поездку)
  • Финляндия, если останется времени и духу.

На практике получился маршрут, изображенный на карте, а в формате MS AutoRoute 2002 его можно посмотреть: ArhMap.axe

При подготовке, как и всегда, в первую очередь, распечатал все, что касалось достопримечательностей по предполагаемому маршруту с сайтов:
1. http://towns.ru/ Малые Города России.
2. Рейтинги от Eeyore с сайта http://www.luca.ru/
3. http://www.argonavt.narod.ru/ Этот сайт посвящен водному туризму, но там есть много интересных материалов по Архангельской области.
4. http://kargopol.ru - официальный сайт Каргополя 

А ниже на фотках видны путеводители из "красной" серии "Мир вокруг нас" и региональные атласы, которыми мы пользовались. Особо хочу отметить превосходный путеводитель "Золотое кольцо" и недавно выпущенный Атлас Архангельской области. До этого подробных карт этой области практически вообще не было.

Путеводители Атласы

Погода


Все предыдущие новогодние наши поездки обычно сопровождались морозами от 15 до 40 градусов. Готовились к чему-то подобному и в этот раз, набрали теплой одежды. Но в этом году установилась рекордно теплая погода, причем, на огромном пространстве России от юга до севера и от запада до востока стояла примерно одинаковая погода. У нас все 10 дней температура была от 0 до минус 5 градусов, что в Костроме, что в Архангельске. Побочные эффекты - единственный солнечный день был 1 января в Устюжне, а все остальные - пасмурные, тяжелые для фотографирования. Почти каждый день были снегопады, заметающие дорогу, но дорожные службы все основные трассы убирали регулярно. Уже утром 1 января на дорогах Вологодской и Ярославской области вовсю трудилась снегоуборочная техника. 


Дороги

Практически  все трассы на нашем пути были во вполне приличном состоянии, регулярно чистились дорожными службами. Ничего похожего на то, что случилось в январе на трассе Москва - Воронеж,  которая после снежных заносов была перекрыта на несколько суток, мы не наблюдали. Большинство трасс представляет собой одну расчищенную или накатанную колею посередине и более или менее укатанные снежные обочины, на которые приходится уходить при разъездах со встречными.

  1. Кусок Мурманского шоссе М18 от Петербурга до Волхова - в очень хорошем состоянии, расчищен по всей ширине трассы. Правда, дорога изрядно полита солью, грязь летит на стекла. Скорость 100-110.
  2. А114 в Ленинградской области с каждым разом становится все лучше, откровенных колдобин кроме, как на мосту в Колчаново, нет. Чем дальше к границе Вологодской области, тем дорога все более заснежена и меньше посыпана песком с солью. От Пикалево до границы областей - просто великолепная дорога даже со "звучащей" вибрирующей разметкой как на автобанах Германии и Швеции. В Вологодской области - все та же прямая с широкими обочинами обледенело-заснеженная бетонка, все с теми же периодически попадающимися колдобинами на стыках плит. Страх пробить колесо держит в напряжении и не позволяет сильно разгоняться. Скорость 100-120.
  3. Р104 Череповец - Пошехонье - Рыбинск. Особых изменений нет ни в лучшую, ни в худшую сторону. Довольно ровная и расчищенная от Череповца, за Починком дорога потряхивает, становится все уже и заснеженнее. Между Пошехоньем и Рыбинском изобилует крутыми поворотами, множеством сел. В Вологодской обдасти скороcть до 120, в Ярославской около 100, после Пошехонья 60-80. 
  4. Р151+А113 Рыбинск - Ярославль - Тутаев - Кострома. На мой взгляд, один из самых неприятных участков маршрута. Узкая извилистая дорога, большой поток транспорта, частые села, грязь, летящая на стекла из-под колес.
  5. Р100 Судиславль - Галич - Солигалич. Почти на всем протяжении - новая прямая трасса, проложенная в обход всех сел. Очень скользкая, но позволяет на прямых участках держать высокую скорость до 120.
  6. Р98 Кострома - Мантурово. Широкая прямая трасса в обход сел. Периодически попадаются большие площадки для отдыха с кафе, магазинами и шиномонтажом. На многочисленных мостах через канавы и мелкие ручьи-речки зачем-то стоят знаки 70 -> 50 и "Сужение дороги"
  7. Мантурово - Верхнеспасское (срезка угла трасс Кострома - Шарья - Киров и Шарья - Никольск - Великий Устюг). На развилке в Мантурово стоял указатель на Котлас и "тупик". Спросили у аборигена, он сказал, что примерно в 10 км был ремонт моста, но все проезжают. Летом мост был размыт, но зимой никаких работ не ведется, мост находится во вполне нормальном состоянии - весь транспорт идет без всяких хлопот. Сама дорога более заснежена и немного потряхивает (грунтовка?), но тем не менее позволяет ехать не менее 100.
  8. Р157 Шарья - Никольск - Великий Устюг. Тоже прямая и широкая трасса. Совершенно белая и скользкая с одной накатанной колеей посередине. В Вологодской области она стала еще более белой, а колея - более узкой. Но зато грамотно посыпана песком в опасных местах и пересечениях с местными дорожками. Все села находятся чуть в стороне в пределах видимости. Мне она не показалась такой уж пустынной, как это отмечалось во многих отчетах. Транспорт идет, постоянно видны села справа и слева от дороги. Автобусные остановки оборудованы туалетами и украшены плакатами с военно-патриотическими лозунгами. Периодически попадаются современные заправки Славнефть и Лукойл с расчищенными площадками и туалетами. Особо поразил отдельно стоящий чистенький ТЕПЛЫЙ туалет на Лукойловской заправке.
  9. Великий Устюг - Котлас - Коряжма - Сольвычегодск. В Котлас попадаем по новому высокому мосту через Сев.Двину (построен в 2002 году), а в Сольвычегодск - либо по понтонной переправе через Вычегду из Коряжмы, либо паромом прямо в Сольвычегодск. В 2001 году паром зимой не работал, но в этом году теплая зима еще не сковала льдом Вычегду, и мы туда ехали через Коряжму, а обратно переправились на пароме.
  10. Котлас - Березник вдоль левого  берега Сев.Двины до выезда на М8. Белоснежная дорога. Временами очень извилистая с крутыми спусками-подъемами. В районе Пермогорья, где особо крутые горки с поворотами даже висит щит "Аварийно-опасный участок 25 км. Тяжеловесным грузовикам рекомендуется ездить в светлое время". Состояние покрытия определить трудно, но похоже, что под снегом - грунтовка. Неровности особенно ощущаются на малой скорости, пока не разгонишься после остановки. Поначалу мне даже казалось, что еду на спущенном до обода колесе. А когда разгонишься, то тряска чувствуется меньше, совсем, как в поговорке - "Больше скорость - меньше ям!". Скорость 80-100.
  11. М8 Березник - Архангельск. Поначалу трасса хоть и более расчищена (колея посередине до асфальта) и посыпана, но более узкая, чем до того и с неровностями. Движение оживленное, разъезды со встречными фурами и лесовозами несколько напрягают. Много сел. Ближе к Архангельску - пошире, поровнее и расчищена до обочин. Дорога извивается плавными дугами по пригоркам - в темноте ехать не так-то просто, а на следующий день днем - намного лучше. Скорость 80-120.
  12. Р1 Брин-Наволок (развилка на М8) - Плесецк - Каргополь. Первые 35 километров - очень плохо расчищена, трясет, скользко. Скорость не более 60. После развилки на Холмогорье чуть поровнее, а после Самодеда - первого села за 50 км от М8 - пошла широкая, очень ровная, почти без поворотов дорога. Шел снег, скользко, скорость около 90-100. Если на этой дороге асфальт или она вся - грейдер, зимой определить трудно. От Федово до Конево дорога проходит вдоль левого берега Онеги. В этом месте села следуют одно за другим.
  13. Р2 Каргополь - Пудож. Дорога аналогична Плесецк - Каргополь. Скорость 90-100.  В Кенозерском национальном парке на границе Архангельской обл. и Карелии - очень живописная заснеженная дорога с крутыми поворотами и горками.  Скорость около 60.
  14. Р5 Пудож - Вытегра. А вот здесь нас ждала самая настоящая засада. В предыдущий день была теплая на грани оттепели погода со снегопадом. За ночь нерасчищенные снежные колеи прихватило морозом, образовались высокие ледяные валы. Скребя днищем по этим валам, перескакивая через них то к одной, то к другой обочине в бесплодных попытках найти  колею, где бы не цепляло днищем. И так более 50 км. От Октябрьского ледяные валы кончились, а последние 40 км до Вытегры - новая прямая трасса. 
  15. Р37 Вытегра - Подпорожье. Этот участок занимает почетное второе место по паршивости после предыдущего. Редкие участки прямой ровной дороги перемежаются жуткими колдобинами.  Циничным издевательством выглядели знаки последовательного снижения скорости 70 -> 50 перед каким-то мостом на дороге, которая не позволяла двигаться более 30-40 км/час! Вдобавок у границы Вологодской и Лениградской областей попали еще в одну засаду. В этом месте за Оштинским Погостом  дороги образуют треугольник. Прямо на Подпорожье идет Р37, направо - Р19 в Вознесенье, а между ними по Ленобласти - срезка через Кипрушино. Мы попытались было проехать прямо, не обратив внимания, что свежих машинных следов нет, и сама дорога - с такими же ледяными валами, как и между Пудожем и Вытегрой. Через километр уперлись в промоину поперек дороги. Форсировать я ее не решился даже в цепях - судя по всему, если бы я там засел, то помощи ждать пришлось бы долго. Да и неизвестно, что нас ждало бы дальше. Разворачиваясь на обледенелой дороге, забуксовал, когда колеса попали в ямки между колеями. Надел цепи и с легкостью выехал. Дорога на Вознесенье до поворота на Кипрушино-Подпорожье тоже была вся в ледяных валах. Похоже, что участок на границе областей не интересовал ни те, ни другие дорожные службы.
  16. Р37 Подпорожье - Лодейное Поле отличное состояние, расчищена, посыпана.
  17. М18. Лодейное Поле - Петербург то же самое. Но ближе к Питеру - соль и грязь, летящая на стекла и фары. Все обочины уставлены машинами, протирающими фары. Несколько раз приходится останавливаться и мне. 


Дорожные приключения и неприятности

Уже с самого начала нас преследовали всевозможные мелкие и не очень мелкие неприятности. К таковым я вовсе не отношу состояние дорог, снежные заносы, погоду и прочие реалии, которые неизбежны в зимние поездки по Северу. Но кроме этих вполне ожидаемых факторов почти каждый день что-нибудь да случалось. Мне даже стало казаться, уж не предупреждает ли меня  кто-то наверху, и не напрасно ли мы затеяли эту поездку? Но я человек несуеверный, подобные мысли всерьез не принимал, просто удвоил внимание, старался не слишком лихачить.
  • Не успели мы отъехать и 75 км от Питера, как в Назии в  темноте на асфальте рядом с обочиной валялся какой-то мужик в темной одежде. Мы с женой успели только ужаснуться, заметив его уже когда проезжали рядом с ним.
  • На следующий день какой-то пьяный пешеход бросился мне под колеса в Рыбинске. Скорость была совсем маленькая, но на скользком льду мне с большим трудом удалось его обрулить. Помог известный прием, который в разные годы меня выручал уже несколько раз. На скользком покрытии тормозишь сколько можешь, потом выворачиваешь руль и резко отпускаешь тормоз. С АБС, конечно, проще - с ней можно тормозить в пол и рулить.
  • В Тутаеве обнаружил, что у меня украли круглую эмблему спереди. У меня большое подозрение, что на охраняемой парковке.
  • В тот же вечер у меня загудел подшипник ступицы. Удалось заменить его практически без потерь времени на автосервисе в Костроме.
  • В Солигаличе я оставил машину во дворе гостиницы гостиницы, немного заехав в рыхлый снег правыми колесами. Немного поелозил туда-обратно, чтобы накатать колею. Колея подмерзла, заледенела, а за ночь еще и присыпало снежком. Утром забуксовал на ровном месте. Вместо того, чтобы попросить кого-то толкнуть или надеть цепи, я открыл левое окно, включил первую на холостых оборотах, вылез из машины и, просунувшись в окно, начал ее толкать. Машина выехала, я дернул ручку КПП и она, проскочив нейтраль, врубилась на вторую. Я еще раз ее дернул и наконец-то выключил передачу. Но при этом грудью нажал на кнопку блокировки дверей, да так, что потом несколько дней не мог вздохнуть полной грудью. Похоже, что повредил себе ребро, т.к. болело потом еще долго. 
  • Самый невероятный случай с нами приключился около Чухломы. Днем при ясной видимости, двигаясь от Солигалича, я вижу, что впереди слева на обочине стоит Волга и Нива, и пара мужичков возятся около них. Один из них махнул мне рукой. Я начинаю тормозить, думая, что ему нужна помощь. Вдруг он начинает махать более отчаянно и показывает на дорогу. Поперек видно что-то пестрое. Мать моя! Да это поперек лежит береза на всю ширину дороги от кювета до кювета. Торможу из всех сил, но меня несет по льду. Уже на излете скорости перескакиваю через березу и останавливаюсь сразу за ней. Первая мысль - все, приплыл! Обхожу вокруг машины, заглядываю под днище - никаких повреждений, даже ни один колесный диск не замялся! Повезло, что береза круглая, подвеска мягко отработала и я перескочил ее хоть на небольшой скорости, но полностью. Эти два чудика волокли ее Нивой, и она оторвалась у них прямо поперек дороги. Пока я приходил в себя и осматривал машину, они уже снова подцепили бревно и оттащили его в сторону. Лежала оно поперек трассы всего пару минут, и мы попались именно в это время!

 

Гостиницы, питание
Мы с женой нетребовательны к комфорту. В гостинице нам обычно достаточно душа. Хорошо, если есть удобства в номере, а нет - удовольствуемся и душем на этаже. Поэтому стараемся выбирать наиболее дешевое проживание.  

Питание. Как и во всех наших путешествиях, мы не пользуемся общепитом. Еду готовили сами в гостиницах из продуктов, взятых с собой и покупаемых в магазинах. Днем пили чай с лимоном из термоса. Для приготовления пищи использовали электроплитку и электрический автоматический чайник на подставке.

Устюжна

Выезжаем из дома 31.12.2004 в 16-30 и к 22-00 подъезжаем к Устюжне, преодолев 465 км. Поселяемся в гостиницу на ул. К.Маркса, 4 напротив милиции. Устраиваем в номере праздничный стол, провожаем Старый год, встречаем Новый и выходим на улицу. На площади были устроены народные гулянья - на сцене народ развлекали артисты, паровозик из минитрактора и маленьких вагончиков катал детей, тут же работала карусель. Периодически запускали самые настоящие великолепные фейерверки - очень красиво и безопасно. Запуск шел из специально огороженного места, и никакие гильзы и несгоревшие огни не падали на головы. Веселый доброжелательный народ с детьми. Никакого пьяного угара, все весело и по-домашнему. И под присмотром милиции, не пускавшей машины на площадь и соседние улицы.

Устюжна

Устюжна
Новогодняя елка

Устюжна

Устюжна

Да и сама Устюжна нам очень понравилась, тем более, что 1 января 2005 года - это был единственный солнечный день за все 10-дневное путешествие.

Устюжна
Ул.К.Маркса

Устюжна
Собор Рождества Богородицы 1685-1690

Устюжна
Казанская церковь 1694

Устюжна
Казанская церковь

В этом тихом провинциальном городке, находящемся  в стороне от основных туристских направлений, сохранились интересные архитектурные памятники. А в древности этот край славился как один из крупнейших металлургических центров Руси ("Железное Поле", Устюг Железный, Устюжна-Железнопольская) сравнимый по значению с Тулой. Меня всегда интересовала происхождение названия "Устюжна", созвучного с Великим Устюгом. Но там  - город в устье Юга, а здесь, как оказалось, происхождение связано с древним городищем в устье речки Ижины.  

Устюжна
Устюжна

Устюжна
Благовещенская церковь 1762

Устюжна
Церковь в селе на другом берегу Мологи

Устюжна
р.Молога

Череповец

01.01.2005. 12-00. Отчаливаем из Устюжны в сторону Череповца. 

Нелазское
Нелазское. Успенская церковь 1699

В селе Нелазское по "наколке" В.Шелемина и его знаменитых "Рейтингов" сворачиваем к огромной деревянной Успенской церкви. 

Сразу за селом, переехав р.Нелазу,  сворачиваем к Череповцу. Въезжаем в него не с парадного въезда, а по кривым задворкам через комбинат. Здесь же я заправляюсь на АЗС "Славнефть" и получаю у них новогодний подарок - небольшую баночку незамерзайки для бачка омывателя.

В начинающихся сумерках заезжаем на центральную улицу  города - Советский проспект к Воскресенскому собору, фотографирую вантовый мост через Шексну.. 

Череповец
Часовня Филиипа Ирапского

Череповец
Воскресенский собор 1752

Череповец
Христорождественская церковь

Череповец
Вантовый мост через Шексну

Через него и выезжаем на Рыбинск. Небо заволакивает облаками, больше мы солнца не видели все оставшиеся 10 дней путешествия.
Быстро долетаем до Починка по расчищенной ровной и посыпанной солью дороге. Слева в селе виднеется полуразвалившаяся церковь, но с крестами.

Дальше - дорожка поуже, поизвилистей, но скорость можно держать около 100.

Череповец
Починок

К Пошехонью подъезжаем уже в темноте. В третий раз мы попадаем сюда и каждый раз в темное время. На другой стороне р.Согожи виднеется силуэт высокой трехярусной колокольни. Еще одна церковь с колокольней находится в центре. То же самое и в Рыбинске - каждый раз проскакиваем его без остановки. К третьему разу мы уже почти не плутаем и выезжаем по объездной на Ярославскую трассу. До Тутаева всего 50 км.

 

Тутатев

Поселяемся в гостиницу "Ярославия", 2-местный номер с туалетом, душем и TV стоил 540 руб. Автомобиль отвожу на охраняемую парковку = 30 руб. Во все остальные ночи машина ночевала рядом с гостиницами.
По соотношению цена+качество, пожалуй, это был лучший вариант за все время. 

Тутаев
Воскресенский собор на Болисоглебской стороне
.

Исторически Тутаев образовался из двух городов по разным сторонам Волги - Борисоглебска на правом берегу и Романова на левом. В 1822 году царским указом они были административно объединены в Романов-Борисоглебск. А 1918 году город переименовали в Тутаев по имени красноармейца, погибшего во время Ярославского мятежа. И не подумаешь - название выглядит вполне историческим! В настоящее время на Борисоглебской стороне, через которую проходит основная трасса на Ярославль, расположены автостанция, гостиница и новые современные микрорайоны. Из основных достопримечательностей здесь - только Воскресенский собор (зато это самый большой и интересный памятник Тутаева) и Благовещенская церковь, которую мы так и не сумели обнаружить.

Тутаев
Пожарная каланча на Романовской стороне

Намного больше интересных памятников находится на Романовской стороне. Вся эта часть, казалось, законсервировалась в прошлых веках. Высокий волжский берег прорезан глубокими оврагами. Кроме многочисленных церквей,  здесь сохранилось множество каменных и деревянных купеческих особняков, пожарная каланча, земская управа, аптеки, городская гимназия и другие постройки с фасадами, украшенными резьбой и ковкой. А вот самый интересный и древний Крестовоздвиженский собор 1660 г.  Романовской стороны закрыт лесами.

Тутаев
Преображенско-Казанская церковь


Тутаев
Воскресенский собор

Тутаев
Казанская церковь и Воскресенский собор

Тутаев
Спасо-Архангельская церковь

Летом между обеими сторонами Тутаева каждый час курсирует паром, а зимой устраивается ледовая переправа. Посмотрев на крутые обледенелые съезды к переправе, на которых буксовали даже опытные тутаевские таксисты на шиповке, я решил не испытывать судьбу. Мы оставили машину у гостиницы и отправились на Романовскую сторону пешком по льду.

Тутаев
Тутаев

Тутаев
Церковь Михаила Архангела

Тутаев

Тутаев
Троицкая церковь

02.01.2005. 12-35. Отправляемся в сторону Ярославля. До него от Тутаева всего 20 км. 



Деревня Григорьевская между Тутаевым и Ярославлем 

Ярославль

Этот город достоин отдельного посещения на несколько дней, но в данной поездке мы отвели на него всего несколько часов. Город как будто вымер - на улицах не видно ни народа, ни машин. Оставляем автомобиль в самом центре города на Советской улице рядом с Красной площадью и знаменитой церковью Ильи Пророка.
Намечаем маршрут по центру города мимо наиболее интересных церквей к Спасо-Преображенскому монастырю у слияния Волги и Которосли и обратно по Волжской набережной.

Ярославль
Церковь Ильи Пророка

Ярославль
Церковь Николы на Городу

Ярославль
Церковь Спаса на Городу

Ярославль
Церковь Архангела Михаила 1667 (гарнизонная)

У Спасо-Преображенского монастыря обледенелый спуск к парку с аттракционами образовал настоящую ловушку. Интересно было наблюдать, как народ штурмовал этот подъем: кто по тротуарам, кто пытался выехать задом. Проще было полноприводным машинам. Многие после безуспешных попыток подняться по гололеду, уезжали в пешеходную зону к Волжской набережной. Также как и на спусках к ледовой переправе в Тутаеве, дорожные службы не удосужились присыпать это место песком. 

Ярославль
Часовенка у входа в Спасо-Преображенский монастырь

Ярославль
Колокольня Спасо-Преображеснкого монастыря

Ярославль
Спасо-Преображенский собор

Ярославль
Вид на Богоявленскую церковь

Ярославль
Памятник Троице на месте уничтоженной церкви

Ярославль
Церковь Рождества Христова на Волжской наб.

Ярославль
Церковь Ильи Пророка вечером

 Возвращаемся по Волжской набережной к машине. В начинающихся сумерках сверкает очень красиво подсвеченный храм Ильи Пророка.

16-00. Отъезжаем в сторону Костромы. Узкое и извилистое с оживленным движением шоссе. Знаки: "Внимание. Работают широкие машины". Их только и не хватало!

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

[Главная]

Hosted by uCoz