Горные лыжи во Французских Альпах
(на автомобиле из Питера в Бург-Сен-Морис - Шамони 20 февраля - 8 марта 2004 года)

Часть1. Подготовка. Дорога туда.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

 [Часть 4]

  [Часть 5]

[Главная]

Исходя из опыта предыдущих поездок на автомобиле на горнолыжные курорты: Словакия(Ясна)-2001, Шамони-2002, Швеция(Оре)-2003, а также в выходные в ближайшие к Питеру финские горки в Tahko и Koli, мы поняли, что наибольшие впечатления от  катания на горных лыжах будут только в Альпах.  

Исходные предпосылки

  • Автомобиль Пассат-универсал 92г., на котором мы  за 2.5 года эксплуатации исколесили почти всю Европу
  • Экипаж - мы вдвоем с женой.
  • Время поездки - 2 недели, так, чтобы захватить два праздника 23 февраля и 8 марта. В это время обычно хорошая погода на высокогорных альпийских курортах, меньше вероятности погодных катаклизмов на пути туда-обратно. Главный минус - это самый высокий сезон и, соответственно, почти двухкратная стоимость проживания по сравнению, например, с декабрем или началом января.
  • Имея автомобиль и желание покататься по разным местам катания и окрестностям, нам совершенно не требовалось проживание в самих горнолыжных  центрах рядом с подъемниками - это существенно дороже, в таких местах обычно проблемы с парковкой и выездами в другие районы. В этом смысле нам идеально подходила маленькая студия в тихом месте Le Bossons в нескольких км от центра Шамони, где мы останавливались в 2002 году. Главное требование - возможность свободно держать автомобиль рядом с жильем.
  • Минимизация бюджета без ущерба для катания. В подобной поездке главные составляющие бюджета - визы+страховки, бензин, паромы и платные дороги, стоимость скипасов, проживание, питание. Возможностей существенно снизить бюджет не так уж и много - это  стоимость апартаментов и питание. Апартаменты искали самые дешевые, а питаемся мы, по обыкновению, самостоятельно из продуктов взятых с собой и покупаемых в супермаркетах. Предварительные подсчеты показывали, что уложиться на двоих за две недели можно в сумму не менее 2200-2300 евро. Реально так и получилось, но это - абсолютно все затраты на поездку, включая подготовку и все траты там и по дороге.

Подготовка

Выбирая между Австрией, Италией и Францией, все-таки остановились на последней. И не столько из-за каких-то объективных причин, сколько потому, что там нам все было знакомо. К тому же, во Франции больше выбор недорогих студий на двоих, а более высокие французские горки позволяют меньше зависеть от капризов погоды. Ну, а если обстоятельства позволят, то, даст Бог, съездим и в другие страны.

Поиски жилья я начал еще осенью в сентябре 2003. Двухнедельный отпуск на работе с учетом выходных и двух праздничных дней вырастал до 18 дней с пятницы 20.02.2004 до понедельника 08.03.2004.  Наиболее логично было заказывать жилье на две недели с субботы по субботу. Туда мы планировали доехать за три дня к воскресенью, потеряв один день из первой недели, зато вторая неделя используется полностью и, выехав  в субботу утром, мы прибываем домой в понедельник. Для справки - практически во все апартаменты заезд предполагается во второй половине дня не ранее 16-00, а освобождение до 10 утра в последний день.

Блуждания по страничкам бронирования горнолыжных французских сайтов выявили безрадостную картину - ничего близкого к цене той студии в Ле Боссоне (226 евро за неделю) найти не удавалось. В ценовом диапазоне до 300 евро за неделю была еще только крошечная студия в центре Шамони с парковкой неизвестно где (что нам совершенно не подходило) и апартаменты на окраине Сен-Жерве и в Бург Сен-Морисе. Все это усугубляется малым количеством студий-двушек и высокими ценами на них в самый хот-сезон. Вдобавок оказалось, что та самая студия в Ле Боссоне уже кем-то забронирована на первую неделю. Списавшись по e-mail с Дженни (хозяйкой---------------------------------------------------------------------------- студии), я попросил ее заблокировать за нами на вторую неделю и занялся поисками вариантов на первую. На самом деле надо было просто самому забронировать в онлайн-букинг, а так я еще и поимел потом головную боль и дополнительные траты на банковский перевод на ее счет. 
    Вариантов на первую неделю было совсем ничего. Сен-Жерве казался не очень привлекательным, т.к. при желании мы туда могли запросто приезжать и из Шамони, а вот идея с Бург Сен-Морисом мне нравилась все больше и больше. Если кто не знает, то Bourg Saint-Maurice - это городок с вокзалом международной ж/д линии, расположенный на высоте 850м и соединенный фуникулером с Лез-Арк-1600. Интерес проживания именно в Бурге, а не в Лез-Арк для нас был в том, что из него практически равноудалены на расстояние 20-30 км такие знаменитые курорты, как Лез-Арк, Ла-Плань, Тинь, Валь д'Изер и La Rosiere-Thuile на перевале Малый Сен-Бернар. Чуть подальше - Три долины. Двухкомнатые апартаменты с балконом на 2 этаже многоквартирного дома стоили 250 евро. Итого две недели проживания с учетом затрат на перевод в Шамони и местных сборов (80 евроцентов в день за чел.) обошлись нам в 530 евро.

Любопытен процесс резервирования апартаментов. После онлайнового бронирования и частичной оплаты (по карточке или переводом), уже сам владелец жилья присылает по почте бумажный конверт с контрактом. Его надо подписать и один экземпляр отослать обратно. Самое простое - это не заморачиваться заказными письмами, а наклеить на обычный конверт марку за 14 руб. и бросить в почтовый ящик.

Маршрут

Решив вопрос с жильем, начал неспешно прорабатывать маршрут. Рассматривались следующие варианты.

  1. Наиболее логичный маршрут из Питера в Европу, проверенный нами уже в нескольких поездках - через Скандинавию с ночным паромам Турку - Стокгольм и еще двумя паромами из Швеции в Данию Хельсинборг - Хельсингор и из Дании в Германию Родбю - Путтгарден. Недостатки - цена паромов. Из трех паромных компаний, перевозящих из Финляндии  в Швецию наиболее привлекателен паром SeaWind, на котором билет туда-обратно за 148 евро включает провоз автомобиля, каюту до 4 человек и завтрак шведский стол. Пакет на паромы Scandlines Швеция - Дания - Германия туда-обратно добавляет еще 150 евро. Зато в этом варианте - самая короткая сухопутная часть = 2720 км и экономия на одной ночевке на пароме.

  2. Питер - Белоруссия - Польша - Германия - Франция. Расстояние = 3100 км. Недостатки, кроме самого длинного пути - оплата транзита по РБ, не самые лучшие дороги по Польше и проблемная граница в Бресте или Домачево. Некоторую экономию мог дать более дешевый бензин в России, Белорусии и Польше.

  3. Питер - Латвия - Литва - Польша - Германия - Франция. Расстояние = 2900 км, среднее между первыми двумя вариантами. Но зато добавляются две транзитные визы и соответственное количество границ, хоть и не таких проблемных, как в Бресте, но по любому ведущее к потерям времени.

Вариант 1, при всех его плюсах, мне немного поднадоел, а белорусский вариант номер 2 мог бы оказаться дешевле скандинавского на 100-150 долларов. Интереса ради составил  табличку на Excel расчета сравнительных затрат на бензин, а обсуждение ее в конференции на auto.ru, как обычно, вылилось в развесистый флейм немного не о том. Главным препятствием на этом пути 2 для меня является бардак на границе в Бресте. Пограничным бандюкам нет желания платить по принципиальным соображениям, поэтому этот переход для меня заказан до тех пор, пока на нем не нормализуется обстановка.

Вариантом 3 мы ездили в Шамони в 2002 г. Но с тех пор прибалтийские визы подорожали, а процедура их получения (особенно латвийских) еще ужесточилась. Придется ждать, когда Прибалтика присоединится к Шенгену, тогда транзит через нее будет более привлекательным.

Короче, остановились на первом варианте, как наиболее доступном и беспроблемном. За билетами на SeaWind обратились к Ирине scandcom, представительнице финской фирмы Нордлайн, услугами которой пользуются многие авторушники,  Поначалу с паромом получился облом - билетов на SeaWind не было ни туда, ни обратно, хотя мы начали беспокоиться еще до Нового, а билеты на Вмкинг и Силью в выходные дни - существенно дороже. По счастью, усилиями Ирины, билеты все-таки нашлись. Самое удивительное было то, что обратный паром из Стокгольма 7 марта шел совершенно пустым! Грузовиков не было вообще, а легковые машины занимали лишь малую часть нижней грузовой палубы. Половина кают пустовала, что особенно было заметно за завтраком - никаких очередей на раздаче.

Дорога туда

Особенность скандинавского пути в Европу из Питера состоит в том, что на первый день до Турку приходится всего 550-570 км. Правда, недостатком это является только на пути туда, зато на обратном пути возвращаешься  домой не измотанным дальней дорогой, имеешь возможность спокойно разобрать вещи и приготовиться к рабочим будням. Таким образом, из общего расстояния  2750 км до Бург Сен-Мориса на остальные два дня остается 2200 км  Еще при подготовке к поездке в Шамони 2002 года я задавал в конференции вопросы о маршруте и GregSw советовал спрямить путь во Франции по местным дорожкам через городок Gex и Журу (горный массив на границе Франции и Швейцарии) с красивыми видами на Женевское озеро и Альпы.  В ту поездку мы оформляли прибалтийские и швейцарские транзитные визы и ехали более коротким и быстрым путем через Базель. Теперь я решил проехать этим путем, который кроме красот позволял еще и минимизировать платные французские автострады. Прикидывая в AutoRoute окончательные варианты маршрута, я в конце концов остановился на - см. маршрут в формате AutoRoute2002  Приехать на место хотелось бы не позже 17 часов, поэтому, после некоторых опасений, я запланировал на второй день ударный пробег 1650 км от Стокгольма по автобанам Швеции, Дании и Германии до Страсбурга. Тогда на последний день оставалось всего около 550 км, что позволяло, не торопясь, проехать по красивым горным дорожкам и прибыть на место не слишком поздно. Уверенность в том, что такое возможно без особого героизма, и несмотря на то, что по дороге из Швеции в Германию предстояли еще и две паромные переправы, базировалась на прежнем опыте, в частности прошлогодней проездке в Италию, когда мы, съехав с того же СииВинда практически по этому же маршруту доехали к 20-00 до Фулды, преодолев почти 1300км (график той поездки будет у нас ориентиром). С учетом средней скорости на немецких автобанах далеко за сотню, вполне выполнимой виделась задача приехать в Страсбург к 24-00. Страсбург - удобный перевалочный путь. В нем расположены несколько бюджетных отелей Формула-1 и Этап. Чтобы отрезать пути к отступлению и не рисковать, что мест в отеле не окажется, я заранее забронировал через интернет номер в Этапе в Страсбурге и на обратную дорогу - в Любеке. Теперь - главное, это не попасть в какие-нибудь снежные заносы на дорогах Германии или серьезные пробки.

20.02.2004 пт. Выезжаем из Питера в 11-45 с таким расчетом, чтобы прибыть в Турку за 2 часа до отплытия парома. Погода в Питере - небольшой минус, пасмурно, с неба сыплет что-то непонятное. Трасса "Скандинавия" - в снежной каше, посыпана солью, приходится постоянно поливать жидкостью лобовое стекло. Выборг объезжаем по новой объездной, хотя на пути в Торфяновку она и не дает большого выигрыша - получается изрядный крюк. На границе нет никакой очереди, основное время тратим на заполнение декларации - теперь ее надо заполнять в двух экземплярах. 

Турку
Турку. Порт. SiljaLine

В Финляндии на трассе E18 та же самая история - солевой раствор, распыляемый колесами машин  и заставляющий постоянно жать на рычаг омывателя. В результате на пути до Турку я истратил почти весь 5-литровый бачок незамерзайки, а кузов автомобиля покрылся коркой соли. Ототру ее я уже во Франции.

К парому SeaWind в Турку прибыли в 20-20 (по нашему времени) за 15 минут до начала регистрации. По сложившейся традиции при транзите через Финляндию я часы перевожу уже в Стокгольме сразу на 2 часа назад, а на обратном пути - на российской границе. 

Турку
Паром SeaWind

21.04.2004 сб. 7-50. Стокгольм. Почти весь сегодняшний день мы поедем, сверяясь с нашим прошлогодним майским графиком. Паром запаздывает, и уже на самом старте мы проигрываем 40 мин. Но зато погода - полная противоположность вчерашней. Абсолютно безоблачное небо, солнце, сухое шоссе - красота! Съезжаем с парома под пристальными взглядами полицейских (мы их не интересуем) и по указателям на Е20-Е40 уже через 15 минут оказываемся на автобане за пределами города. Прямо напротив отеля F-1 знаки разрешают скорость 90, а вскоре - и 110. Набираю крейсерскую скорость 120, временами 130. Стараюсь не ехать первым, пристраиваюсь за "спонсорами", едущими 120-130 (и лучше, если впереди будет их несколько) - встреча с полицией совсем не входит в наши планы. А вот и они! Полицейская машина с мигалками обгоняет нас и останавливает на обочине  какую-то маленькую задрипанную машинку.

В 420 км от Стокгольма автобан превращается сначала в жалкую пародию - поочередно две очень узкие полосы в одну сторону и одна - в другую, разделенные железными тросами, но скорость пока что разрешена 110. Еще через 60 км кончается и это, дальше примерно 50 км - обычная двухполоска с ограничением 90. Правда, с широкими обочинами, на которые смещаются догоняемые автомобили, провоцируя на нарушение. Но лучше не спешить - за любым поворотом возможна полицейская засада. Меня давно уже мучил вопрос - почему эта главная транзитная  шведская трасса в Европу имеет более чем 100-километровый разрыв автобана. И вот, наконец, пришел черед - вдоль всего этого участка идет интенсивное дорожное строительство. Судя по темпам - ждать осталось недолго. Зато на этом участке есть несколько небольших заправок с дешевым бензином. Надо сказать, что шведский бензин обычно дешевле и финского, и немецкого, поэтому имеет смысл заправиться под завязку, и лучше поближе к границе. У меня обычно к этому месту как раз и кончается бак, заправленный перед границей в России. Еще одно неудобство шведских заправок - они часто расположены в стороне от трассы, и у них не принято выставлять на всеобщее обозрение щиты с ценами. Здесь же пара маленьких автоматических заправок "O'K Q8" расположена прямо у дороги. Заливаю полный бак по цене 9.38 SEK = 1.022 EUR 

За 40 км до Хельсинборга снова начинается автобан. В Данию можно попасть двумя способами: на Мальмо и потом по грандиозному мосту + тоннель через пролив Эресунд (1), или паромом Хельсинборг - Хельсингор через тот же пролив (2). Опробовав в свое время оба этих варианта, я отдаю предпочтение парому:

  • путь через мост удлиняет маршрут на 50 км,
  • стоимость проезда по мосту и парома в точности совпадают, но если дальше путь лежит в Германию, то можно взять пакет Scandlines из двух паромов с открытой датой на второй рейс (этот билет действует в течение года с момента покупки. То же самое и при покупке обратного билета). Пакет даст скидку  в 5-6 евро, да еще и примерно столько же выйдет экономия на бензине.
  • времени на паром практически не тратится, т.к. там через каждые 10-15 мин ходят суда компаний Scandlines и HH-Ferry, а сам рейс занимает не более20 мин, которые все равно потребуются в дальней дороге от Стокгольма на передых.
  • живописные панорамы Хельсинборга и Хельсингора,
  • вид моста наиболее впечатляющий на фотографиях, сделанных с воздуха, а с дороги, на мой взгляд - ничего особенного. А с самого моста на ходу вообще ничего не видно. Но для интереса и разнообразия, думаю, стоит один раз проехать и по мосту.

При подъезде к Хельсинборгу не следует ехать прямо по первому указателю "Hb-Nord", а сворачивать  по указателям на Е4, Е22 (Мальмо) и кораблик. Еще через 8 км трасса уходит вперед на Мальмо и к мосту, а мы сворачиваем на "Hb-Sud" и, следуя указателям с корабликом, попадаем прямо в порт к парому. В 13-15 подкатываем к регистрации, грузимся, и в ту же минуту паром отплывает. Суда компании HH-Ferry поменьше и попроще, а у Scandlines - посолиднее. Цена у них совершенно одинаковая (280 SEK), но нам нужна именно Scandlines - билеты на два парома из Швеции в Германию мы заказали у Ирины еще дома.

 

Во время переправы только-только успеваешь сфотографироваться на фоне Хельсинборга, заскочить в туалет и поснимать виды Хельсингора и замка Кронборг. Если есть желание перекусить, то придется поступиться фотографированием. Перекус мы оставляем на паром из Дании в Германию - там время в пути 45 минут, а виды берегов, кроме многочисленных ветряков, не представляют ничего интересного.

Хельсинборг
Helsinborg

Хельсингор
Helsingor

Хельсингор
Kronborg. Замок принца Гамлета

В 13-40 съезжаем на датский берег. Отставание от прошлогоднего графика сократили на 20 мин. В тот раз мы потеряли время из-за сбоев карточной системы на шведских заправках. Готовясь к поездке, я узнал на сайте Scandlines расписание рейсов Родбю - Путтгарден. Интервал между рейсами здесь составляет 30-40 мин., при этом расписание на каждый день - свое, поэтому я распечатал на 21 февраля и на обратный путь 7 марта. И мы целенаправленно, не теряя времени, гоним в Родбю (от парома до парома по Дании = 200км) к рейсу 15-45.  На подъезде к парому за несколько километров расставлены знаки, предупреждающие об очередях. Но сейчас - не сезон, и знаки развернуты плоскостью вдоль дороги. 

В прошлой  раз паром у нас ушел прямо перед носом, пришлось ждать следующего рейса, в этот раз мы четко прибываем в Родбю на регистрацию в 15-27, грузимся в 15-38. Съезжаем с парома в Германщине в Путтгардене в 16-35 - (16-30 по прошлогоднему графику). Специально обращаю внимание на щит со скоростными режимами на дорогах Германии: 50-100-130(рекомендованная, в квадратной рамке). Кто говорил, что на автобанах ограничение 130? 

От Путтгардена едем по 1 дороге. Первые 35 км она - узкая двухполоска с ограничением 100. Летом  здесь образуется медленно движущаяся колонна. Обгонять трудно, да в таких условиях у них это и не очень принято. Поэтому, съезжая с парома, мешкать не следует, особенно, если повезет и будешь съезжать в первых рядах. На выезде организовано около десятка рядов, которые постепенно сливаются в один единственный. Для того, чтобы побыстрее выбраться на трассу, лучше сразу же постараться занять самый левый ряд. Сейчас паром был практически пустой, машин мало, но все равно попадающиеся фуры или караваны тормозят движение. Дальше - автобан, но до Гамбурга почти везде скорость ограничена 100-120.

18-00 Гамбург. Сворачиваем на 7 дорогу минута в минуту по прошлому графику. Набираю крейсерскую скорость 160 - больше мой автомобиль едет крайне неохотно. Тем временем вечереет, и наиболее живописные места на этой трассе - крутые и извилистые спуски-подъемы на горках у Касселя проезжаем уже в темноте. Лишь высоко на вершинах холмов видны ярко освещенные храмы и замки. 

20-50.1270 км проехали от Стокгольма. А вот и 84 съезд, где мы в прошлом году сворачивали к кемпингу. Проигрываем тому графику 20 мин из-за более длительной остановки на заправку и перекус. Впрочем, это уже не важно - ясно, что намеченная на сегодня цель вполне выполнима. Еще через 15 минут сворачиваем на дорогу 5 и окончательно расстаемся с прошлогодним маршрутом  - в мае 2003 мы продолжали путь по 7 дороге на Фулду и дальше по Романтишештрассе.

Постепенно рельеф выполаживается, дорога становится более прямой и монотонной. Помню, два года назад в такой же поездке в Шамони, мы также ехали здесь на ночлег в Страсбург, но после  транзита Польши. 1500-километровый пробег тогда дался мне с большим трудом, особенно последние километры. Теперь же я чувствую себя на удивление бодро. Во многом этому способствовала хорошая погода и оптимальный график передвижения с отдыхом на паромах.

Приближаемся к Страсбургу. Съезд 54 посылает на Страсбург-Норд и  Аахен, а мы в 23-30 сворачиваем на 55 съезде, еще через 10 км пресекаем Рейн по мосту Европы и оказываемся во Франции и Страсбурге. В 2002 мы ночевали в отеле F-1 сразу за мостом около информационного бюро, а с утра еще и прогулялись по городу. В этот раз осмотр Страсбурга в планы не входил, поэтому решили заночевать в "Этапе" на выезде в нашем направлении - цена почти такая же (30 евро против 28), отель более комфортабельный, и утром мы уже сразу оказываемся на нашей трассе A35. Понадеявшись, что с прошлого посещения мне все здесь знакомо, я не взял из дома карту Страсбурга. Казалось, что заблудится невозможно - с моста надо было ехать по N4 прямо до A35. Но я забыл, что на первом же перекрестке со светофором N22 уходит направо на улицу Route du Rhin, и укатил прямо - куда-то окраину. Остановился  у автобусной остановке с картой, но долго не мог понять, где нахожусь, пока проходившие мимо парни не ткнули пальцем на карте. Дальше уже выехал на знакомую большую круглую площадь рядом с мостом через канал, под которую N4  ныряет в тоннель. Кстати, на этой площади в прошлое посещение была большая и, вроде бы, бесплатная площадка для парковки. Центр и собор - совсем рядом. 

Наконец, в 00-10 находим наш ETAP HOTEL STRASBOURG LA VIGIE. Рядом - еще несколько бюджетных гостиниц, в частности "Ibis" и какой-то "Mister Bed" по 27 евро за номер. Приятно удивило, что на ресепшен даже в такой поздний час дежурил молодой негр - не пришлось терять время на освоение бездушного автомата. Автомобиль загнали на большую площадку рядом со входом с воротами, отпирающимися тем же кодом. что и вход в отель и номер.

Для меня такой дневной пробег - рекордный, поэтому приведу несколько любопытных цифр:

  • всего за день с 7-50 до 0-10 пройдено 1648 км со средней скоростью 100,9 с учетом всех остановок в пути, двух паромных переправ и поиска отеля в Страсбурге. Главное, что такой пробег удалось совершить в дневное и вечернее время, оставив ночь на полноценный отдых. Практически, на следующий день я готов был проехать не менее 1000 км.
  • средняя скорость по Швеции (580 км) = 106,5, с учетом остановки на заправку. Это близко к максимально разрешенной.
  • средняя скорость по Дании (203 км) = 113,8. Остановок не было, и средняя близка к крейсерской.
  • средняя скорость по автобанам Германии от Путтгардена до съезда на Страсбург (841 км) = 121,6. Это с учетом остановки на заправку и перекус, многочисленных ограничений 100 и 120, ремонтов дороги с ограничениями 60 и 80 и того, что крейсерская была не более 160 км/час. А если выкинуть 40-минутную остановку, то средняя получается = 131 км/час.

 

22.02.2004 вс. 8-40.  Хорошенько выспавшись, отправляемся в последний этап нашей дороги в Альпы. Погода опять испортилась - пасмурно, моросит дождик.  
Дорога А35 почти на всем протяжении от Страсбурга до Мюлуза (Mulhouse) - автострада с небольшим разрывом около Colmar, но - бесплатная. В Мюлузе выезжаем на платную А36. За 140 км от Мюлуза до Безансона заплатили 8.20 евро. Дождь то усиливается, то ослабевает, но преследует нас весь этот день. Еще до поездки я слышал о беспрецедентных мерах, предпринимаемых французской полицией по борьбе с нарушителями скорости, поэтому еду очень аккуратно, присматриваюсь к потоку. Похоже, что действительно французов изрядно запугали - все едут очень чинно, что на автострадах, что на обычных дорогах. Почти никто не превышает даже на "законные" плюс 10 км! Скоростной режим во Франции 50 - 90 - 130(110-на автостраде в дождь). Вот все и едут ровно 110! Ну и дела! В таких условиях (в мокрую погоду) выигрыш времени на платной автостраде не так уж и велик. Съезжаем с А36 на 4 съезде к Безансону. Дальше мы проложили прямой путь по мелким местным дорожкам вдали от автострад к горному массиву Жура на границе со Швейцарией, а потом мимо замечательного городка Анси (Annecy) через Альбертвиль к месту нашего отдыха на первую неделю в Бург Сен-Морисе.

Безансон - живописный городок в излучине реки Дуб, делающей почти кольцевую петлю вокруг центральной части города с крепостью на вершине холма. AutoRoute проложил путь через него широкими зигзагами. Я попытался спрямить путь, но в результате только запутался в узких и кривых улицах с односторонним движением. Наконец, через тоннель прямо под холмом выезжаем на N83. Трасса проложена вдоль берега Дуба, она то спускается к самой реке, то поднимается высоко вверх по склонам холмов. Почти все дороги от Безансона, по которым я проложил маршрут, отмечены в атласе зеленым цветом как видовые.

Карта
Маршрут от Страсбурга до Bourg Saint-Maurice

12-00. После Samson срезаем угол между N83 и N5 по более мелким дорожкам D467 и D472 через курортный симпатичный городок Salins-les-Bains. Сеть национальных дорог с номерами  "N" пронизывает всю Францию. Многие из них являются бесплатными дублерами автострад "A" с тем же номером. Местные дорожки "D" более узкие, извилистые и живописные, и я в очередной раз убеждаюсь, что передвигаться по ним зачастую лучше, чем по "N" - машин мало, фуры редки, а полиция я на них мне не попадалась никогда.

Постепенно поднимаемся по ущелью к невысокому перевалу Col-de-la-Savino вдоль берега порожистой речки с каскадами водопадов. На обочинах и на склонах появляется снег, дорога - грязная и мокрая. Много указателей на кемпинги. Видны и горнолыжные трассы с подъемниками. Больше всего их в курортном местечке Les Rousses. Перед Gex приближаемся к самой швейцарской границе. Отсюда нам была обещана великолепная панорама с видом на Женевское озера и Альпы. К  великому сожалению, дождь, туман и облака  закрыли все виды. В Жэксе оставляем N5, уходящую в Женеву, спускаемся по незаметно переходящим друг в друга D984-C, D984 и D884 с Журы в долину Роны, пересекаем ее и трассы N206 и А40 и сворачиваем на совсем узкую и кривую дорожку D23 в сторону Анси. Вот уже где настоящая французская глубинка! Через Chenex и Vers выезжаем на N201 около знаменитого вантового моста Pont de la Caille, построенного в 1838 году над 150-метровой пропастью-каньоном. Дальнейшие дороги нам хорошо знакомы- мы здесь все объездили в 2002 году. 

15-30 Анси (Annecy). Главный город провинции Haute Savoie, поражающий своей сказочной красотой, его еще называют французской Венецией. Средневековая замшелая часть города, пронизанная многочисленными каналами, и вид на одноименное чистейшее озеро на фоне альпийских вершин. Едем в сторону Альбервиля по дороге вдоль самого берега озера, повторяющей его все изгибы. Его очарование не портит даже плохая погода.

Salins-les-Bains
Salins-les-Bains

Annecy
Село в южной части оз. Annecy

Annecy
Озеро Annecy

В Альбервиле сворачиваем на N90. До Moutiers трасса представляет собой бесплатную автостраду. В Moutiers горы подступают, широкая долина превращается в узкую теснину. Именно отсюда вправо веером отходят дороги, серпантинами поднимающиеся в знаменитые Три Долины (Куршевель, Мерибель и Вал-Торанс), Дальше трасса ныряет в тоннель и превращается в двухполоску, постепенно поднимающуюся к Bourg Saint-Maurice на высоту 850 м.

В 17-10 прибываем в Бург. Еще дома, получив контракт, меня волновал вопрос, что мы приезжаем на день позже. Следовало предупредить владельца, но звонить ему по телефону не хотелось - я и по-английски-то деловые переговоры вести не решаюсь, а тем более по-французски. Спасибо, добрая душа  Марианна из горнолыжной конференции позвонила во Францию из своего московского офиса и объяснила ситуацию. Уже перед отъездом я послал e-mail в бюро резервирования,. еще раз попросил предупредить хозяина апартаментов и спросил, что нам делать, если мы вдруг прибудем на место поздно вечером. Некая Christl связалась с нашим мусью и ответила, что ключ будет лежать в почтовом ящике в парадной. Кое-как находим улицу и дом, указанные в контракте.  Я думал, что это будет что-то вроде апарт-отеля, а оказалось, что это - многоквартирный дом, в котором живут обычные местные жители. В том же  письме с контрактом нам прислали и фотографию дома, на которой наши окна были помечены стрелкой. Окна мы нашли, а вот дверь на лестницу под ними была заперта. Но мир не без добрых людей! В это время из окошка второго этажа какая-то бабулька увидела, что мы нарезаем круги вокруг дома с бумажками в руках. Мадам не поленилась и вышла к нам на помощь. Хотя по-английски она не понимала ни слова, но по картинке подвела нас к парадной, а внутри оказалась еще одна дверь с кодовым замком. Внимательно перечитав ответ Christl, я обнаружил в нем 4-значный код от двери. А в почтовом ящике нашли и ключи. Интересно, что дверь открылась только после ввода всех 4-х цифр кода, а во все последующие дни отпиралась нажатием всего одной и любой(!) цифры.

Сама квартира нас вполне устроила. Спальня с широкой кроватью и кухня-гостинная со всеми необходимыми принадлежностями. Постельное белье мы не заказывали, а привезли свое. Телевизор - за дополнительную плату, но нам он не очень-то и требовался. С балкона открывался красивый вид на склоны Лез Арк. Расположена она в самом центре, но на тихой улочке. Стоянка около дома на нашей стороне улицы разрешена не более 1.5 часов, а напротив - без ограничений, но места там обычно все были заняты. Возвращаясь домой, я разгружал вещи и оставлял машину около парадной. Потом периодически выглядывая с балкона, дожидался, пока не освободится место напротив, и переставлял туда машину. Проблема бывала иногда только в том, что у местных жителей все машинки - коротенькие, паркуются они плотно друг к другу, и не всегда мой сарай можно было запихнуть на освободившееся место. 

Bourg-St-Maurice
Bourg-St-Maurice. Вокзал

Bourg-St-Maurice
Вид из нашего балкона на склоны Лез Арк

Bourg-St-Maurice
Bourg-St-Maurice. Бродячие музыканты

Разгрузившись, пошли разведать окрестные магазины. На окраине в сторону Валь д'Изера обнаружили площадку с двумя рядом расположенными большими супемаркетами - Intermarche и Marche U (Super U). У каждого - своя бензоколонка, 95-й по цене 1.03, что очень дешево для такого курорта. В этих супемаркетах мы и затаривались дешевыми продуктами и заправлялись топливом. Недалеко от вокзала оказался еще один супермаркет Lidl. Нам он понравился меньше и выбором, и качеством продуктов. В отличие от немецких магазинов этой сети, где было много очень дешевых шмоток и туристских принадлежностей (газовые горелки, палатки, рюкзаки, кроссовки, автохолодильники и пр.), здесь выбор был очень скромный. В воскресенье все эти супермаркеты были закрыты, поэтому мы ограничились только тем, что в ближайшей винной лавочке купили бутылку Vin de Savoy, чтобы отметить наше прибытие.

 

 Оставалось окончательно решить финансовые вопросы с владельцем жилья, т.к. при бронировании я заплатил только треть полной стоимости. Еще во многих апартаментах при поселении требуют заплатить страховой депозит (иногда блокируют его сумму на карточке). При сдаче жилья из этой суммы могут изъять стоимость попорченного имущества и/или уборки помещения, если твоя уборка их не удовлетворит. По прибытии я попытался позвонить хозяину на халяву из информационного бюро, но из всего разговора я только понял его вопрос, все ли у нас  "Бьен" и ответил, что "Окей". Найдя ключи и заселившись, мы полагали, что финансовый вопрос должен больше волновать его, чем нас. Поэтому решили, что если он сам не заявится, тогда и будем искать его по адресу из контракта. 

По совету мудрой жены я на отдельном листочке составил калькуляцию - стоимость жилья за вычетом предоплаты плюс местный сбор за двоих на время проживания по 0.80 евро в день за чел. На следующий вечер только мы приготовили ужин и разлили вино по бокалам, как раздается звонок, и на пороге появляется наш мусью. После приветствия и рукопожатия я сунул ему под нос листок с калькуляцией и деньги. Он выписал квитанцию за местный сбор, но я вижу, что он мнется - что-то еще его волновало. Наконец, он подошел к висевшему на стене календарю, и я понял, что, поскольку мы приехали на день позже, то он опасается, не захотим ли мы и задержаться в конце еще на один день. Я ткнул пальцем в следующую субботу и произнес одно из немногих известных мне французских слов  "Матин" (утро). И показал, что ключи мы бросим в тот же "постбокс" внизу, где их и нашли. Мусью повеселел, успокоился и распрощался. Больше мы его вообще не видели. Никакого страхового депозита он не просил, а мы тем более разговор на эту тему не заводили. И это было очень удачно, т.к. теперь мы никак не были связаны со сдачей жилья при отъезде, и могли отбыть в любое удобное для нас время.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

 [Часть 4]

 [Часть 5]

[Главная]

Hosted by uCoz