|
Часть 3 |
[Главная] |
02.01.2008. ср. 1229 км. 9-40. Отъезжаем из гостиницы. Ясно. Мороз 15-20 градусов. Машина завелась с полоборота, а вот у двух лесовозов, стоявших рядом, водители долго прогревали картеры паяльной лампой. Я с опаской наблюдал за их манипуляциями - не дай Бог, еще загорится. |
|
Гостиница расположена на краю Лузы со стороны выезда на Лальск. Туда ведет по пригоркам отличная широкая прямая расчищенная дорога. Дальше она продолжается к трассе Киров - Сыктывкар. Состояние покрытия под слоем снега не понять. Возможно, что и грейдер. 1254 км. 10-10. И вот с очередного пригорка открывается фантастически-призрачная панорама соборного комплекса, вырастающего среди низких домов города. |
|
Лальск, основанный в 16 веке, долгое время был важным торговым перекрестком. Здесь сходились разные дороги. На запад - в Устюг, Москву и Архангельск. На восток - в Сибирь и оттуда в Китай. На Север - в Сольвычегодск, богатую вотчину Строгановых. Еще одна дорога - в Лузу и Вятку. В 1780 году он становится центром Лальского уезда Вологодской области. К этому времени в Лальске было построено семь каменных церквей, а всего по уезду было 20. Но потом торговые пути смещаются на юг, город теряет свое значение. К началу 19 века уезд был расформирован. Окончательно город хиреет в конце 19 века, когда железную дорогу Вятка - Котлас проложили мимо него через Лузу. При советской власти Лальск потерял и статус города и статус райцентра. Пострадали и церкви. Часть из них полуразрушены и не очень похожи на храмы. Соборному комплексу повезло больше. Он тоже пострадал от советской власти, но сейчас реставрируется. |
Воскресенский собор (1698-1716) и колокольня (1743) были закрыты, более маленькая Благовещенская теплая церковь (18 в) - действующая. |
|
В облике этого комплекса ярко выражены мотивы северной каменной церковной архитектуры. Благовещенская церковь контурами чем-то неуловимо напоминает тотемскую Рождественскую церковь. А высокая колокольня с характерными орнаментами на стенах вызывает в памяти колокольни церквей-кораблей Тотьмы. |
Трубы отопления, выведенные в окна Благовещенской церкви. |
Торговые ряды. В книжном магазине мы купили современный 2.5-километровый атлас Кировской области и очень удобную карту 1:720 000. Сложенная в 8 раз, она позволяла одним взглядом охватить весь этот кусок Кировской области. Любопытно, что шкала расстояний, приведенная в легенде карты, разбита не по сантиметрам а по 7-мм отрезкам. В каждом - 5 км. Сканы из атласа и этой карты с подрисованными мной пунктиром реальными дорогами приведены в конце этой страницы отчета. |
|
|
Спасская церковь 1730. Облик храма в ней еще угадывается. |
|
А в этих строениях, приспособленных под лавки, трудно угадать бывшую церковь. |
В Лальске сохранилось несколько примечательных больших деревянных особняков. |
|
В наиболее
хорошем состоянии - дом Прянишникова,
бывшего директора бумажной фабрики.
Первый этаж - каменный, второй -
деревянный. Сейчас в нем расположился
краеведческий музей. |
|
Трехэтажная усадьба последнего владельца бумажной фабрики Шестакова уже дышит на ладан. |
|
На окраине Лальска находится кладбище с красивыми воротами и Успенской церковью. |
|
Некрополь |
|
Во всех отчетах отмечается, что лучший вид на соборный комплекс - с другой стороны р.Лалы. Можно вернуться на машине к развилке на въезде в город, повернуть направо по указателям на Аксеновскую и Верхнелалье и переехать реку по мосту. Но зимой можно перейти Лалу по натоптанной тропинке по льду около старого разрушенного моста. Ориентир - школа и баня. |
|
|
|
В окрестностях Лальска есть несколько интересных памятников. Наиболее интересный - Покров на Лузе в Заборье. По некоторым сведениям, дороги туда нет и летом. Была надежда, что может быть, зимой есть проезд. Но в Благовещенской церкви нам объяснили, что летом туда возят паломников чуть ли не на автобусах, а зимой все закрыто и занесено снегом. |
1261 км. 12-00. Покидаем
Лальск. Едем обратно в Лузу. Ниже - еще пара фотографий дороги Лальск - Луза. Светлый квадрат в середине фотки - это отражение карты, лежащей на коленях штурмана. |
|
|
|
1285 км. 13-00.
Покрутившись немного по Лузе,
выбираемся на дорогу в сторону Демьяново
- Подосиновца. Лучше всего было бы перед Лузой свернуть к леспромхозу и, не пересекая железной дороги, выезжать к мосту с фермами через р.Лузу, совмещенному с железнодорожным мостом. |
|
За мостом сначала идет широкая, хорошо расчищенная, совершенно белая, заснеженная дорога. Еду со скоростью 80-90. |
|
|
Правильнее всего эта дорога обозначена в том атласе Кировской области, который мы купили в Лальске. |
Вскоре
упираемся в Т-образный перекресток, едем
направо. Налево, наверное, дорога ведет в
Куликово - Демидовскую.
Еще немного и после
железнодорожного переезда у ст.Макуха
(шлагбаум нам
подняли руками) дорога становится более
узкой и колдобистой. Этот участок в
атласе обозначен пунктиром.
Интересно, что тут творится летом? |
Демьяново остается в стороне справа сразу после ж/д переезда. Еще через 3 км слева будет заправка и сразу за ней налево уходит объездная вокруг Подосиновца. По ней лучше всего выезжать на Пинюг. На этой карте я пунктиром подрисовал реальные дороги, по которым мы ехали сегодня и на следующий день. |
1365 км. 14-40. Подосиновец. Размышляем, что нам делать дальше. Световой день заканчивается. Какое состояние дорог к Нижнему Починку - непонятно. Непонятно и то, как они туда ведут. Например, той дороги Лодейно - Нижний, которая изображена на карте коричневым цветом как шоссе, похоже, нету вообще! Решаем поискать в Подосиновце гостиницу. Если есть, то переночуем, а с утра пораньше будем пробиваться к цели. Захожу на автобазу и оторвав полупьяненькую компанию от карточной игры, выясняю обстановку. Мужички с удовольствием рассказывают про дорогу. Они знают Монастырь, и говорят, что лучше туда ехать через Пинюг - Маромицу. Гостиницы должны быть в Маромице и Опарино. Должны быть и здесь в Подосиновце, и в Демьяново, которое мы проехали. Гостиница в Подосиновце находится совсем рядом, напротив этой автобазы. Нечто вроде гостевого дома при еще каком-то предприятии. Здание мы нашли, но без всяких признаков жизни. Вахтер на проходной предприятия объяснил, что еще совсем недавно она функционировала, но теперь прикрыли. 1368 км. 15-00. Решаем двигать в Маромицу, надеясь, что либо там, либо в Опарино пристроимся на ночлег. |
До Пинюга продолжается широкая хорошая трасса. |
Дальше
дорога идет вдоль железной дороги Киров -
Котлас. В атласах и картах эта дорога
обозначена отдельными несвязанными
кусками, и похоже, летом не действует. Да
и зимой, даже в условиях, когда в
ближайшие дни не было больших
снегопадов, она не доставила большого
удовольствия. Как и на многих лесовозных
дорогах в этих местах, на одной ее
стороне уложены бетонные плиты (под
снегом их не видно) шириной в одну машину.
По этой стороне все и едут, как в ту, так и
другую сторону. Другая сторона
раскатана намного хуже, и сама она
находится в другом уровне - ниже. При
разъездах с редкими встречными
приходится соскакивать на эту
нераскатанную полосу, и выехать обратно
не так-то просто. Дорога петляет по
небольшим пригоркам и довольно ухабиста. На эти 60 км у нас ушло 2 часа. 1415 км. 15-45.Из Пинюга выезжаем слева от железной дороги. 1428 км. 16-10. Пушма 1436 км. 16-25. Скрябино. Переезжаем на другую сторону железной дороги. 1450 км. 16-50. Альмеж. Здесь надо быть внимательными - прямая накатанная дорога ведет через ж/д переезд и дальше мимо продуктового магазина к лесной делянке. Перед переездом следует сворачивать направо. 1457 км. 17-15. Заря. Справа видны корпуса большого комбината, а слева - жилые кварталы. Надо ехать прямо - под ворота, образованные газовой трубой. 1474 км. 17-40. Маромица. |
Подъезжаем к гостинице на ул. Пионерской - заперто. На наше счастье мимо проходила женщина, которая проводила нас к дому хозяйки гостиницы. |
Небольшая ведомственная гостиница около десятка номеров расположилась в наполовину каменном, наполовину деревянном одноэтажном сельском доме (см. утреннюю фотографию на следующей странице). Как объяснила нам хозяйка, один номер администрация разрешает сдавать посторонним гостям. В эту ночь мы вообще были единственными посетителями, и большой 3-местный номер, кухня-столовая и ванная-туалет с горячей водой были полностью в нашем распоряжении всего за 480 руб. Машину, правда, пришлось оставить прямо под окнами на обочине улицы. |
|
Часть 3 |
[Главная] |