Норвегия - 2005
(Петербург - Кандалакша -Salla - Nordkapp - Hammerfest -Alta - Tromso - Lofoten - Bodo - Trollstigen - Geranger - Bergen - Preikestolen - Kristiansand - Lillehammer - Oulu - Петербург)

Часть8.
Лиллехаммер. Швеция - Финляндия. 

Часть 1

[Часть 2] [Часть 3] [Часть 4] [Часть 5] [Часть 6] [Часть 7] Часть 8 [9.Итоги] [Главная]
Преодолев к этому времени от дома уже 5900 км и  достигнув самой южной точки нашего путешествия, мы начали подумывать об обратном пути. В 80 км к западу от Кристиансанда находится мыс Lindesnes - самая южная точка Норвегии. Может, и стоило заскочить туда, проехав таким образом всю Норвегию от самого севера до самого юга, но ехать туда только ради цели отметиться нам не захотелось.
Как я уже отмечал в начале отчета, заранее билеты на паром из Швеции в Финляндию мы не забронировали, поэтому решили попробовать объехать Ботнический залив. На ближайшие два дня наметили посетить одну из самых знаменитых деревянных церквей Heddal Stavkirkje и Лиллехаммер. 
Ехать по Е16 нас совершенно не привлекало из-за нескольких пунктов оплаты на ней и плотного трафика, тем более, что в Осло в этой поездке мы заезжать не собирались. Поэтому маршрут до Лиллехаммера проложили по более мелким дорогам 41 - Е134 - 35 - 245 - 250. Большая часть их помечена в атласе зеленым цветом как живописные.

Kristiansand - Lillehammer
Rv41. Площадка с купалкой перед Svenes

Kristiansand - Lillehammer
Rv41. Озеро Nisser

Kristiansand - Lillehammer
Rv41. Озеро Nisser

Kristiansand - Lillehammer
Vradal

Kristiansand - Lillehammer
Перекаты на E134

Дороги эти оказались действительно очень живописные и почти без движения.

Heddal Stavkirkje

Деревянная церковь в Хеддале - одна из крупнейших в Норвегии. Она знаменита своими богатыми резными украшениями на растительные и животные мотивы, а также росписями 17 века. 

Церковь открыта для посещения:
20.05 - 19.06   10-17
20.06 - 20.08     9-19
21.08 - 10.09   10-17
Стоимость = 35 крон/чел, билеты продаются в соседнем кафе.


Мы подъехали в 18-30, и касса оказалась уже закрытой. Подошли к девушке, дежурившей на входе в церковь, и она сказала, что т.к. времени до закрытия остается мало, то мы можем пройти внутрь бесплатно. Я спросил, можно ли фотографировать и получил разрешение. 

Heddal stavkirkje
Heddal stavkirkje 1250

Heddal stavkirkje

Heddal stavkirkje

Получаса нам вполне хватило, чтобы рассмотреть все и внутри, и снаружи.

Heddal stavkirkje

Heddal stavkirkje
Памятник около колокольни

Heddal stavkirkje
Отдельно стоящая колокольня

Hokksand
Hokksund

20-10. В Hokksund заезжаем в 4-звездочный кемпинг. Не понравилось.

Еще через 40 км останавливаемся в более уютном Hollerud camping за 100 крон. Здесь я впервые за все путешествие искупался. Берег Tirifjorden напоминает наш Финский залив под Питером - я зашел в воду от берега метров на 100, но не сумел достичь даже глубины по пояс.

08.07.2005 пт. 12-00. В 15 км от кемпинга - городок Honefoss с довольно мощным водопадом прямо в центре города. 
Honefoss
Honefoss
Honefoss
Деревянная церковь 1913 г.

Lillehammer

15-00. Подъезжаем к Лилехаммеру по Е6 вдоль одной стороны большого вытянутого озера Mjesa, уехали вдоль другой стороны по 213 дороге. Припекает солнце, температура 33 градуса.

Делаем круг по центру города с целью приткнуться на кратковременную бесплатную парковку, но тщетно - везде платные, даже у супермаркетов. Тогда заезжаем на парковку у супермаркета REMA1000 и платим 5 крон за полчаса. Этого с лихвой хватило, чтобы пройтись мимо памятника симпатичному горнолыжнику к ратуше с покрытым плющом фасадом. Потом вернуться по пешеходной улице с деревянными домами и заскочить с супермаркет за хлебом.

Lillehammer Lillehammer Lillehammer Lillehammer

Вокруг Ботнического залива

Вокруг Ботнического залива По 213 дороге выезжаем на Е6 и по этой трассе в плотном потоке машин движемся до Hamar, где сворачиваем на 25 дорогу в сторону Швеции.

Норвежские дороги
Трасса Е6 между Лилихаммером и Хамаром

Дорога заметно пустеет и становится почти совсем прямой. Появляются знаки ограничения 90. Вдруг нас на большой скорости со свистом обгоняет полицейская машина, а через некоторое время видим на прямом участке несколько пожарных, полицейских и машин скорой помощи. Что случилось - непонятно, похоже, кто-то улетел в кювет. Это была единственная авария, которую мы видели за границей.

Норвежские дороги
К шведской границе

Норвежские дороги
К шведской границе

19-00. Stoa. Норвежско-шведская граница, отмеченная стелой с норвежско-шведским рукопожатием. Совершенно пусто, вокруг ни души.

Через 15 км лесная дорога выводит на Т-образный перекресток у моста через речку со своеобразным военным памятником. По атласу - это дорога  297 Salen - Sarna, а на дорожном указателе почему-то написано, что это 311 дорога.  На площадке молодая норвежка с недоумением рассматривает атлас. Ей нужно куда-то на север в сторону Ostersund. Для меня эта ситуация абсолютна прозрачна - очевидно, что это та самая 297 дорога. Никаких других дорог на Sarna здесь нет и в помине, что я ей и объясняю, и показываю на своем атласе. Понять это она никак не может, поэтому оставлем ее дальше изучать атлас и поворачиваем налево на Sarna. 

Шведская граница
Граница с Норвегией

Шведская граница
"Норвег со шведом - братья навек!"
Шведская граница
На перекрестке с 297 (311?) дорогой
Дорога плавно извивается по лесу. Машин нет, во все повороты можно вписываться на скорости около 100. В Sarna поворачиваем на 295 дорогу по указателю на Sveg. Дорожка в атласе обозначена совсем тоненькая, но оказалась вполне приличная.

 

20-40. Lillhardal camping. Маленький и очень уютный. Цена тоже радует = 80 SEK = 8.4 EUR (или в пересчете на норвежские = 67 NOK). И душ стоит всего две, да еще и более дешевые, шведские кроны против 5-10-15 крон в норвежских кемпингах. Мы хотели расположиться рядом с кемперами у электрической стойки, но оказалось, что с электричеством цена будет в 1.5 раза больше. Пошли готовить на кухню.
Кухня-столовая нас просто восхитила! Кухня с двумя электрическими плитами, мойкой, всевозможной посудой и четырьмя (!) большими холодильниками. В соседней комнате - столовая с телевизором, камином и несколькими столиками. Все чисто и по-семейному уютно. Все обитатели кемпинга приветствуют друг друга, как старые добрые соседи.

Lillhardal
Lillhardal camping

Lillhardal
Кухня

Lillhardal
Столовая

09.07.2005 сб. 10-30. В Sveg и выезжаем на 45 дорогу, а  в Alvros делаем короткую остановку у двух церквей. Каменная Gamla (старая) Kirka 16-17 в неоднократно перестраивалась. 1638, 1740, последний раз в 1929-32 г. Рядом расположена деревянная церковь 1883 г. Внутри - простенькие интерьеры с красивыми витражами и деревянными фигурками Адама и Евы. У них с анатомией - все в порядке. Круглая деревянная колокольня с острым шпилем - характерная именно для церквей в Швеции.

Alvros

Alvros

Alvros


Швеция
Ytterhogdal

В Ytterhogdal около памятника "Дядя с молотом" сворачиваем на 314 дорогу по указателю "Ostavall 57". Дорога эта - совершенно прямая и широкая, но почему-то на всем протяжении имеет ограничение 70. 

12-45. Выезжаем на Е14, которая имеет вид что-то вроде автобана с ограничением 110. 

13-40. Sundsvall. Крупный промышленный город с плотным движением. Сворачиваем налево на Е4 по указателю на Haparanda - село в самой северной точке Ботнического залива на границе с Финляндией. До него нам предстоит пилить по Е4 650 км.

Эта трасса пересекает всю Швецию с севера на юг аналогично трассе Е6 в Норвегии. Участок ее от Стокгольма до Хельсинборга хорошо нам знаком по прежним  проездкам в Западную Европу. Теперь мы имели возможность опробовать северную часть Е6. В отличие от южного направления, где она почти на всем протяжении представляет собой автобан, и на протяжении почти 600 км можно ехать на скорости 110 - 120, как на круиз контроле, здесь как в калейдоскопе постоянно меняются "картинки". Каждые 10-20 км настоящий автобан сменяется "полуавтобаном" (разделенные металлическими тросами 2+1 полосы), двухполоской с широкими обочинами (это намного лучше, чем металлические тросы, т.к. обгоняемые машины смещаются на обочину) или обычной узкой двухполоской. Много населенных пунктов, скоростной режим тоже постоянно чередуется: 110 - 90 - 70. Довольно сильно нервируют бесчисленные фотокамеры. Участков с настоящим автобаном не так уж и много, но километров за 50 до Umea  идет активная реконструкция - строится шикарный автобан. Еще один участок строительства - сразу за Skelleftea.

Швеция
Трасса Е4

Швеция
Трасса Е4. Вантовый мост над заливом около Klockestrand

Швеция

16-00. Ornskoldsvik. Заехали в супермаркет Store Henriko за продуктами, заодно я сфотографировал симпатичную восьмиугольную церковушку на живописном холме.

 


Ratan - Bygdea

18-45. Миновав Umea (осталось в стороне), где есть еще одна паромная переправа в Финляндию, сворачиваем направо по указателю "Ratan 6" с целью посетить древнюю церковь Bydgea Kirka  17 века. 
Церковь как-то не произвела большого впечатления, а больше понравился старинный custom-house Ratan (таможня) на берегу залива. Здесь издревле был перевалочный пункт старого водного торгового пути. Сейчас домишки этой таможни любовно отреставрированы, в них устроен музей и гостевой дом с рестораном.

А еще в этих местах есть самая длинная в мире (судя по информации на стенде) канатная дорога, проложенная над заливом. Она изображена на картинке на стенде на правой фотке.

Ratan

Ratan

Ratan

 Ratan

К церкви в Bygdea из Ratan ведет узкая извилистая грунтовая дорожка. Здесь с 1314 года была построена самая северная в Швеции церковь. Потом на ее месте возвели каменную церковь 1579 года, восстановленную в 1757.
Bydgea Bydgea
20-30. Через 45 км сворачиваем направо к еще одной каменной церкви Kirkstad

Bydgea

Bydgea


Skelestea
Skelestea

21-00. Проехали городок  Skelestea. Пора подумать о ночевке. 
Сворачиваем на 506 дорогу к курортной зоне Pitea. Нормальных кемпингов не видно, поэтому снова выезжаем на Е4.

22-15. На середине пути между Pitea и Lulea прямо у трассы видим Ladrike Camping. Цена = 130 SEK, душ и электричество - бесплатно.
Финляндия
10.07.2005 вс. 10-10. Покидаем кемпинг для последнего броска к дому в 1100 км.  Собственно, торопиться нам было совсем не обязательно, т.к. на работу из отпуска нам надо было выходить во вторник.


После Kallax, где мы заскочили в супермаркет с расчетом, что, может быть, придется заночевать по дороге в Финляндии. Последние несколько десятков километров до границы дорога заметно сузилась, ограничение = 90, но и камеры пропали.

Финская граница

12-00. И вот, наконец, та самая Haparanda, чье название мы видели на многочисленных дорожных щитах со все уменьшающимися цифрами расстояния до нее. Финская граница выглядит солидно, с зеленым и красным коридорами и разметкой полос для разного типа транспорта. Но никто никого не проверяет и не останавливает.
В Финляндии сначала движемся по Е4, которая потом превращается просто 4 дорогу, в Oulu сворачиваем на  22 дорогу на Kajaani, а в Muhos направо, срезая угол между 22 и 5 дорогами по живописным мелким дорожкам 825 - 821 - 874 - 85 вдоль берег большого озера Oulujarvi. В очередной раз убеждаюсь, что в Финляндии намного приятнее и интереснее передвигаться по мелким 3-значным дорогам. На них почти нет транспорта, фотокамер и полиции. А в данном месте почти на всем протяжении было ограничение 100.

Выезжаем на 5 дорогу уже за Kajaani и по ней пилим мимо Kuopio до Varkaus, где сворачиваем на еще одну 3-значную 467 на Savonlinna.
Финская граница
Трасса 5 в районе Lapinlahti
Финская граница
Разводной мост в Kuopio
20-30. Не можем отказать себе в удовольствии в очередной раз проехать по живописнейшей дорожке в Punkaharju, проложенной по узкому хребту между двумя озерами. Вообще-то у меня было в мыслях немного задержаться в этом месте и залезть на водонапорную башню, служащую видовой площадкой. Но тем временем уже вечерело. Время для залезания на башню и фотографирования уже было упущено. Оставаться в Финляндии еще на один день после длинного путешествия не очень хотелось. 

К тому же с этой стороны удобнее всего въезжать в РФ через переход  Иматра - Светогорск, который открыт до 23 часов по финскому времени. Учитывая то, что мы не переводили часы с Норвегии, у нас было времени в обрез, чтобы не делать лишнего крюка в 50 км через Лаппеенранту. Поэтому гоним уже без остановок к границе, балансируя на грани "простительного" превышения в 10 км/час к ограничениям.
21-30 (22-30 по финскому) сворачиваем  с 6 дороги по указателю "Светогорск 19". На всем протяжении дорога до границы почему-то имеет ограничение 60. С трудом удерживаю себя от желания чуть притопить.

21-40. Финская граница. Прошли ее на ура за 2 минуты без единого вопроса.
21-50. Отъезжаем от российской границы. Похоже, это рекорд. 10 минут на обе границы! Наши пограничники тоже ничего не проверяли, только пожурили, что мы приехали перед самым закрытием. Все мысли у них уже были дома.

Переводим часы на российское время 21-50 -> 23-50. 


На трассе "Скандинавия" испытываю знакомое двойственное чувство после возвращения из заграницы: некоторое освобождение от скоростных запретов и опасение получить в лоб от встречных чудиков, заканчивающих обгон перед самым носом.

2-30 - 2-50. Питер. Пережидаем у Тучкова моста, когда его сведут перед следующей разводкой. Снова убеждаюсь, что из двух мостов через Малую Неву - Биржевой и Тучков , которые сводят на полчаса в это время, лучше ожидать у Тучкова, который сводится минут на 10 раньше.
3-10. Прибываем домой, преодолев за все путешествие 8644 км.

Часть 1

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

[Часть 7]

Часть 8

[9.Итоги]

[Главная]

Hosted by uCoz