|
Часть 1 |
[Главная] |
Подготовка или как не надо готовиться к поездке в Норвегию |
Норвегия в
наших планах была уже давно. Несколько
лет я упорно собирал в "Избранном"
ссылки на отчеты и ресурсы по этой
стране. И вот в этом году, мы решили, что
дальше тянуть уже нельзя. В декабре
перед распределением отпусков на работе
я задавал вопросы в конференции о
наилучшем времени поездки http://wwwboards.auto.ru/travel/280492.html Обычно у нас с женой в течение года есть несколько традиционных времен для путешествий без конкуренции с сослуживцами за наиболее дефицитные отпускные летние месяцы: 1. Новогодние праздники для поездок на Русский Север, 2. Февраль-март для горных лыж 3. Май или август-сентябрь для поездок в Европу и Крым. Для Норвегии весна и осень не очень подходили из-за погоды, поэтому, взвесив все за и против, остановились на двух неделях в конце июня - начале июля. Понятно, что с погодой да еще и в стране с таким неустойчивым климатом не угадаешь. Основным доводом за я посчитал наиболее длинный световой день, а больше всего меня страшили комары и мошки. Заказав
отпуска на конец июня мы с женой
успокоились, посчитав что времени для
подготовки еще достаточно. После
весенней горнолыжной поездки в Австрию
много времени ушло на подготовку отчета,
а перед самой поездкой навалились
всякие неотложные дела. В результате мне
не удалось почти ничего почитать о
Норвегии и выезжая, я совершенно не
представлял себе ни всего маршрута поездки,
ни тех достопримечательностей, которые
посетим в дороге. Единственное, что я
наметил, это то, что первой целью
путешествия будет Нордкап - самая
северная точка Европы, а оттуда мы
направимся к Лофотенскому архипелагу.
Все подробности даже об этих местах, а тем
более о дальнейшем маршруте оставались
в глубоком тумане до самого отъезда. В
последние несколько дней я судорожно
распечатал несколько отчетов по
накопленным ссылкам и попытался
распечатать информацию с сайтов о
Норвегии, но большинство документации о
достопримечательностях, платных
дорогах, расписаниях паромов на этих
сайтах подготовлено в форматах PDF. Ни
один из многих доступных мне
компъютеров с Win2000 или XP не печатает PDF-файлы.
Какие-то проблемы с кодировкой. Не
работают никакие ни старые, ни новые
версии Acrobat. Нормально печатается только
с домашнего старенького компьютера с W98,
но на струйном принтере это было бы
бессмысленным занятием. Хорошо еще, что
дома оказались кое-какие путеводители и
карты, купленные раньше и собранные в
прежних поездках. |
Главное, на что я постарался уделить внимание при подготовке - это защита от комаров и гнуса. Не имея большого опыта путешествий по комариным местам, я постарался организовать многоэшелонированную оборону: - мазь Комарекс, 2 тюбика - один простой, а второй более концентрированный, - спрей-лосьон Дэта, - электрофумигатор для помещения (ни разу не воспользовались), - фумигатор-спираль, - накомарники (не пригодились), - плотная одежда, носки и горнолыжные куртки-ветровки с хорошим капюшоном |
Да и вообще все оказалось не так уж и страшно. Комары были только в одном кемпинге в первую ночь в Норвегии. В остальные дни была довольно кусачая мелкая мошка, но тоже далеко не всегда. Появлялась она ближе к позднему вечеру, когда мы готовили еду и ужинали. Приходилось надевать плотную одежду с капюшонами, мазать открытые части рук и лица и зажигать спираль. Запах у нее не самый приятный, но она реально отгоняла мошку. Днем мошка нас донимала только один раз при подъеме на Прекестолен. |
О маршруте Готовясь к поездке, я составил табличку различных вариантов заезда к Нордкапу из Петербурга. Стоимость бензина вычислялась из условной стоимости литра топлива 0.43 евро в России и 1.3 евро в Финляндии - Норвегии и потребления 7л/100км. В варианте 6 добавляется еще и стоимость ж/д (условно = 200 евро). |
Маршрут | Км | Стоимость (евро) | |||
по РФ | по Фин+Нор | Всего | |||
1 | Петербург - Оулу - Нордкап | 200 | 1402 | 1602 | 134 |
2 | Петербург - Мурманск - Киркенес - Нордкап | 1582 | 279 | 1861 | 73 |
3 | Петербург - Кандалакша - Салла - Нордкап | 1280 | 687 | 1967 | 101 |
4 | Петербург - Мурманск - Лотта - Ивало - Нордкап | 1578 | 428 | 2006 | 86 |
5 | Петербург - Мурманск - Никель - Janiskoski - Нордкап | 1639 | 424 | 2063 | 88 |
6 | Петербург - Хельсинки - ж/д - Рованиеми - Нордкап | 200 | 865 | 1065 | 86+200 |
Цифры
показывают, что
маршрут 2 через Мурманск сразу в
Норвегию дает реальную экономию в 60
евро по сравнению с кратчайшим путем 1 через Финляндию. Нам он не подходил по причине
финских виз. Любопытно, что и самые
длинные варианты 4 и 5 через Мурманск в
Финляндию дают также экономию почти в 50
евро. Но я их отверг, т.к. по данным из
некоторых отчетов трасса М18 после
Кандалакши находится в разбитом
состоянии, да и режим погранпереходов в
этих вариантах был для меня загадкой. Был еще вариант 6 с использованием ночного переезда Хельсинки - Рованиеми по ж/д вместе с автомобилем, так любимый многими москвичами. Смысл этого предприятия для меня так и остается загадкой. Возможно, что для москвичей есть какое-то удобство спланировать маршрут так, чтобы провести ночь в поезде (или если дела требуют заезда в Хельсинки), но для меня при старте из Питера чистая арифметика говорит, что большая часть выигрыша по расстоянию в 540 км будет съедена необходимым запасом времени для прибытия к регистрации на поезд, да еще и с учетом возможных задержек на границе. |
Итак,
после некоторых размышлений я
остановился на варианте 3 через
Кандалакшу - Алакурти - Саллу, хотя экономия на
бензине в 33 евро вряд ли оправдывала
лишние 365 км. Просто мне была интересна
сама дорога через Карелию и Мурманскую
область, а кроме того длинный путь по
Финляндии нам предстоял на обратной
дороге. Дело в том, что из-за того же разгильдяйства я спохватился резервировать билеты на паром из Стокгольма слишком поздно. Билеты на ночные рейсы уже все разобрали, да и цене для автомобиля и двоих человек в 150-200 евро в одну сторону яростно сопротивлялась жаба. Стал рассматривать вариант дневного рейса. В этом был свой интерес - с борта корабля можно было бы полюбоваться видами Аландских островов. Но на наиболее бюджетный SeaWind за 58 евро и дневные рейсы были давным-давно все раскуплены. Поэтому решили плюнуть на все расписания и возвращаться вокруг Ботнического залива. Во-первых, уезжая, я вовсе не был уверен, что мы доберемся до юга Норвегии. Во-вторых, всегда оставался вариант попытки купить билеты на один из ближайших рейсов прямо в Стокгольме. В-третьих, мы не были привязаны ни к какому жесткому расписанию при возвращении. И, наконец, мне давно было интересно попробовать этот сухопутный вариант и сравнить, насколько он проигрывает парому. В результате наш маршрут получился таким, как он изображен на карте. Точный маршрут в формате AutoRoute 2002 можно увидеть Norway2005.axe |
Погода |
Пожалуй,
больше всего нам повезло с погодой.
Дождь, сопровождавший нас почти всю
дорогу до Нордкапа, при приближении к
самой северной точке Европы стих, туман
рассеялся, и за все оставшееся время
моросило только в Бергене и немного при
подъеме на Прекестолен. Но при этом
облака не были настолько плотные, чтобы
закрывать виды. Прохладная погода на севере (около 15 градусов днем) сменилась 30-градусной жарой на юге. |
Кемпинги |
В
любом информационном бюро Норвегии
можно бесплатно взять отличный каталог
кемпингов всей страны. Вкладышем к нему
прилагается большая автодорожная
карта 1:1 000 000 на двух сторонах листа с обозначенными номерами
дорог, кемпингами, паромами, всеми
пунктами оплаты дорог и другой полезной информацией. По большому счету, этой карты
вполне достаточно для поездок на
автомобиле. В некоторых редких случаях
мы пользовались чуть более подробным
нашим любимым атласом GeoClub 1: 800 000, в
котором отмечены и все наиболее
достойные достопримечательности. В норвежских кемпингах средняя стоимость места для автомобиля с палаткой стоит в пределах от 100 до 160 крон (13-20 евро). Дополнительно в большинстве кемпингов за 5 минут горячей воды в душе надо заплатить монеткой 5-10 и даже 15 крон. Это намного дороже стоимости душа в европейских кемпингах. Например, в Швеции душ стоил всего две более дешевые шведские кроны, а во многих странах он входит в общую стоимость. Зато почти всегда, покрутив ручки регуляторов, можно включить холодную воду бесплатно, и я частенько мылся холодной водой, тем более, что дома я всегда по вечерам споласкиваюсь под холодным душем. Домики стоят от 300 до 600 крон и бронируются заранее. Во многих кемпингах на дверях домиков висят таблички "LEDIG" и "OPPTATT", означающие соответственно "свободно" и "занято". Если нужен домик, то подъехав к кемпингу, следует искать табличку "LEDIG", переворачивать ее, а потом идти оформляться. А если приехал поздно, то просто поселяешься в домик LEDIG (ключ торчит в дверях), а оплатишь утром. |
Питание, продукты |
Уж
такие мы странные люди, но во всех своих
поездках мы никогда не пользуемся
общепитом. Готовим пищу сами из
продуктов, взятых с собой из дома и
купленных в супермаркетах. Утром готовим кашку, яичницу или варим яйца плюс кофе с бутербродами. На целый день нам хватает литрового термоса с чаем с лимоном и бутербродов c печеньем или кексами. Вечером варим суп или жарим мясо или рыбу, купленные по дороге. Набрали с собой продуктов, в том числе
и скоропортящихся. В холодильнике
постоянно держали сметану, масло, сливки,
колбасу с/к, бутерброды, пиво-вино на
вечер, лимон, некоторые консервы (открытую
банку с икрой), халву, рыбу-мясо,
купленные с супермаркетах и т.д. Все
прекрасно сохранялось! В супермаркетах REMA-1000, SPAR, COOP PRIX
покупали хлеб-булку, помидоры, мясо. Пару
раз покупали куски свежего лосося на
рыбных рынках в Бергене и Критиансанде.
Некоторые цены на продукты приведены в итогах в
последней части отчета. |
Деньги, валюта |
С собой была
взята рублевая карточка Mastercard и
некоторое количество наличной валюты в
рублях, евро, шведских кронах,
норвежских кронах и долларах. Порядка 1000 долларов были взяты в качестве НЗ на случай непредвиденных расходов. Рубли тратились, в основном, на бензин в России и гостиницу в Лоухи. В Финляндии мы вообще ничего не покупали. Перед поездкой я выменял в Сбербанке по довольно выгодному курсу 2000 норвежских крон (около 250 евро). Наличные деньги могут потребоваться при оплате кемпингов (далеко не все они принимают карточки), покупок в магазинах, на рынках и для других мелких трат. Многие супермаркеты принимают только местные карточки. За исключением некоторых автоматических, все бензоколонки и паромы можно оплачивать карточкой. Что касается паромов, то в конференции бытует мнение, что на многих мелких паромах можно платить только наличкой - там где нет кассы, и человек с сумкой ходит вдоль машин. Это вовсе не так - у них в этой сумке есть портативная машинка для считывания карточек. Сначала я этого не знал, но когда количество наличных крон стало катастрофически уменьшаться, я стал всегда давать им карточку. На одном из паромов у кассира в сумке не оказалось машинки, и он спросил, а может я наличные найду? Спрятав последнюю заначенную бумажку, я показал ему пустой кошелек с несколькими монетами. Пришлось ему открывать на корабле специальное помещение-кассу с карточным терминалом. Курсы валют: 1 NOK = 0.126 EUR, 1 SEK = 0.106 EUR. Всего на поездку было потрачено примерно 1300 евро, раскладка бюджета - в последней части. |
Паромы, оплата дорог Большинство норвежских трасс бесплатны, но на некоторых участках (там, где пришлось вложить особо много средств на обустройство тоннелей или мостов) оборудованы пункты оплаты. В отличие от других стран, здесь нет понятия "платный участок", когда с обоих концов устроен платный въезд, а посередине его или вообще нет въездов, или они также платные. В Норвегии просто в некоторых местах перегораживают дорогу и берут плату за проезд этого пункта. Часто такой пункт оплаты можно объехать по мелким местным дорогам, но не всегда. Стоимость оплаты может быть весьма значительной, и обычно рассчитывается она из стоимости автомобиля с водителем + за каждого дополнительного пассажира. Например, мы заплатили по 186 крон в каждую сторону (23 евро, однако!) за тоннель к Нордкапу и 160 крон на дороге rv5. Во все крупные города, такие как Тронхейм, Берген, Кристиансанд, Осло и др., въезд - платный, порядка 10 крон с машины, при этом пунктами оплаты перекрыты все въезды в эти города. Правда, в Бергене нам заплатить не получилось, а Кристиансанде заплатили. Все пункты оплаты обозначены на той
самой карте кемпингов и мы внимательно
ее изучали, стараясь по возможности их
объезжать. |
Автомобиль, экипаж |
Все тот же
старенький 75-сильный VW-Passat B3 универсал
1992 года,
на котором мы за последние 4 года
объездили всю Европу, в этой поездке он требовал только
заправки бензином и одной доливки масла
и показал чудеса экономичности - менее 7
л/100 км.
Экипаж - ваш покорный слуга и жена Вера. |
Особенности дорожного движения |
Нижеследующие
заметки не основаны на изучении
официальных ПДД Норвегии, а отображают
лишь мои субъективные впечатления от того,
что я наблюдал на дорогах. Скоростной режим (50 в населенных пунктах и 80 на загородных дорогах) довольно долго был для меня загадкой. На границе щитов со скоростными режимами не было, или я не обратил на них внимание. В отличие от Финляндии, где не надо гадать, т.к. везде в явном виде дорожные знаки задают скорость, в Норвегии могут стоять: - "60", потом "конец 60", - "70", потом "конец 70", - "80", потом "90" потом "80", но ни разу я не видел знака "конец 90". И первое время мучился мыслью, что может, в Норвегии, как и в Швеции, скорость на загородных дорогах = 90, и не слишком ли медленно я тащусь, соблюдая ограничение 80 (+ небольшое обычное превышение). Напуганный рассказами об огромных штрафах, я старался не давать к ним повода. Знаков ограничения скорости более 90 я не припоминаю. То же самое и с синими табличками, обозначающими начало населенного пункта, которые также как и у нас не вводят никаких дополнительных скоростных ограничений. Я опасался, что, может быть, не ожидая очередного знака, надо уже снижать до 50, т.к. мы проехали уже 1500 км, но так и не видели обычных табличек с изображенным на них стилизованным городским силуэтом. Впервые я увидел такой знак в городке Steinkjer за 100 км до Тронхейма. Ставят их обычно только на подъезде к крупным городам, а в селах и городах на трассах скорость регулируют знаками соответственно конкретной обстановке в каждом конкретном месте. Где 60-70, а где и 50, 40 или даже 30. В центрах городков (чаще чуть в стороне от трассы) могут стоять знаки "зона 30". |
По всей стране вдоль трасс установлено множество щитов с похожим сюжетом. На них изображен водитель и женщина или ребенок, обнимающие его через плечо. И надпись "Hust bibelte". Долго я не мог понять, что это означает, даже думал, что, может, это реклама какого-то политического деятеля или организации. И только в последний день поездки по Норвегии, мы увидели щит с такой же надписью и более понятным изображением. Оказалось, что это призывы пользоваться ремнями безопасности. |
Норвежские водители показались мне тормозами. Дело даже не в том, что они не нарушают скоростной режим (я тоже не нарушал), а в том, что почти везде по извилинам вполне можно вписываться на скорости 80, а они тормозят (вспоминаю австрийских водителей, не снижающих скорости на крутых поворотах). Только пару раз местные машины обгоняли меня на спусках по серпантинам, и я с удовольствием пристраивался за ними. |
Дороги на севере Норвегии - пустынные. Можно километрами ехать и не догнать ни одного автомобиля. Чем ближе к югу, тем движение становится интенсивнее, обгоны затруднены, на трассах скапливаются паровозики из машин. Но и суетиться смысла нет никакого - вокруг открывается столько всяких красот, что постоянно приходится останавливаться, чтобы полюбоваться и сфотографировать. |
|
Ссылки |
Приведу ссылки на несколько отчетов, которые помогли мне сориентироваться в путешествие. Ссылки на ресурсы по Норвегии, можно найти в этих отчетах. |
Вопросы в конференции: http://wwwboards.auto.travel/138472.html о дороге Троллей http://wwwboards.auto.ru/travel/280492.html вопрос о лучшем месяце для поездки http://wwwboards.auto.ru/travel/318359.html Варианты заезда в Нордкап http://wwwboards.auto.ru/travel/322082.html несколько практических вопросов о Норвегии Еду в Норвегию есть вопросы и информация Некоторые отчеты |
|
Интерпоселок. Важозерский монастырь |
Уже
давно я обращал внимание на маленькую
часовенку с указателем на монастырь,
проезжая мимо поворота на Интерпоселок. И вот представился случай заехать туда. 18-00. Сворачиваем направо по указателю. До Интерпоселка и Важозерского монастыря - 12 км извилистой грунтовки. Дорога довольно ровная, позволяет ехать 60, опасаться стоит только разбросанных крупных булыжников. |
Постройки монастыря, в основном, деревянные, оставляют двойственное впечатление (мне как-то больше по душе некрашеные деревянные церкви), но очень симпатично расположены на холме у берега озера. |
19-10.
Возвращаемся на трассу и продолжаем
путь на север. Сравниваем свои
впечатления с поездкой на
Соловки ровно год назад. Прошлогодние
многочисленные колдобины между
Гирвасом и Медгорой подлатали ямочным
ремонтом. Осталось всего два места с
обозначенными неровностями, и те - не
критичные. Ехал 120-130, можно было бы и
больше, но не хотелось рисковать
подвеской в самом начале долгого
путешествия. От Гирваса постоянно
накрапывает дождь - то сильнее, то слабее.
Но этом есть и плюс - в прошлом году очень
сильно мешало низкое солнце, слепящее
прямо в глаза. За Медвежьегорском дорога
также залатана, больших колдобин нет,
а знаки "неровности на дороге"
сочетаются с рекомендуемой скоростью 60,
в отличие от прошлогодних строгих ограничений 40.
Уже не первый раз отмечаю, что где-то за
Петрозаводском цифры на километровых
столбах (расстояние от Питера)
скачком увеличиваются примерно на 50
км. В первый раз я думал, что у меня что-то
с одометром. И вот снова я забыл
проследить, в каком именно месте это
происходит. |
2-00.
Большая площадка у поворота на Лоухи,
заправка 92=16-78 (самый дорогой бензин на
всем пути), вывеска "мотель". Почему-то
мы не стали прицениваться к мотелю, а
проехали 6 км в сторону до гостиницы.
Несмотря на мрачноватый вид, гостиница
оказалась вполне приличной. Наиболее
дешевый 2-местный номер в блоке из двух
номеров с общим санузлом стоил нам 360 руб
+ 45 руб за охраняемую парковку. За
дополнительную плату можно принять душ
в соседнем блоке.
Координаты: гостиница ООО "Ремстройконструкция". 186660, Лоухи, ул. Советская, 83, т. 2-10-85. |
26.06.2005. 12-30. Выспавшись, продолжаем двигаться на север по М18. Трясучка с колдобинами продолжается еще около 50 км, потом участок реконструкции - широченная прямая трасса отсыпана грунтом. И еще через 10 км - шикарная новая трасса с отличной разметкой и даже участками 2+1 полоса на подъемах-спусках. Разгоняюсь до 150 км/час. Изредка попадаются куски старой заплатанной дороги. |
13-20. Пересекаем Полярный круг с одноименным поселком в стороне. Жалко, что не очень приметный памятник-отметку слева от дороги заметили поздно и поленились остановиться и сфотографировать. |
13-40. Зеленоборск. Заправляю полный бак на Роснефти по 16-20. Проезжаем указатель на кемпинг, потом еще один около поворота на Белое Море. |
Сразу за селом дорога превращается в очень ровную грунтовку. С опаской разгоняюсь 80 - 90 - 100, ожидая колдобин. Напрасные опасения - за все 50 км этой грунтовки не попалось ни одного ухаба! А может, мы уже в Финляндии? Но нет, вот и КПП. "Граница на замке" - в буквальном смысле этого расхожего выражения. КСП, высокий забор с колючей проволокой и железные ворота с замком. Пограничник проверяет документы, отпирает ворота и вручает нам квиток со временем въезда, чтобы мы не дай Бог, нигде не задерживались на оставшихся 10 км до границы, выведывая пограничные секреты. |
16-30. Граница, переход открыт с 8-22 (7-21 по
финскому времени). Машин нет. Проходим
обе границы (российскую и финскую) за
полчаса. Финны досматривали нас даже
более тщательно, чем наши пограничники,
отпуская дежурные шутки по поводу воды в
5-литровых банках (уж не спирт ли там?). |
Сразу после границы у меня было намечено свернуть на 967 дорогу, срезая угол к Sodankyla, но я зазевался, пытаясь разглядеть известные горнолыжные склоны, которые есть в окрестностях Salla, и мы проскочили прямо на 5 дорогу. Пришлось ехать через Kemijarvi, сделав лишний крюк в 50 км. Окрестности на первый взгляд казались равнинными, и непонятно, где здесь катаются на лыжах. |
После Sodankyla
проезжаем еще один горнолыжный курорт Saariselka. Движемся точно на север по 4
трассе (она же Е75). Вдоль дороги
появляются северные олешки, щиплющие
травку. Но ведут они себя прилично и под
колеса не бросаются.
После Ивало огибаем слева живописнейшее озеро Inajarvi со множеством площадок для отдыха. На одной из них мы и перекусили, любуясь красивыми видами в лучах низкого полярного солнца. |
23-10. 1816 км от Питера. С некоторой тревогой приближаемся к норвежской границе. По слухам, норвежские ограничения на провоз алкоголя - жестче финских, а мы везли пиво и сухое вино по финским нормам. Но никто нами не заинтересовался, и мы без остановки въехали в Норвегию. |
24-00. Skoganvare. Поселяемся
в кемпинг, и переводим часы на
норвежское время 24->22 часа. Хозяйка, уже
малость в веселом состоянии, списывает с
карточки вместо 140 крон всего одну крону,
но ее бдительный (или более трезвый)
компаньон замечает ошибку и списывает
еще 139 крон. В этом кемпинге мы в первый и
последний раз увидели запертые на ключ
стойки с электророзетками, совмещенные
с кранами для воды. Нам вручили от них
ключик и кранчик.
27.06.2005 вс. 8-30. Получив к качестве
бонуса дополнительные два часа за счет
перевода времени, выезжаем, чтобы
совершить последний бросок к
промежуточному финишу - Нордкапу. Больше
у нас так рано утром выезжать не
получалось. |
Пейзажи вокруг становятся все более суровыми. |
Часть 1 |
[Главная] |