Норвегия (25 июня - 10 июля 2005 )
(Петербург - Кандалакша -Salla - Nordkapp - Hammerfest -Alta - Tromso - Lofoten - Bodo - Trollstigen - Geranger - Bergen - Preikestolen - Kristiansand - Lillehammer - Oulu - Петербург)

Часть1. Подготовка. Дорога туда.

Часть 1

Часть 2

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

[Часть 7]

[Часть 8]

[9.Итоги]

[Главная]


Подготовка или как не надо готовиться к поездке в Норвегию
Норвегия в наших планах была уже давно. Несколько лет я упорно собирал в "Избранном" ссылки на отчеты и ресурсы по этой стране. И вот в этом году, мы решили, что дальше тянуть уже нельзя. В декабре перед распределением отпусков на работе я задавал вопросы в конференции о наилучшем времени поездки
http://wwwboards.auto.ru/travel/280492.html
Обычно у нас с женой в течение года есть несколько традиционных времен для путешествий без конкуренции с сослуживцами за наиболее дефицитные отпускные летние месяцы:
1. Новогодние праздники для поездок на Русский Север,
2. Февраль-март для горных лыж
3. Май или август-сентябрь для поездок в Европу и Крым.

Для Норвегии весна и осень не очень подходили из-за погоды, поэтому, взвесив все за и против, остановились на двух неделях в конце июня - начале июля. Понятно, что с погодой да еще и в стране с таким неустойчивым климатом не угадаешь. Основным доводом за я посчитал наиболее длинный световой день, а больше всего меня страшили комары и мошки.

Заказав отпуска на конец июня мы с женой успокоились, посчитав что времени для подготовки еще достаточно. После весенней горнолыжной поездки в Австрию много времени ушло на подготовку отчета, а перед самой поездкой навалились всякие неотложные дела. В результате мне не удалось почти ничего почитать о Норвегии и выезжая, я совершенно не представлял себе ни всего маршрута поездки, ни тех достопримечательностей, которые посетим в дороге. Единственное, что я наметил, это то, что первой целью путешествия будет Нордкап - самая северная точка Европы, а оттуда мы направимся к Лофотенскому архипелагу.  Все подробности даже об этих местах, а тем более о дальнейшем маршруте оставались в глубоком тумане до самого отъезда. В последние несколько дней я судорожно распечатал несколько отчетов по накопленным ссылкам и попытался распечатать информацию с сайтов о Норвегии, но большинство документации о достопримечательностях, платных дорогах, расписаниях паромов на этих сайтах подготовлено в форматах PDF. Ни один из многих доступных мне компъютеров с Win2000 или XP не печатает PDF-файлы. Какие-то проблемы с кодировкой. Не работают никакие ни старые, ни новые версии Acrobat. Нормально печатается только с домашнего старенького компьютера с W98, но на струйном принтере это было бы бессмысленным занятием. Хорошо еще, что дома оказались кое-какие путеводители и карты, купленные раньше и собранные в прежних поездках. 

В результате само собой тактика путешествия получилась следующая. По изучаемым по частям отчетам, путеводителям и информации, набранной в информбюро по пути следования, мы намечали маршрут на ближайшие 2-3 дня. Потом - на следующую часть маршрута, и только к середине путешествия я понял, что у нас получается проехать всю Норвегию от самого сервера до юга, хоть и немного "галопом по Европам"

 
Главное, на что я постарался уделить внимание при подготовке - это защита от комаров и гнуса. Не имея большого опыта путешествий по комариным местам, я постарался организовать многоэшелонированную оборону:
- мазь Комарекс, 2 тюбика -  один простой, а второй более концентрированный,
- спрей-лосьон Дэта,
- электрофумигатор для помещения (ни разу не воспользовались),
- фумигатор-спираль,
- накомарники (не пригодились),
- плотная одежда, носки и горнолыжные куртки-ветровки с хорошим капюшоном

КемпингК Лофотенам Дело усугублялось тем, что в летних путешествиях мы принципиально не пользуемся гостиницами и домиками в кемпингах. И даже не берем с собой палатку, а ночуем в салоне нашего Пассата-универсала, где постоянно устроено удобное спальное место. Над автомобилем натягивается тент, опирающийся на две лыжные палки и открытую дверь багажника. Ориентироваться на гостиницы и домики не хотелось, во-первых, из соображений экономии, а, главное, чтобы не быть связанными с бронированием мест. 
Из опасения быть съеденными гнусом во время сна в салоне я устроил отличный полог из большого куска тюля 3 х 3 м, подворачиваемого под матрас и пристегиваемого на ночь четырьмя защелками к потолку салона. Это было настоящее спасение - ни один летающий кровососущий паразит не потревожил наш сон за все ночевки.


Да и вообще все оказалось не так уж и страшно. Комары были только в одном кемпинге в первую ночь в Норвегии. В остальные дни была довольно кусачая мелкая мошка, но тоже далеко не всегда. Появлялась она ближе к позднему вечеру, когда мы готовили еду и ужинали. Приходилось надевать плотную одежду с капюшонами, мазать открытые части рук и лица и зажигать спираль. Запах у нее не самый приятный, но она реально отгоняла мошку. Днем мошка нас донимала только один раз при подъеме на Прекестолен.
 
О маршруте

Готовясь к поездке, я составил табличку различных вариантов заезда к Нордкапу из Петербурга. Стоимость бензина вычислялась из условной стоимости литра топлива 0.43 евро в России и 1.3 евро в Финляндии - Норвегии и потребления 7л/100км. В варианте 6 добавляется еще и стоимость ж/д (условно = 200 евро).
  Маршрут  Км  Стоимость
(евро)
по РФ по Фин+Нор Всего
1 Петербург - Оулу - Нордкап 200 1402 1602 134
2 Петербург - Мурманск - Киркенес -  Нордкап  1582 279 1861 73
3 Петербург - Кандалакша - Салла - Нордкап  1280 687 1967 101
4 Петербург - Мурманск - Лотта - Ивало -  Нордкап  1578 428 2006 86
5 Петербург - Мурманск - Никель - Janiskoski -  Нордкап  1639 424 2063 88
6 Петербург - Хельсинки - ж/д - Рованиеми - Нордкап 200 865 1065 86+200
Цифры показывают, что маршрут 2 через Мурманск сразу в Норвегию дает реальную экономию в 60 евро по сравнению с кратчайшим путем 1 через Финляндию. Нам он не подходил по причине финских виз. Любопытно, что и самые длинные варианты 4 и 5 через Мурманск в Финляндию дают также экономию почти в 50 евро. Но я их отверг, т.к. по данным из некоторых отчетов трасса М18 после Кандалакши находится в разбитом состоянии, да и режим погранпереходов в этих вариантах был для меня загадкой.

Был еще вариант 6 с использованием ночного переезда Хельсинки - Рованиеми по ж/д вместе с автомобилем, так любимый многими москвичами. Смысл этого предприятия для меня так и остается загадкой. Возможно, что для москвичей есть какое-то удобство спланировать маршрут так, чтобы  провести ночь в поезде (или если дела требуют заезда в Хельсинки), но для меня при старте из Питера чистая арифметика говорит, что большая часть выигрыша по расстоянию в 540 км будет съедена необходимым запасом времени для прибытия к регистрации на поезд, да еще и с учетом возможных задержек на границе.

КартаИтак, после некоторых размышлений я остановился на варианте 3 через Кандалакшу - Алакурти - Саллу, хотя экономия на бензине в 33 евро вряд ли оправдывала лишние 365 км. Просто мне была интересна сама дорога через Карелию и Мурманскую область, а кроме того длинный путь по Финляндии нам предстоял на обратной дороге. 
Дело в том, что из-за того же разгильдяйства я спохватился резервировать билеты на паром из Стокгольма слишком поздно. Билеты на ночные рейсы уже все разобрали, да и цене для автомобиля и двоих человек в 150-200 евро в одну сторону яростно сопротивлялась жаба. Стал рассматривать вариант дневного рейса. В этом был свой интерес - с борта корабля можно было бы полюбоваться видами Аландских островов. Но на наиболее бюджетный SeaWind за 58 евро и дневные рейсы были давным-давно все раскуплены.  Поэтому решили плюнуть на все расписания и возвращаться вокруг Ботнического залива. Во-первых, уезжая, я вовсе не был уверен, что мы доберемся до юга Норвегии. Во-вторых, всегда оставался вариант попытки купить билеты на один из ближайших рейсов прямо в Стокгольме. В-третьих, мы не были привязаны ни к какому жесткому расписанию при возвращении. И, наконец, мне давно было интересно попробовать этот сухопутный вариант и сравнить, насколько он проигрывает парому.  

В результате наш маршрут получился таким, как он изображен на карте. Точный маршрут в формате AutoRoute 2002 можно увидеть Norway2005.axe
Погода
Пожалуй, больше всего нам повезло с погодой. Дождь, сопровождавший нас почти всю дорогу до Нордкапа, при приближении к самой северной точке Европы стих, туман рассеялся, и за все оставшееся время моросило только в Бергене и немного при подъеме на Прекестолен. Но при этом облака не были настолько плотные, чтобы закрывать виды.
Прохладная погода на севере (около 15 градусов днем) сменилась 30-градусной жарой на юге.
Кемпинги
КемпингиВ любом информационном бюро Норвегии можно бесплатно взять отличный каталог кемпингов всей страны. Вкладышем к нему прилагается большая автодорожная  карта 1:1 000 000 на двух сторонах листа с обозначенными номерами дорог, кемпингами, паромами, всеми пунктами оплаты дорог и другой полезной информацией. По большому счету, этой карты вполне достаточно для поездок на автомобиле. В некоторых редких случаях мы пользовались чуть более подробным нашим любимым атласом GeoClub 1: 800 000, в котором отмечены и все  наиболее достойные достопримечательности.

В норвежских кемпингах средняя стоимость места для автомобиля с палаткой стоит в пределах от 100 до 160 крон (13-20 евро). Дополнительно в большинстве кемпингов за 5 минут горячей воды в душе надо заплатить монеткой 5-10 и даже 15 крон. Это намного дороже стоимости душа в европейских кемпингах. Например, в Швеции душ стоил всего две более дешевые шведские кроны, а во многих странах он входит в общую стоимость. Зато почти всегда, покрутив ручки регуляторов, можно включить холодную воду бесплатно, и я частенько мылся холодной водой, тем более, что дома я всегда по вечерам споласкиваюсь под холодным душем.  

Домики стоят от 300 до 600 крон и бронируются заранее. Во многих кемпингах на дверях домиков висят таблички "LEDIG" и "OPPTATT", означающие соответственно "свободно" и "занято". Если нужен домик, то подъехав к кемпингу, следует искать табличку "LEDIG", переворачивать ее, а потом идти оформляться. А если приехал поздно, то просто поселяешься в домик LEDIG (ключ торчит в дверях), а оплатишь утром.

УдинителиКемпингиПодключение к электричеству также часто стоит дополнительных 20-30 крон. Электрические стойки - типовые по всем кемпингам Норвегии и Швеции с обычными евророзетками. У них - запирающаяся на ключ крышка, но только в одном кемпинге они были заперты, а на ресепшене нам дали ключик. Я советую при оплате не акцентировать вопрос, надо ли дополнительно платить за подключение к электричеству, а просто перед оформлением пройти по кемпингу, выбрать место для стоянки и убедиться, что ближайшая стойка не заперта, и в ней есть свободная розетка. Крайне желательно иметь удлинитель на 40-50 метров с разветвителем на несколько розеток, чтобы иметь большую свободу при выборе места или подключиться к другой стойке, если в ближайшей заняты все розетки. На фотке справа обратите внимание на обрезанную пластиковую вилку коричневого удлинителя с тройником. Она подойдет к практически любому виду евророзеток. А сам тройник - еще советских времен с хорошими пружинными контактами, но рассверленный под современные более толстые вилки. Справа - переходник под розетки для кемперов 2P+E IP44. В скандинавских кемпингах мне такие розетки не попадались, и владельцам кемперов-караванов приходится наоборот использовать переходники к обычным евророзеткам. 

Во всех кемпингах есть отдельная кухня-столовая с электроплитками, мойкой с горячей водой (бесплатно), набором посуды, столиками, реже - с холодильником. В отдельном помещении стоят стиральные машины за дополнительную плату.

Известное правило "чем меньше звезд - тем кемпинг лучше" действует и в Норвегии. Расположенные на некотором удалении от крупных городов и раскрученных достопримечательностей, кроме дешевизны такие кемпинги обычно -  более маленькие, уютные и чистые, в них царит почти семейная атмосфера. Поэтому, планируя место для очередного ночлега, мы выбирали по каталогу подходящие по расположению двухзведочные, а ближе к вечеру старались в первую очередь высматривать вообще необозначенные в каталоге. Наиболее запомнились симпатичные Visa кемпинг за 60 крон  и Wathne кемпинг за 50 крон около Tau. А по настоящему шокировали цены в двух рядом расположенных кемпингах в курортной зоне около Kristiansand - 275 крон в одном и 200 в другом без учета самого дорогого душа по 15 крон. И за эту цену - грязь и бумажки в туалетах, отсутствие бумажных полотенец и туалетной бумаги.  
Кемпинги За редким исключением мы предпочитали готовить под тентом  рядом с машиной. Для этой цели у нас есть электроплитка, тостер, электрочайник-автомат на подставке (абсолютно необходимая вещь в путешествии!), кастрюльки из нержавейки, тефлоновая сковородка и компактная корейская газовая плитка с маленькими баллончиками. Последняя - исключительно как страховка на случай отсутствия электричества. В этой поездке мы не использовали ее ни разу.

Все это оборудование видно на фотке, снятой в другой поездке.

Особо отмечу электрический автохолодильник 24 л, купленный несколько лет назад в Германии в супермаркете Lidl за 38 евро. 
Ни о какой заморозке речь, конечно, идти не может, но он держит прохладную температуру. В нем мы хранили все скоропортящиеся продукты, вино, пиво.
Я включал его в прикуриватель утром перед выездом из кемпинга и не выключал весь день до приезда на ночлег, даже при остановках на несколько часов. На севере Норвегии было прохладно, но машина все равно нагревалась солнцем, а на юге была жара до 35 градусов, да еще пару раз пришлось оставлять машину на солнце.

Питание, продукты
Уж такие мы странные люди, но во всех своих поездках мы никогда не пользуемся общепитом. Готовим пищу сами из продуктов, взятых с собой из дома и купленных в супермаркетах.
Утром готовим кашку, яичницу или варим яйца плюс кофе с бутербродами. На целый день нам хватает литрового термоса с чаем с лимоном и бутербродов c  печеньем или кексами. Вечером варим суп или жарим мясо или рыбу, купленные по дороге.

Набрали с собой продуктов, в том числе и скоропортящихся. В холодильнике постоянно держали сметану, масло, сливки, колбасу с/к, бутерброды, пиво-вино на вечер, лимон, некоторые консервы (открытую банку с икрой), халву, рыбу-мясо, купленные с супермаркетах и т.д. Все прекрасно сохранялось!
В частности, сливочного масла из дома хватило на всю поездку.

В супермаркетах REMA-1000, SPAR, COOP PRIX покупали хлеб-булку, помидоры, мясо. Пару раз покупали куски свежего лосося на рыбных рынках в Бергене и Критиансанде. Некоторые цены на продукты приведены в итогах в последней части отчета.

Деньги, валюта
С собой была взята рублевая карточка Mastercard и некоторое количество наличной валюты в рублях, евро, шведских кронах, норвежских кронах и долларах.
Порядка 1000 долларов были взяты в качестве НЗ на случай непредвиденных расходов. Рубли тратились, в основном, на бензин в России и гостиницу в Лоухи. В Финляндии мы вообще ничего не покупали.
Перед поездкой я выменял в Сбербанке по довольно выгодному курсу 2000 норвежских крон (около 250 евро). Наличные деньги могут потребоваться при оплате кемпингов (далеко не все они принимают карточки), покупок в магазинах, на рынках и для других мелких трат. Многие супермаркеты принимают только местные карточки. За исключением некоторых автоматических, все бензоколонки и паромы можно оплачивать карточкой.
Что касается паромов, то в конференции бытует мнение, что на многих мелких паромах можно платить только наличкой - там где нет кассы, и человек с сумкой ходит вдоль машин. Это вовсе не так - у них в этой сумке есть портативная машинка для считывания карточек. Сначала я этого не знал, но когда количество наличных крон стало катастрофически уменьшаться, я стал всегда давать им карточку. На одном из паромов у кассира в сумке не оказалось машинки, и он спросил, а может я наличные найду? Спрятав последнюю заначенную бумажку, я  показал ему пустой кошелек с несколькими монетами. Пришлось ему открывать на корабле специальное помещение-кассу  с карточным терминалом.

Курсы валют: 1 NOK = 0.126 EUR, 1 SEK = 0.106 EUR.
Всего на поездку было потрачено примерно 1300 евро, раскладка бюджета - в последней части.

Паромы, оплата дорог
Большинство норвежских трасс бесплатны, но на некоторых участках (там, где пришлось вложить особо много средств на обустройство тоннелей или мостов) оборудованы пункты оплаты. В отличие от других стран, здесь нет понятия "платный участок", когда с обоих концов устроен платный въезд, а посередине его или вообще нет въездов, или они также платные. В Норвегии просто в некоторых местах перегораживают дорогу и берут плату за проезд этого пункта. Часто такой пункт оплаты можно объехать по мелким местным дорогам, но не всегда. Стоимость оплаты может быть весьма значительной, и обычно рассчитывается она из стоимости автомобиля с водителем + за каждого дополнительного пассажира. Например, мы заплатили по 186 крон в каждую сторону (23 евро, однако!) за тоннель к Нордкапу и 160 крон на дороге rv5. 

Во все крупные города, такие как Тронхейм, Берген, Кристиансанд, Осло и др., въезд - платный, порядка 10 крон с машины, при этом пунктами оплаты перекрыты все въезды в эти города.  Правда, в Бергене нам заплатить не получилось, а Кристиансанде заплатили.

Все пункты оплаты обозначены на той самой карте кемпингов и мы внимательно ее изучали, стараясь по возможности их объезжать.

Множество паромных переправ являются неотъемлемой частью дорожной сети Норвегии. По большей части, объехать их не получится, или это будет стоить очень большого крюка. Стоимость их также зависит от количества пассажиров и ширины пересекаемого водного пространства. Мы за обычную легковую машину и водителя с пассажиром платили от 69 крон (8-70 евро) за самые короткие паромы.

Подробнее о всех паромах и оплатах дороги см. в последней части отчета.


Автомобиль, экипаж
Все тот же старенький 75-сильный VW-Passat B3 универсал 1992 года, на котором мы за последние 4 года объездили всю Европу, в этой поездке он требовал только заправки бензином и одной доливки масла и показал чудеса экономичности - менее 7 л/100 км.

Экипаж - ваш покорный слуга и жена Вера.

Особенности дорожного движения 
Нижеследующие заметки не основаны на изучении официальных ПДД Норвегии, а отображают лишь мои субъективные впечатления от того, что я наблюдал на дорогах.

Скоростной режим (50 в населенных пунктах и 80 на загородных дорогах) довольно долго был для меня загадкой. На границе щитов со скоростными режимами не было, или я не обратил на них внимание.
В отличие от Финляндии, где не надо гадать, т.к. везде в явном виде дорожные знаки задают скорость, в Норвегии могут стоять:
- "60", потом "конец 60",
- "70", потом "конец 70",
- "80", потом "90" потом "80",
но ни разу я не видел знака "конец 90". И первое время мучился мыслью, что может, в Норвегии, как и в Швеции, скорость на загородных дорогах = 90, и не слишком ли медленно я тащусь, соблюдая ограничение 80 (+ небольшое обычное превышение).
Напуганный рассказами об огромных штрафах, я старался не давать к ним повода. Знаков ограничения скорости более 90 я не припоминаю.

То же самое и с синими табличками, обозначающими начало населенного пункта, которые также как и у нас не вводят никаких дополнительных скоростных ограничений. Я опасался, что, может быть, не ожидая очередного знака, надо уже снижать до 50, т.к. мы проехали уже 1500 км, но так и не видели обычных табличек с изображенным на них стилизованным городским силуэтом. Впервые я увидел такой знак в городке Steinkjer за 100 км до Тронхейма. Ставят их обычно только на подъезде к крупным городам, а в селах и городах на трассах скорость регулируют знаками соответственно конкретной обстановке в каждом конкретном месте. Где 60-70, а где и 50, 40 или даже 30. В центрах городков (чаще чуть в стороне от трассы) могут стоять знаки "зона 30".
РазметкаРазметкаБольшое количество вопросов вызывает разметка. Подавляющее большинство трасс имеет посередине желтую прерывистую разметку двух видов: короткие штрихи с большими промежутками и длинные штрихи с короткими промежутками. Или двойная разметка - с одной стороны длинные штрихи, с другой  короткие. Анализируя логику нанесения такой разметки и поведение водителей, можно предположить, что длинные штрихи запрещают обгон аналогично сплошной линии в других странах, т.к. такая разметка нанесена в местах с ограниченной видимостью, но часто с очень большим запасом. Иногда многие километры подряд длинные штрихи препятствуют обгонам, хотя, казалось бы есть места вполне пригодные для обгона на динамичном автомобиле (как, например, на правом снимке), учитывая невысокие скорости движения. Похожая разметка с желтыми длинными штрихами широко применяется и в Финляндии, но там она имеет совсем другой смысл. Она предупреждает о приближении к сплошной разделительной и обязывает закончить обгон до начала этой сплошной.

РазметкаРазметкаПри этом у меня сложилось впечатление, что длинные штрихи не несут безусловного запрета на выезд на встречку. В пользу этого служат следующие факторы:
- я несколько раз наблюдал, как какой-нибудь неторопливый грузовик или кемпер на достаточно прямом участке с длинной разметкой снижал скорость и правым поворотником предлагал себя обогнать,
- иногда попадается и сплошная разметка (обычно двойная, на перекрестках или на редких многополосных дорогах), безусловно запрещающая ее пересечение,
- в дополнение к длинной разметке часто ставится явный знак запрещения обгона. Например, в большинстве тоннелей, хотя именно в тоннелях я частенько наблюдал обгоняющих джигитов, т.к. вероятность полицейской засады там минимальна.

Похоже, что для такой разметки с некоторой натяжкой можно применить поговорку "если нельзя, но очень хочется, то - можно". Предположу, что она разрешает повороты, развороты, объезды препятствий, и обгоны явных тихоходов. Сам я в зоне такой разметки старался не обгонять. 

Сбоку наносится белая сплошная или прерывистая разметка. Принципиальную разницу между ними мне было не понять. Если предположить, что сплошная линия запрещает остановки у обочины, то прерывистая нанесена во множестве таких узких мест (см., например снимок чуть ниже), где останавливаться явно не с руки. Если сравнивать с Россией, то у нас сплошная линия вдоль обочины только обозначает край проезжей части и не запрещает ее пересечение.
Разметка Любопытны треугольные предупреждающие знаки. Часто они устанавливаются вместе с табличками, живописно и наглядно изображающими, что может произойти, если пренебречь предупреждением - "бух" на крутом повороте или при встрече с оленем. Табличка, задающая зону действия знака сочетает две наши подобные таблички с началом зоны действия и ее продолжительностью.

А на знаках "сужение" установливается табличка с точной шириной узкого места. Сами эти знаки почти никогда не сопровождаются знаками очередности проезда. Водители каким-то образом умудряются разбираться сами. Если в таком месте тебя пропустили, то признаком хорошего тона будет поблагодарить жестом и улыбкой.    
По всей стране вдоль трасс установлено множество щитов с похожим сюжетом. На них изображен водитель и женщина или ребенок, обнимающие его через плечо. И надпись "Hust bibelte". Долго я не мог понять, что это означает, даже думал, что, может, это реклама какого-то политического деятеля или организации. И только в последний день поездки по Норвегии, мы увидели щит с такой же надписью и более понятным изображением. Оказалось, что это призывы пользоваться ремнями безопасности.
К ЛофотенамСами норвежские дороги - довольно узкие и извилистые. Большая их часть проложена вдоль берегов фьордов и повторяет все изгибы береговой линии. Периодически приходится пересекать фьорды на паромах или по высоченным мостам и нырять в многочисленные тоннели, длиной от нескольких сотен метров до нескольких километров. Поражает количество этих тоннелей и величина средств, потраченных на их сооружение. Есть дороги с непрерывной чередой тоннелей, когда чуть ли больше времени проводишь под землей, нежели на поверхности. 

Даже самые главные трассы могут иметь очень узкие участки, на которых с трудом разъезжаются даже две легковушки. В таких местах оборудуются маленькие разъездные площадки, а кроме того они иногда помечаются синими щитами с буквой "М". Такие щиты более распространены на дорогах севера Норвегии. 

Между фьордами трассы поднимаются к невысоким перевалам высотой 500-700 м. Чаще всего наверху - плоская тундра, окруженная заснеженными круглыми вершинами. Вообще по всей стране в июне-июле заснеженные вершины под действием солнца тают, образуя множество полноводных потоков и водопадов. Серпантинов на спусках-подъемах не так уж и много, но уклоны могут быть довольно крутыми до 9-10% 
 

Норвежские водители показались мне тормозами. Дело даже не в том, что они не нарушают скоростной режим (я тоже не нарушал), а в том, что почти везде по извилинам вполне можно вписываться на скорости 80, а они тормозят (вспоминаю австрийских водителей, не снижающих скорости на крутых поворотах). Только пару раз местные машины обгоняли меня на спусках по серпантинам, и я с удовольствием пристраивался за ними.

Дороги на севере Норвегии - пустынные. Можно километрами ехать и не догнать ни одного автомобиля. Чем ближе к югу, тем движение становится интенсивнее, обгоны затруднены, на трассах скапливаются паровозики из машин. Но и суетиться смысла нет никакого - вокруг открывается столько всяких красот, что постоянно приходится останавливаться, чтобы полюбоваться и сфотографировать. 

Ссылки
Приведу ссылки на несколько отчетов, которые помогли мне сориентироваться в путешествие. Ссылки на ресурсы по Норвегии, можно найти в этих отчетах.

Вопросы в конференции:
http://wwwboards.auto.travel/138472.html
о дороге Троллей
http://wwwboards.auto.ru/travel/280492.html
вопрос о лучшем месяце для поездки
http://wwwboards.auto.ru/travel/318359.html
Варианты заезда в Нордкап
http://wwwboards.auto.ru/travel/322082.html
несколько практических вопросов о Норвегии
Еду в Норвегию есть вопросы и информация 

Некоторые отчеты
Финляндия-Норвегия лето 2000- SerPop
Отчет 2002 г. Sag_SW (много ссылок!)
Норвегия. Вождение по краю Ойкумены  отчет SilverBall
Норвегия: пароли, явки, адреса  SMax
Отчет о поездке в Норвегию Vitos
Engeneer по Скандинавии
2 ссылки на старые короткие отчеты


Дорога к Нордкап

Карта25.06.2005 сб. Дела замотали нас настолько, что даже толком собраться в дорогу было некогда. Прособирались почти всю ночь с пятницы на субботу, немного покемарили и выехали только в 14-00. Движемся по М18 на Мурманск. 
Прогресс достиг уже и гаишников. На съезде с моста через Неву около Кировска установлена фотокамера, передающая картинку на пост ДПС.
До Сясьстроя покрытие везде в хорошем состоянии за исключением ремонта моста в Дусьево, а дальше до начала объездной вокруг Лодейного Поля - трясучка, но на скорость особо не влияющая. Мост через Свирь наконец-то привели в порядок. Традиционные засады - в разрывах автобана на 33 км и 53 км от Питера, на выездах из Сясьстроя, Паши и совсем "неспортивно" - в чистом поле в 20 км после Доможирово. И известная всем засада на посту ДПС сразу после въезда в Карелию. Вернее, через несколько сотен метров после него, т.к. знак 40 не заканчивает свое действие за постом.

В Карелии - отличная новая дорога с грамотной разметкой почти до самого Петрозаводска. Правда кое-где продолжаются работы по реконструкции, и хотя асфальт везде положен, но оставлены знаки 40.

Интерпоселок. Важозерский монастырь

Уже давно я обращал внимание на маленькую часовенку с указателем на монастырь, проезжая мимо поворота на Интерпоселок.
И вот представился случай заехать туда. 
18-00. Сворачиваем направо по указателю. До Интерпоселка и Важозерского монастыря - 12 км извилистой грунтовки. Дорога довольно ровная, позволяет ехать 60, опасаться стоит только разбросанных крупных булыжников.

Важозерский монастырь

Важозерский монастырь

Важозерский монастырь

Важозерский монастырь

Постройки монастыря, в основном, деревянные, оставляют двойственное впечатление (мне как-то больше по душе некрашеные деревянные церкви), но очень симпатично расположены на холме у берега озера. 

Важозерский монастырь

Важозерский монастырь

Важозерский монастырь

19-10. Возвращаемся на трассу и продолжаем путь на север. Сравниваем свои впечатления с поездкой на Соловки ровно год назад. Прошлогодние многочисленные колдобины между Гирвасом и Медгорой подлатали ямочным ремонтом. Осталось всего два места с обозначенными неровностями, и те - не критичные. Ехал 120-130, можно было бы и больше, но не хотелось рисковать подвеской в самом начале долгого путешествия. От Гирваса постоянно накрапывает дождь - то сильнее, то слабее. Но этом есть и плюс - в прошлом году очень сильно мешало низкое солнце, слепящее прямо в глаза. За Медвежьегорском дорога также залатана,  больших колдобин нет, а знаки "неровности на дороге" сочетаются с рекомендуемой скоростью 60, в отличие от прошлогодних строгих ограничений 40. 

Уже не первый раз отмечаю, что где-то за Петрозаводском цифры на километровых столбах (расстояние от Питера) скачком  увеличиваются примерно на 50 км. В первый раз я думал, что у меня что-то с одометром. И вот снова я забыл проследить, в каком именно месте это происходит.

23-10. Кочкома. Заправляюсь на своей излюбленной заправке. А вообще весь список заправок от Питера до Кеми я приводил в прошлогоднем отчете http://tikho.narod.ru/Fotki/Sol2004/Sol1.html. За минувший год он изменился мало, за исключением того, что есть-таки современная заправка ТНК на М18 сразу за поворотом на Кемь. 

Лоухи, гостиница
Лоухи, гостиница

2-00. Большая площадка у поворота на Лоухи, заправка 92=16-78 (самый дорогой бензин на всем пути), вывеска "мотель". Почему-то мы не стали прицениваться к мотелю, а проехали 6 км в сторону до гостиницы. Несмотря на мрачноватый вид, гостиница оказалась вполне приличной. Наиболее дешевый 2-местный номер в блоке из двух номеров с общим санузлом стоил нам 360 руб + 45 руб за охраняемую парковку. За дополнительную плату можно принять душ в соседнем блоке.

Координаты: гостиница ООО "Ремстройконструкция". 186660, Лоухи, ул. Советская, 83, т. 2-10-85.

26.06.2005. 12-30. Выспавшись, продолжаем двигаться на север по М18. Трясучка с колдобинами продолжается еще около 50 км, потом участок реконструкции - широченная прямая трасса отсыпана грунтом. И еще через 10 км - шикарная новая трасса с отличной разметкой и даже участками 2+1 полоса на подъемах-спусках. Разгоняюсь до 150 км/час. Изредка попадаются куски старой заплатанной дороги.
13-20. Пересекаем Полярный круг с одноименным поселком в стороне. Жалко, что не очень приметный памятник-отметку слева от дороги заметили поздно и поленились остановиться и сфотографировать.

Дороги Мурманской области
Реконструкция М1
8

Дороги Мурманской области
М18. Одна полоса - вниз, две - вверх.

Дороги Мурманской области
Река Ковда - уже Заполярье

13-40. Зеленоборск. Заправляю полный бак на Роснефти по 16-20. Проезжаем указатель на кемпинг, потом еще один около поворота на Белое Море.
Дороги Мурманской области 14-10. Преодолев 1146 км от Питера, сворачиваем налево по указателю "Алакурти 95, Салла 166". Очень живописная дорожка между высокими сопками с затяжными крутыми спусками-подъемами и плавными поворотами. Асфальт весьма приличный, а ближе к Алакурти становится еще лучше.На полпути до Алакурти у столба "42 км"- развилка. Прямо уходит дорога на Нямозеро, а наша главная круто поворачивает направо.

Навстречу попадается финский автобус, убеждая нас, что мы движемся в правильном направлении. 

15-10. КПП при въезде в Алакурти - военный поселок, с памятником-танком. Заезжаем в него, и я последний раз заправляю бак до полного дешевым российским бензином.

Алакурти
Алакурти

Сразу за селом дорога превращается в очень ровную грунтовку. С опаской разгоняюсь 80 - 90 - 100, ожидая колдобин. Напрасные опасения - за все 50 км этой грунтовки не попалось ни одного ухаба! А может, мы уже в Финляндии? Но нет, вот и КПП. "Граница на замке" - в буквальном смысле этого расхожего выражения. КСП, высокий забор с колючей проволокой и железные ворота с замком. Пограничник проверяет документы, отпирает ворота и вручает нам квиток со временем въезда, чтобы мы не дай Бог, нигде не задерживались на оставшихся 10 км до границы, выведывая пограничные секреты.

Карта

 

16-30. Граница, переход открыт с 8-22 (7-21 по финскому времени). Машин нет. Проходим обе границы (российскую и финскую) за полчаса. Финны досматривали нас даже более тщательно, чем наши пограничники, отпуская дежурные шутки по поводу воды в 5-литровых банках (уж не спирт ли там?).

Сразу после границы у меня было намечено свернуть на 967 дорогу, срезая угол к Sodankyla, но я зазевался, пытаясь разглядеть известные горнолыжные склоны, которые  есть в окрестностях Salla, и мы проскочили прямо на 5 дорогу. Пришлось ехать через Kemijarvi, сделав лишний крюк в 50 км. Окрестности на первый взгляд казались равнинными, и непонятно, где здесь катаются на лыжах. 
После Sodankyla проезжаем еще один горнолыжный курорт Saariselka. Движемся точно на север по 4 трассе (она же Е75). Вдоль дороги появляются северные олешки, щиплющие травку. Но ведут они себя прилично и под колеса не бросаются.

После Ивало огибаем слева живописнейшее озеро Inajarvi со множеством площадок для отдыха. На одной из них мы и перекусили, любуясь красивыми видами в лучах низкого полярного солнца. 

Финляндия
Kemijarvi

Финляндия
оз. Inajarvi

ФинляндияЗадерживаться в Финляндии в наши планы не входило. Вскоре после Inari сворачиваем на 4 дорогу в сторону Норвегии. Этот кусок дороги от Е75 до норвежской границы не похож ни на какие другие финские трассы. Очень узкая и прямая трасса с крутыми перегибами на поперечных грядах - настоящие американские горки! И ограничение скорости на всем протяжении = 100. Трасса совершенно пустая, но обгон единственного попавшегося грузовика вылился в настоящий аттракцион. Дождавшись видимости из-за очередного перегиба, обогнал почти впритирку к его борту, а левыми колесами - по узкой обочине. Пригодился опыт опережения фур по левым сверхузким полосам в местах ремонтов немецких автобанов.

23-10. 1816 км от Питера.
С некоторой тревогой приближаемся к норвежской границе. По слухам, норвежские ограничения на провоз алкоголя - жестче финских, а мы везли пиво и сухое вино по финским нормам. Но никто нами не заинтересовался, и мы без остановки въехали в Норвегию.
24-00. Skoganvare. Поселяемся в кемпинг, и переводим часы на норвежское время 24->22 часа. Хозяйка, уже малость в веселом состоянии, списывает с карточки вместо 140 крон всего одну крону, но ее бдительный (или более трезвый)  компаньон замечает ошибку и списывает еще 139 крон. В этом кемпинге мы в первый и последний раз увидели запертые на ключ стойки с электророзетками, совмещенные с кранами для воды. Нам вручили от них ключик и кранчик.  

27.06.2005 вс. 8-30. Получив к качестве бонуса дополнительные два часа за счет перевода времени, выезжаем, чтобы совершить последний бросок к промежуточному финишу - Нордкапу. Больше у нас так рано утром выезжать не получалось. 
После Lakselv трасса E6, а потом Е69 проходит вдоль самого берега длиннющего Porsangen фьорда. Несколько раз попадаются тоннели, с очень узкими въездами-выездами (специально что ли?), но нормальной ширины внутри.

Норвегия - к Нордкапу

Норвегия - к Нордкапу
Пейзажи вдоль E69 к Nordkapp

Норвегия - к Нордкапу

Пейзажи вокруг становятся все более суровыми.

Норвегия - к Нордкапу
Пейзаж вдоль E69 к Nordkapp

К Нордкапу
E69 к Nordkapp

Часть 1

Часть 2

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

[Часть 7]

[Часть 8]

[9.Итоги]

[Главная]

Hosted by uCoz