|
[Часть 1] |
[Часть 2] |
[Главная] |
В
нашей семье сложилась традиция - начиная
с 2001 года, мы с женой все новогодние
праздники проводим в поездках по
Русскому Северу. Прерывать эту традицию
мы не собирались и в этом году, тем более,
что в последний момент был принят Указ о
10-дневных новогодних праздниках.
Первоначально в планах было проехаться
по нашему Северу с заездом в Архангельск,
потом заскочить в Финскую Лапландию в
районе Саллы, покататься 1-2 дня на горных
лыжах и вернуться домой по Финляндии. Но
прикидывая маршрут в AutoRoute, получалось,
что напрямую дорог от Архангельска до
Кандалакши нет, пришлось бы спускаться на
юг к Каргополю, а потом опять пилить на
север почти до Хибин. Да и перспектива
таскать всю дорогу в машине лыжи, ботинки
и прочую горнолыжную амуницию с неясными
перспективами покататься... Короче, в
последний день решили лыжи с собой не
брать, а в результате, и вообще в
Финляндию не заехали. Как и всегда в своих путешествиях, мы не
разрабатываем точный маршрут с
раскладкой по дням, а намечаем основные
точки, а дальше уже едем по обстановке и
настроению.
Автомобиль - VW Passat 1992 года, шины - зимние
нешипованные GoodYear UG6 плюс цепи Билтема. |
На практике получился маршрут, изображенный на карте, а в формате MS AutoRoute 2002 его можно посмотреть: ArhMap.axe При подготовке, как и всегда, в первую
очередь, распечатал все, что касалось
достопримечательностей по
предполагаемому маршруту с сайтов: А ниже на фотках видны путеводители из "красной"
серии "Мир вокруг нас" и
региональные атласы, которыми мы
пользовались. Особо хочу отметить
превосходный путеводитель "Золотое
кольцо" и недавно выпущенный Атлас
Архангельской области. До этого
подробных карт этой области практически
вообще не было. |
Погода Все предыдущие новогодние наши поездки обычно сопровождались морозами от 15 до 40 градусов. Готовились к чему-то подобному и в этот раз, набрали теплой одежды. Но в этом году установилась рекордно теплая погода, причем, на огромном пространстве России от юга до севера и от запада до востока стояла примерно одинаковая погода. У нас все 10 дней температура была от 0 до минус 5 градусов, что в Костроме, что в Архангельске. Побочные эффекты - единственный солнечный день был 1 января в Устюжне, а все остальные - пасмурные, тяжелые для фотографирования. Почти каждый день были снегопады, заметающие дорогу, но дорожные службы все основные трассы убирали регулярно. Уже утром 1 января на дорогах Вологодской и Ярославской области вовсю трудилась снегоуборочная техника.
|
Дорожные
приключения и неприятности Уже с самого начала нас преследовали всевозможные мелкие и не очень мелкие неприятности. К таковым я вовсе не отношу состояние дорог, снежные заносы, погоду и прочие реалии, которые неизбежны в зимние поездки по Северу. Но кроме этих вполне ожидаемых факторов почти каждый день что-нибудь да случалось. Мне даже стало казаться, уж не предупреждает ли меня кто-то наверху, и не напрасно ли мы затеяли эту поездку? Но я человек несуеверный, подобные мысли всерьез не принимал, просто удвоил внимание, старался не слишком лихачить.
|
Гостиницы, питание |
Мы с женой
нетребовательны к комфорту. В гостинице
нам обычно достаточно душа. Хорошо, если
есть удобства в номере, а нет -
удовольствуемся и душем на этаже.
Поэтому стараемся выбирать наиболее
дешевое проживание.
Питание. Как и во всех наших путешествиях, мы не пользуемся общепитом. Еду готовили сами в гостиницах из продуктов, взятых с собой и покупаемых в магазинах. Днем пили чай с лимоном из термоса. Для приготовления пищи использовали электроплитку и электрический автоматический чайник на подставке. |
Устюжна |
Выезжаем из дома 31.12.2004 в 16-30 и к 22-00 подъезжаем к Устюжне, преодолев 465 км. Поселяемся в гостиницу на ул. К.Маркса, 4 напротив милиции. Устраиваем в номере праздничный стол, провожаем Старый год, встречаем Новый и выходим на улицу. На площади были устроены народные гулянья - на сцене народ развлекали артисты, паровозик из минитрактора и маленьких вагончиков катал детей, тут же работала карусель. Периодически запускали самые настоящие великолепные фейерверки - очень красиво и безопасно. Запуск шел из специально огороженного места, и никакие гильзы и несгоревшие огни не падали на головы. Веселый доброжелательный народ с детьми. Никакого пьяного угара, все весело и по-домашнему. И под присмотром милиции, не пускавшей машины на площадь и соседние улицы. |
Да и сама Устюжна нам очень понравилась, тем более, что 1 января 2005 года - это был единственный солнечный день за все 10-дневное путешествие. |
В этом тихом провинциальном городке, находящемся в стороне от основных туристских направлений, сохранились интересные архитектурные памятники. А в древности этот край славился как один из крупнейших металлургических центров Руси ("Железное Поле", Устюг Железный, Устюжна-Железнопольская) сравнимый по значению с Тулой. Меня всегда интересовала происхождение названия "Устюжна", созвучного с Великим Устюгом. Но там - город в устье Юга, а здесь, как оказалось, происхождение связано с древним городищем в устье речки Ижины. |
Череповец |
01.01.2005. 12-00. Отчаливаем из Устюжны в сторону Череповца. |
В селе Нелазское
по "наколке" В.Шелемина и его знаменитых
"Рейтингов" сворачиваем к огромной
деревянной Успенской церкви.
Сразу за селом, переехав р.Нелазу, сворачиваем к Череповцу. Въезжаем в него не с парадного въезда, а по кривым задворкам через комбинат. Здесь же я заправляюсь на АЗС "Славнефть" и получаю у них новогодний подарок - небольшую баночку незамерзайки для бачка омывателя. |
В начинающихся сумерках заезжаем на центральную улицу города - Советский проспект к Воскресенскому собору, фотографирую вантовый мост через Шексну.. |
Через него и выезжаем на Рыбинск. Небо заволакивает облаками, больше мы солнца не видели все оставшиеся 10 дней путешествия. |
Быстро
долетаем до Починка по расчищенной
ровной и посыпанной солью дороге. Слева в селе виднеется
полуразвалившаяся церковь, но с
крестами. Дальше - дорожка поуже, поизвилистей, но скорость можно держать около 100. |
К Пошехонью
подъезжаем уже в темноте. В третий
раз мы попадаем сюда и каждый раз в
темное время. На
другой стороне р.Согожи виднеется силуэт высокой трехярусной
колокольни. Еще одна церковь с
колокольней находится в центре. То же самое и в
Рыбинске - каждый раз проскакиваем его
без остановки. К третьему разу мы уже почти не
плутаем и выезжаем по объездной на
Ярославскую трассу. До Тутаева всего 50
км.
|
Тутатев |
Поселяемся в
гостиницу "Ярославия", 2-местный
номер с туалетом, душем и TV стоил 540 руб.
Автомобиль отвожу на охраняемую
парковку = 30 руб. Во все остальные ночи
машина ночевала рядом с гостиницами. По соотношению цена+качество, пожалуй, это был лучший вариант за все время. |
Намного больше интересных памятников находится на Романовской стороне. Вся эта часть, казалось, законсервировалась в прошлых веках. Высокий волжский берег прорезан глубокими оврагами. Кроме многочисленных церквей, здесь сохранилось множество каменных и деревянных купеческих особняков, пожарная каланча, земская управа, аптеки, городская гимназия и другие постройки с фасадами, украшенными резьбой и ковкой. А вот самый интересный и древний Крестовоздвиженский собор 1660 г. Романовской стороны закрыт лесами. |
Летом между обеими сторонами Тутаева каждый час курсирует паром, а зимой устраивается ледовая переправа. Посмотрев на крутые обледенелые съезды к переправе, на которых буксовали даже опытные тутаевские таксисты на шиповке, я решил не испытывать судьбу. Мы оставили машину у гостиницы и отправились на Романовскую сторону пешком по льду. |
02.01.2005. 12-35. Отправляемся в сторону Ярославля. До него от Тутаева всего 20 км.
|
Ярославль |
Этот город
достоин отдельного посещения на
несколько дней, но в данной поездке мы
отвели на него всего несколько часов.
Город как будто вымер - на улицах не
видно ни народа, ни машин. Оставляем
автомобиль в самом центре города на
Советской улице рядом с Красной
площадью и знаменитой церковью Ильи
Пророка. Намечаем маршрут по центру города мимо наиболее интересных церквей к Спасо-Преображенскому монастырю у слияния Волги и Которосли и обратно по Волжской набережной. |
У Спасо-Преображенского монастыря обледенелый спуск к парку с аттракционами образовал настоящую ловушку. Интересно было наблюдать, как народ штурмовал этот подъем: кто по тротуарам, кто пытался выехать задом. Проще было полноприводным машинам. Многие после безуспешных попыток подняться по гололеду, уезжали в пешеходную зону к Волжской набережной. Также как и на спусках к ледовой переправе в Тутаеве, дорожные службы не удосужились присыпать это место песком. |
Возвращаемся по Волжской набережной к машине. В начинающихся сумерках сверкает очень красиво подсвеченный храм Ильи Пророка. |
16-00. Отъезжаем в сторону Костромы. Узкое и извилистое с оживленным движением шоссе. Знаки: "Внимание. Работают широкие машины". Их только и не хватало! |
|
[Часть 1] |
[Часть 2] |
[Главная] |