Новый год - 2005
(Питер - Устюжна - Череповец - Тутаев - Ярославль - Кострома - Солигалич - Галич - Судиславль - Макарьев - Кичменгский Городок - В.Устюг - Сольвычегодск - Архангельск - Каргополь - Вытегра - Питер)

Часть 4.
Архангельская область

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

[Главная]

В январе 2001 года мы уже пытались безуспешно добраться до Сольвычегодска. От Великого Устюга его отделяют две водные преграды- Северная Двина, в которую превращается Сухона после слияния с Югом, и Вычегда - правый приток Двины. В том 2001 году мы переправлялись в Котлас по льду Сев.Двины, что само по себе было уже небольшим приключением. Теперь на этом месте сооружен красавец-мост. Через Вычегду летом можно переправиться паромом прямо к Благовещенскому собору, а зимой -по понтонному мосту, функционирующему круглый год в Коряжме. Поиск Сольвычегодска "на местности" осложняется тем, что между Котласом и Коряжмой на левом берегу Вычегды есть еще  пос.Вычегодский и ж/д станция Сольвычегодск, к одноименному городу не имеющая никакого отношения. И при расспросах дороги в Котласе местные жители любят отправлять именно в эти места.

 Итак, покинув Великий Устюг, через 40 км въезжаем в Архангельскую область. Еще через 18 км - развилка у поста ДПС с указателями прямо - "Архангельск 591 км", направо "Котлас 10 км, Коряжма 40 км". К мосту через Двину ведет прямое широкое и расчищенное шоссе, но почему-то с ограничением скорости 70. Наверное, местным гаишникам тоже кормить детишек надо! Сразу за мостом, точнее даже еще на съезде с него, стоит табличка "Котлас". Котлас - довольно несуразный промышленный город, раскинувшийся на стрелке Сев.Двины и Вычегды. Ориентироваться в нем непросто, выезд на Коряжму неочевиден. У первой же заправки останавливаюсь и выясняю легенду. Заправщик четко и толково все объяснил - надо ехать вдоль берега Двины до светофора, потом - направо и налево на параллельную улицу. По ней - до АЗС "Роснефть" и - направо на Коряжму (см. схемку из путевого дневника).

Котлас

 В Коряжму ведет хорошая дорога с интенсивным движением. В 20 км от Котласа указатель отправляет налево на Сольвычегодск, но мы на него не "ведемся" - 4 года назад мы по этой дорожке выехали на берег к неработающему парому и довольствовались видом Благовещенского собора на другой стороне реки.

Коряжма протянулась на много километров промышленными сооружениями. Здесь расположен крупнейший в России ЦБК, хоть и загрязняющий природу, но и дающий большой стимул развитию всего этого района. Понтонный мост через Вычегду, в основном, предназначен для переправы лесовозов, доставляющих древесину на комбинат.

 

Сольвычегодск

Сольвычегодск
Понтонный мост в Коряжме

Стоимость переправы = 40 руб. Поплавки понтонов соединены между собой огромными выступающими петлями, похожими на дверные, при движении все время ждешь, что заденешь за них днищем. При съезде на берег, опасаясь зацепить свесом, я слишком замедлил скорость, передние колеса попали в скользкую ложбинку на стыке понтона и забуксовали. Водитель из следовавшей за мной машины меня подтолкнул (а что ему еще оставалось делать?), и я выехал на берег.

До Сольвычегодска от моста 20 км очень узкой и извилистой дороги по селам. Подъезжаем к подсвеченному Введенскому собору, потом к гостинице. 

Сольвычегодск
Введенский собор

19-00. Деревянное здание гостиницы выглядит безжизненным. Двери заперты, окна не горят, кроме одного. Долго стучим в него, пока не появляется мужская фигура. Выясняем, что в гостиницу сегодня поселили 5 родителей детей из санатория. Администратор оформила их и сказала, что сегодня ее больше не будет. В гостинице холодно, горячей воды нет. Едем в детский санаторий искать телефон администраторши. Дозвонились - она говорит, что ради нас в гостиницу не пойдет! Вот такой сервис по-совковому.  К счастью, одна из женщин персонала санатория созвонилась со своей знакомой, которая сдает комнату. У нее и поселились в квартире каменной пятиэтажки со всеми удобствами за 300 руб. Условия не сравнить с районными провинциальными гостиницами. Хозяйка Тамара Николаевна - приветливая женщина с непростой судьбой. Ее отец был мальчишкой выслан в первые годы Советской власти в Сольвычегодск из Петрограда. Сейчас она воспитывает сына своей трагически погибшей дочери.

Сольвычегодск известен как вотчина знаменитейшей и богатейшей династии Строгановых. Богатства их закладывались с 15 века на  соляных промыслах.  На протяжении многих лет разные российские цари жаловали земли Строгановым сначала во временное, а потом и в вечное владение. Это было взаимовыгодное "сотрудничество" - немалую долю своих богатств Строгановы жертвовали на дорогие подарки царям, взносы в казну, вооружение войск. Держали они и собственное войско. Кроме солеварения доходы получались и от торговли, а в дальнейшем они занялись и медеплавильным производством. Кроме Сольвычегодского края  влияние Строгановых распространялось и на Сибирь, где  они организовали соляной промысел в Прикамье. В их головах родилась идея "завоевания Сибири", и именно здесь в Сольвычегодске в 1580 году был снаряжен отряд Ермака, отправившегося в поход на Сибирь.

Немалые средства Строгановы жертвовали на строительство церквей, развитие художественных промыслов, собирание церковных книг и икон, а к 16 в даже сформировалась даже так называемая "строгановская школа". Название это возникло из-за особой фамильной метки на иконах. В свое время в Сольвычегодске было 16 каменных церквей, в настоящее время их осталось 3. Из них - роскошный Введенский собор в стиле "московское барокко" и Благовещенский собор - родовая церковь Строгановых.

Сольвычегодск
Спасообыденная церковь

Сольвычегодск
Введенский собор 1584

Сольвычегодск
Источник у Введенского собора

Сольвычегодск
Паром через Вычегду и 
Благовещенский собор 1560

Современный Сольвычегодск приходит в упадок. Совхозы, в которых работали многие жители города,  заканчивают свое существование. Знаменитейший детский бальнеологический курорт-санаторий, славящийся почти чудодейственными исцелениями, тихо увядает без финансирования.
 
06.01.2005. Утром подъехали к Благовещенскому собору и неожиданно увидели, что к пристани приближается паром. Рекордно теплая зима продлила его навигацию до января. Ходит он без расписания по мере прибытия к пристани автомобилей. Это несомненная удача! Во-первых,  интересно прокатиться на пароме и взглянуть на панораму города с воды, а во-вторых, не надо делать крюк обратно к понтонному мосту в Коряжму. Тем более, что нам сегодня предстоит совершить 650-километровый бросок вдоль Северной Двины до Архангельска.


Котлас - Архангельск

10-00. Возвращаемся обратно в Котлас и переезжаем по мосту на левый берег к развилке на Архангельск. Отсюда до самого Архангельска дорога идет все время вдоль Северной Двины. Архангельский край - это бесконечные лесные просторы почти без населенных пунктов. Но берега Северной Двины исторически густо заселялись, это был древний торговый путь через Архангельск в Европу. Дорога, особенно на первом этапе от Котласа проходит через множество сел. Ближе к Березнику, где она выходит на М8, села остаются в стороне. 

Штурман тем временем листает путеводитель, выискивая в нем древние церкви по дороге. Первая из них - в с. Гагарки, где по обету местным купцом воздвигнут массивный каменный собор. Его силуэт призрачно выплывает из снежной метели. Наибольшее впечатление произвели две церкви на берегу Двины в Пермогорье. Машину бросили на окраине деревни и подошли у ним пешком. Щемящее чувство вызывает погост с каменной Дмитриевской и деревянной Георгиевской церквями с  покосившимися крестами. 

Вдоль Сев.Двины
Деревня Гагарки

Вдоль Сев.Двины
Пермогорье. Дмитриевская церковь и Георгиевская церкви

Вдоль Сев.Двины
Дмитриевская церковь

Вдоль Сев.Двины
Георгиевская церковь 1665 г.

В Сельце мы так и не смогли близко подъехать к двум шатровым деревянным церквям, а пешком идти - поджимало время. Видны они и со стороны села, и с шоссе.

Еще две довольно странного вида церкви без крестов попались нам у села Толгас, недоезжая 60 км до Березника. Я сумел только сделать один снимок с моста, и тут у меня кончился заряд в аккумуляторе. Вообще-то аккумулятор моего G6 позволяет в течение недели отснять не одну сотню снимков, но следует учесть, что значок предупреждения о слабом заряде неожиданно появляется уже перед самой его кончиной.

Вдоль Сев.Двины
Черевково

Вдоль Сев.Двины
Сельцо

Вдоль Сев.Двины
Толгас

15-30. Перед Березником выезжаем на трассу М8. Неизвестно что лучше - неровности на пустой дороге до нее или постоянное напряжение при разъездах со встречными на узковатой с плохо расчищенными обочинами М8. Да и покрытие на М8 поначалу не слишком радует - периодически попадаются довольно трясучие участки. В центре Березника - указатель на ледовую переправу.

За Холмогорами дорога уже расчищена на всю ширину до асфальта, движение оживленное. Трасса извивается плавными поворотами по холмам. В темноте рулить по незнакомой трассе не слишком комфортно, пристраиваюсь за местными "спонсорами". 

19-00. Приближаемся к Архангельску. У поста ДПС выезжаем на объездную Архангельска. Направо она ведет в Новодвинск, налево - в Северодвинск. В центр города на другую сторону Двины можно попасть по старому мосту или по новому, ведущему через остров Краснофлотский в юго-восточную окраину.

Архангельск

 Останавливаемся у заправки Лукойл, чтобы разузнать где бы нам найти гостиницу подешевле. Две скучающие девушки с готовностью обсуждают между собой варианты, даже звонят знакомым посоветоваться, потом подробно объясняют легенду проезда к гостинице "Меридиан" на Соломбале. Это название, от которого веет чем-то шаманским, имеет район современной застройки на острове Повракульский к северу-западу от исторического центра. Гостиница расположена на большой площади сразу за мостом через протоку Кузнечиху. Стоимость номера с душем и туалетом = 900 руб.


Архангельск - Малые Карелы

Определившись в гостиницу, проехались по вечернему городу. В церквях идут приготовления к рождественной службе. Собственно церквей - всего две. Довольно невзрачный Ильинский кафедральный собор и церковь исповедника Мартина на кладбище в Соломбале. Не считая аккуратной небольшой кирхи (малый зал филармонии) и симпатичной деревянной церкви-новодела у подворья на выезде в сторону Малых Карел.

Сам город нам как-то не приглянулся. Архангельск раскинулся по берегам и островам дельты Сев.Двины на 40 км. Даже центральная его часть с радиально-дуговой планировкой не представляет собой цельной композиции. Сочетание современных безликих домов, каменных прошлых веков, неряшливо покривившихся деревянных с пустырями, промышленными зданиями и линиями железной  дороги на нас произвело не лучшее впечатление. Мы ожидали увидеть чего-нибудь похожее на "деревянные города" из известной песни А.Городницкого, но вместо "скрипучих мостовых" обнаружили неустроенность и грязь. 

Дисклаймер. Это субъективный поверхностный взгляд из окна автомобиля, не претендующий на истину.

Архангельск
Ильинский кафедральный собор

Архангельск
Лютеранская кирха 1768

Архангельск
Новодел на окраине 

Малые Карелы07.01.2005. А вот музей-заповедник деревянного зодчества в Малых Карелах нам понравился. Добраться туда из центра Архангельска очень просто - все время прямо сначала по пр.Ломоносова, который после старого моста превращается в Ленинградский проспект,  потом через через пос.Уемский. Всего - 25 км от центра.

Музей расположен на большой территории в живописной холмистой местности и прорезан глубоким оврагом. Более 100 памятников деревянной архитектуры сгруппированы по четырем секторам: Каргопольско-Онежский, Мезенский, Пинежский и Северо-Двинский.
Музей открыт летом 10-17, зимой 1-15, выходной вт., билет = 50 руб

В выходные дни сюда лучше приезжать пораньше, иначе найти место для парковки будет сложно. Да еще и очереди в кассу и толпы народа на территории. Мы удачно подъехали к 10-00 и успели погулять по музею до наплыва толпы. 

Малые Карелы
Колокольня Вознесенской церкви 1854

Малые Карелы
Вознесенская церковь 1669

Малые Карелы
Часовня

Малые Карелы
Георгиевская церковь 17 в

Около Георгиевской церкви какой-то фольклорный ансамбль распевал народные песни вокруг разведенного костра, вызвав справедливое негодование администрации - додумались же разводить открытый огонь на территории деревянного музея!

Малые Карелы
Мельница

Малые Карелы
Мостки через овраг

Малые Карелы
Часовня

Малые Карелы

12-00. Прощаемся с Малыми Карелами и Архангельском и через новый мост выезжаем на М8. Шоссе -  совершенно чистое, посыпано солью с песочком, хорошо держит. Разгоняюсь до 120 км/час и  уверенно вписываюсь в повороты. Через некоторое время меня начинают терзать смутные подозрения. Руль кажется предательски легковатым, на поворотах машина слегка "плывет". Попытка попробовать дорогу тормозом подтверждает подозрения - оставаясь визуально все такой же чистой, она становится все более и более скользкой. И это очень яркое подтверждение хорошо знакомой мне истины -  казалось бы, совершенно сухой асфальт на зимних трассах может оказаться скользким, как лед. Снижаю скорость, аккуратно прохожу повороты. А вот и доказательства этой истины - на совершенно прямом участке легковая машина улетела в снежный вал на обочине, а чуть дальше в левом кювете лежит пустой лесовоз.

Мы направляемся к Каргополью, но в этих краях еще наметили к посещению Антониево-Сийский монастырь. Указатель на него мы заметили еще вчера. Если двигаться от Архангельска, то он находится в 27 км за развилкой на Плесецк - Каргополь (160 км от Архангельска).

Антониево-Сийский Свято-Троицкий монастырь


От поворота с М8 до монастыря - 9 км. К нему ведет живописная извилистая заснеженная дорожка вдоль берегов озер Плешково и Плоское.

АС монастырьАС монастырь14-30. Встреченный у ворот монах, у которого мы спросили разрешение на вход, посоветовал обратиться за "благословением"  к настоятелю. Причащаться к чудотворным реликвиям мы не собирались, да и время поджимало, поэтому просто прошлись по территории, заглянули в собор.
Храм-колокольня Трех Святителей Петра, Алексия и Ионы 1661 г была разрушена в 1939 и воссоздана в 2002. Троицкий собор тоже реставрируется, внутри - голые стены.

15-20. Возвращаемся на М8 и обратно в Брин-Наволок к повороту на Плесецк.  На развилке находится фирменная заправка Роснефть и большая площадка для отдыха с туалетом. Отсюда до Плесецка 173 км.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

[Главная]

Hosted by uCoz