Новый год - 2005 |
[Часть 1] |
[Часть 4] |
[Главная] |
В январе 2001 года мы уже пытались
безуспешно добраться до Сольвычегодска.
От Великого Устюга его отделяют две
водные преграды- Северная Двина, в
которую превращается Сухона после
слияния с Югом, и Вычегда - правый приток
Двины. В том 2001 году мы переправлялись в Котлас
по льду Сев.Двины, что само по себе было уже
небольшим приключением. Теперь на этом
месте сооружен красавец-мост. Через
Вычегду летом можно переправиться
паромом прямо к Благовещенскому собору, а
зимой -по понтонному мосту,
функционирующему круглый год в Коряжме. Поиск
Сольвычегодска "на местности"
осложняется тем, что между Котласом и
Коряжмой на левом берегу Вычегды есть
еще пос.Вычегодский и ж/д станция
Сольвычегодск, к одноименному городу не
имеющая никакого отношения. И при
расспросах дороги в Котласе местные
жители любят отправлять именно в эти
места. |
Итак, покинув Великий Устюг, через 40 км въезжаем в Архангельскую область. Еще через 18 км - развилка у поста ДПС с указателями прямо - "Архангельск 591 км", направо "Котлас 10 км, Коряжма 40 км". К мосту через Двину ведет прямое широкое и расчищенное шоссе, но почему-то с ограничением скорости 70. Наверное, местным гаишникам тоже кормить детишек надо! Сразу за мостом, точнее даже еще на съезде с него, стоит табличка "Котлас". Котлас - довольно несуразный промышленный город, раскинувшийся на стрелке Сев.Двины и Вычегды. Ориентироваться в нем непросто, выезд на Коряжму неочевиден. У первой же заправки останавливаюсь и выясняю легенду. Заправщик четко и толково все объяснил - надо ехать вдоль берега Двины до светофора, потом - направо и налево на параллельную улицу. По ней - до АЗС "Роснефть" и - направо на Коряжму (см. схемку из путевого дневника). |
|
В Коряжму ведет хорошая дорога с интенсивным движением. В 20 км от Котласа указатель отправляет налево на Сольвычегодск, но мы на него не "ведемся" - 4 года назад мы по этой дорожке выехали на берег к неработающему парому и довольствовались видом Благовещенского собора на другой стороне реки. Коряжма протянулась на много километров промышленными сооружениями. Здесь расположен крупнейший в России ЦБК, хоть и загрязняющий природу, но и дающий большой стимул развитию всего этого района. Понтонный мост через Вычегду, в основном, предназначен для переправы лесовозов, доставляющих древесину на комбинат. |
Сольвычегодск |
Стоимость переправы = 40 руб. Поплавки понтонов соединены между собой огромными выступающими петлями, похожими на дверные, при движении все время ждешь, что заденешь за них днищем. При съезде на берег, опасаясь зацепить свесом, я слишком замедлил скорость, передние колеса попали в скользкую ложбинку на стыке понтона и забуксовали. Водитель из следовавшей за мной машины меня подтолкнул (а что ему еще оставалось делать?), и я выехал на берег. До
Сольвычегодска от моста 20 км очень узкой
и извилистой дороги по селам. Подъезжаем
к подсвеченному Введенскому собору,
потом к гостинице. |
19-00. Деревянное здание гостиницы выглядит безжизненным. Двери заперты, окна не горят, кроме одного. Долго стучим в него, пока не появляется мужская фигура. Выясняем, что в гостиницу сегодня поселили 5 родителей детей из санатория. Администратор оформила их и сказала, что сегодня ее больше не будет. В гостинице холодно, горячей воды нет. Едем в детский санаторий искать телефон администраторши. Дозвонились - она говорит, что ради нас в гостиницу не пойдет! Вот такой сервис по-совковому. К счастью, одна из женщин персонала санатория созвонилась со своей знакомой, которая сдает комнату. У нее и поселились в квартире каменной пятиэтажки со всеми удобствами за 300 руб. Условия не сравнить с районными провинциальными гостиницами. Хозяйка Тамара Николаевна - приветливая женщина с непростой судьбой. Ее отец был мальчишкой выслан в первые годы Советской власти в Сольвычегодск из Петрограда. Сейчас она воспитывает сына своей трагически погибшей дочери. |
Сольвычегодск известен как вотчина знаменитейшей и богатейшей династии Строгановых. Богатства их закладывались с 15 века на соляных промыслах. На протяжении многих лет разные российские цари жаловали земли Строгановым сначала во временное, а потом и в вечное владение. Это было взаимовыгодное "сотрудничество" - немалую долю своих богатств Строгановы жертвовали на дорогие подарки царям, взносы в казну, вооружение войск. Держали они и собственное войско. Кроме солеварения доходы получались и от торговли, а в дальнейшем они занялись и медеплавильным производством. Кроме Сольвычегодского края влияние Строгановых распространялось и на Сибирь, где они организовали соляной промысел в Прикамье. В их головах родилась идея "завоевания Сибири", и именно здесь в Сольвычегодске в 1580 году был снаряжен отряд Ермака, отправившегося в поход на Сибирь. Немалые средства Строгановы жертвовали на строительство церквей, развитие художественных промыслов, собирание церковных книг и икон, а к 16 в даже сформировалась даже так называемая "строгановская школа". Название это возникло из-за особой фамильной метки на иконах. В свое время в Сольвычегодске было 16 каменных церквей, в настоящее время их осталось 3. Из них - роскошный Введенский собор в стиле "московское барокко" и Благовещенский собор - родовая церковь Строгановых. |
Современный
Сольвычегодск приходит в упадок.
Совхозы, в которых работали многие
жители города, заканчивают свое
существование. Знаменитейший детский
бальнеологический курорт-санаторий,
славящийся почти чудодейственными
исцелениями, тихо увядает без
финансирования. |
06.01.2005. Утром подъехали к Благовещенскому собору и неожиданно увидели, что к пристани приближается паром. Рекордно теплая зима продлила его навигацию до января. Ходит он без расписания по мере прибытия к пристани автомобилей. Это несомненная удача! Во-первых, интересно прокатиться на пароме и взглянуть на панораму города с воды, а во-вторых, не надо делать крюк обратно к понтонному мосту в Коряжму. Тем более, что нам сегодня предстоит совершить 650-километровый бросок вдоль Северной Двины до Архангельска. |
|
10-00. Возвращаемся обратно в Котлас и переезжаем
по мосту на левый берег к развилке на Архангельск. Отсюда до самого
Архангельска дорога идет все время вдоль Северной Двины. Архангельский
край - это бесконечные лесные просторы почти без населенных пунктов. Но
берега Северной Двины исторически густо заселялись, это был древний
торговый путь через Архангельск в Европу. Дорога, особенно на первом этапе
от Котласа проходит через множество сел. Ближе к Березнику, где она
выходит на М8, села остаются в стороне.
Штурман тем временем листает путеводитель, выискивая в нем древние церкви по дороге. Первая из них - в с. Гагарки, где по обету местным купцом воздвигнут массивный каменный собор. Его силуэт призрачно выплывает из снежной метели. Наибольшее впечатление произвели две церкви на берегу Двины в Пермогорье. Машину бросили на окраине деревни и подошли у ним пешком. Щемящее чувство вызывает погост с каменной Дмитриевской и деревянной Георгиевской церквями с покосившимися крестами. |
В Сельце мы так и не смогли близко подъехать к двум
шатровым деревянным церквям, а пешком идти - поджимало время. Видны
они и со стороны села, и с шоссе.
Еще две довольно странного вида церкви без крестов попались нам у села Толгас, недоезжая 60 км до Березника. Я сумел только сделать один снимок с моста, и тут у меня кончился заряд в аккумуляторе. Вообще-то аккумулятор моего G6 позволяет в течение недели отснять не одну сотню снимков, но следует учесть, что значок предупреждения о слабом заряде неожиданно появляется уже перед самой его кончиной. |
15-30. Перед
Березником
выезжаем на трассу М8. Неизвестно что
лучше - неровности на пустой дороге до
нее или постоянное напряжение при
разъездах со встречными на узковатой с
плохо расчищенными обочинами М8. Да и
покрытие на М8 поначалу не слишком радует -
периодически попадаются довольно
трясучие участки. В центре Березника -
указатель на ледовую переправу.
За Холмогорами дорога уже расчищена на всю ширину до асфальта, движение оживленное. Трасса извивается плавными поворотами по холмам. В темноте рулить по незнакомой трассе не слишком комфортно, пристраиваюсь за местными "спонсорами". |
19-00. Приближаемся к Архангельску. У поста ДПС выезжаем на объездную Архангельска. Направо она ведет в Новодвинск, налево - в Северодвинск. В центр города на другую сторону Двины можно попасть по старому мосту или по новому, ведущему через остров Краснофлотский в юго-восточную окраину. |
|
Останавливаемся у заправки Лукойл, чтобы разузнать где бы нам найти гостиницу подешевле. Две скучающие девушки с готовностью обсуждают между собой варианты, даже звонят знакомым посоветоваться, потом подробно объясняют легенду проезда к гостинице "Меридиан" на Соломбале. Это название, от которого веет чем-то шаманским, имеет район современной застройки на острове Повракульский к северу-западу от исторического центра. Гостиница расположена на большой площади сразу за мостом через протоку Кузнечиху. Стоимость номера с душем и туалетом = 900 руб. |
|
Определившись
в гостиницу, проехались по вечернему
городу. В церквях идут приготовления к
рождественной службе. Собственно
церквей - всего две. Довольно невзрачный
Ильинский кафедральный собор и церковь
исповедника Мартина на кладбище в
Соломбале. Не считая аккуратной
небольшой кирхи (малый зал филармонии) и
симпатичной деревянной церкви-новодела
у подворья на выезде в сторону Малых
Карел. Сам город нам как-то не приглянулся. Архангельск раскинулся по берегам и островам дельты Сев.Двины на 40 км. Даже центральная его часть с радиально-дуговой планировкой не представляет собой цельной композиции. Сочетание современных безликих домов, каменных прошлых веков, неряшливо покривившихся деревянных с пустырями, промышленными зданиями и линиями железной дороги на нас произвело не лучшее впечатление. Мы ожидали увидеть чего-нибудь похожее на "деревянные города" из известной песни А.Городницкого, но вместо "скрипучих мостовых" обнаружили неустроенность и грязь. Дисклаймер. Это субъективный поверхностный взгляд из окна автомобиля, не претендующий на истину. |
Около Георгиевской церкви какой-то фольклорный ансамбль распевал народные песни вокруг разведенного костра, вызвав справедливое негодование администрации - додумались же разводить открытый огонь на территории деревянного музея! |
12-00.
Прощаемся с Малыми Карелами и
Архангельском и через новый мост
выезжаем на М8. Шоссе - совершенно
чистое, посыпано солью с песочком,
хорошо держит. Разгоняюсь до 120 км/час
и уверенно вписываюсь в повороты.
Через некоторое время меня начинают
терзать смутные подозрения. Руль
кажется предательски легковатым, на
поворотах машина слегка "плывет".
Попытка попробовать дорогу тормозом
подтверждает подозрения - оставаясь
визуально все такой же чистой, она
становится все более и более скользкой.
И это очень яркое подтверждение хорошо
знакомой мне истины - казалось бы,
совершенно сухой асфальт на зимних
трассах может оказаться скользким, как
лед. Снижаю скорость, аккуратно прохожу
повороты. А вот и доказательства этой
истины - на совершенно прямом участке
легковая машина улетела в снежный вал на
обочине, а чуть дальше в левом кювете
лежит пустой лесовоз.
Мы направляемся к Каргополью, но в этих краях еще наметили к посещению Антониево-Сийский монастырь. Указатель на него мы заметили еще вчера. Если двигаться от Архангельска, то он находится в 27 км за развилкой на Плесецк - Каргополь (160 км от Архангельска). . |
Антониево-Сийский Свято-Троицкий монастырь |
От поворота с М8 до монастыря - 9 км. К нему ведет живописная извилистая заснеженная дорожка вдоль берегов озер Плешково и Плоское. |
15-20. Возвращаемся
на М8 и обратно в Брин-Наволок к повороту
на Плесецк. На развилке находится
фирменная заправка Роснефть и большая
площадка для отдыха с туалетом. Отсюда
до Плесецка 173 км. |
[Часть 1] |
[Часть 4] |
[Главная] |