Новый год - 2005
(Питер - Устюжна - Череповец - Тутаев - Ярославль - Кострома - Солигалич - Галич - Судиславль - Макарьев - Кичменгский Городок - В.Устюг - Сольвычегодск - Архангельск - Каргополь - Вытегра - Питер)

Часть 5.
Каргополь и Каргополье

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

[Главная]

 В Каргополе мы уже побывали  в прошлой новогодней поездке, а в этом году основной упор наметили на достопримечательности в его окрестностях, которые не удалось посетить в тот раз. Несколько интересных памятников есть по берегам Онеги между Плесецком и Каргополем. А еще я лелеял безумную идею добраться в Заонежье в Вершинино (административный центр Кенозерского национального парка) и в д.Филлиповскую.

Исходя из этих планов, никакого резону тянуть до Каргополя не было, ночевку наметили в Плесецке.

Первые 30 км от М8 трассы Р1 Брин-Наволок - Плесецк - Каргополь - Прокшино были под стать последним километрам этой дороги Солза - Прокшино.  Плохо расчищенная, скользкая и трясучая. При разъездах с редкими встречными было опасение застрять в сугробе на обочине. Скорость - не более 60 км/час. После отворота на Холмогорское скорость возросла до 70-80, а после Самодеда (первого села на этой дороге за 55 км) пошла ровная, прямая и широкая дорога. В дальнейшем периодически попадались куски старой более узкой и извилистой дороги. В большом селе Емца пересекаем железную дорогу Москва - Архангельск, еще через 15-20 км направо уходит дорога на Онегу


18-30. Плесецк.
Гостиница на 3 этаже 5-этажного Дома быта заняла почетное последнее место в рейтинге по соотношению цены и условий. 880 руб за номер с удобствами. Но при этом горячей воды не было вообще, а холодную отключили с вечера, так что даже в туалет не очень сходишь. Хорошо еще у нас была своя вода в пластиковой 5-литровой бутыли. В стоимость была включена цена завтрака, но т.к. кафе не работало, то его выдали сухим пайком. 
Вот его содержимое (отказаться и взять деньгами, естественно, нельзя):
- лапша "доширак" с запахом мяса,
- кофейный напиток с запахом кофе,
- вафли с запахом ванилина,
- йогурт с ароматом манго и абрикоса,
- банка шпрот из кильки.
Стоимость этого "удовольствия" 60 х 2 = 120руб.

08.01.2005. 8-15. Еще затемно отъезжаем из Плесецка. За ночь насыпало снега. И так всю эту поездку морозов не было, а в следующие два дня совсем отпустило. Постоянно сыпал снег, заметая дорогу. В эти дни я на все 100 процентов использовал цепи, которые до того постоянно валялись без дела в багажнике. Первый шанс их использовать мог представиться уже в Плесецке, когда я срезал выезд на трассу по какой-то занесенной снегом улице. 

Плесецк
Плесецк

В 50 км от Плесецка выезжаем у села Федово к берегу р.Онеги. Отсюда на протяжении 45 км до Конево дорога идет вдоль правого берега реки через череду сел. Кончается одно - начинается следующее. В атласе вдоль левого берега Онеги в этом месте обозначена дорога и два парома - около деревень Бодухино и Коковка. Но, похоже, зимой сообщение с деревнями на той стороне - только пешком по льду реки.

Бережная Дуброва
Бережная Дуброва. Никольская церковь 1678

Перед самым Конево сворачиваем направо по указателю на Бережную Дуброву. Узкая заснеженная лесная дорожка через пару километров спускается к площадке на берегу Онеги. Туда я кое-как проехал, отчаянно газуя и крутя рулем. На противоположном берегу реки видна замечательная девятиглавая Никольская церковь. Летом здесь ходит паром, а зимой раз в несколько дней завозят к берегу продукты и каким-то образом по льду переправляют их в деревню на ту сторону. Сфотографировав церковь, я надел цепи и спокойно выехал обратно на трассу.

Бережная Дуброва
Конево. Часовня Ал.Невского 18 в.

В моих оптимистических планах было проехать в Кенозерский национальный парк в Вершинино и Филлиповскую. Чтобы попасть туда надо в д. Вознесенской переправиться на другой берег Онеги. В зависимости от ледовой обстановки в этом месте работает паром или наводят ледовую переправу.

Через 7 км от после Конева видим указатель направо на Вершинино. Весьма заснеженная дорога через 12 км приводит в д.Вознесенскую к парому. Если бы у меня не было цепей, то ехать туда я бы не рискнул - при разъезде со встречной машиной можно было бы запросто засесть в сугробе. Местный житель в одной из деревень сообщил, что несмотря на ежедневные обильные снегопады грейдера здесь не видали уже дня 3.

11-00. Выясняем обстановку. Паром в это время ходит два раза в день. Утром, примерно в то время, как мы подъехали, и вечером в 15-16 часов. К этому времени с каждой стороны подходит рейсовый автобус и обменивается пассажирами, которые переправляются на пароме. На той стороне еще два груженых лесовоза ждут переправы. В принципе, переправившись, мы вполне успевали бы доскакать до Вершинино (около 50 км), оттуда еще примерно 10-15 км до Филлиповской, и вернуться к вечернему парому. 

Тем временем, один лесовоз грузится на паром, и он отправляется к нашему берегу. С нашей стороны УАЗик тросом тянет паром. Абсурдность всей ситуации заключается в том, что УАЗику приходится двигаться на крутой скользкий подъем, блокировка дифференциала у него не работает, он буксует. Даже без троса ему с большим трудом удается стронуться с места, не говоря уже о том, чтобы тянуть паром. Наконец, после нескольких бесплодных попыток ему удается рывком стронуть паром с места, и дальше уже тот, встав под углом к течению, потихоньку движется сам по принципу "водяного паруса". В другое время здесь помогает парому более мощный полноприводный тягач, а сейчас по случаю праздничных дней, он, наверное, где-то в запое.

Постепенно паром подплывает к нашему берегу, а УАЗик, кое-как самостоятельно выбравшись на подъем, подтягивает паром к причалу. Лесовоз пытается выехать вверх, но ему не помогает даже полный привод. Забуксовав, он соскальзывает назад. Хорошо еще, его не унесло в воду. Ясно, что без помощи гусеничного тягача ему не выбраться. Время идет, разрешения этой ситуации не предвидится. Желание участвовать в этом "театре абсурда" все меньше и меньше. Решаем не рисковать и отказаться от переправы. При такой организации дела будет слишком большой риск застрять на том берегу.

Паром в Вознесенской
УАЗ пытается тянуть паром

Паром в Вознесенской
У парома

Паром в Вознесенской
Застрявший лесовоз

Говорят, есть еще альтернативная дорога из Архангело к какому-то мосту через Кену. Но время уже упущено, да и состояние ее неизвестно, поэтому едем в Каргополь.

Каргополье
Марковское

 В Марковском привлекают внимание добротные бревенчатые избы с красивыми росписями под крышей.

Вскоре переезжаем по мосту на левый берег Онеги и сворачиваем в Шелоховскую (она же - Архангело) к двум тяжеловатым деревянным церквям.

Каргополье
Архангело. Церкви Архангела Михаила  и кубоватая Сретенская.


Каргополь


14-00.
Наконец-то свершилось! С колокольни на Новом Торге сняли леса, и она сверкает белизной и позолотой. Хотя лично у меня такие колокольни, построенные обычно на 1-2 века позже соседних храмов, вызывают двойственное чувство. Их стиль несколько диссонирует с обликом более древних храмов.

Каргополь
Достопримечательности Каргополя

Каргополь
Соборная колокольня 1767

Каргополь
Каргополь

Каргополь
Собор Рождества Христова 1562

Оставляем машину у колокольни и идем прогуляться по городу.

Каргополь
Никольская церковь 1741

Каргополь
Церковь Рождества Богородицы 1680

Каргополь
Воскресенская церковь. Конец 17 в.

Каргополь
Церковь Рождества Иоанна Предтечи 1751г

С прошлого посещения осталась одна достопримечательность, про которую мы читали в путеводителях, но как-то не обратили на нее внимания. Это - прачечная на берегу Онеги. В этом месте у берега бьют мощные чистые ключи, незамерзающие в самые лютые морозы, и местные люди издревле полощут в них белье. Для удобства над этими ключами сооружен своеобразный деревянный павильон с дырками в полу.  И поныне этот способ  используют многие каргопольцы.

Каргополь
Каргополь

Каргополь
Прачечная

Каргополь
Прачечная

Ближе к вечеру стали искать жилье. В гостинице "Каргополочка" нас не устроила цена. Прежде чем отправиться в частную гостиницу "Чонлима", где мы останавливались в прошлом году, мы решили подъехать к турбюро "Лаче" на ул. III Интернационала, 60а. Его адрес мы обнаружили в путеводителе. 
http://kargopol.ru/oficiaal/Proekt/adnobaev.htm
Здесь оказалась чрезвычайно бюджетная гостиница по 50 руб/чел, но с условиями, слишком спартанскими даже для нас - туалет во дворе и вода из колонки на улице. Но кроме того руководители турбюро Радик и Леонид Иванович размещают в частных домах. Удобно, что платишь прямо им, и с хозяевами никаких финансовых дел не имеешь. А еще у них есть довольно большой выбор карт, схем, путеводителей и красочных альбомов. Мы купили план Каргополя и его окрестностей с обозначенными достопримечательностями. Почему-то никаких планов и путеводителей не продается ни в туристской гостинице "Каргополочка", куда селят все организованные группы туристов, ни в книжном магазине в центре города.  Нас Радик определил в комнату в частной квартире со всеми удобствами за 340 руб. Пока мы съездили в магазин за продуктами, дети хозяйки расчистили во дворе площадку для нашей машины.

Большая Шалга

09.01.2005. Это - старое название деревни в 10 км от Каргополя в сторону Няндомы с деревянной и каменной церквями. Находятся они за пару километров до Казаково. Вправо ведет заснеженная дорога к лесопилке. Поглядев на глубокие снежные колеи, накатанные лесовозами и джипами, я сразу надел цепи. Машину оставили на лесопилке. Каменная Покровская церковь - действующая, в ней идет утренняя служба. Зимой подъезда к ней на машине нет. Народ добирается из Казаково пешком  или на санях на лошади. 

Большая Шанга
Большая Шалга

Большая Шанга
Покровская церковь 19 в

Большая Шанга
Церковь Рождества Христова 1745

Большая Шанга
Большая Шалга

Большая Шанга В 10 км за Казаково есть еще Малая Шалга с  Одигитриевской церковью. Не снимая цепи, мы попытались найти туда дорогу, но никаких ее следов не обнаружили. Похоже, зимой туда не проехать. Большая Шанга
11-30. Возвращаемся в Каргополь, на объездной я заливаю полный бак на заправке Роснефть, и не заезжая в город выруливаем в сторону Пудожа. Дорогу заметает на глазах. Температура - около нуля, скользко.


Красная Ляга

Останавливаемся в д, Ватамановской (она же Печниково) около указателя на Кучепалду. На полдороги к этому селу находится самая древняя в Каргополье деревянная церковь - Сретено-Михайловская (1655). До нее от Ватамановской - 8 км. Дорога туда накатана, но с глубокими снежными колеями. Останавливаюсь около скотного двора надеть цепи и в это время меня объезжает какой-то кран на гусеничном ходу. Моя машина на цепях идет как трактор, разгребая низкоопущенным передним спойлером свежий снег. Вскоре догоняю тот трактор, который движется со скоростью пешехода. Дорога узкая с высокими снежными сугробами по бокам. Что делать? Тащиться за ним - потратишь часа два! Наконец, он заметив меня, подается чуть в сторону (ему в далеко в сугроб тоже лезть страшно!) и я довольно спокойно объезжаю его. Все-таки езда на цепях по рыхлому свежему снегу - совсем другая. Без цепей приходится держать высокие обороты и скорость, чтобы не забуксовать и не застрять в сугробе. Если остановишься, то скорее всего, уже не тронешься. Машину бросает из стороны в сторону - требуется умение скоростного руления. Жена у меня нервничает и ойкает, вцепившись в ручку над головой. На цепях - все наоборот. Можно ехать очень спокойно и аккуратно, не боясь остановиться. И разворачиваться в любом месте, не опасаясь забуксовать. Главное - не закопаться и не сеть на брюхо. Помогает и то, что мой чахлый 75-сильный двигатель (моновпрыск ААМ) имеет почти дизельную тягу на низах.
Дорожка идет в густом лесу, в это время года сюда заезжают только на джипах и грузовых автомобилях. И вдруг неожиданно выезжаешь в чистое поле, посередине которого в стороне от дороги стоит поразительно гармоничная и стройная шатровая церковь.

Красная Ляга

Красная Ляга

Красная Ляга


Лядины

13-00. Лядины. Здесь расположен один из интереснейших деревянных комплексов Каргополья - 12-главая Богоявленская церковь 1793 г с шатровой колокольней 1820 г. и огромная летняя шатровая Покровская церковь 1761 г. 

В путеводителях, отчетах и интернет-ресурсах по Каргополью упоминается множество населенных пунктов с архитектурными памятниками. Очень часто их исторические названия не соответствуют современными названиям деревень, что несколько усложняет их поиск на местности. Вот и здесь на шоссе нас встречает табличка "Гавриловская". 

Красная Ляга
Гавриловская

Новая трасса обходит деревню  по объездной. В этот раз мы решили в нее заехать и обнаружили массивные деревянные дома с резными наличниками, утопающие в снежных сугробах.

Лядины
Гавриловская

Лядины
Богоявленская церковь1793

Лядины
Покровская церковь 1761

Лядины
Резной колодец


Лекшмозеро

Почти сразу за Лядинами широкая трасса превращается в более узкую и трясучую, а еще через 10 км мы въезжаем в Кенозерский национальный парк. Дорога становится совсем узкой и извилистой. Тем временем продолжает валить мокрый снег. Около Орлово встретили на дороге мужика, который рекламировал свои услуги.
Шекалов Федор Михайлович, имеет несколько домов в Орлово, размещает туристов по 50 руб/чел, организует походы по заповеднику.
тел. 31-1-95 в Печниково, 31-7-25 в Орлово.

14-20. Сворачиваем направо к Лекшмозеру по указателю "Морщихинская 8 км". Дорога, хоть и заснежена, но вполне проезжаема. Правда, наличие в багажнике цепей греет душу и внушает уверенность.
14-30. Морщихинская - большое село. На высоком берегу Лекшмозера стоит каменная церковь Апостолов Петра и Павла.

Лекшмозеро
Кенозерский национальный парк

Лекшмозеро
Церковь Петра и Павла 1829

Лекшмозеро
Лекшмозеро

Лекшмозеро
Дорога к Лекшмозеру

15-10. Выезд обратно на Пудожскую трассу - под очень острым углом, почти с разворотом на 180 градусов. Я забуксовал, неудачно раскорячившись поперек дороги. Послал Веру за поворот, чтобы кто-нибудь на меня не налетел, а сам по быстрому надел цепь на одно колесо и выехал. Как показывает опыт, в таких обстоятельствах, если подтолкнуть некому, то быстрее накинуть цепи, чем пытаться откопаться или что-то подбросить под колеса..

16-45. Пудож. Поселяемся в знакомую нам гостиницу "Амадеус" за 250 руб. за одно место в двухместном номере. Жаба душила платить 500 руб. за весь номер, а тетенька пошла нам навстречу. Машину определили на платную стоянку на задах гостиницы = 50 руб.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

[Главная]

Hosted by uCoz