|
[Часть 1] |
[Часть 5] |
[Главная] |
В Каргополе мы уже побывали в прошлой
новогодней поездке, а в этом году
основной упор наметили на
достопримечательности в его
окрестностях, которые не удалось
посетить в тот раз. Несколько интересных
памятников есть по берегам Онеги между
Плесецком и Каргополем. А еще я лелеял
безумную идею добраться в Заонежье в
Вершинино (административный центр
Кенозерского национального парка) и в д.Филлиповскую.
Исходя из этих планов, никакого резону тянуть до Каргополя не было, ночевку наметили в Плесецке. Первые 30 км от М8 трассы Р1 Брин-Наволок - Плесецк - Каргополь - Прокшино были под стать последним километрам этой дороги Солза - Прокшино. Плохо расчищенная, скользкая и трясучая. При разъездах с редкими встречными было опасение застрять в сугробе на обочине. Скорость - не более 60 км/час. После отворота на Холмогорское скорость возросла до 70-80, а после Самодеда (первого села на этой дороге за 55 км) пошла ровная, прямая и широкая дорога. В дальнейшем периодически попадались куски старой более узкой и извилистой дороги. В большом селе Емца пересекаем железную дорогу Москва - Архангельск, еще через 15-20 км направо уходит дорога на Онегу |
18-30. Плесецк. Гостиница на 3 этаже 5-этажного Дома быта заняла почетное последнее место в рейтинге по соотношению цены и условий. 880 руб за номер с удобствами. Но при этом горячей воды не было вообще, а холодную отключили с вечера, так что даже в туалет не очень сходишь. Хорошо еще у нас была своя вода в пластиковой 5-литровой бутыли. В стоимость была включена цена завтрака, но т.к. кафе не работало, то его выдали сухим пайком. Вот его содержимое (отказаться и взять деньгами, естественно, нельзя): - лапша "доширак" с запахом мяса, - кофейный напиток с запахом кофе, - вафли с запахом ванилина, - йогурт с ароматом манго и абрикоса, - банка шпрот из кильки. Стоимость этого "удовольствия" 60 х 2 = 120руб. |
08.01.2005. 8-15. Еще затемно отъезжаем из Плесецка. За ночь насыпало снега. И так всю эту поездку морозов не было, а в следующие два дня совсем отпустило. Постоянно сыпал снег, заметая дорогу. В эти дни я на все 100 процентов использовал цепи, которые до того постоянно валялись без дела в багажнике. Первый шанс их использовать мог представиться уже в Плесецке, когда я срезал выезд на трассу по какой-то занесенной снегом улице. |
В 50 км от Плесецка выезжаем у села Федово к берегу р.Онеги. Отсюда на протяжении 45 км до Конево дорога идет вдоль правого берега реки через череду сел. Кончается одно - начинается следующее. В атласе вдоль левого берега Онеги в этом месте обозначена дорога и два парома - около деревень Бодухино и Коковка. Но, похоже, зимой сообщение с деревнями на той стороне - только пешком по льду реки. |
В моих
оптимистических планах было проехать в
Кенозерский национальный парк в
Вершинино и Филлиповскую. Чтобы попасть
туда надо в д. Вознесенской
переправиться на другой берег Онеги. В
зависимости от ледовой обстановки в
этом месте работает паром или наводят
ледовую переправу.
Через 7 км от после Конева видим
указатель направо на Вершинино. Весьма
заснеженная дорога через 12 км приводит в
д.Вознесенскую к парому. Если бы у меня
не было цепей, то ехать туда я бы не
рискнул - при разъезде со встречной
машиной можно было бы запросто засесть в
сугробе. Местный житель в одной из
деревень сообщил, что несмотря на
ежедневные обильные снегопады грейдера здесь не
видали уже дня 3. Тем временем, один лесовоз грузится на паром, и он отправляется к нашему берегу. С нашей стороны УАЗик тросом тянет паром. Абсурдность всей ситуации заключается в том, что УАЗику приходится двигаться на крутой скользкий подъем, блокировка дифференциала у него не работает, он буксует. Даже без троса ему с большим трудом удается стронуться с места, не говоря уже о том, чтобы тянуть паром. Наконец, после нескольких бесплодных попыток ему удается рывком стронуть паром с места, и дальше уже тот, встав под углом к течению, потихоньку движется сам по принципу "водяного паруса". В другое время здесь помогает парому более мощный полноприводный тягач, а сейчас по случаю праздничных дней, он, наверное, где-то в запое. Постепенно паром подплывает к нашему берегу, а УАЗик, кое-как самостоятельно выбравшись на подъем, подтягивает паром к причалу. Лесовоз пытается выехать вверх, но ему не помогает даже полный привод. Забуксовав, он соскальзывает назад. Хорошо еще, его не унесло в воду. Ясно, что без помощи гусеничного тягача ему не выбраться. Время идет, разрешения этой ситуации не предвидится. Желание участвовать в этом "театре абсурда" все меньше и меньше. Решаем не рисковать и отказаться от переправы. При такой организации дела будет слишком большой риск застрять на том берегу. |
Говорят, есть еще альтернативная дорога из Архангело к какому-то мосту через Кену. Но время уже упущено, да и состояние ее неизвестно, поэтому едем в Каргополь. |
В Марковском привлекают внимание добротные бревенчатые избы с красивыми росписями под крышей. Вскоре переезжаем по мосту на левый берег Онеги и сворачиваем в Шелоховскую (она же - Архангело) к двум тяжеловатым деревянным церквям. |
|
Каргополь |
14-00. Наконец-то свершилось! С колокольни на Новом Торге сняли леса, и она сверкает белизной и позолотой. Хотя лично у меня такие колокольни, построенные обычно на 1-2 века позже соседних храмов, вызывают двойственное чувство. Их стиль несколько диссонирует с обликом более древних храмов. |
Оставляем машину у колокольни и идем прогуляться по городу. |
С прошлого посещения осталась одна достопримечательность, про которую мы читали в путеводителях, но как-то не обратили на нее внимания. Это - прачечная на берегу Онеги. В этом месте у берега бьют мощные чистые ключи, незамерзающие в самые лютые морозы, и местные люди издревле полощут в них белье. Для удобства над этими ключами сооружен своеобразный деревянный павильон с дырками в полу. И поныне этот способ используют многие каргопольцы. |
Ближе к
вечеру стали искать жилье. В гостинице
"Каргополочка" нас не устроила цена.
Прежде чем отправиться в частную
гостиницу "Чонлима", где мы
останавливались в прошлом году, мы
решили подъехать к турбюро "Лаче"
на ул. III Интернационала, 60а. Его адрес мы
обнаружили в путеводителе. http://kargopol.ru/oficiaal/Proekt/adnobaev.htm Здесь оказалась чрезвычайно бюджетная гостиница по 50 руб/чел, но с условиями, слишком спартанскими даже для нас - туалет во дворе и вода из колонки на улице. Но кроме того руководители турбюро Радик и Леонид Иванович размещают в частных домах. Удобно, что платишь прямо им, и с хозяевами никаких финансовых дел не имеешь. А еще у них есть довольно большой выбор карт, схем, путеводителей и красочных альбомов. Мы купили план Каргополя и его окрестностей с обозначенными достопримечательностями. Почему-то никаких планов и путеводителей не продается ни в туристской гостинице "Каргополочка", куда селят все организованные группы туристов, ни в книжном магазине в центре города. Нас Радик определил в комнату в частной квартире со всеми удобствами за 340 руб. Пока мы съездили в магазин за продуктами, дети хозяйки расчистили во дворе площадку для нашей машины. |
Большая Шалга |
09.01.2005. Это - старое название деревни в 10 км от Каргополя в сторону Няндомы с деревянной и каменной церквями. Находятся они за пару километров до Казаково. Вправо ведет заснеженная дорога к лесопилке. Поглядев на глубокие снежные колеи, накатанные лесовозами и джипами, я сразу надел цепи. Машину оставили на лесопилке. Каменная Покровская церковь - действующая, в ней идет утренняя служба. Зимой подъезда к ней на машине нет. Народ добирается из Казаково пешком или на санях на лошади. |
В 10 км за Казаково есть еще Малая Шалга с Одигитриевской церковью. Не снимая цепи, мы попытались найти туда дорогу, но никаких ее следов не обнаружили. Похоже, зимой туда не проехать. |
11-30. Возвращаемся в Каргополь, на объездной я заливаю полный бак на заправке Роснефть, и не заезжая в город выруливаем в сторону Пудожа. Дорогу заметает на глазах. Температура - около нуля, скользко. |
|
Останавливаемся в д, Ватамановской (она же Печниково) около указателя на Кучепалду. На полдороги к этому селу находится самая древняя в Каргополье деревянная церковь - Сретено-Михайловская (1655). До нее от Ватамановской - 8 км. Дорога туда накатана, но с глубокими снежными колеями. Останавливаюсь около скотного двора надеть цепи и в это время меня объезжает какой-то кран на гусеничном ходу. Моя машина на цепях идет как трактор, разгребая низкоопущенным передним спойлером свежий снег. Вскоре догоняю тот трактор, который движется со скоростью пешехода. Дорога узкая с высокими снежными сугробами по бокам. Что делать? Тащиться за ним - потратишь часа два! Наконец, он заметив меня, подается чуть в сторону (ему в далеко в сугроб тоже лезть страшно!) и я довольно спокойно объезжаю его. Все-таки езда на цепях по рыхлому свежему снегу - совсем другая. Без цепей приходится держать высокие обороты и скорость, чтобы не забуксовать и не застрять в сугробе. Если остановишься, то скорее всего, уже не тронешься. Машину бросает из стороны в сторону - требуется умение скоростного руления. Жена у меня нервничает и ойкает, вцепившись в ручку над головой. На цепях - все наоборот. Можно ехать очень спокойно и аккуратно, не боясь остановиться. И разворачиваться в любом месте, не опасаясь забуксовать. Главное - не закопаться и не сеть на брюхо. Помогает и то, что мой чахлый 75-сильный двигатель (моновпрыск ААМ) имеет почти дизельную тягу на низах. |
Дорожка идет в густом лесу, в это время года сюда заезжают только на джипах и грузовых автомобилях. И вдруг неожиданно выезжаешь в чистое поле, посередине которого в стороне от дороги стоит поразительно гармоничная и стройная шатровая церковь. |
13-00. Лядины. Здесь расположен один из интереснейших деревянных комплексов Каргополья - 12-главая Богоявленская церковь 1793 г с шатровой колокольней 1820 г. и огромная летняя шатровая Покровская церковь 1761 г. В путеводителях, отчетах и интернет-ресурсах по Каргополью упоминается множество населенных пунктов с архитектурными памятниками. Очень часто их исторические названия не соответствуют современными названиям деревень, что несколько усложняет их поиск на местности. Вот и здесь на шоссе нас встречает табличка "Гавриловская". |
Новая трасса обходит деревню по объездной. В этот раз мы решили в нее заехать и обнаружили массивные деревянные дома с резными наличниками, утопающие в снежных сугробах. |
Почти сразу
за Лядинами широкая трасса превращается
в более узкую и трясучую, а еще через 10 км
мы въезжаем в Кенозерский национальный
парк. Дорога становится совсем узкой и
извилистой. Тем временем продолжает
валить мокрый снег. Около Орлово
встретили на дороге мужика, который
рекламировал свои услуги. 14-20.
Сворачиваем направо к Лекшмозеру по
указателю "Морщихинская 8 км".
Дорога, хоть и заснежена, но вполне
проезжаема. Правда, наличие в багажнике
цепей греет душу и внушает уверенность. |
15-10. Выезд обратно на Пудожскую трассу - под очень острым углом, почти с разворотом на 180 градусов. Я забуксовал, неудачно раскорячившись поперек дороги. Послал Веру за поворот, чтобы кто-нибудь на меня не налетел, а сам по быстрому надел цепь на одно колесо и выехал. Как показывает опыт, в таких обстоятельствах, если подтолкнуть некому, то быстрее накинуть цепи, чем пытаться откопаться или что-то подбросить под колеса.. |
16-45. Пудож. Поселяемся в знакомую нам гостиницу "Амадеус" за 250 руб. за одно место в двухместном номере. Жаба душила платить 500 руб. за весь номер, а тетенька пошла нам навстречу. Машину определили на платную стоянку на задах гостиницы = 50 руб. |
[Часть 1] |
[Часть 5] |
[Главная] |