СЕРБИЯ
на Новый Год - 2 0 0 9 |
[Оглавл] |
Начиная с 2001 года мы традиционно уезжаем на все новогодние праздничные дни в автопутешествия. Обычно по просторам Русского Севера. За эти годы изъездили многие закоулки Карелии, Архангельской, Мурманской, Ленинградской, Вологодской, Кировской областей. Менее изведано Золотое Кольцо, и я бы с удовольствием планировал бы поездки по нему, но меня останавливает слишком большая популярность и раскрученность этих мест, большие потоки туристов, дороговизна и отсутствие мест в гостиницах. Я просто морально не готов платить более 1000-1200 рублей за номер в российской гостинице с удобствами на этаже. Особенно сравнивая их с уютными многочисленными румынскими пансионами и украинскими мотелями. |
Осенью 2008 года известный автопутешественник Кирилл Яночкин опубликовал в конференции свой отчет о поездке на Балканы. Сербские и Косовские страницы этого отчета произвели не меня такое неизгладимое впечатление, что я решил изменить нашему любимому зимнему Русскому Северу и отправиться в Сербию по православным монастырям. К концу декабря меня начали
терзать сомнения. Дело было даже не в том,
что из 10 официальных праздничных дней у
нас на дорогу туда и обратно уйдет по 3
дня - такие набеги "галопом по Европам"
нам не в новинку. А в том, что в связи с
нарастающим кризисом курс рубля
стремительно падал, и это ставило вообще
под сомнение финансовую
целесообразность поездок в Европу. Отказываться от
традиционного путешествия не хотелось,
переориентироваться на Россию было
поздновато, да и неизвестно, получилось
ли бы это дешевле. |
Еду, по обыкновению, мы готовили себе сами в номерах гостиниц на электроплитке из продуктов частично взятых с собой, а также, купленных в супермаркетах Румынии. Цены в румынских супермаркетах примерно раза в 1.5 дешевле, чем у нас. |
Курсы валют на 31.12.2008
с сайта http://www.oanda.com/convert/classic 1 Russian Rouble = 0.02427 Euro 1 Euro (EUR) = 41.20497 Russian Rouble (RUB) 1 Russian Rouble = 0.03421 US Dollar 1 US Dollar (USD) = 29.23313 Russian Rouble (RUB) ---------------------------------------------------------------- 1 Belarusian Ruble = 0.0003299 Euro 1 Euro (EUR) = 3,031.19 Belarusian Ruble (BYR 1 Belarusian Ruble = 0.01371 Russian Rouble 1 Russian Rouble (RUB) = 72.95608 Belarusian Ruble (BYR) ---------------------------------------------------------------- 1 Ukraine Hryvnia = 0.09177 Euro 1 Euro (EUR) = 10.89688 Ukraine Hryvnia (UAH) 1 Ukraine Hryvnia = 3.81285 Russian Rouble 1 Russian Rouble (RUB) = 0.26227 Ukraine Hryvnia (UAH) ---------------------------------------------------------------- 1 Romanian New Lei = 0.25071 Euro 1 Euro (EUR) = 3.98866 Romanian New Lei (RON) 1 Romanian New Lei = 10.41658 Russian Rouble 1 Russian Rouble (RUB) = 0.09600 Romanian New Lei (RON) ---------------------------------------------------------------- 1 Serbian Dinar = 0.01134 Euro 1 Euro (EUR) = 88.18489 Serbian Dinar (RSD) 1 Serbian Dinar = 0.47115 Russian Rouble 1 Russian Rouble (RUB) = 2.12247 Serbian Dinar (RSD) |
Детализация бюджета |
статья бюджета | евро |
Бензин 459 л на общую сумму 9964 руб, ср.цена = 21,70 руб, ср.расход = 7.7 л. | 242 |
Ночевки | 225 |
Оплата за псковские дороги 110+220=330 руб | 8 |
Транзит через РБ + оплата М1 144+149+20+20=333руб | 8 |
Румынская ровиньета (оплата дорог) | 3 |
Сербский автобан 4 раза с карточки на общую сумму 560 руб | 14 |
Транзит через Косово | 50 |
Экология на границе Черногории | 10 |
Продукты на Украине хлеб + бутылка вина = 30 гривен | 3 |
Продукты в супермаркетах Румынии. включая вино, привезенное домой 36,25+108,91=145,16 лей | 36 |
Экскурсия по Куршумлии | 5 |
Буклеты, оплата в монастырях и прочие мелкие расходы | 46 |
Всего |
650 |
С собою в поездку взяли три рублевые пластиковые карточки (две зарплатные ВИЗА-электрон и одна Mastercard), некоторую сумму евро (не столько для трат, сколько в качестве резерва), некоторое количество российских рублей для покупки бензина в России и чуть более 300 украинских гривен, оставшихся от прошлой поездки. Уже на обратном пути в Румынии я поменял 50 евро в обменнике на леи по курсу 4,02 - оказалось даже выгоднее, чем курс в вышеприведенной табличке. Совсем немного сербских динаров я получил на сдачу в разных местах, когда расплачивался в евро. Две карточки я вообще не трогал, а третьей, на которой было 11 тыс.руб, я расплачивался за бензин и автобан в Сербии. В результате получилось, что примерно треть всего бюджета у меня ушла с этой карточки, а две трети потратилась наличными. Всегда полезно иметь некоторое количество местной валюты - для мелких покупок, т.к. далеко не всегда можно расплатиться карточкой, а платить евро не очень выгодно. Например, на Украине и в Румынии в тот момент, когда бензин в баке приближался к нулю, как назло, заправки не принимали карточки. А на трассе Мукачево - Львов, мотели оказались не только неприлично дорогими, но и не принимали карточки, а евро пересчитывали по грабительскому еще докризисному курсу. |
Цена 92-95 бензина в разных странах
Страна | Цена | Цена руб | Цена евро |
Россия (руб) | 20,20 - 20,70 | 20,20 - 20,70 | 0,49 - 0,50 |
Беларусь (белорусские рубли) | 2220 | 30 | 0,73 |
Украина (гривны) | 4,55 - 5,12 | 17 - 19,50 | 0,41 - 0,47 |
Румыния (леи) | 2,93 - 3,07 | 30,50 - 32 | 0,74 - 0,75 |
Сербия (динары) | 79 | 37,22 | 0.90 |
Черногория (евро) | 0,87 | 35,85 | 0,87 |
Косово (евро) | 0,737 | 30,37 | 0,737 |
Маршрут |
Маршрут в ту
сторону я наметил через Беларусь,
Закрапатье и Румынию: Питер - Опочка -Себеж
- Полоцк - Минск - Кобрин - Ковель Львов -
Мукачево - Halmeu (переход в Румынию) - Satu
Mare - Timisuara - Moravita (переход в Сербию) - Ниш. Ниш был выбран как условная отправная точка в Сербии. К третьему дню я намеревался добраться в район Ниша и там уже по обстановке разрабатывать маршрут по Сербии и Косово, т.к. по своему обыкновению я не люблю заранее детально прокладывать весь маршрут путешествия. |
Точно так же я заранее не планировал и не бронировал никакие ночевки кроме самой первой в Себеже, т.к. по опыту прежних поездок знал, что проблем с нахождением мотелей на Украине и в Румынии нет. В этом отношении тревожила только Сербия. Но как оказалось, там тоже есть достаточно много недорогих мотелей. |
Ниже - карты маршрута по России- Белоруссии - Украине и Румынии |
И по Сербии - Косово |
|
Фактический наш маршрут приведен в нижеследующей таблице. |
День | Маршрут | Цена ночевки | Км всего | Км за день |
31.12 | Петербург - Себеж | 1000 руб=24 евро | 484 | 484 |
01.01 | Себеж - Полоцк - Минск - Кобрин - Ковель - Жовква | 12 евро | 1439 | 955 |
02.01 | Жовква - Львов - Мукачево - Берегово - Дьяково (граница Румынии) - Halmeu - Satu Mare - Oradea - мотель | 20 евро | 1965 | 526 |
03.01 | мотель - Timisoara - Moravita (граница Сербии) - Смедерево - монастырь Манасия - Ресавица | 35 евро | 2390 | 425 |
04.01 | Ресавица - Раваница - Ниш - Куршумлия | 20 евро | 2588 | 198 |
05.01 | Куршумлия - Приштина - Грачаница - Високи Дечани - Гораждевас - Печ - Черногория - мотель на границе с Сербией | 15 евро | 2812 | 224 |
06.01 | мотель - Сопочани - Нови Пазар - Павлица - Студеница - Жича - Любостинья - Марковац | 31 евро | 3273 | 461 |
07.01 | Марковац - Смедерево - Бела Црква - Калудерово (граница Румынии) - Oravita - Alba Julia | 120 лей=30 евро | 3702 | 429 |
08.01 | Alba Julia - Cluj Napoka - Sighetu Marmutei - Halmeu ( граница Украины) - Мукачево - Стрый | 160 грив=15 евро | 4364 | 662 |
09.01 | Стрый - Львов - Ковель - Макраны (граница РБ) - Кобрин - мотель на М1 | 950 руб=23 евро | 4991 | 627 |
10.01 | мотель - Минск - Полоцк - Опочка - Псков - Петербург | 5927 | 936 | |
Всего | 225 евро | 5927 км |
Погода |
Все десять дней на удивление стояла настоящая зимняя погода со снегом и морозами в Сербии до минус 15. Правда, солнце нас радовало не часто. |
Маршрутизация, навигация, фото |
В качестве
навигатора я использовал проверенный в
прошлых поездках КПК Futjitsu Simens LOOX N560 c iGO
8. Вообще-то мне больше по душе ТомТом,
но iGO намного лучше знает Россию,
Украину и Балканы. Белоруссию не знает
ни тот, ни другой. iGO показал свою полезность при движении по дорогам Украины, Румынии и Сербии. А единственный раз, когда вечером навигатор завел нас в темноте куда-то в глухую горную деревушку по извилистым грунтовым серпантинам, и там он потерял карту, произошло полностью по моей вине. Я зачем-то решил спрямить путь по мелкой местной дорожке, а потом еще и свернул с нее не туда, куда мне указывал навигатор. Пришлось ломиться в дом и просить помощи. |
Также у меня с собой был ноутбук с установленным на нем маршрутизатором AutoRoute 2002. С его помощью я планировал маршрут на ближайший день-два, а потом вводил точки в навигатор. И в этот же ноутбук я ежедневно скидывал фотографии с фотоаппаратов и предварительно их отбраковывал. В поездке мы фотографировали тремя аппаратами. Вера - своим Canon A710. Практически все фотографии во время движения сняты ею. У меня была моя старая мыльница Canon G6 и недавно купленный Canon EOS450D с телеобъективом. Менять объективы на зеркалке мне было влом, да и не лежит у меня душа к китовому 18-55IS, поэтому выходя из машины, я вешал зеркалку на шею под куртку, а в кармане куртки держал мыльницу. При использовании трех аппаратов возникают проблемы при последующей разборке фотографий. Для минимизации этих проблем я перед поездкой проверяю/устанавливаю одинаковую дату-время во всех аппаратах и совпадающую со временем, которое отмечаю в путевом дневнике. Если в дороге переводится время на местное, то следует синхронно перенастроить и все аппараты. Дома при разборке фотографий нужно использовать просмотрщик, который позволяет сортировать по "date/time original". Я пользуюсь ACDSee Pro 2.5. Тогда все снимки со всех аппаратов выстраиваются в хронологическом порядке, а по записям в путевом дневнике (диктофоне) и информации exif всегда можно понять, где и что снято. В этой поездке я время не переводил, и мы так и жили по питерскому времени. |
Обстановка на дорогах |
Зная, что в последнее время на Украине резко на порядок возросли штрафы за нарушение ПДД, а также у украинского ДАИ появились реальные рычаги воздействия на иностранных водителей, я поставил себе задачу, по возможности не нарушать правила. И не только на Украине, но и в других странах. И хотя на дорогах попадалось довольно много полиции, я с ней дела не имел. Неприятным исключением оказался эпизод, который я описывал http://wwwboards.auto.ru/travel/916973.html . В Закарпатье уже перед самой румынской границей я чуть было не попался на развод украинских "казачков", которые попытались с меня "срубить" штраф за несуществующее нарушение. Помогло то, что у меня была четкая установка не платить ничего в руки, и я требовал оформить протокол. Но все равно было обидно, что я, имея такой большой опыт поездок по Украине, не сразу сумел их распознать. |
Были некоторые опасения по поводу проезда по Косово. Но никаких инцидентов там не было, и никакого негатива по отношению к автомобилю с российскими номерами мы не заметили. Правда, о каком негативе можно говорить, проехав эту территорию без ночевок и почти без остановок. |
|
|
|
|
======================================================================================================== |