Норвегия - 2007 (23 июня - 8 июля 2007 )

Часть 6. Skjolden - Laerdal - Flam. Старинные церкви.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

Часть 6

[Часть 7]

[Часть 8]

[9.Итоги]

[Главная]

 


                      05.07.2007. вс
Весь сегодняшний день на пути от Skjolden до Flam был посвящен старинным церквям

Я попытался в отчет вставить карту этого дня, спроектированную маршрутизатором AutoRoute2007, и обнаружил, что он не знает почти ни одного села с древними церквями, которые мы посетили в этот день.
Пришлось изготовить карту в старом моем любимом AutoRoute2002. Он не знает нового 25-километрового тоннеля (подрисовал его руками), но зато на нем видны все посещенные нами места - Dale (точка 5), Gaupne (6), Kaupanger (7), Laerdal (8) и даже помечена Borgundstavkyrkje (9). Да и Aurland, на мой взгляд, обозначен более правильно, о чем я уже писал в 1 части отчета.

Карта
Карта AutoRoute2002
Карта

 

Карта AutoRoute2007


5632 км. 11-30. Отъезжаем от кемпинга. На прощанье утром фотографирую то же озеро.
Nymoen Camping

5461 км. 12-15. Luster
. Здесь находится Dale kyrkje 1250 г, с очень интересными росписями. Стены церкви достигают толщины 1.5 м. Углы построены из так называемого soapstone (мыльный камень, стеатит) - минерал разновидности талька. С одной стороны, он сравнительно мягкий, но резьба по этому камню сохраняется веками.
В церкви сочетаются  черты готического и романского стилей.

Церковь открыта 10-20, вход бесплатный.
Dale kyrkje

Во время реставрации  1950 года была удалена меловая побелка. Открылись разные слои древних росписей. Они относятся к 14, 16 и 17 векам.
В настоящее время можно видеть росписи с 16 века.
Dale kyrkje

Алтарь 1708 года, изготовил в стиле барокко скульптор из Бергена Jorgen Schauer.

Dale kyrkje

Dale kyrkje


Интересные фрески на стенах и в оконных проемах и резная кафедра 13 века, характерная для норвежских церквей.

Dale kyrkje Dale kyrkje

Dale kyrkje 

 

 

 

 

"Bride's bench" (скамья невесты) на столетие старше самой церкви .







5469 км. 13-00. Hoyheimsvik. Живописный островок Люстефьорда. 

 

 

 

 

А это - тот самый вчерашний водопад Feigumfossen.
Отсюда он смотрится намного внушительнее.             


5476 км. 13-20. Gaupne. Указатель направляет в сторону к древней церкви.                      

Сначала  видим современную церковь с острым шпилем, а чуть дальше - деревянную Gaupne Gamle kyrkje 1647 г.

Gaupne Kyrkje Gaupne Kyrkje

Церковь построена на месте более старой ставкирки 12 века. Это характерно для норвежских церквей. Первые ставкирки были малого объема, и в дальнейшем с увеличением количества прихожан многие из них разбирались и на их месте строились большей вместительности. Иногда элементы декора старой церкви использовались в новой. 

Церковь почему-то закрыта. Еще одна пожилая пара туристов-немцев сообщает, что скоро должны подойти. Наконец приходит девушка, открывает ее и продает билеты. Выясняется, что фотографировать внутри, вроде бы, нельзя. Я пытаюсь блефовать: "No photo - no tickets". В конце концов, договариваемся на разрешение фотографировать без вспышки.

Gaupne Kyrkje


Gaupne Kyrkje



Простота внешнего облика церкви с лихвой компенсируется богатством внутренних росписей.

Церковь расписывал в 1659 году местный художник Nils. Его кисти принадлежат и некоторые картины в посещенной нами Dale kyrkje.
Девушка-билетерша провела экскурсию. Пожилой мужчина, с которым мы ожидали открытия церкви, проявил незаурядное знание темы, задавал вопросы, давал свои комментарии. Разговор шел по-английски, и хоть я не всегда понимал все детали обсуждения, но все равно было очень интересно.
Gaupne Kyrkje

Gaupne Kyrkje

Великолепные резные украшения 

Gaupne Kyrkje Gaupne Kyrkje

На дверцах вырезаны, как я понимаю, имена тех, кто имел свои, так сказать, "частные апартаменты"..

Gaupne Kyrkje


Gaupne Kyrkje
 Основной поток туристов, видимо, возят в наиболее раскрученные ставкирки в Лом и Боргунд, а здесь в Gaupne и Dale, где интерьеры не менее интересны, царит покой и тишина.


Gaupne Kyrkje

 

 

 

 

В оформлении западного входа использованы резные планки старой ставкирки с изображениями змей и драконов


5495 км. 14-50. Указатель влево на Solvorn к парому в Urnes.
Углубляемся в тесное ущелье с бурной порожистой речкой вдоль дороги.

В одном месте поперек перекатов устроены своеобразные мостки. Нам попадались подобные и в других местах. Предполагаю, что они предназначены не для переправы, а для рыбной ловли.

5509 км. 15-10. Sogndal. 55
дорога уходит вправо, а мы сворачиваем на 5 по указателю "Kaupanger 11".

5524 км. 15-30. Kaupanger Stavkyrkje 1180 г. Недавняя реставрация привела ее к тому виду, который она имела 17 веке. Того же периода и интерьеры.
Kaupanger

Обходим вокруг, подходим к вратам, заглядываем внутрь. Вход платный. Внутри - темно, да это и понятно, глядя на редкие маленькие окошки в стенах. Фотографировать нельзя, тем более со вспышкой, поэтому решаем не тратить деньги и время.
  
Kaupanger
От Каупангера уже рукой подать до парома. Половину этого пути мы преодолеваем длинным 3-километровым тоннелем. Уже внутри этого тоннеля размечены полосы очереди на паром.


5533 км. 15-15. Паром Mannheller - Fodnes.
Через 10 минут уже грузимся на корабль.

Mannheller - Fodnes

Mannheller - Fodnes

 

Отплываем. На снимке виден тоннель, откуда мы выехали к пристани.

Mannheller - Fodnes

 

Мы пересекаем Sogne Fjord - самый длинный (270 км) и самый глубокий (1300 м) фьорд в мире. В этом месте до его конца остается всего каких-то 30 км.


На встречных курсах
Mannheller - Fodnes

На той стороне после развилки с 53 дорогой (мы продолжаем ехать по 5) снова ныряем в тоннель 6.5 километров. 

5543 км. 17-00. Сразу на выезде из тоннеля - Laerdal, городок, незаслуженно оставляемый без внимания многими туристами на пути к Флому.


С середины 18 века Laerdal, с постройкой новой дороги и учитывая спокойную тихую бухту, становится важным торговым перевалочным центром. Строятся пакгаузы для грузов и дома для увеличивающегося населения города. К началу 20 века направления транспортных и торговых потоков изменяются, деловая жизнь города затихает, население уменьшается.

Сейчас - это туристский центр. Старые постройки привели в порядок и превратили в своего рода музей старого быта под открытым небом. Под государственную охрану взята 161 постройка.
 
Наибольшее впечатление производят самые старые сооружения 18 века.
Laerdal

Старые деревянные склады отражаются в спокойной глади тихой гавани.
Laerdal


Laerdal

 

 

 

 

Здание бывшего банка превращено в туристскую контору.

Laerdal

 

 

 

Замысловатые резные фасады старого отеля.


Laerdal

 

 

Главная улица старого города выглядит декорацией голливудской киностудии.                 

 

 

 

 


Домики-игрушки с цветочными клумбами.
Laerdal Laerdal

Laerdal
Эта церковь тоже выглядит как декорация.
Laerdal

5545 18-00. Покидаем Laerdal. Ночевку мы наметили во Фломе, но до этого посещаем еще одну древнюю ставкирку в Боргунде. Она находится в 30 километрах по Е16 в сторону Осло

5561 км. 18-35. Водопад
слева от трассы.
Borgund Stavkyrkje
5565 км. 18-40. Указатель направляет налево на Historik Veg (историческая туристская дорога). Сворачиваем. Дорога извивается в стороне от трассы вдоль самого берега речки. Справа нависают скалы. Щит предупреждает, что высокие машины должны держаться посередине, чтобы не задеть за скалы.
5569 км. Выезжаем снова на трассу Е16.
5572 км. 18-50. Сворачиваем к Borgund Stvkyrkje 1150 г. Время уже позднее, низкие свинцовые тучи и моросящий дождик не слишком способствуют фотографированию.

Нашему взору открывается вот такое безобразие. Пространство вокруг церкви обнесено дурацкими стойками с ленточками, обозначающими "ticket zone", т.е. без билета даже не подойти к ограде кладбища. Покупаем билеты в туристском центре. Там тоже есть своя "ticket zone", включающая стенды с информацией и туалеты. Процесс коммерциализации впечатляет и озадачивает.
 
Borgund Stavkyrkje
Справедливости ради, экспозиция в Stave-church visitor center весьма интересная. На стендах изображены различные типы ставкирок.
Так называемые ставкирки или дощатые церкви строились на протяжении примерно 200 лет в 12-13 веках во время распространения христианства в Европе. В отличие от более поздних бревенчатых деревянных церквей, в основе их несущей конструкции находятся вертикально установленные доски. Сначала их просто вкапывали в грунт, и они подгнивали. Позже стали устанавливать на горизонтальных балках, лежащих на камнях.  С 1100 по 1300 в Норвегии построили около 1000 деревянных церквей. Часть из них разрушилась, другие были разобраны, и на их месте построены более вместительные. В недавнее время из постигла еще одна напасть - их поджигали. В настоящее время в Норвегии осталось 28 ставкирок.

Существует несколько основных типов таких церквей, различающихся по сложности конструкции и величине. Все их мы видели в это и прошлое путешествие. 

Borgund Stavkyrkje принадлежит к типу наиболее сложных и больших, с высокой поднятой крышей, драконами на коньках и узкой крытой галереей по периметру. 
Borgund Stavkyrkje
Внутри - темнота (вечер и пасмурная погода), доступ открыт только  в ближайшее к вратам помещение. Плюю на запреты и делаю пару кадров со вспышкой - только на фотографиях и можно было потом рассмотреть интерьер.
Borgund Stavkyrkje
Borgund Stavkyrkje
В заново отстроенной колокольне под крышей видны фрагменты оригинальных древних конструкций. 

Borgund Stavkyrkje

Borgund Stavkyrkje

Подводя итог посещения трех самых больших раскрученных ставкирок в Ломе, Каупангере и Боргунде, отмечаю, что самая красивая снаружи - именно эта Borgund Stavkyrkje. Что касается интерьеров, то с ними нам не повезло. Толпы народа, темно внутри, запрещено фотографировать. Понравилась и самая знаменитая Urnes Stavkirkje, но внутрь ее мы не попали. В 2005 году мы посетили Fantoft, Hoppestad и Heddal с церквями такого же типа. Fantoft Stavkyrkje  - реконструированный новодел по чертежам сожженной древней церкви, а в Hoppestad и Heddal мы видели великолепные интерьеры во всей красе, которые можно было фотографировать вполне легально. В Heddal нам вообще повезло. Мы приехали туда перед самым закрытием. Кассы уже не работали, но нас пустили бесплатно. Осматривали церковь практически в одиночестве.

А вообще - намного приятнее посещать не такие раскрученные церкви, обязательные пункты туристских программ, а, возможно, не настолько известные, но не менее интересные церкви чуть в стороне от проторенных маршрутов.

5596 км. 20-15. Возвращаемся обратно к Laerdal и на круге сворачиваем по указателям на Bergen и Aurland. Въезжаем в самый длинный в мире Laerdalstunnelen длиной 25 км. Первую его половину поднимаемся в гору, потом постепенно снижаемся. Для того, чтобы снизить психологическую нагрузку водителей (особенно страдающих клаустрофобией), через каждые 6 км в тоннеле оборудованы огромные залы-пещеры, подсвеченные разным цветом. Этот свет видишь издалека, и создается впечатление, что впереди конец тоннеля. И вообще, будто ты проезжаешь серию сравнительно коротких 6-километровых тоннелей, выезжая между ними на свет божий.
В этих залах можно сделать краткую остановку, передохнуть и сфотографировать. Но к этому времени у меня в машине опять появились стуки в ШРУСе, и я был больше поглощен ими, а не впечатлениями от тоннеля. В подвеске постучало на подъеме к середине тоннеля, потом опять все утихло.
5620 км. 20-40. Выезжаем из тоннеля. Мимо Aurland двигаемся дальше к Flam вдоль берега Naerofjorden. Преодолев еще один тоннель 1350 м, попадаем в Flam.
5632 км. 21-00. Большой Flam camping, расположенный совсем рядом со станцией железной дороги. Он, конечно, не такой уютный, но зато вмещает всех непрерывно прибывающих автотуристов. Хозяйка кемпинга с дочкой оформляют гостей, а хозяин на велосипеде провожает каждого на его место.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

Часть 6

[Часть 7]

[Часть 8]

[9.Итоги]

[Главная]

Hosted by uCoz