Норвегия - 2007 (23 июня - 8 июля 2007 )

Часть 8. Старые церкви на пути домой.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

[Часть 7]

Часть 8

[9.Итоги]

[Главная]

Настает последний этап путешествия. У нас куплены билеты на дневной паром  Viking из Стокгольма в Турку. Отправление - рано утром 08.07.2007 в 8-30. Расстояние в 870 км с вечера пятницы до утра воскресенья - не бог весть какое, но меня тревожило состояние подвески. Периодические стуки не очень испортили нам поездку, тем более, что я подозревал их причину и имел ШРУС в запасе. Я не сомневался, что в случае чего, я смог бы найти сервис, где мне заменили бы деталь. Но время пришлось бы потратить. И вот теперь мне страшно было представить, что автомобиль откажет в последний день, когда времени на ремонт уже не останется. 

Если прикидывать маршрут в AutoRoute, то выходили два варианта: 
1) по 50 и 7 дорогам через Осло или 2) по Е16 и 33 дороге через Hamar.
Вариант через Hamar на 4 км короче, но маршрутизатор почему-то прокладывает через Осло. Есть еще промежуточный вариант сначала по 50 и 51 дорогам с выходом на Е16. По расстоянию он также примерно одинаков.

Я все-таки останавливаюсь на варианте через Hamar. Опасаясь за состояние своей подвески, мне кажется, что на этом пути меньше крутых горных перевалов. Еще одна причина - на этом маршруте есть еще несколько интересных древних церквей в провинции Valdres. Из Флома нам предстоит снова проехать длиннейшим Laerdalstunnelen, теперь уже в обратную сторону. Если бы не проблемы с автомобилем, то, наверное, я бы  предпочел вместо тоннеля проехать по старой дороге 243 через перевал 1306 м.

Карта

5635 км. 06.07.2007. 18-30.
Отъезжаем от станции Flam. Движемся по Е16 обратно к Aurland.
5645 км. 19-00. Laerdalstunnelen. После тоннеля продолжаем ехать по Е16.
5691 км. 19-40. Серия тонелей длиной 1-3 км, потом едем по узкой дороге в долине между горками вдоль реки. Движение затрудняет ремонт дороги и группы велосипедистов-спортсменов, участвующих в велогонке.
5700 км. 19-50. Развилка с 52 дорогой. Мы едем прямо по Е16. Поднимаемся плавными серпантинами вдоль порожистой речки.
5722 км. 20-20. Поднимаемся к широкому плоскогорью с озерами. На перевале сворачиваем к церкви.


 

Flam



St. Tomas kyrkje
- современная церковь, построенная на месте древней маленькой ставкирки 11 века.

Главная дорога между восточной и западной Норвегией уже 1000 лет в этом месте пересекает хребет Filefjell. В древнюю ставкирку заглядывали путешественники, а также здесь собирались в традиционный летний праздник Syftesok 2 июля. 
Церковь почиталась как чудотворной, и 2 июля здесь собирались массы как людей, желающих исцеления, так и просто паломники, присоединявшиеся к пьянкам и пляскам, которые следовали за религиозными обрядами. Со временем эти оргии приобретали всю более дикий вид, и в 1808 году церковники постановили разобрать церковь.

В 1971 году была построена вот эта новая церковь. На мой взгляд, в ее облике есть что-то шаманское.

 

Чуть дальше видим указатель на старую историческую дорогу 18 века, но мы едем дальше по Е16.

5729 км. 20-30. Справа подходит 53 дорога с Ovre-Ardal.

5742 км. 20-40. Oyen Stavkyrkje 1125 г.

Церковь уже закрыта. Заперты даже ворота ограды. 
Пришлось перелезть через забор, чтобы найти более интересные кадры.

 

 

 

  

Flam

Flam Flam
5751 км. 21-00. Vang. Прицениваемся к кемпингу напротив заправки. Цена не понравилась. Едем дальше.

5764 км. 20-30. Ala camping. Здесь нас поселяют за 80 крон.  

                      07.07.2007.
сб

5764 км. 12-10. Отъезжаем от кемпинга. Неподалеку расположены еще 3 кемпинга.  


5772 км. 12-20. Сворачиваем налево на старую дорогу по указателю к Hore Stavkyrkje 12 в, перестроена в 1820 г.

 
Hove

Эти же ворота, но со стороны кладбища. Резные украшения сохранились с тех самых древних времен.

Hove Hove

В интерьере церкви сочетаются более поздние росписи
Hove Hove

и старые замысловатые узоры резьбы по дереву.
Hove Hove

Продолжаем ехать по старой дороге, параллельной Е16 и через 6 км видим еще одну ставкирку.

5779 км. 12-50. Lomen Stavkyrkje 13 в. Церковь оказалась закрытой, внутрь мы не попали. По размеру и стилю она очень похожа на Hore Stavkyrkje.
Но на фоне окружающего пейзажа она нам приглянулась даже больше.

                
Церковь закрыта. Ворота тоже заперты. Пришлось перелезать через каменную загородку, благо она оказалась невысокой.











Lomen

Lomen








Зато можно было забраться на колокольню 17 века. А сами колокола, судя по надписям на них - древние 12-13 веков.

Также как и традиционная резьба на панелях вокруг входа.
Lomen Lomen

Lomen


Ulnes






Этот простой домик, украшенный цветочными клумбами и покрытый такой же черепицей - очень в стиле расположенной рядом с ним ставкирки.

5799 км. 13-35.
Ulnes

                
Ulnes





Здесь находится еще одна древняя церковь - одна из трех каменных средневековых церквей этого района - Ulnes Stein kyrkje 1250 г.

На самом деле с тех древних времен церковь неоднократно перестраивалась. Последние ремонты производились в конце 19 - начале 20 века.

Росписи на стенах относятся к 18-19 векам.


При подходе к церкви мы увидели подъезжающие свадебные машины и поспешили внутрь до начала обряда. Внутри царила семейная обстановка. Часть народа сидела на скамьях и ожидала прибытия главных персонажей действия - жениха и невесту. Никто на нас косо не смотрел, все были в радостном ожидании и не возражали против фотографирования.

Ulnes


Резной алтарь начала 19 века.









Ulnes


Ulnes





Фрески на стенах созданы местным художником в конце 18 века. Среди них единственная в Норвегии роспись на тему евангельского сюжета о Закхее, богатом сборщике налогов, взобравшемся на платан, чтобы увидеть Христа при входе в Иерихон. 

Не эти ли деревья символизируют эту легенду?

Весь район, который мы сейчас проезжаем, называется Valdres, и в нем сохранилось много древних церквей. На посещение их всех у нас не остается времени. Напоследок решаем посетить еще одну из самых интересных в Reinli.
                
На карте видно, что от Ulnes (точка 20) следует ехать до Aurdal и дальше по мелкой 220 дорожке до Reinli. Потом наше направление - пересекая Е16 и 33 дорогу, к Е6 южнее Лиллехаммера. А уже оттуда через Hamar прямой путь ведет в Швецию.
Карта
5806 км. 14-00. Fagernes - большое село.От Ulnes едем вдоль цепи озер.
5822 км. 14-30. Aurdal. Сворачиваем направо, крутым 10-процентным уклоном спускаемся к реке Begna и так же круто поднимаемся к 220 дорожке. По этой узкой дорожке продолжаем подниматься вдоль узкого хребта, возвышающегося над долиной реки. В середине она даже превращается на пару километров в грунтовку.

5837 км. 14-45. Reinli Stavkyrkje. Она построена в начале 14 века, но есть предположения, что она возведена на месте еще двух более древних ставкирок.


В настоящее время службы в церкви не проводятся за исключением свадеб. Для посещения она открыта в летнее время с июня по август 11-17.

Как и в предыдущей церкви здесь мы тоже попадаем на свадьбу. Но в отличие от сельской семейной свадьбы в Ulnes, здесь все намного серьезнее. Шикарные автомобили на площадке, охранники, еще на дальних подступах предупреждавшие нас о "спецмероприятии". Нас даже не пустили подойти к церкви поближе









Reinli

Reinli



Церковь занимает господствующее положение на вершине лесистого хребта.

Где-то снаружи церкви находится древний позорный столб. Формально его использование было запрещено в 1845 году, когда изменился средневековый закон. На фотографии его не видно.


5837 км. 15-00. Больше уже ничего нас не отвлекает от пути в Швецию. При своей маниакальной любви к самым прямым дорогам, даже если они ведут на партизанские тропы, я с удовольствием подчиняюсь указаниям навигатора.  Спускаемся к E16 и, покрутившись около заправки, выруливаем на 219 дорогу, и опять круто лезем в гору.
5847 км. 15-15. Сворачиваем направо на 234 дорогу по указателю на Leirskogen. Грунтовая дорога плавными поворотами извивается по лесистой возвышенности.

5859 км. 15-30. После ж/д перезда начинается асфальт. Серпантинами спускаемся к 33 дороге. 
5862 км. 15-35. Выехали на 33 дорогу, сворачиваем направо.

 

5866 км. 15-40. Перекусываем на площадке рядом с порожистой речкой Etna.








5879 км. 16-10. Dokka. Сворачиваем на 162 дорогу, срезающую к 249.
5904 км. 16-30. Выехали на 249 дорогу.
5925 км. 16-45. Redalen. Выезжаем к берегу длинного узкого фьорда (правильнее, наверное, назвать его внутренним озером), протянувшегося почти на сотню километров от Lillehammer до Honefoss.
5930 км. 16-50. По 4 дороге выезжаем на Е6. Здесь мы снова попадаем на эту самую длинную трассу Норвегии, с которой мы расстались где-то перед Трондхеймом.  Трасса подходит со стороны Лиллехаммера и пересекает фьорд по мосту длиной 1420 м..
5973 км. 17-25.
Трасса Е6 представляет собой нечто вроде автобана. Вскоре оставляем Hamar в стороне и на 6 съезде окончательно с ней прощаемся, сворачивая на 24 дорогу.

Горки кончились. Пустынная дорога проходит мимо озер по лесам.

6027 км. 18-00. Sand. Городок на берегу большого озера Storsjoen.

6039 км. 18-15. Skarnes. Справа подходит 2 дорога от Осло. Отсюда до Konsvinger дорога идет вдоль левого берега довольно широкой реки (а может, системы озер вроде нашей Вуоксы). По правому берегу  проходит 175 дорога. Навигатор сначала направляет нас по левому берегу, а перед Консвингером посылает через мост на 175 дорогу. Наверное, с учетом поворота трассы в Консвингере к югу почти на 90 градусов. так получится на несколько метров короче.

Впрочем, мы не в обиде. 175 дорога совершенно пустая, а сразу за мостом - симпатичная площадка для отдыха. 

6054 км. 18-30. Перекусываем. Напротив - островок. Деревья и облака отражаются в зеркальной глади воды..
6061 км. 19-15. Konsvinger. Никак не могу отделаться от ассоциации названия этого города с групповым сексом семейных пар.
До шведской границы остается всего 35 км, поэтому пытаемся здесь избавиться от остатка наличных норвежских крон. На 100 крон я заливаю немного бензина, а в супермаркете покупаем три помидорины на последние 13 крон.
6098 км. 20-00. Без остановки проезжаем норвежско-шведскую границу. На норвежской стороне видим здоровенный кемпинг, а на шведской - заправки и большой торговый центр.

Тем временем темнеет, погода портится. Поливает дождь. Дует сильный ветер. Никакого смысла в эту ночь устраиваться куда-нибудь на ночлег мы не видели. От границы до Стокгольма оставалось  всего около 530 км. Мы думали остановиться где-нибудь на площадке, приготовить на примусе себе горячий обед, а потом тянуть до Стокгольма.
Но порывистый ветер с дождем отбивал всякое желание останавливаться, а тем более готовить пищу. Площадок для отдыха с укрытием от ветра и дождя нам не попадалось.
Так и продолжали пилить до Стокгольма.
6140 км. 20-30. Arvika. От границы едем по 61 дороге по шведской нумерации. Ограничение - 90.
6209 км. 23-00. Перед самым Karlstad выезжаем на Е18, подошедшую справа от Осло. Здесь впервые стали попадаться ограничения 110, но пока не так часто, как хотелось бы.
6316 км. 22-55. Orebro. На улице самый настоящий проливной дождь. Здесь с Гетеборга подходит Е20 и соединяется с нашей Е18.
6373 км. 23-30. Упираемся в Т-образный перекресток. Здесь Е18 и Е20 расходятся, каждая идет в Стокгольм своим путем. То и другое расстояние примерно одинаковое. Полагаемся на навигатор ТомТом и сворачиваем направо на Е20. По Е18 нам предстоит еще ехать завтра через всю Финляндию. 




Карта

6490 км. 0-30. Выезжаем Е4. Эта трасса нам  прекрасно знакома по путешествиям в Европу через Скандинавию. Здесь уже начинаются пригороды Стокгольма. 

Времени до отправления парома еще много, дождь прекратился, поэтому мы не оставляем идеи приготовить себе какую-нибудь еду. 
6514 км. 1-15. Сворачиваем с автобана по указателю на кемпинг с надеждой, что около него окажется площадка. 
Около кемпинга удобной площадки не оказалось. Попытались остановиться около входа, но только привлекли внимание охранника, который вышел и с подозрением наблюдал за нами. Поэтому решаем двигать к причалу Викинга.     
6519 км. 1-40. На всякий случай доливаю 5 л бензина на заправке Jet так, чтобы с учетом канистры мне заведомо хватило доехать до России, не заправляясь в Финляндии.
6531 км. 2-00. Причал Viking. Поражаюсь с какой легкостью навигатор ТомТом выводит нас прямо к будке регистрации. Здесь есть только одна тонкость. Не так просто задать Викинг в качестве точки назначения. После нескольких попыток задаю ул. Stadsgardsleden, а перекресток - Viking.

Я вскипятил на примусе воду, мы попили кофе и немного покемарили до начала регистрации.
 08.07.2007 вс

8-00. Отплываем из Стокгольма. Пасмурно, моросит дождь.
Stochholm

Одной из целей именно дневного рейса, кроме экономии на стоимости билетов, была еще надежда посмотреть на красоты Аландского архипелага и финских шхер. Но в такую погоду об особых красотах говорить не приходилось. Поэтому мы без угрызений совести завалились спать в своей каюте. 
На остановке в Мариенхамн я честно вышел на палубу, поливаемую дождем, но  ничего интересного не обнаружил. 
Попытался кое-что сфотографировать уже на подходе к Турку.
Stochholm-Turku

Сзади нас в кильватере следует лайнер Сильи.


Stochholm-Turku
Stochholm-Turku

6532 км. 19-00. Турку. Время пока еще шведское, по традиции я перевожу часы сразу на два часа уже при въезде в Россию.
Полчаса толкаемся в пробке на выезде из порта, пока не удается вырваться из города на трассу Е18.

6600 км. 20-10
. Конец нового автобана. Дальше до Хельсинки - очень плотный трафик, но весь поток едет со скоростью 90. Никто никого не обгоняет и не тормозит. Представляю, что бы творилось на такой дороге у нас в России.

6685 км. 21-10
. Сворачиваем на Keha III - объездную Хельсинки.
6700 км. 21-10
. Уходим с Keha III по указателю на Петербург.
6885 км. 23-45. Финская граница занимает у нас ровно 3 минуты.
6890 км. 23-55. Российская граница Торфяновка. Машин можно сказать, практически нет, но перед нами застрял какой-то финн, у которого оказались трудности с оформлением документов. В узком проезде его никак не объехать. Пограничникам все это - до балды. В результате ни на что потратили 40 минут. 
6890 км. 0-35. Отъезжаем от границы. Переводим время -> 2-35.

7076 км. 5-00. Заезжаем за продуктами в гипермаркет Карусель.
7084 км. 5-50. Прибываем к дому. Путешествие закончилось.

[Часть 1]

[Часть 2]

[Часть 3]

[Часть 4]

[Часть 5]

[Часть 6]

[Часть 7]

Часть 8

[9.Итоги]

[Главная]

Hosted by uCoz