|
[Часть 2] | [Часть 3] | [Часть 4] | [Часть 5] | [Часть 6] | [Часть 7] | Часть 8 | [9.Итоги] | [Главная] |
Преодолев к этому времени от дома уже 5900 км и достигнув самой южной точки нашего путешествия, мы начали подумывать об обратном пути. В 80 км к западу от Кристиансанда находится мыс Lindesnes - самая южная точка Норвегии. Может, и стоило заскочить туда, проехав таким образом всю Норвегию от самого севера до самого юга, но ехать туда только ради цели отметиться нам не захотелось. |
Как я уже отмечал в начале отчета, заранее билеты на паром из Швеции в Финляндию мы не забронировали, поэтому решили попробовать объехать Ботнический залив. На ближайшие два дня наметили посетить одну из самых знаменитых деревянных церквей Heddal Stavkirkje и Лиллехаммер. |
Ехать по Е16 нас совершенно не привлекало из-за нескольких пунктов оплаты на ней и плотного трафика, тем более, что в Осло в этой поездке мы заезжать не собирались. Поэтому маршрут до Лиллехаммера проложили по более мелким дорогам 41 - Е134 - 35 - 245 - 250. Большая часть их помечена в атласе зеленым цветом как живописные. |
Дороги эти оказались действительно очень живописные и почти без движения. |
Heddal Stavkirkje |
Деревянная
церковь в Хеддале - одна из крупнейших в
Норвегии. Она знаменита своими богатыми
резными украшениями на растительные и
животные мотивы, а также росписями 17
века.
Церковь открыта для посещения: |
Мы подъехали в 18-30, и касса оказалась уже закрытой. Подошли к девушке, дежурившей на входе в церковь, и она сказала, что т.к. времени до закрытия остается мало, то мы можем пройти внутрь бесплатно. Я спросил, можно ли фотографировать и получил разрешение. |
Получаса нам вполне хватило, чтобы рассмотреть все и внутри, и снаружи. |
20-10. В Hokksund заезжаем в
4-звездочный кемпинг. Не понравилось. Еще через 40 км останавливаемся в более уютном Hollerud camping за 100 крон. Здесь я впервые за все путешествие искупался. Берег Tirifjorden напоминает наш Финский залив под Питером - я зашел в воду от берега метров на 100, но не сумел достичь даже глубины по пояс. |
08.07.2005 пт. 12-00. В 15 км от кемпинга - городок Honefoss с довольно мощным водопадом прямо в центре города. |
Honefoss | Деревянная церковь 1913 г. |
Lillehammer |
15-00. Подъезжаем
к Лилехаммеру по Е6 вдоль одной стороны большого
вытянутого озера Mjesa, уехали вдоль
другой стороны по 213 дороге. Припекает
солнце, температура 33 градуса.
Делаем круг по центру города с целью приткнуться на кратковременную бесплатную парковку, но тщетно - везде платные, даже у супермаркетов. Тогда заезжаем на парковку у супермаркета REMA1000 и платим 5 крон за полчаса. Этого с лихвой хватило, чтобы пройтись мимо памятника симпатичному горнолыжнику к ратуше с покрытым плющом фасадом. Потом вернуться по пешеходной улице с деревянными домами и заскочить с супермаркет за хлебом. |
Вокруг Ботнического залива |
По 213 дороге выезжаем на Е6 и по этой трассе в плотном потоке машин движемся до Hamar, где сворачиваем на 25 дорогу в сторону Швеции. |
Дорога заметно пустеет и становится почти совсем прямой. Появляются знаки ограничения 90. Вдруг нас на большой скорости со свистом обгоняет полицейская машина, а через некоторое время видим на прямом участке несколько пожарных, полицейских и машин скорой помощи. Что случилось - непонятно, похоже, кто-то улетел в кювет. Это была единственная авария, которую мы видели за границей. |
19-00. Stoa. Норвежско-шведская граница, отмеченная стелой с норвежско-шведским рукопожатием. Совершенно пусто, вокруг ни души. |
Через 15 км лесная дорога выводит на Т-образный перекресток у моста через речку со своеобразным военным памятником. По атласу - это дорога 297 Salen - Sarna, а на дорожном указателе почему-то написано, что это 311 дорога. На площадке молодая норвежка с недоумением рассматривает атлас. Ей нужно куда-то на север в сторону Ostersund. Для меня эта ситуация абсолютна прозрачна - очевидно, что это та самая 297 дорога. Никаких других дорог на Sarna здесь нет и в помине, что я ей и объясняю, и показываю на своем атласе. Понять это она никак не может, поэтому оставлем ее дальше изучать атлас и поворачиваем налево на Sarna. |
"Норвег со шведом - братья навек!" |
На перекрестке с 297 (311?) дорогой |
Дорога
плавно извивается по лесу. Машин нет, во
все повороты можно вписываться на
скорости около 100. В Sarna поворачиваем
на 295 дорогу по указателю на Sveg. Дорожка в
атласе обозначена совсем тоненькая, но
оказалась вполне приличная.
|
20-40. Lillhardal camping. Маленький и очень уютный. Цена тоже радует = 80 SEK = 8.4 EUR (или в пересчете на норвежские = 67 NOK). И душ стоит всего две, да еще и более дешевые, шведские кроны против 5-10-15 крон в норвежских кемпингах. Мы хотели расположиться рядом с кемперами у электрической стойки, но оказалось, что с электричеством цена будет в 1.5 раза больше. Пошли готовить на кухню. |
Кухня-столовая нас просто восхитила! Кухня с двумя электрическими плитами, мойкой, всевозможной посудой и четырьмя (!) большими холодильниками. В соседней комнате - столовая с телевизором, камином и несколькими столиками. Все чисто и по-семейному уютно. Все обитатели кемпинга приветствуют друг друга, как старые добрые соседи. |
09.07.2005 сб. 10-30. В Sveg и выезжаем на 45 дорогу, а в Alvros делаем короткую остановку у двух церквей. Каменная Gamla (старая) Kirka 16-17 в неоднократно перестраивалась. 1638, 1740, последний раз в 1929-32 г. Рядом расположена деревянная церковь 1883 г. Внутри - простенькие интерьеры с красивыми витражами и деревянными фигурками Адама и Евы. У них с анатомией - все в порядке. Круглая деревянная колокольня с острым шпилем - характерная именно для церквей в Швеции. |
|
В Ytterhogdal около памятника "Дядя с молотом" сворачиваем на 314 дорогу по указателю "Ostavall 57". Дорога эта - совершенно прямая и широкая, но почему-то на всем протяжении имеет ограничение 70. |
12-45. Выезжаем на Е14, которая имеет вид что-то вроде автобана с ограничением 110. 13-40. Sundsvall. Крупный промышленный город с плотным движением. Сворачиваем налево на Е4 по указателю на Haparanda - село в самой северной точке Ботнического залива на границе с Финляндией. До него нам предстоит пилить по Е4 650 км. Эта трасса пересекает всю Швецию с севера на юг аналогично трассе Е6 в Норвегии. Участок ее от Стокгольма до Хельсинборга хорошо нам знаком по прежним проездкам в Западную Европу. Теперь мы имели возможность опробовать северную часть Е6. В отличие от южного направления, где она почти на всем протяжении представляет собой автобан, и на протяжении почти 600 км можно ехать на скорости 110 - 120, как на круиз контроле, здесь как в калейдоскопе постоянно меняются "картинки". Каждые 10-20 км настоящий автобан сменяется "полуавтобаном" (разделенные металлическими тросами 2+1 полосы), двухполоской с широкими обочинами (это намного лучше, чем металлические тросы, т.к. обгоняемые машины смещаются на обочину) или обычной узкой двухполоской. Много населенных пунктов, скоростной режим тоже постоянно чередуется: 110 - 90 - 70. Довольно сильно нервируют бесчисленные фотокамеры. Участков с настоящим автобаном не так уж и много, но километров за 50 до Umea идет активная реконструкция - строится шикарный автобан. Еще один участок строительства - сразу за Skelleftea. |
16-00. Ornskoldsvik. Заехали в супермаркет Store Henriko за продуктами, заодно я сфотографировал симпатичную восьмиугольную церковушку на живописном холме.
|
|
Ratan - Bygdea |
18-45. Миновав Umea (осталось в стороне), где есть еще одна паромная переправа в Финляндию, сворачиваем направо по указателю "Ratan 6" с целью посетить древнюю церковь Bydgea Kirka 17 века. |
Церковь как-то не произвела большого впечатления, а больше понравился старинный custom-house Ratan (таможня) на берегу залива. Здесь издревле был перевалочный пункт старого водного торгового пути. Сейчас домишки этой таможни любовно отреставрированы, в них устроен музей и гостевой дом с рестораном. |
А еще в этих местах есть самая длинная в мире (судя по информации на стенде) канатная дорога, проложенная над заливом. Она изображена на картинке на стенде на правой фотке. |
К церкви в Bygdea из Ratan ведет узкая извилистая грунтовая дорожка. Здесь с 1314 года была построена самая северная в Швеции церковь. Потом на ее месте возвели каменную церковь 1579 года, восстановленную в 1757. |
20-30. Через 45 км сворачиваем направо к еще одной каменной церкви Kirkstad |
|
21-00. Проехали городок Skelestea.
Пора подумать о ночевке. Сворачиваем на 506 дорогу к курортной зоне Pitea. Нормальных кемпингов не видно, поэтому снова выезжаем на Е4. 22-15. На середине пути между Pitea и Lulea прямо у трассы видим Ladrike Camping. Цена = 130 SEK, душ и электричество - бесплатно. |
Финляндия |
10.07.2005 вс. 10-10. Покидаем кемпинг для последнего броска к дому в 1100 км. Собственно, торопиться нам было совсем не обязательно, т.к. на работу из отпуска нам надо было выходить во вторник. |
|
12-00. И вот, наконец, та самая Haparanda, чье название мы видели на многочисленных дорожных щитах со все уменьшающимися цифрами расстояния до нее. Финская граница выглядит солидно, с зеленым и красным коридорами и разметкой полос для разного типа транспорта. Но никто никого не проверяет и не останавливает. |
В Финляндии сначала движемся по Е4, которая потом превращается просто 4 дорогу, в Oulu сворачиваем на 22 дорогу на Kajaani, а в Muhos направо, срезая угол между 22 и 5 дорогами по живописным мелким дорожкам 825 - 821 - 874 - 85 вдоль берег большого озера Oulujarvi. В очередной раз убеждаюсь, что в Финляндии намного приятнее и интереснее передвигаться по мелким 3-значным дорогам. На них почти нет транспорта, фотокамер и полиции. А в данном месте почти на всем протяжении было ограничение 100. |
Выезжаем на 5 дорогу уже за Kajaani и по ней пилим мимо Kuopio до Varkaus, где сворачиваем на еще одну 3-значную 467 на Savonlinna. |
Трасса 5 в районе Lapinlahti | Разводной мост в Kuopio |
20-30. Не
можем отказать себе в удовольствии в
очередной раз проехать по живописнейшей
дорожке в Punkaharju, проложенной по
узкому хребту между двумя озерами.
Вообще-то у меня было в мыслях немного
задержаться в этом месте и залезть на
водонапорную башню, служащую видовой
площадкой. Но тем временем уже вечерело.
Время для залезания на башню и
фотографирования уже было упущено.
Оставаться в Финляндии еще на один день
после длинного путешествия не очень
хотелось. К тому же с этой стороны удобнее всего въезжать в РФ через переход Иматра - Светогорск, который открыт до 23 часов по финскому времени. Учитывая то, что мы не переводили часы с Норвегии, у нас было времени в обрез, чтобы не делать лишнего крюка в 50 км через Лаппеенранту. Поэтому гоним уже без остановок к границе, балансируя на грани "простительного" превышения в 10 км/час к ограничениям. |
21-30 (22-30 по финскому) сворачиваем с 6 дороги по указателю "Светогорск 19". На всем протяжении дорога до границы почему-то имеет ограничение 60. С трудом удерживаю себя от желания чуть притопить. |
21-40. Финская граница. Прошли ее на ура за 2 минуты без единого вопроса. 21-50. Отъезжаем от российской границы. Похоже, это рекорд. 10 минут на обе границы! Наши пограничники тоже ничего не проверяли, только пожурили, что мы приехали перед самым закрытием. Все мысли у них уже были дома. Переводим часы на российское время 21-50 -> 23-50. |
На трассе "Скандинавия" испытываю знакомое двойственное чувство после возвращения из заграницы: некоторое освобождение от скоростных запретов и опасение получить в лоб от встречных чудиков, заканчивающих обгон перед самым носом. 2-30 - 2-50. Питер. Пережидаем у Тучкова моста,
когда его сведут перед следующей
разводкой. Снова убеждаюсь, что из двух
мостов через Малую Неву - Биржевой и
Тучков , которые сводят на полчаса в это
время, лучше ожидать у Тучкова, который
сводится минут на 10 раньше. |
Часть 8 |
[Главная] |